Игровое занятие — развлечение:
«Я — ребенок, и я имею право!
(проходит в празднично украшенном музыкальном зале, приглашаются родители)
Программное содержание:
Закреплять
знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах,
перечисленных в ней;
При
помощи имеющегося материала (кубики, игрушки, муляжи цветов и.т.д.)
изображается «Город Счастья»: площадь, улицы, дома.
Ход занятия:
Дети вбегают в зал и рассказывают стихотворение М. Шиманчика:
Пусть, наконец, узнает каждый
И расскажет всем, всем, всем,
Что ребенок - тоже человек,
Только маленький совсем.
Никто не может меня оскорблять
И к плохому направлять.
Могу учить, что меня интересует,
И имею право сам выбирать, с кем мне играть.
Воспитатель: Дети, сейчас я вас приглашаю в замечательный город с необычным названием – «Город Счастья». Чтобы попасть в этот город, надо пройти через сказочные ворота.
Здравствуй город Счастья, ты один на свете,
Где всем управляют маленькие дети.
Здесь всегда спокойно, солнечно, тепло,
Тому, кто живет здесь, очень повезло!
И очень рада детвора, что здесь защищают Детские права.
Дети проходят через ворота и попадают на площадь Добра, от которой в разные стороны отходят улицы.
Все жители города трудились не зря,
Построили вместе площадь Добра.
Огромная площадь, спешите скорей,
Всем хватит здесь места для игр и затей.
Все дети садятся в круг, рассматривают улицы, которые берут начало от площади.
1) Улица Красивых имен.
Игра «Дин - дон»
Дин – дон, дин – дон, по улице ходил слон. Ну а наша детвора начинай игру в слова. Раз, два, три, не зевай, имена называ
Как зовут цыпленка? Цып– цып-
цып!
- Как зовут котенка? Кис- кис- кис!
- Как зовут кутенка? Гав- гав- гав!
- Как зовут ребенка?
Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют имена детей. Воспитатель предлагает двум детям отправиться по улице «Красивых имен» и узнать, кто живет в конце улицы. Дети стучатся в домик, выходит девочка «Имя».
- Здравствуйте, я - ваше «Имя». Родители дают вам меня при рождении. Назовите свои имена. Назовите имена девочек и мальчиков.
1-й ребенок: Как славно девочек зовут.
Вот Настя – шелковый лоскут,
И Олечка – листва лесная,
И Маша – звездочка ночная.
2- й ребенок: Как славно мальчиков зовут.
Вот Боря - пушечный салют,
И Павлик – парус средь простора,
И Рома – ровный рев мотора.
Воспитатель: Если в городе есть такая улица, значит, какое право детей соблюдается? (право на имя)
2) Улица Здоровья:
Воспитатель: Если кто- то из жителей города заболеет, то он непременно приходит на эту улицу. Давайте и мы отправимся к доктору Айболиту.
Дети проходят по улице, стучатся в домик.
Айболит: - Здравствуйте, дети. Что случилось, вы заболели?
Вы не будете болеть, ну а вдруг случится,
Буду горлышко вам греть, класть в носки горчицу,
К вам домой всегда приду, выпишу лекарства,
Дети не должны болеть, кашлять и сморкаться.
Воспитатель: Дети, какое право соблюдается на этой улице ?
( право на медицинское обслуживание)
3) Улица Защиты:
Воспитатель: Каждый ребенок города приходит на эту улицу, когда ему нужны помощь и защита. Послушаем, что нам хочет рассказать Никита.
- Я свою сестренку Лиду никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно, очень я ее люблю,
А когда мне будет нужно, я и сам ее побью.
Воспитатель: Дети правильно ли поступает Никита? Какое, право он нарушает? (право на защиту, право на жизнь без насилия)
4) Улица Знаний.
Воспитатель: На этой улице учатся читать, писать, решать задачи, рассказывать сказки, танцевать и лепить. А что вы умеете делать?
Знайка встречает детей, рассказывает о том, чему можно научиться на улице Знаний. ( танцевать, лепить, рисовать)
Музыкальная пауза. Дети исполняют танец.
Воспитатель: Быстро пролетел день, и незаметно наступила ночь.
Гаснет свет, зажигаются лампочки, опускается луна.
Дети сидят в кругу с закрытыми глазами.
Воспитатель:
Всем жителям города Счастья снятся только счастливые сны.
Им снится:
голубое небо, синее море, зеленый лес, звон колокольчиков и утренний рассвет. (
дети просыпаются и потягиваются)
- Ребята, а почему жителям города Счастья снятся такие прекрасные сны?
Воспитатель: Дети, вам понравилось в городе Счастья? Чтобы этот город надолго сохранился в вашей памяти, я предлагаю вам нарисовать символ: улыбающееся ласковое солнце. Во все времена люди все самое хорошее и доброе сравнивали ссолнцем. В каждом человеке живет солнце, это- то добро, которое мы дарим людям. И ничего, что вы еще маленькие, солнце в вас может быть самое большое!
Итог занятия:
Дети под музыку рисуют на мольбертах улыбающиеся солнышки. В конце занятия выставка детских работ.
Конспект занятия «Семья и дом».
Программное содержание:
Дать детям первоначальное понятие о возникновении семьи; Формировать представление о семье, как островке безопасности; Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам семьи; Закрепит навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Оборудование и материалы: иллюстрации, семейные фотографии, детские рисунки, генеалогические деревья нарисованные детьми вместе с родителями.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, на какой планете мы живем?
На нашей планете есть много разных стран. В этих странах живут дети разных национальностей, с разным цветом кожи, разными традициями. Каждый день на нашей планете рождаются дети, и каждого появившегося ребенка называют «Дитя мира», потому, что все дети имеют равные права. Какие права вы знаете? (Дети перечисляют)
Воспитатель: Сияйте улыбки, солнцем согреты!
Мира и счастья вам, дети планеты!
Воспитатель: Вы все- дети мира. У каждого ребенка есть своя родная страна.
-В какой стране мы живем?
- В какой станице?
- У каждого есть своя улица, дом, квартира.
Игра «Кто, где живет»
Дети встают в круг и, передавая друг, другу мяч, называют сначала свою улицу, потом номер дома.
Воспитатель: У каждого из нас есть дом, в котором живет наша семья. Мир ребенка начинается с семьи. До сих пор никто точно не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди согревались теплом костра, огонь, которого поддерживался общими усилиями. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.
Выставка генеалогических деревьев.
У всех у вас есть семья. И вы вместе со своими мамами и папами создали необычный, чудесный сад. Ребята, я приглашаю вас в него. В этом саду растут сказочные деревья. Посмотрите, внимательно, что в них сказочного? (ответы детей). Правильно вместо плодов на них фотографии людей. Это генеалогические деревья, которые помогают нам проследить историю вашей семьи.
Рассматриваем генеалогические деревья:
- Кто входит в состав вашей семьи?
- Кто является главой семьи?
- Дружная ли у вас семья?
- Кто старше всех, кто младше в вашей семье?
- Расскажите, как вы делали деревья?
- Для чего необходимо знать историю семьи?
Викторина «Пословицы и поговорки о семье»
Воспитатель делит детей на две команды. Команды поочередно называют пословицы и поговорки о семье.
Воспитатель: Дружная семья очень важна для каждого ребенка. Право на воспитание в семье записано в Конвенции о правах ребенка. Никто не может разлучить ребенка с его родителями.
Конспект занятия «Чувствовать, думать, говорить».
Программное содержание: дети учатся узнавать и сравнивать эмоциональные состояния людей. Погружаются в различные эмоциональные состояния, рассказывают
о своих проблемах и учатся сопереживать своим ближним. Повышается самооценка ребенка и его эмоциональное благополучие.
Материал: Бумага и карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель здоровается с детьми и говорит, что, внимательно посмотрев на них, она сразу догадалась, что у Маши сегодня хорошее настроение, а у Саши – плохое. Спрашивает, что значат слова: «У него все на лице написано».
Затем педагог предлагает детям изобразить выражение лиц своих близких в таких ситуациях:
- ты помог маме прибрать в комнате (выражение лица мамы);
- ты сам выстирал свою рубашку (твое выражение лица);
- ты испортил красивую новую скатерть (выражение лица мамы);
- тебя не взяли в гости (твое выражение лица);
Дети должны объяснить, как и почему меняется мимика лица (в зависимости от ситуации).
Воспитатель: спрашивает детей, что значит слово «чувствовать»? Что можно чувствовать языком? Пальцами? Кожей? Всем телом? Сердцем?
Сегодня мы с вами говорим о том, что мы чувствуем своим сердцем, о наших эмоциях и настроении.
Воспитатель просит детей нарисовать явление природы связанное с тем или иным переживанием.
Затем проводится обсуждение: что нарисовал каждый ребенок, какие чувства он испытывал. В задачу взрослого входит расширение словарного запаса детей,позволяющего наиболее полно выразить эмоции, чувства, состояние и настроение.
Игра «Я - разведчик»На фотографии или картине дети стараются выделить как можно больше внешних, признаков какого- либо человека, которые позволяют сделать вывод о его профессии, образе жизни и настроении.
Выигрывает тот, кто назвал больше признаков и оказался самым наблюдательным.
Игра – задание на дом:
Педагог предлагает каждому ребенку определить, в каком настроении пришли вечером с работы родители, а потом в группе рассказать, как он определил, что кто- то из его родных расстроен, а кто – то наоборот веселый. Что он предпринял, что бы успокоить своих близких.
Игры и упражнения, которые может проводить воспитатель или педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема и в вечерние часы.
«Пирамида любви»: игра воспитывает уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности.
Ведущий говорит детям: каждый из нас что- то или кого – то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, кого любите вы. Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях. Воспитатель предлагает детям построить пирамиду любви.
Я назову что- то любимое и положу руку в центр, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть руку сверху, так наша пирамида будет расти. «Семейный альбом»: игра укрепляет у детей семейные связи и привязанности, уважение к семейным ценностям.
Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Воспитатель вместе с ребенком рассматривает семейные альбомы малыша. Воспитатель задает вопросы: «Кто это?», «Как зовут твоих близких?», «Где вы были летом?», «Кого любишь больше всех?».
«Солнечный зайчик»: эта игра воспитывает в детях дружелюбие, способствует созданию в группе атмосферы тепла и взаимопонимания.
Ведущий с помощью зеркала в солнечный день пускает по группе солнечного зайчика, предлагаем детям поймать его. Затем ведущий говорит, что он тоже поймал зайчика, и просит передавать его по кругу, чтобы каждый ребенок мог приласкать его, согреть теплом. Когда зайчик возвращается ведущему, он обращает внимание детей на то, что зайчик обласканный их теплом, вырос и уже не умещается в ладонях. Зайчика выпускают, и каждый ловит частички его тепла.
«Кубики»: пособие состоит из кубика, на каждой стороне которого приклеено схематическое изображение какого либо эмоционального состояния.
1 вариант: Кубик сначала бросает воспитатель, а дети мимикой, позой, жестами изображают соответствующие эмоции. Тот, кто наиболее артистично выполнил задание, будет бросать кубик следующим.
2 вариант: ребенок бросает кубик, предварительно указав, кто будет имитировать эмоциональное состояние, изображенное на выпавшей грани. Затем кубик бросает тот, кто выполнял задание
Пособие «Чье окошко?»
Пособие представляет собой изображение домика с окошками, выполненное из бумаги, фанеры или картона. Пособие используется по-разному в зависимости от педагогических задач. В окошко домика можно поместить фотографии детей группы, под каждым окошком сделать небольшой карманчик. Приходя в детский сад, каждый ребенок помещает под своей фотографией карточку, отражающую его сегодняшнее настроение. Также в окошках можно поместить персонаж, символизирующий разные эмоции. Тогда в кармашки дети вставляют карточки, которые соответствуют их отношению, например, к действиям литературных героев, какому- либо событию в группе.
Пособие- фотоальбом: «Я, ты, он, она – вместе целая страна». Представляет собой альбом с подбором детских фотографий на различных мероприятиях, праздниках, играх и занятиях. Может использоваться для составления детьми рассказов о дружеских взаимоотношениях в группе, о мероприятиях прошедших в детском саду и эмоциях полученных после них.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.