"Музыкальный диктант - одна из важнейших форм работы на уроках сольфеджио в ДМШ"
Оценка 4.7

"Музыкальный диктант - одна из важнейших форм работы на уроках сольфеджио в ДМШ"

Оценка 4.7
Лекции
doc
музыка +1
Взрослым
31.03.2019
"Музыкальный  диктант -  одна  из  важнейших  форм  работы  на  уроках  сольфеджио  в  ДМШ"
Музыкальный диктант является важнейшим компонентом курса сольфеджио. Диктант - это наиболее сложная часть сольфеджио и подавляющая часть трудностей при написании диктанта имеют не слуховую, а психологическую природу. автор придерживается на своей практике разработками и методами таких известных музыкантов- практиков, как Шатковский Г.И., Давыдова Е. В., Долматов Н., Фридкин Г.
Музыкальный диктант.doc
Музыкальный диктант ­ одна из важнейших форм работы на уроках сольфеджио в Детской музыкальной школе (ДМШ) и Детской школе искусств (ДШИ). Статью   выполнила   преподаватель теоретических дисциплин  Дасаева  Дания  Файзрахмановна. Как   известно,   музыкальный   диктант   является   одной   из   важнейших составных частей курса сольфеджио в ДШИ И ДМШ. Он в значительной мере определяет   уровень   музыкально­слухового   развития   конкретного   ученика. Музыкальные   диктанты   осуществляют   развитие   музыкальной   памяти учащихся,   быстроту   восприятия   музыкальных   явлений.   Диктанты   также закрепляют   метроритмические   и   взуковысотные   навыки,   приобретенные учениками на уроках сольфеджио. «По опросам детской аудитории диктант считается самым нелюбимым видом деятельности на сольфеджио. Впрочем, и многие взрослые, которые в свое   время   закончили   музыкальную   школу,   вспоминают   о   музыкальном диктанте   как   о   чем­то   малоприятном.   Ни   для   кого   не   секрет,   что подавляющая часть трудностей при написании диктанта имеют не слуховую, а психологическую природу» [1;36] Таким образом, возникает вопрос: как сделать написание музыкального диктанта   на   уроке   эффективным,   увлекательным   и   психологически комфортным? По     мнению   Г.И.Шатковского:   «диктант   должен   стать   завершающим этапом работы над каждой пройденной темой. Только тогда, когда ученики свободно   слышат   ступени,   воспроизводят   по   нотному   тексту   различные мелодические и метроритмические упражнения, читают с листа доступные на данном   этапе   мелодии,   могут   анализировать,   применять   в   собственных творческих работах изученные элементы музыкального языка, ­ только после этого можно приступить к диктанту». [2;111] Если работать стихийно и бессистемно, то масса времени и сил уходит впустую.«Прежде   чем   приступить   к   написанию   музыкальных   диктантов, преподаватель должен достаточно гармонично подготовить к этому группу. Учащихся   следует   научить   хорошо   ориентироваться   в   ладовой звуковысотности,   т.е.   быстро   определять   конкретную   ноту   тональности, которая звучит в данный момент. Они должны также уметь разбираться в метроритмической   структуре   диктанта,   фразировке,   запоминать   ритм   и отдельные звуки». [3;3] По мнению Г.И.Шатковского необходимо начинать с устных диктантов. При первом  же  проигрывании  ученики должны  дать ответы  на следующие вопросы:  1. определить музыкальный размер; 2. определить с какой ступени начинается диктант; 3.   определить   строение   мелодии   (особенности   метрического   и мелодического рисунка и т.д.). Первые диктанты – только в устной форме: слышу, помню, пою (играю). Преподаватель   играет   звуки   так,   чтобы   отобразилось   осмысленное музыкальное построение (мотив, фраза); ученики воспроизводят мелодию с названием нот. Первоначально лучше давать одно и то же построение, но с различными вариантами окончания. Именно   устный   диктант   очень   хорошо   развивает   быстроту   реакции, концентрацию   внимания,   способность   быстро   «схватывать»   и   запоминать небольшие   фрагменты,   в   которые   включены   самые   важные   интонационные трудности».   [4;3]   Если   ученики   с   легкостью   справляются   с   устными музыкальными   диктантами,  то   затем   приступают   к   написанию   письменных диктантов. Когда   учащиеся   приступают   к   письменным   диктантам,   все   прежние требования сохраняют свою силу, но еще прибавляются новые: писать диктант четко,   грамотно,   аккуратно.     Что   требуется,   чтобы   у   учащихся   была необходимая подготовка к диктанту? 1. знания в области теории музыки (кто не знает, тот не может писать); 2. прочные навыки и умения анализировать на слух (кто не слышит и не понимает, тот не может написать); 3. навыки беглого чтения с листа (кто не может читать, тот не может написать); 4. навыки и умения записывать музыкальный материал. Работа над письменным диктантом проходит в классе, поэтому очень важна направляющая роль преподавателя. А именно, организация написания диктанта,   воспитание   правильной   самооценки   ученика.   Основной   принцип записи диктанта – воспроизведение его по памяти. Стенографический способ необходимо свести к минимуму, а в младших классах исключить совсем. Педагог – сольфеджист Е.В.Давыдова писала, что «в методике диктанта следует   исходить   с   самого   начала   из   того,   что   взуковысотные   и метроритмические   соотношения   неотделимы   друг   от   друга,  и   только   в  их единстве образуются логика и смысл мелодии». [5] Поэтому   преподавателю   необходимо   совместно   с   учащимися   в предварительном разборе диктанта, перед его записью, проанализировать: 1. структуру музыкального построения – мотив, фразы, предложения; 2.   формообразующие   элементы   –   повторность,   ее   характер,   наличие секвенций и их особенности, каденции и т.д.; 3. метроритмические особенности; 4.   линеарное   построение   мелодии   –   опорные   звуки,   яркие запоминающиеся скачки, отдельные интонационные обороты; 5.   основу   гармонического   развития   –   движение   мелодии   по   звукам аккордов. Анализ,   осуществленный   коллективно,   в   классе   совместно   с преподавателем   способствует   освоению   целостной   записи   музыкального диктанта.Со   временем   необходимо   постепенно   усложнять   мелодический   и ритмический рисунки диктанта. Для этого лучше брать небольшие построения (фразы, предложения). В дальнейшем, желательно, переходить к диктантам, в форме периода (8 тактов). Для   музыкального   диктанта   необходим   уже   «развитый,   достаточно подготовленный   слух.   Но,   в   свою   очередь,   и   диктант   способствует интенсивному   развитию   музыкального   слуха,   музыкального   мышления, музыкальной   памяти,   а   также   формирует   способность   воспроизводить целостное построение, двигаясь от общего к частному, и, наконец, записывать музыкальный материал быстро, грамотно, красиво». [2;121] Также   не   следует   забывать   и   о   ритмических   диктантах.   Диктанты подобного   рода   обычно   имеют   вспомогательное   значение,   однако   частое применение   этой   формы   работы   на   уроке   сольфеджио   дает   возможность педагогу   успешно   развить   и   закрепить   «ритмическую   составляющую» музыкального слуха учащихся. Ритмические   диктанты   целесообразно   использовать   тогда,   когда необходимо   освоить   новый   ритмический   рисунок   или   требуется   более тщательная проработка соединения сложных ритмических фигур. Хорошие результаты   дает   систематическое   написание   таких   диктантов   в   младших классах.   При   этом   надо   помнить,   что   нужно   не   отстукивать   ритм,   а проигрывать   мелодию   на   фортепиано,   а   учащиеся   будут   записывать ритмический рисунок. Ритмический диктант может быть двух видов: 1.   «учащиеся   записывают   продиктованную   мелодию   вне звуковысотности (ритмический рисунок); 2.   педагог   записывает   на   доске   звуки   мелодии   точками   или   нотами одинаковой   длительности, метроритмически». [6;3]   а   учащиеся   оформляют   мелодию Таким образом, можно подчеркнуть следующее, что использование на уроках сольфеджио различных видов музыкальных диктантов способствует развитию   музыкальной   памяти,   мышления,   музыкального   восприятия учащихся. Диктанты также закрепляют метроритмические и взуковысотные навыки, умение грамотно записывать услышанный музыкальный материал.    Список литературы: 1. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. Сост. О.Берак, М.Карасева. – М.: издательский дом «Классика­XXI», 2009.­224с., ил. 2. Развитие музыкального слуха / Г.И.Шатковский.–М.: Амрита, 2010.–108 с. 3. Долматов Н. Музыкальный диктант. – М.: «Музыка», 1972.­ 140 с. 4.  Лежнева   О.Ю.   Практическая   работа   на   уроках   сольфеджио:   Диктант. Слуховой   анализ:   Учеб.   Пособие   для   уч­ся   1­8   кл.   детских   муз.   школ   и детских  школ искусств. ­ М.:  Гуманит.  Изд. Центр  ВЛАДОС,  2003.­96  с.: ноты. 5. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.,1986.­136 с. 6. Г.Фридкин Музыкальные диктанты Изд. 4­е М.: издательство «Музыка», 1973. – 189 с.

"Музыкальный диктант - одна из важнейших форм работы на уроках сольфеджио в ДМШ"

"Музыкальный  диктант -  одна  из  важнейших  форм  работы  на  уроках  сольфеджио  в  ДМШ"

"Музыкальный диктант - одна из важнейших форм работы на уроках сольфеджио в ДМШ"

"Музыкальный  диктант -  одна  из  важнейших  форм  работы  на  уроках  сольфеджио  в  ДМШ"

"Музыкальный диктант - одна из важнейших форм работы на уроках сольфеджио в ДМШ"

"Музыкальный  диктант -  одна  из  важнейших  форм  работы  на  уроках  сольфеджио  в  ДМШ"

"Музыкальный диктант - одна из важнейших форм работы на уроках сольфеджио в ДМШ"

"Музыкальный  диктант -  одна  из  важнейших  форм  работы  на  уроках  сольфеджио  в  ДМШ"

"Музыкальный диктант - одна из важнейших форм работы на уроках сольфеджио в ДМШ"

"Музыкальный  диктант -  одна  из  важнейших  форм  работы  на  уроках  сольфеджио  в  ДМШ"

"Музыкальный диктант - одна из важнейших форм работы на уроках сольфеджио в ДМШ"

"Музыкальный  диктант -  одна  из  важнейших  форм  работы  на  уроках  сольфеджио  в  ДМШ"

"Музыкальный диктант - одна из важнейших форм работы на уроках сольфеджио в ДМШ"

"Музыкальный  диктант -  одна  из  важнейших  форм  работы  на  уроках  сольфеджио  в  ДМШ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019