Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время.
Оценка 4.7

Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время.

Оценка 4.7
doc
17.02.2022
Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочное время.doc

Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время.

«Руководить нравственным воспитанием – это значит,                                что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце»

                                                                                                  В.А.Сухомлинский.

  На современном этапе развития  общества  приходит понимание того, что процветание страны невозможно без духовно-нравственного становления и культурного развития человечества.  Сегодня все больше внимания уделяется проблемам духовно-нравственного воспитания, поиску путей, оптимизирующих этот процесс. Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. В связи с этим необходимо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как: долг, честь, совесть, достоинство.

Основой воспитания, определяющей духовно-нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений обучающихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо,  носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей,  но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Такие дети поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Работа по организации воспитательной работы с такими детьми базируется на выделении специальных принципов, положенных в основу воспитания:

1. Генетический принцип (основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций).

2. Принцип развивающего воспитания. В основу содержания воспитательной работы, положена ориентация на здоровые и сохранные силы ребенка и обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития.

3. Принцип коррекционной направленности работы предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и степени выраженности нарушения, выявлении потенциальных возможностей  личности.

4. Принцип реальности – развитие у школьников таких качеств личности, которые  позволяют им адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни. 

5. Принцип гуманности – создание в школе условий для сохранения, укрепления и коррекции здоровья.

Поэтому передо мной встаёт   важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить  духовно-нравственные нормы, направленные на формирование общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, саморазвития и самосовершенствования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Как классный руководитель работаю над решением следующих задач:

1. Формирование гражданского самосознания, поддержка становления активной жизненной позиции обучающихся;

2. Создание благоприятных условий для самовыражения и самореализации обучающихся;

3. Формирование стремления к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей;

               4.Создание условий для активного и полезного взаимодействия  семьи по вопросам воспитания  обучающихся

Работаю по следующим направлениям деятельности:

Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний; развитие творческих способностей; формирование ключевых компетентностей (предметной, социальной, информационной, коммуникативной). Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, предметные недели, проекты.

 Главными принципами познавательной деятельности  является то, что  каждый ребенок является активным участником всех событий. Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности: решать задачи и примеры, писать, декламировать, мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их.

Ценностно-ориентационная деятельность. Организуется в таких формах внеурочной работы: беседы по социально-нравственной проблематике, классные часы, беседы, дискуссии  и т.д. 

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Эта работа ведется  в следующих формах: конкурсы, экскурсии, посещения городской библиотеки и многое другое. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность в разных формах: игры, праздники, соревнования, которые  помогают сплотить  коллектив.  Включаясь в активную деятельность, обучающиеся приучаются к соблюдению правил и норм поведения, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Проводились  классные часы: «Здоровый образ жизни - это..»; « Жить здорово!». «В здоровом теле – здоровый дух”, “Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!”, “ О профилактике вредных привычек”, “Моё здоровье - залог здоровья моего поколения”.

Работа с семьями.

Как бы много не говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же самое большое влияние на становление личности ребенка имеет институт семьи. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям.

В своей работе провожу диагностики уровни духовно-нравственной воспитанности, которые  необходимы для отслеживания эффективности используемых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки.

Цель: выявление качества и  уровня духовно-нравственного воспитания обещающихся.

1. Комплексная диагностическая программа, которая включает в себя следующие методики:

Методика №1: диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у обучающихся;

Методика №2: диагностика нравственной самооценки;

Методика №3: диагностика этики поведения;

Методика №4: диагностика отношения к жизненным ценностям;

Методика №5: диагностика нравственной мотивации.

2. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой

Основными методами исследования были наблюдение, анкетирование, беседа, индивидуальный опрос.

Методика №1: диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у обучающихся. Анкета «Нравственные понятия». Результат диагностики показал, что учащимся проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло»,  «добро», «долг», «вина», «счастье», «справедливость». Раскрывая смысл этих категорий, дети давали четкие ответы, в них звучали конкретные проявления того или иного понятия. Труднее детям было объяснить такие понятия как «милосердие», «мудрость», «умеренность». Понимание этих понятий  далеко от действительного.

Методика №2: диагностика уровня нравственной самооценки. По итогам данной методики можно сделать вывод, что высоким уровнем нравственной самооценки обладают 2 воспитанницы (50%); средний уровень нравственной самооценки у 1-ой воспитанницы (25 %),  ниже среднего у 1-ой воспитанницы (25 %).

Методика №3: Диагностика этики поведения (толерантного поведения). «Незаконченные предложения». Проведённый тест показал, что необходимо содействовать развитию личности, способной устанавливать дружеские связи, испытывать удовлетворение от общения, учить взаимопониманию, сопереживанию, доброму отношению друг с другом.

Методика №4: Диагностика отношения к жизненным ценностям. Данная диагностика показала, что уровень духовно-нравственных ценностей находится на среднем уровне. Обучающиеся уверены в значимости духовно-нравственных ценностей. Имеют сформированные ценностные ориентации, проявляют духовно-нравственную самостоятельность. Среди основных ценностей выделяют: здоровье родителей, сочувствие и помощь другим людям, быть человеком и иметь доброе сердце.

Методика №5: Диагностика нравственной мотивации. Диагностика показала, что высоким уровнем нравственной мотивации обладают  2 воспитанницы (50%); средний уровень нравственной самооценки у 1-ой воспитанницы (25 %),  ниже среднего у 1-ой воспитанницы (25 %).

2. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой.

Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей.

•        Отношение к обществу, патриотизм;

•        Отношение к умственному труду, любознательность;

•        Отношение к физическому труду, трудолюбие;

•        Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);

•        Саморегуляция личности (самодисциплина).

Наиболее яркими качествами формирующейся нравственности у обучающихся являются отношение к умственному труду, отношение к физическому труду, отношение к людям, к себе Анализ психологических и нравственных качеств воспитанников, отслеживаемых по данным методикам, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления.

Большинство воспитанников проявляют последовательность  в реализации задач духовно-нравственного воспитания. Имеет место независимость суждений, самостоятельность при решении задач духовно-нравственного характера, появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Проводимая в данном направлении работа, на мой взгляд, способствует формированию основ духовной культуры личности школьника, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полноценного развития человека как гражданина. Я убеждена, что свет доброты проникнет с моей помощью в души и сердца моих воспитанников.

 

Список литературы.

1.Шешерина Г.А. Воспитание духовно-нравственных ценностей в современной школе. //Сборник методических разработок по духовно-нравственному воспитанию школьников. Тамбов: ТОИ.

2. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуация его развития //Вестник практической психологии образования. №2,2010. С.12-18.

3. Трибунская О.А. Воспитание духовно-нравственной культуры детей в семье и школе. //Сборник методических материалов по духовно-нравственному воспитанию школьников. Тамбов: ТОИПКРО, 2009. 98 с.

4. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.,2007. 98 с.

5. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М., 2009. 23с.

6.Жарковская Т.Г., Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины/ Т.Г. Жарковская, Н.В. Матвеева, Н.С. Куприянова, О.П. Моисеева, И.А. Кудрова// Отечественное образование. М.:Издательский дом «Истоки»; Институт содержания и методов обучения РАО,2007. 30с.


Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Как классный руководитель работаю над решением следующих задач: 1

Как классный руководитель работаю над решением следующих задач: 1

Методика №3: диагностика этики поведения;

Методика №3: диагностика этики поведения;

Список литературы. 1.Шешерина

Список литературы. 1.Шешерина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2022