Игровой логопедический тренинг для родителей :"Игры со звуками"
Оценка 4.9

Игровой логопедический тренинг для родителей :"Игры со звуками"

Оценка 4.9
docx
24.02.2021
Игровой логопедический тренинг для родителей :"Игры со звуками"
игровой логопедический тренинг для родителей.
Игровой логопедический тренинг.docx

Игровой логопедический тренинг для родителей : «Игры со звуками»

Игровые логопедические тренинги для родителей проводятся 2 раза в месяц. Учителю-логопеду очень важно построить их очень обдуманно, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Содержание таких занятий должно быть предельно четким, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для «галочки», а для пользы дела.

Цель тренинга: Оказание помощи каждой семье в организации совместной деятельности детей и родителей.

3адачи тренинга:

- уточнить понятие «фонематический слух»;

- обучить родителей конкретным игровым методам и приёмам развития фонематического слуха у детей с детьми в домашних условиях.

Ход игрового тренинга.

I. Введение в тему тренинга.

- Самой из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т. е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитый фонематический слух. Причём развивать его нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства. Что же такое фонематический слух? Это врождённая способность,позволяющая:

- узнавать наличие данного звука в слове;

- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем (например, банка – кабан, кот – ток;

- различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру,пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой,но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух. Для это и разработаны специальные игры и упражнения: различение близких по звуковому составу слов; различение слогов; различение фонем. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру.

II. Моделирование игровых ситуаций.

- Сегодня , все Вы –дети ! И мы будем играть

(логопед проводит с родителями описанные ниже игры)

«Звуковая цепочка»

Ребёнку предлагается прослушать цепочки звуков (звуковой ряд, а затем повторить их. Постепенно объём цепочки увеличивается.

Взрослый говорит: «Я буду произносить цепочку звуков, ты сначала внимательно её послушай, а затем по моей команде повтори». Если была допущена ошибка,взрослый просит: «Извините, я был невнимателен и прослушал, пожалуйста, повтори за мной ещё раз». Затем в звуковые ряды вводятся согласные звуки. Самое главное – постепенное увеличение объёма, но перед этим обязательно убедитесь, что ребёнок легко справляется с предыдущим упражнением.

«Слоговая цепочка»

Работаем по тому же алгоритму, что и со звуковой цепочкой. Цепочка может быть, например,такой:

ПА-НА-РА; ПА- НА-РА-ДА; ПА- НА- РА- ДА-КА

Здесь очень важны фантазия и юмор взрослого. Так, детям можно сказать, что это язык марсиан. Можно предложить произносить цепочку слоговс различной интонацией: радостно, грустно, удивлённо, испуганно, восторженно, разгневанно и т. д.

Взрослый говорит: «Произнеси эту цепочку радостно, словно сегодня у тебя день рождения; печально, словно потерял любимую игрушку; разгневанно, как будто мы с вами истребляем всех комаров в этой комнате…» и т. д. Можно предложить ребёнку самому выбрать интонацию и отследить, какую он использует чаще всего.

«Повтори»

- повтори звуки слитно: А У - АУ; М О – МО; Д У - ДУ и т. д.

- только звук А: А О О А А У И М А (поймай звук)

- только второй (первый, последний) звук: А О У; И У О; А А И; О У А

- только слоги со звуком О (А, У, И): КА КО КУ КО КИ КО; ТО ТА КУ КО МО

- последний звук в слове: пальто, окно, ведро; танк, паук, стук; зима, метла, рука;

- первый звук в слове: аист, автобус, ананас; игла, изба, индюк; осень, облако, обруч, ослик; утка, уши, улица, утро, улитка

«Найди звук»

Взрослый называет слово,например: аист, ребёнок определяет, какой первый звук в слове (А, каким звуком заканчивается слово (Т, какой звук слышится после звука «И» и т. д. Если малыш хорошо справляется, усложняем задание. Предлагаем ему самому придумать слова, которые начинаются с заданного звука (заканчиваются на заданный звук, заданный звук находится в середине слова, слышится вторым, предпоследним).

«Выдели слово»

Взрослый называет звук (например, О)и говорит: «Я буду произносить слова, ты внимательно слушай! Когда услышишь слова, в которых есть звук О, хлопай в ладоши (топай ногой, ударяй по коленям, поднимай руки вверх).

«Надоедливый звук»

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук,например: шуба, кошка, мышь,и спрашивает у ребенка«Какой звук есть во всех этих словах?»

«Не зевай – слово называй!»

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором есть последний звук слова сыр(воробей, грач.)

- Подбери слово, в котором первый звук К, а последний А.

Предложите ребенку назвать предмет в комнате (или картинку из лото, или изображение на сюжетной картинке) с заданными звуками,например:

- Что заканчивается на А? Что начинается на С?

- В каком слове в середине звук Т? и т. д.

«Запрещённый звук»

Объявляется запрещённый звук, например О. Дети повторяют за взрослым звуки (А, И, У, Э) и передают по кругу мяч друг другу. Если взрослый произносит запрещённый» звук - О, ребёнок звук не повторяет, а поднимает мяч вверх.

«Шутки-минутки!»

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

***

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

***

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

***

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

***

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Прежде чем играть в приведённые ниже игры, ребёнок должен познакомиться с условным цветовым обозначением звуков:

красным цветом обозначают гласные звуки

синим цветом – твёрдые согласные

зелёным – мягкие согласные

«Звуковые перчатки»

На стол выкладываются самые разные предметы или игрушки. Ребёнок надевает красные перчатки. Разрешается брать в руки только те предметы, название которых начинается с гласного звука (в соответствии с цветом перчаток). Если ребёнок надел синие перчатки, он берёт в руки предметы, название которых начинается с твёрдого согласного, если ребёнок в зелёных перчатках, название предметов, до которых разрешено дотрагиваться, начинается с мягкого согласного звука.

«Твёрдый-мягкий».

Выкладываются игрушки (различные предметы) и два обруча – синий и зелёный (или две коробки – синяя и зелёная). В синий обруч (в коробку) ребёнок складывает предметы, названия которых начинаются с твердого звука, в зелёный обруч (коробку) ребёнок складывает предметы, название которых начинается c мягкого звука.

III. Рефлексия

1. Экспресс–тест:

Выберите один из вариантов ответа:

1.Фонематический слух это:

А) Способность различать речевые звуки

Б) Способность различать фонограммы

В) Способность различать музыкальный фон

2. Игрыпо развитию фонематического слуха способны организовать:

А) Только педагоги

Б) Только родители

В) Педагоги, родители и дети

Г) Только дети

Самопроверка:На доске написаны правильные варианты ответов(А, В)

Обсуждение результатов самопроверки, родителям вручаются листы с описанием игр, предлагается сделать запись в «Тетрадь отзывов»


 

Игровой логопедический тренинг для родителей : «Игры со звуками»

Игровой логопедический тренинг для родителей : «Игры со звуками»

Ребёнку предлагается прослушать цепочки звуков ( звуковой ряд , а затем повторить их

Ребёнку предлагается прослушать цепочки звуков ( звуковой ряд , а затем повторить их

Взрослый называет звук (например,

Взрослый называет звук (например,

Маша мчится к маме : Там ползёт зелёный лук

Маша мчится к маме : Там ползёт зелёный лук

Б) Только родители В) Педагоги, родители и дети

Б) Только родители В) Педагоги, родители и дети
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2021