Игровой логопедический тренинг для родителей : «Игры со звуками»
Игровые логопедические тренинги для родителей проводятся 2 раза в месяц. Учителю-логопеду очень важно построить их очень обдуманно, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Содержание таких занятий должно быть предельно четким, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для «галочки», а для пользы дела.
Цель тренинга: Оказание помощи каждой семье в организации совместной деятельности детей и родителей.
3адачи тренинга:
- уточнить понятие «фонематический слух»;
- обучить родителей конкретным игровым методам и приёмам развития фонематического слуха у детей с детьми в домашних условиях.
Ход игрового тренинга.
I. Введение в тему тренинга.
- Самой из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т. е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитый фонематический слух. Причём развивать его нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства. Что же такое фонематический слух? Это врождённая способность,позволяющая:
- узнавать наличие данного звука в слове;
- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем (например, банка – кабан, кот – ток;
- различать слова, отличающиеся одной фонемой.
Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру,пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой,но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух. Для это и разработаны специальные игры и упражнения: различение близких по звуковому составу слов; различение слогов; различение фонем. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру.
II. Моделирование игровых ситуаций.
- Сегодня , все Вы –дети ! И мы будем играть
(логопед проводит с родителями описанные ниже игры)
«Звуковая цепочка»
Ребёнку предлагается прослушать цепочки звуков (звуковой ряд, а затем повторить их. Постепенно объём цепочки увеличивается.
Взрослый говорит: «Я буду произносить цепочку звуков, ты сначала внимательно её послушай, а затем по моей команде повтори». Если была допущена ошибка,взрослый просит: «Извините, я был невнимателен и прослушал, пожалуйста, повтори за мной ещё раз». Затем в звуковые ряды вводятся согласные звуки. Самое главное – постепенное увеличение объёма, но перед этим обязательно убедитесь, что ребёнок легко справляется с предыдущим упражнением.
«Слоговая цепочка»
Работаем по тому же алгоритму, что и со звуковой цепочкой. Цепочка может быть, например,такой:
ПА-НА-РА; ПА- НА-РА-ДА; ПА- НА- РА- ДА-КА
Здесь очень важны фантазия и юмор взрослого. Так, детям можно сказать, что это язык марсиан. Можно предложить произносить цепочку слоговс различной интонацией: радостно, грустно, удивлённо, испуганно, восторженно, разгневанно и т. д.
Взрослый говорит: «Произнеси эту цепочку радостно, словно сегодня у тебя день рождения; печально, словно потерял любимую игрушку; разгневанно, как будто мы с вами истребляем всех комаров в этой комнате…» и т. д. Можно предложить ребёнку самому выбрать интонацию и отследить, какую он использует чаще всего.
«Повтори»
- повтори звуки слитно: А У - АУ; М О – МО; Д У - ДУ и т. д.
- только звук А: А О О А А У И М А (поймай звук)
- только второй (первый, последний) звук: А О У; И У О; А А И; О У А
- только слоги со звуком О (А, У, И): КА КО КУ КО КИ КО; ТО ТА КУ КО МО
- последний звук в слове: пальто, окно, ведро; танк, паук, стук; зима, метла, рука;
- первый звук в слове: аист, автобус, ананас; игла, изба, индюк; осень, облако, обруч, ослик; утка, уши, улица, утро, улитка
«Найди звук»
Взрослый называет слово,например: аист, ребёнок определяет, какой первый звук в слове (А, каким звуком заканчивается слово (Т, какой звук слышится после звука «И» и т. д. Если малыш хорошо справляется, усложняем задание. Предлагаем ему самому придумать слова, которые начинаются с заданного звука (заканчиваются на заданный звук, заданный звук находится в середине слова, слышится вторым, предпоследним).
«Выдели слово»
Взрослый называет звук (например, О)и говорит: «Я буду произносить слова, ты внимательно слушай! Когда услышишь слова, в которых есть звук О, хлопай в ладоши (топай ногой, ударяй по коленям, поднимай руки вверх).
«Надоедливый звук»
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук,например: шуба, кошка, мышь,и спрашивает у ребенка: «Какой звук есть во всех этих словах?»
«Не зевай – слово называй!»
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором есть последний звук слова сыр. (воробей, грач.)
- Подбери слово, в котором первый звук К, а последний А.
Предложите ребенку назвать предмет в комнате (или картинку из лото, или изображение на сюжетной картинке) с заданными звуками,например:
- Что заканчивается на А? Что начинается на С?
- В каком слове в середине звук Т? и т. д.
«Запрещённый звук»
Объявляется запрещённый звук, например О. Дети повторяют за взрослым звуки (А, И, У, Э) и передают по кругу мяч друг другу. Если взрослый произносит запрещённый» звук - О, ребёнок звук не повторяет, а поднимает мяч вверх.
«Шутки-минутки!»
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
***
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
***
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
***
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
***
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Прежде чем играть в приведённые ниже игры, ребёнок должен познакомиться с условным цветовым обозначением звуков:
красным цветом обозначают гласные звуки
синим цветом – твёрдые согласные
зелёным – мягкие согласные
«Звуковые перчатки»
На стол выкладываются самые разные предметы или игрушки. Ребёнок надевает красные перчатки. Разрешается брать в руки только те предметы, название которых начинается с гласного звука (в соответствии с цветом перчаток). Если ребёнок надел синие перчатки, он берёт в руки предметы, название которых начинается с твёрдого согласного, если ребёнок в зелёных перчатках, название предметов, до которых разрешено дотрагиваться, начинается с мягкого согласного звука.
«Твёрдый-мягкий».
Выкладываются игрушки (различные предметы) и два обруча – синий и зелёный (или две коробки – синяя и зелёная). В синий обруч (в коробку) ребёнок складывает предметы, названия которых начинаются с твердого звука, в зелёный обруч (коробку) ребёнок складывает предметы, название которых начинается c мягкого звука.
III. Рефлексия
1. Экспресс–тест:
Выберите один из вариантов ответа:
1.Фонематический слух это:
А) Способность различать речевые звуки
Б) Способность различать фонограммы
В) Способность различать музыкальный фон
2. Игрыпо развитию фонематического слуха способны организовать:
А) Только педагоги
Б) Только родители
В) Педагоги, родители и дети
Г) Только дети
Самопроверка:На доске написаны правильные варианты ответов: (А, В)
Обсуждение результатов самопроверки, родителям вручаются листы с описанием игр, предлагается сделать запись в «Тетрадь отзывов»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.