Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"
Оценка 4.6

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
физика
8 кл
31.03.2019
Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"
В современном мире обучение требует современных и новаторских подходов. Поэтому использование компьютера и компьютерных технологий, а также мультимедийного проектора и интерактивной доски может сделать урок неординарным, динамичным и весьма запоминающимся. Компьютерные демонстрации, интерактивные тренажеры, слайд шоу и различные формы компьютерного тестирования становятся важнейшей и неотъемлемой частью урока физики на современном этапе. Урок с использованием презентаций в интерактивной доске и сопутствующего ей оборудования позволяет объединить все эти элементы воедино и дает возможность вариативного и одновременно творческого подхода к процессу обучения. Мною представлен урок для 8 класса по теме: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание» В ходе урока учащиеся изучают физические особенности агрегатного состояний вещества, сформируют понятия процесса плавления и отвердевания, температура плавления и кристаллизации. Во время урока рассматриваются особенности фазового перехода жидкость - твердое тело, происходит знакомство с процессом получения меди на ММСК г. Медногорска. На уроке формируется у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале, развивается познавательный интерес и способность школьников выявлять сути процессов. Урок принял участие в городском конкурсе по профессиональному определению в рамках проекта «Лучший партнер», организованный ММСК. За проведение открытого урока учитель награжден дипломом 1 степени, как лучший урок города.
Открытый урок 8 Агрегатные состояния вещества.doc
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема урока: Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества» Класс:   8а Тип урока: урок систематизации знаний. Цель урока:  создать условия для:  формирования умений применять теоретические знания на практике;  активной творческой деятельности учащихся при решении задач Задачи урока. Образовательные: ­ повторить основные понятия, формулы по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»,  ­ закрепить умения анализировать тепловые процессы; ­ продолжать формировать умения применять полученные знания при решении задач, Развивающие: ­ развивать умения планировать свою деятельность ­ формировать умение переформулировать полученную информацию;  ­ развивать творческую деятельность учащихся, умение обосновывать правильность решения задачи, проводить анализ содержания задачи, посредством работы над решенной задачей; ­ развивать умение связно и логично излагать свои мысли, стремиться доводить дело до конца. Воспитательные: ­ воспитывать чувство ответственности к учебному труду, самостоятельность, трудолюбие; ­ воспитывать коммуникативные навыки; толерантность; ­ развивать познавательный интерес к предмету.  Используемые технологии: деятельностного обучения; групповые, ИКТ.  Используемые методы: словесные; наглядно­иллюстративные; частично­поисковый. Используемые  формы организации познавательной  деятельности:  беседа,   фронтальная   работа, самостоятельная   работа, работа  в группах. Формируемые УУД: Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке. Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять   итоговый   и   пошаговый   контроль,   адекватно   воспринимать   оценку   учителя,   различать   способ   и   результат   действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные:    осуществлять   поиск   нужной   информации,   высказываться   в   устной   и   письменной   форме,   анализировать   объекты, выделять главное, проводить сравнение,   классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать. 1 Коммуникативные:       формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы.  допускать   существование   различных   точек   зрения,   учитывать   разные   мнения,   стремиться   к   координации, Цель этапов урока Проверить  готовность  к уроку,  создать  спокойную, рабочую  обстановку в классе. Вывести  тему и цель урока. Этапы урока 1.Организ ационный  момент 2.Целепол агание и  мотиваци я учебной деятельно сти.  Постанов ка цели  урока. Составлен ие плана  работы на уроке. ХОД УРОКА. Деятельность Учителя Учащихся Здравствуйте ребята. Проверьте готовность к  уроку: учебник, пенал, аккуратность  расположения предметов на парте. Оцените  свое рабочее место. Чтобы наша работа была успешной на уроке,  вспомним законы урока:  не выкрикивать, быть терпеливым, дать  возможность высказаться своим товарищам,  уважать друг друга. (Слайд 2)  Ребята, какую тему мы изучаем?  Обратите внимание на слайд. (Слайд 3)  Прочтите стихотворение.  (На уроках, вот беда, Задачи задают всегда. Делать что? Кого спросить,  Чтобы правильно решить?) Как вы думаете, чему посвятим урок сегодня? Какова тема урока? Тему определили верно. Запишите ее. (Слайд  3) Учащиеся оценивают готовность к  уроку. Учащиеся работают устно. Отвечают  на вопросы учителя. Формулируют и записывают тему  урока: Решение задач по теме «Тепловые  явления. Агрегатные состояния  вещества». Формулируют цели урока: Формируемые УУД Регулятивные.Включение в ритм работы. Личностные.  Самоопределение, настрой  на урок. Коммуникативные.  Планирование учебного  сотрудничества с учителем  и одноклассниками. Познавательные.  Самостоятельное выделение и формулировка темы и  целей урока. Регулятивные. Ананализ  условий достижения целей,  планирование путей  достижения целей. Коммуникативные. Организация учебного  сотрудничества с учителем  и сверстниками,  определение способов  взаимодействия. 2 Какие цели урока вы поставили бы перед  собой сегодня? (Слайд 4) Ребята, что значит уметь решать задачи? Что  надо знать, чтобы решить задачу правильно?  Какой план работы вы составили бы сегодня?  (План записывается на доске) Ребята, у каждого из вас на столе лежат листы самоконтроля. В них в течение урока ставьте  знаки «+» или «­» в зависимости от того  справились вы с заданием или нет. В конце  урока вы получите «карту» знаний, с помощью которой сможете ликвидировать пробелы в  знаниях. 3.Актуали зация  знаний. Развивать  умение  проводить  самодиагно стику и  самоанализ . Повторим материал прошлого урока в виде  самостоятельной работы. (Приложение 2). По  окончании работы проведите самопроверку,  сравнивая свои ответы на вопросы с  информацией на слайде. Оцените вашу работу: если вы выполнили любые два задания,  поставьте «3», если выполнили 3 задания, то  «4», если выполнили все задания правильно  можете поставить себе «5»! (Слайд 5,) Совершенствовать навыки решения  расчетных задач по теме «Тепловые  явления. Агрегатные состояния  вещества». Размышляют, спорят, составляют  план работы. 1. Повторить названия тепловых  процессов. 2. Повторить физические величины,  описывающие тепловые процессы, их  буквенное обозначение и единицы  измерения. 3.Повторить формулы. 4. Повторить алгоритм решения  задач. 5. Решить задачи. Работают письменно, самостоятельно, по окончании выполняют  самопроверку.  Познавательные. Умение  структурировать знания,  давать определение  понятиям. Регулятивные.Самостояте льный контроль своего  времени и управление им.  Контроль за выполнением  заданий. 3 Коррекция  опорных  знаний  учащихся. Выясним, что еще вы знаете о тепловых  процессах?  ­ Читаем график (слайд 6) Учащиеся работают устно. Заполняют листы самоконтроля ­ начальная температура вещества.... ­ при какой температуре вещество плавилось? ­время плавления... ­ в каком состоянии находится вещество в  т.D? ­ максимальная температура нагревания   вещества.. ­ как вы считаете, какое это  вещество? На слайдах будут появляться задания, вам  необходимо их выполнить.  Решите задачу. Она считается решенной, если  вы верно выберите и поднимете карточку с  формулой (Приложение 4). (Слайд 7­11) Коррекция  опорных  знаний  учащихся. Учащиеся работают устно. Заполняют листы самоконтроля. Познавательные.  Осуществление  сравнения, умение строить  логическое рассуждение,   объяснять явления,  процессы.  Коммуникативные. Формулирование  собственного мнения и  позиции, умение  аргументировать их,  адекватно использовать  речь для  регуляции своей  деятельности. Познавательные.  Осуществление  сравнения, умение строить  логическое рассуждение,   объяснять явления,  процессы.  Коммуникативные. Формулирование  собственного мнения и  позиции, умение  аргументировать их,  адекватно использовать  речь для  регуляции своей  деятельности. 4 Коррекция  опорных  знаний  учащихся. Посмотрите и послушайте внимательно видеоролики и  ответьте на вопросы, заданные учителем.  1.Кипение азота. (слайд 12)  1)Какова температура кипения азота?   2)Почему некоторые капельки азота парят над столом,  не касаясь его? 2.Плавление и кристаллизация. (слайд13)   1)Какой   известный   вам   металл   также   сравнительно легко   можно   расплавить?   Какова   его       температура плавления? 2)Как изменилась температура воды в стакане после того как туда вылили расплавленное олово? 1)Ответ: ­196 0С 2) Ответ: при испарении азота  образуется воздушная подушка.   1)Ответ: свинец, 327 0С. 2)Ответ: увеличилась. Познавательные.  Осуществление  сравнения, умение строить  логическое рассуждение,   объяснять явления,  процессы.  Коммуникативные. Формулирование  собственного мнения и  позиции, умение  аргументировать их,  адекватно использовать  речь для  регуляции своей  деятельности. 5 Коррекция  опорных  знаний  учащихся. Оценить  собственну ю  деятельнос ть. Работаем в паре. В карточке «Найди ошибку»  представлены задания. Вам необходимо  посовещаться и прийти к единому мнению и  заменить на правильный ответ. Результаты  озвучим, можно даже с использованием  карточек с формулами. 1. Количество теплоты при нагревании  (охлаждении)             Q = q ∙ m ∙ (tк ­ tн)  2.Количество теплоты, выделяющееся при  сгорании топлива            Q = λ  ∙ m  3. Количество теплоты при плавлении  вещества                      Q = с ∙ m  4. Количество теплоты при кипении     Q =  5.  [q] Дж/кг  ­ удельная теплота  парообразования; 6. [λ] Дж∙ кг∙ ­  удельная теплота плавления; 7. [L]  Дж/кг ∙ °C    ­  удельная теплоёмкость  вещества; ( Приложение 1) Что мы с вами повторили? В листе  самоконтроля (Приложение), которые  выдаются в начале урока, поставьте знаки «+»  или «­» в зависимости от того справились вы с  заданием или нет. Какой следующий шаг? Учащиеся работают устно. Заполняют карточки Познавательные.  Осуществление  сравнения, умение строить  логическое рассуждение,   объяснять явления,  процессы.  Коммуникативные. Формулирование  собственного мнения и  позиции, умение  аргументировать их,  адекватно использовать  речь для  регуляции своей  деятельности. Учащиеся работают устно. Повторили названия процессов, обозначение и  единицы измерения некоторых  физических величин, формулы,  описывающие тепловые процессы. Следующий шаг – повторить  алгоритм решения задач Регулятивные. Осознание  уровня и качества усвоения  знания. Личностные. Оценивание  усваиваемого материала. Коммуникативные.  Установление связи между  целью и результатом. 6 Повторить  алгоритм  решения  задач.  Чтобы решить задачу верно надо  воспользоваться алгоритмом решения.  Алгоритм ­ это последовательность действий.  Вам необходимо вспомнить и правильно  расставить порядок действий. (Приложение 3)  (Слайд 13, 14). Учащиеся работают устно.  Вспоминают алгоритм решения задач, выполняют задание. Оценить  собственну ю  деятельнос ть. Организова ть работу в  группах. 4.  Применен ие знаний  при  решении  практичес ких задач. Что мы с вами повторили? Какой следующий  шаг? Учащиеся работают устно. Повторили алгоритм решения задач. Следующий шаг – решение задач. Для выполнения следующего задания  предлагаю объединится в группы и выполнить  задание в карточке (Приложение  5) (Слайд  15) Но сначало в тетрад запишите тему урока  решение задач по теме «Тепловые явления» ­Запишите краткую запись задач, которые у  вас получились в тетради, оставляя свободное  место для решения (корректирует, если  необходимо условие и решение). Работают в группе, обсуждают,  выполняют задание, затем отвечают  на 1, 2, 3 вопросы в карточке ­  фронтально,  краткую запись и решение новых  задач (вопросы в карточке 4­6)  записывают на доске представители  групп, объясняют решение.  Познавательные.  Осуществление  сравнения, умение строить  логическое рассуждение,   объяснять явления, процессы.  Коммуникативные. Формулирование собственного мнения и позиции, умение  аргументировать их, адекватно использовать речь для   регуляции своей деятельности. Регулятивные. Осознание  уровня и качества усвоения  знания. Личностные. Оценивание  усваиваемого материала. Коммуникативные.  Установление связи между  целью и результатом. Познавательные.  Осуществление  сравнения, классификации;  построение логических  рассуждений, умение объяснять  явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе  решения. Регулятивные.Умение  самостоятельно контролировать  своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации. Личностные. Умение вести  диалог на основе равноправных  отношений и взаимного уважения. Коммуникативные. Умение  учитывать разные мнения и  координировать различные  позиции в сотрудничестве, 7 5.Рефлекс ия. Оценить  собственну ю  деятельнос ть. 6.  Домашнее задание  Итак, наш урок подходит к концу. В листе  самоконтроля оцените ваши знания на сегодняшний  день.  ­ Какую цель ставили перед собой на уроке? ­Смогли ли ее достичь? ­Выполнили ли план? ­Остались ли у вас вопросы?             Продолжите предложения:  Своей работой на уроке я...     доволен/ не доволен   У меня получилось …Было трудно  ...  Материал урока мне был …         полезен/ бесполезен  (Слайд 16) В листе самоконтроля вы оценили ваши знания на  сегодняшний день. К следующему уроку необходимо  заполнить пробелы в них. Домашняя работа представлена в карточке, которую  вы берете домой. Отвечают фронтально на вопросы  учителя, записывают домашнее  задание. Записывают домашнее задание. формулирование собственного  мнения, аргументирование и  координировние его с позициями  партнёров в сотрудничестве при  выработке общего решения в  совместной деятельности.  Регулятивные. Осознание  уровня и качества усвоения  знания. Личностные. Оценивание  усваиваемого материала. Коммуникативные.  Установление связи между  целью и результатом. Познавательные.  Выделение существенной  информации из слов учителя.Коммуникативны е.Умение воспринимать  информацию. 8 Я должен знать 1.Названия тепловых процессов 1.Нагревание (охлаждение) 2.Плавление (отвердевание) 3.Парообразование (конденсация) 4.Сгорание 2.Обозначения и единицы измерения физических величин 1.Количество теплоты 2.Удельная теплота плавления 3. Удельная теплота  парообразования 4.Удельная теплота сгорания  топлива 5.Масса, плотность 3.Знать определения физических величин 1.Количество теплоты 2.Удельная теплота плавления Приложение. Лист самоконтроля. Я должен уметь 1.   Определять   по   условию задачи,   какие   вещества участвуют в теплообмене. 2.Определять, какие тепловые процессы происходят с этими веществами 3.Составлять   теплового баланса уравнение 9 3.Удельная теплота  парообразования 4.Удельная теплота сгорания  топлива 5.Масса, плотность 4.Знать формулы для расчета количества теплоты для процессов 1.Нагревание (охлаждение) 2.Плавление (отвердевание) 3.Парообразование (конденсация) 4.Сгорание 4.Выражать величину через известные.   искомую Предлагаю каждой паре найти ошибки в предложенном в тексте, посовещаться, прийти к единому мнению и заменить на правильный ответ.  Результаты передайте представителям фирмы.  1. Количество теплоты при нагревании (охлаждении)                               Q = q ∙ m ∙ (tк ­ tн)  2.Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива                                   Q = λ  ∙ m  3. Количество теплоты при плавлении вещества                                   Q = с ∙ m  4. Количество теплоты при кипении Приложение1. Работа в группе                                   Q =  5.  [q] Дж/кг  ­ удельная теплота парообразования; 6. [λ] Дж∙ кг∙ ­  удельная теплота плавления; 7. [L]  Дж/кг ∙ °C    ­  удельная теплоёмкость вещества; 10 1 вариант 1. Вставьте пропущенные слова.           1. Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называется…           2. Процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое называется… 2. Запишите буквенное обозначение и единицы измерения физических величин 3.Удельная теплота сгорания топлива 4.Удельная теплота парообразования. 2 вариант 1. Вставьте пропущенные слова. 1. Процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое называется… 2. Процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное называется… 2.Запишите буквенное обозначение и единицы измерения физических величин 3.Количество теплоты 4.Удельная теплоемкость Приложение 2. Самостоятельная работа Приложение 3.  Алгоритм решения задач. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА УРАВНЕНИЕ ТЕПЛОВОГО БАЛАНСА 1. Записать краткое условие задачи и выразить все величины в СИ. 2.Определить, какие вещества участвуют в теплообмене. 3. Определить, какие тепловые процессы происходят с этими веществами, и написать формулы для этих тепловых процессов. 4. Используя записанные формулы, составить уравнение теплового баланса. 5. Из уравнения теплового баланса выразить искомую величину и вычислить ее. Приложение 4. 11 Формулы. Q=cmΔt   Q= mλ  Q=qm  Q=Lm АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА УРАВНЕНИЕ ТЕПЛОВОГО БАЛАНСА 1. Записать краткое условие задачи и выразить все величины в СИ. 2.Определить, какие вещества участвуют в теплообмене. 3. Определить, какие тепловые процессы происходят с этими веществами, и написать формулы для этих тепловых процессов. 4. Используя записанные формулы, составить уравнение теплового баланса. 5. Из уравнения теплового баланса выразить искомую величину и вычислить ее. Приложение 5. Задача для работы в группе. 12 1. Определите массу керосина, которую нужно сжечь, чтобы расплавить олово массой 240 г, если его начальная температура 22 0С? 2. 1. Составьте задачу по данному решению. 2. Какие данные не записаны в краткой записи условия, но необходимы для решения задачи? Где надо искать недостающие величины? 3. Измените вопрос в задаче так, чтобы получилась новая задача (используйте результаты решения). 4. Используя алгоритм решите новую задачу.  Домашняя работа Задача 1. Какое количество теплоты необходимо для плавления олова массой 240 г, если его начальная температура 22 0С? Приложение 6. Задание на дом. 13 14

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"

Конспект урока по теме:"Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019