Проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ и формы работы
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
музыка +1
Взрослым
31.03.2019
в содержании статьи "Проблемы преподавания в детских музыкальных школах и их формы"показаны формы работы на уроках сольфеджио, которые способствуют воспитанию и развитию музыкального слуха. Это работа над диктантами, интонационные упражнения, работа в классе над чтением с листа. выработан комплекс навыков, умений для развития музыкальнрого слуха.
1проблемы преп сольф.doc
«Сольфеджио самая черновая и одновременно самая великая из всех дисциплин
музыканта. Она посвящена святая святых музыкальной профессии, ее главному
инструменту музыкальному слуху» И. Земцовский
Сольфеджио обязательная дисциплина учебного плана детской музыкальной школы,
которая закладывает основы музыкальнотеоретических знаний, закрепляемых учащимися
в разнообразных видах практической деятельности. Данный предмет нацелен на развитие
музыкальных и общих способностей детей.
Сольфеджио – это первый систематический курс в цикле музыкальнотеоретических
предметов, призванный дать учащемуся прочную основу для дальнейшего музыкального
развития.
В содержание курса вошли формы работы, способствующие воспитанию и развитию
музыкального слуха: анализ на слух, диктант, интонационные упражнения, чтение с листа.
Поэтому было бы правильнее весь этот комплекс навыков, знаний и умений назвать
СИСТЕМОЙ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА.
Непосредственно направленное на разностороннее развитие музыкального слуха,
сольфеджио имеет две цели:
профессиональная воспитывать музыканта исполнителя высокого
класса
социальная воспитывать активного слушателя и любителя музыки.
Сольфеджио многопрофильная дисциплина, охватывающая несколько вполне
самостоятельных, но взаимосвязанных задач:
воспитание слуха,
выработка навыков пения
освоение теории музыки
освоение музыкальноязыковых средств
развитие музыкального мышления
Однако, существуют и проблемы. Самая «болевая точка» предмета: слабая
междисциплинарная связь.
По существу речь идет о кардинальном вопросе всего нашего музыкального
будущего. Найти результативный подход к воспитанию и обучению детей —
это, может быть, самый корень проблемы.
В методике преподавания сольфеджио существуют 4 основные формы работы:
1) интонационнослуховые упражнения, в которых учащийся голосом воспроизводит то,
что слышит внутренним слухом;
2) анализ на слух воспринимаемой музыки или отдельных ее элементов, или осознание
того, что слышит учащийся;
3) пение по нотам, куда входит как пение по нотам выученных мелодий, так и чтение с
листа; 4) музыкальный диктант, то есть самостоятельная запись музыкального произведения (или
какойлибо его части), исполняемого специально для записи или звучащего в памяти.
Все эти формы, выполняя одну и ту же задачу, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Две
последние пение по нотам и музыкальный диктант особенно важны.
Основная задача, стоящая перед поступающими в музыкальную школу обучиться игре на
музыкальном инструменте. Обучение,с первых же уроков, оказывается связано с изучением
нотной грамоты, причем иногда специфика игры на инструменте вынуждает учащегося
несколько опережать тот курс сольфеджио, который читается на данном году обучения.
Усилия педагога направлены на приобретения учащимися практических навыков это
овладение клавиатурой, свободное построение на ней интервалов и аккордов, ориентация в
разных тональностях, транспонирование мелодий, переложение аккордовых
последовательностей в разные типы фактурного изложения, выполнение несложных
импровизаций. В этой работе обязательным условием является опора на фортепианную
клавиатуру, которая используется как эффективное, наглядновспомогательное и
практическое средство в изучении и усвоении учебного материала. Именно в ней
«зашифрована» вся необходимая информация по музыкальной грамоте.
Навыки пения по нотам, интонирования, а также воспроизведения мелодии со слуха,
отрабатываются учащимися и на занятиях по хору. Также именно на хоре начинается
обучение двухголосию, занимающему существенное место в программе обучения
сольфеджио. Вместе с тем пение интервалов и трезвучий (в том числе в определенном
заданном ритме) на уроках сольфеджио развивает голос учащихся, вырабатывает навыки
верного интонирования, необходимые для хорового пения. У детей 67 лет голосовые
связки еще недостаточно развиты, и поэтому даже при наличии музыкального слуха
ребенок не всегда может воспроизводить точно ноты голосом. На уроках сольфеджио он
постепенно приобретает этот навык, а также (особенно при пении интервалов и обращений
трезвучия) расширяет диапазон голоса (который у ребенка 67 лет сравнительно мал. Так,
для того, чтобы петь упражнения в учебниках по сольфеджио, учащийся должен обладать
диапазоном от «си» или даже «ля» малой октавы до «ми» второй).
На начальном этапе обучения в ДМШ отсутствует такой предмет, как музыкальная
литература; его заменяет периодическое слушание музыки, происходящее именно на
уроках сольфеджио. Вместе с тем, обучение музыкальной литературе в старших классах
ДМШ невозможно без навыков, полученных в курсе сольфеджио например, пения по
нотам (в т.ч. с листа) или расшифровки нотной записи при помощи внутреннего слуха.
Наконец, многие навыки сольфеджио закрепляются на практике в дисциплинах, изучаемых
в старших классах, и средних учебных заведениях: элементарной теории, гармонии,
анализе.
Таким образом, с сольфеджио, оказывается, связаны все предметы, входящие в курс ДМШ,
и программа сольфеджио, с одной стороны, помогает усвоению других дисциплин, с
другой опирается на эти дисциплины.
В любой учебновоспитательной деятельности решающим фактором является личность
педагога, его индивидуальность. Прежде всего, он должен быть хорошим музыкантом,
справедливым, творческим и в меру требовательным человеком. Он должен знать основы
психологии и особенности детской психологии. И конечно любить детей! Огромную роль в успешной преподавательской работе играет его умение наладить с
детьми контакт, найти с ними общий язык, расположить их к себе, завоевать их доверие и
вызвать у них желание работать. Основано это умение на уважении к личности
ребенка. Все дети талантливы посвоему! И важно понимать и учитывать в работе, что у
детей бывает разная скорость восприятия информации и готовность к деятельности.
Сложный комплекс знаний и навыков, определенный программой по сольфеджио,
требует от преподавателя высокого педагогического мастерства, большой творческой
инициативы, любви к своей работе, терпения, настойчивости, педагогического такта,
глубоких знаний детской психологии, умелого использования в процессе обучения
технических средств.
Большую роль играет также правильное планирование учебного материала в целом, а
также тщательная подготовка педагога к каждому уроку, Творчески вдумчивый педагог
постоянно ищет новые пути, экспериментирует, совершенствует методику своей работы.
В заключение хочу подчеркнуть то, что сольфеджио в музыкальном образовании и
воспитании занимает главенствующее положение среди всех прочих дисциплин
музыкального цикла. Способности слуха, развитые вследствие сложных многолетних
его тренировок, позволяют не только слышать, воспроизводить голосом
понравившуюся музыку, но и понимать ее, проникая в заповедные ее тайны. И для
того, чтобы каждому ребенку было интересно на уроках сольфеджио – необходимо очень
важное условие: независимо от его способностей, верить в его успех и любить свою
профессию. Потому что, только успех ребенка мотивирует его деятельность. И важно
давать возможность почувствовать успех на каждом уроке. И тогда каждый ребенок с
огромным удовольствием и надеждой будет ждать нового урока и новой встречи с
любимым преподавателем.
"Если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее” (А.С.
Белкин).
Список литературы:
1.А.Л. Островский «Методика теории музыки и сольфеджио»
2.Е.В.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио»
3. НикольскаяБереговская К. «Методика вокальнохоровой работы»
4. Юрлов А. «Певческое воспитание как основа совершенствования исполнительской
культуры певцов хора» 1955
5.Вахромеев В.А «Методика преподавания сольфеджио»
6. Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный музыкальный слух у маленьких
музыкантов //Воспитание музыкального слуха. Вып. 4й. – М., 1999.
7. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1975.
8. Н.Ф.Тихомирова .Основные методы обучения сольфеджио в музыкальных учебных
заведениях. http://www.rusnauka.com
V «Международная научнопрактическая интернетконференция»
«Новейшие научные достижения – 2009»
9. Интернетресурсы:
http://skryabincol.ru/index.php?option=com
http://umoc.3dn.ru/news/opyt_prepodavanija..
КГКП ДМШ №3
Доклад на тему: «Проблемы преподавания
сольфеджио в ДМШ»
Подготовила
преп. теоретических дисциплин
Дасаева
Караганда 2019 г.
Проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ и формы работы
Проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ и формы работы
Проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ и формы работы
Проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ и формы работы
Проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ и формы работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.