Проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ и формы работы
Оценка 4.6

Проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ и формы работы

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
музыка +1
Взрослым
31.03.2019
Проблемы  преподавания  сольфеджио  в  ДМШ  и  формы  работы
в содержании статьи "Проблемы преподавания в детских музыкальных школах и их формы"показаны формы работы на уроках сольфеджио, которые способствуют воспитанию и развитию музыкального слуха. Это работа над диктантами, интонационные упражнения, работа в классе над чтением с листа. выработан комплекс навыков, умений для развития музыкальнрого слуха.
1проблемы преп сольф.doc
«Сольфеджио ­ самая черновая и одновременно самая великая из всех дисциплин   музыканта. Она посвящена святая святых  музыкальной профессии, ее главному  инструменту ­  музыкальному слуху»      И. Земцовский  Сольфеджио ­ обязательная дисциплина учебного плана детской музыкальной школы,  которая закладывает основы музыкально­теоретических знаний, закрепляемых учащимися  в разнообразных видах практической деятельности. Данный предмет нацелен на развитие  музыкальных и общих способностей детей.  Сольфеджио – это первый систематический курс в цикле музыкально­теоретических  предметов, призванный дать учащемуся прочную основу для дальнейшего музыкального  развития. В содержание курса вошли формы работы, способствующие воспитанию и развитию  музыкального слуха: анализ на слух, диктант, интонационные упражнения, чтение с листа.  Поэтому было бы правильнее весь этот комплекс навыков, знаний и умений назвать  СИСТЕМОЙ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА.              Непосредственно направленное  на разностороннее развитие  музыкального слуха,  сольфеджио  имеет  две цели:  профессиональная ­   воспитывать  музыканта ­ исполнителя  высокого  класса  социальная ­ воспитывать активного слушателя и любителя музыки. Сольфеджио ­ многопрофильная дисциплина, охватывающая несколько вполне  самостоятельных, но взаимосвязанных задач:  воспитание слуха,   выработка навыков пения  освоение теории музыки    освоение   музыкально­языковых средств  развитие музыкального мышления Однако, существуют  и  проблемы. Самая «болевая точка»  предмета: слабая  междисциплинарная связь. По существу речь идет о кардинальном вопросе всего нашего музыкального будущего. Найти результативный подход к воспитанию и обучению детей — это, может быть, самый корень проблемы. В методике преподавания сольфеджио существуют 4 основные формы работы: 1) интонационно­слуховые упражнения, в которых учащийся голосом воспроизводит то,  что слышит внутренним слухом; 2) анализ на слух воспринимаемой музыки или отдельных ее элементов, или осознание  того, что слышит учащийся; 3) пение по нотам, куда входит как пение по нотам выученных мелодий, так и чтение с  листа; 4) музыкальный диктант, то есть самостоятельная запись музыкального произведения (или  какой­либо его части), исполняемого специально для записи или звучащего в памяти. Все эти формы, выполняя одну и ту же задачу, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Две последние ­ пение по нотам и музыкальный диктант ­ особенно важны. Основная задача, стоящая перед  поступающими в музыкальную школу ­ обучиться игре на  музыкальном инструменте. Обучение,с первых же уроков, оказывается связано с изучением нотной грамоты, причем иногда специфика игры на инструменте вынуждает учащегося  несколько опережать тот курс сольфеджио, который читается на данном году обучения.   Усилия педагога направлены на приобретения учащимися практических навыков­ это  овладение клавиатурой, свободное построение на ней интервалов и аккордов, ориентация в разных тональностях, транспонирование мелодий, переложение аккордовых  последовательностей в разные типы фактурного изложения, выполнение несложных  импровизаций. В этой работе обязательным условием является опора на фортепианную  клавиатуру, которая используется как эффективное, наглядно­вспомогательное и  практическое средство в изучении и усвоении учебного материала. Именно в ней  «зашифрована» вся необходимая информация по музыкальной грамоте. Навыки пения по нотам, интонирования, а также воспроизведения мелодии со слуха,  отрабатываются учащимися и на занятиях по хору. Также именно на хоре начинается  обучение двухголосию, занимающему существенное место в программе обучения  сольфеджио. Вместе с тем пение интервалов и трезвучий (в том числе в определенном  заданном ритме) на уроках сольфеджио развивает голос учащихся, вырабатывает навыки  верного интонирования, необходимые для хорового пения. У детей 6­7 лет голосовые  связки еще недостаточно развиты, и поэтому даже при наличии музыкального слуха  ребенок не всегда может воспроизводить точно ноты голосом. На уроках сольфеджио он  постепенно приобретает этот навык, а также (особенно при пении интервалов и обращений  трезвучия) расширяет диапазон голоса (который у ребенка 6­7 лет сравнительно мал. Так,  для того, чтобы петь упражнения в учебниках по сольфеджио, учащийся должен обладать  диапазоном от «си» или даже «ля» малой октавы до «ми» второй). На начальном этапе обучения в ДМШ отсутствует такой предмет, как музыкальная  литература; его заменяет периодическое слушание музыки, происходящее именно на  уроках сольфеджио. Вместе с тем, обучение музыкальной литературе в старших классах  ДМШ невозможно без навыков, полученных в курсе сольфеджио ­ например, пения по  нотам (в т.ч. с листа) или расшифровки нотной записи при помощи внутреннего слуха. Наконец, многие навыки сольфеджио закрепляются на практике в дисциплинах, изучаемых  в старших классах, и средних учебных заведениях: элементарной теории, гармонии,  анализе. Таким образом, с сольфеджио, оказывается, связаны все предметы, входящие в курс ДМШ, и программа сольфеджио, с одной стороны, помогает усвоению других дисциплин, с  другой ­ опирается на эти дисциплины. В  любой  учебно­воспитательной  деятельности  решающим фактором  является личность  педагога, его индивидуальность. Прежде всего, он должен быть хорошим музыкантом,  справедливым,  творческим  и  в меру требовательным  человеком. Он должен знать основы психологии и особенности детской психологии. И конечно любить детей! Огромную  роль  в  успешной  преподавательской   работе  играет его умение наладить с  детьми контакт, найти  с ними общий язык, расположить их к себе, завоевать их доверие и  вызвать у них желание работать.  Основано  это  умение  на  уважении  к  личности  ребенка. Все  дети талантливы по­своему! И важно понимать и учитывать в работе, что у  детей бывает разная скорость восприятия информации и готовность к деятельности.         Сложный  комплекс знаний и навыков, определенный  программой по сольфеджио,  требует от преподавателя высокого педагогического мастерства,  большой  творческой  инициативы,  любви  к  своей  работе, терпения, настойчивости, педагогического такта,  глубоких знаний детской психологии, умелого использования  в  процессе  обучения  технических  средств.           Большую роль играет также правильное планирование учебного материала в целом, а  также тщательная подготовка педагога к каждому уроку,  Творчески вдумчивый педагог  постоянно ищет новые пути, экспериментирует, совершенствует методику своей работы.         В  заключение  хочу подчеркнуть то, что сольфеджио в музыкальном образовании и  воспитании занимает главенствующее положение среди всех прочих дисциплин  музыкального цикла. Способности  слуха,  развитые  вследствие  сложных  многолетних  его тренировок,  позволяют  не  только  слышать,  воспроизводить  голосом  понравившуюся  музыку,  но  и  понимать  ее,  проникая  в  заповедные   ее  тайны.  И для  того, чтобы каждому ребенку было интересно на уроках сольфеджио – необходимо очень  важное условие: независимо от его способностей, верить в его успех и любить свою  профессию. Потому что, только успех ребенка мотивирует его деятельность.  И важно  давать возможность почувствовать успех на каждом уроке. И тогда каждый ребенок с  огромным удовольствием и надеждой будет ждать нового урока и новой встречи с  любимым преподавателем.          "Если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее” (А.С.  Белкин).  Список литературы: 1.А.Л. Островский «Методика теории музыки и сольфеджио»  2.Е.В.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио» 3. Никольская­Береговская К. «Методика вокально­хоровой работы»  4. Юрлов А. «Певческое воспитание как основа совершенствования исполнительской  культуры певцов хора» 1955  5.Вахромеев В.А «Методика преподавания сольфеджио» 6. Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный музыкальный слух у маленьких  музыкантов //Воспитание музыкального слуха. Вып. 4­й. – М., 1999.  7. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1975. 8. Н.Ф.Тихомирова .Основные методы обучения  сольфеджио в музыкальных учебных  заведениях. http://www.rusnauka.com V «Международная научно­практическая интернет­конференция» «Новейшие научные достижения – 2009» 9. Интернет­ресурсы:  http://skryabincol.ru/index.php?option=com http://umoc.3dn.ru/news/opyt_prepodavanija..                         КГКП ДМШ №3 Доклад на тему: «Проблемы преподавания  сольфеджио в ДМШ» Подготовила  преп. теоретических дисциплин  Дасаева   Караганда  2019 г.

Проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ и формы работы

Проблемы  преподавания  сольфеджио  в  ДМШ  и  формы  работы

Проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ и формы работы

Проблемы  преподавания  сольфеджио  в  ДМШ  и  формы  работы

Проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ и формы работы

Проблемы  преподавания  сольфеджио  в  ДМШ  и  формы  работы

Проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ и формы работы

Проблемы  преподавания  сольфеджио  в  ДМШ  и  формы  работы

Проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ и формы работы

Проблемы  преподавания  сольфеджио  в  ДМШ  и  формы  работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019