Сценарий семейного логопедического тренинга "Гимнастика для ума и тела"
Оценка 4.7

Сценарий семейного логопедического тренинга "Гимнастика для ума и тела"

Оценка 4.7
docx
13.03.2021
Сценарий семейного логопедического тренинга "Гимнастика для ума и тела"
Гимнастика для ума и тела.docx

 «Гимнастика для ума и тела»

В соответствии с требованиями ФГОС родителям (законным представителям) должна оказываться помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений и развития. При этом работа с родителями должна иметь дифференцированный

подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Особенности современной семьи требуют детальной проработки этого звена в коррекционно-развивающем процессе, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Одним из инновационных направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе является организация и проведение логопедических тренингов. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию с ребенком, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы деятельности.

Комплексный подход к повышению педагогической культуры родителей значительно разнообразит их отношения с детьми и оптимизирует взаимодействие с педагогами детского сада, позволяет вывести коррекционно-образовательный процесс на качественно новый уровень.

Жизнь – это система движений. Движение оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно, на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Многие уверены, что мышление и учение сосредоточено лишь в голове. Напротив, наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Кинезиология – научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи такова – развивающая работа должна быть направлено от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему не успешности.

Развитие ребенка с дизартрией с первых дней жизни отличается от развития нормально развивающихся детей. Они неразборчиво произносят слова, плохо едят, поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания, несколько

                                                                                                                                 1                      

позднее своих сверстников начинают прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегают, особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по изобразительной деятельности, долго не могут научиться ездить на велосипеде, кататься на коньках и лыжах. Отчетливо заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений. Кроме того, у данной категории детей правильному выполнению сложных двигательных актов препятствует недоразвитие статической и динамической координации движений. Оно выражается в наличии затруднений при удержании заданной позы, треморе пальцев рук, отклонениях туловища в стороны, балансировании руками.

С трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения. Возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящие из трех и более слогов. Дизартрики пропускают или переставляют местами звуки, слоги при произнесении длинных слов, так как не ориентируются на их ритмическую основу. Это заметно на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции у детей с проблемами в развитии.

Цель тренинга: раскрыть суть здоровьесберегающей технологии «Кинезиология» и ее роли в развитии дошкольников.

Задачи:

расширить, углубить знания родителей об инновационной здоровьесберегающей технологии «кинезиология»;

Обобщить знания родителей о развитии интеллекта старших дошкольников;

Практическое овладение кинезиологическими методами для последующего применения в домашних условиях

Формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности.

Ожидаемые результаты мастер-класса

Понимание участниками мастер-класса актуальности данной технологии;

практическое освоение кинезиологических методик и упражнений;

повышение уровня профессиональной компетенции родителей по основным аспектам демонстрируемой деятельности.

Ход тренинга:

Вводная часть:                                                                                                   2

Цель: настроить родителей и детей на позитивное общение между участниками тренинга.

Проводится коммуникативная игра "Здравствуйте" Участникам предлагается встать в круг и поздороваться друг с другом: ладошками, локотками, коленками, спинками и т. п. Логопед предлагает участникам тренинга познакомиться и проводит игру "Знакомство", где каждый называет себя так, как хотел бы, чтоб к нему обращались. После приветствия и знакомства с семьей, логопед начинает передавать по кругу маленький комочек семейного тепла. (Каждый член семьи передает воображаемый комочек соседу, наполняя его своим теплом).

Основная часть:

Цель: обучить родителей приемам кинезиологических упражнений

1. Мини-обзор учителя-логопеда

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: право-, лево- и равнополушарные. Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т.д. При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью кинезиологических упражнений – комплекса движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. Познакомившись с работами А.Л. Сиротюк, в нашей группе мы стали использовать на занятиях кинезиологические упражнения.

2. Выполнение практических упражнений

I. Развитие соматогностических функций (восприятие тела); растяжки.

Цель: нормализация тонуса мышц.

«Дерево». На корточках спрятать голову в колени и обхватить их руками (семена). Медленно подниматься на ноги, распрямляя туловище. Поднять руки, напрячь тело и вытянуть его вверх. «Подул ветер»: раскачивать тело.

«Яйцо». Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.                                                                                                    3

II. Массажи

Цель: улучшение функции рецепторов, проводящих путей, укрепление рефлекторных связей коры головного мозга с мышцами и сосудами, повышение регулирующей роли ЦНС.

Массаж ушных раковин. Помассировать мочки ушей, всю ушную раковину, растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины.

«Пила». Кисть и предплечье левой руки на столе. Ребром ладони правой руки сымитировать «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони. Проделать тоже для другой руки.

III. Формирование пространственных представлений

Цель: развивать пространственную функцию: лево – право, верх – низ, перед – зад.

«Моя рука, твоя рука». Дети определяются в пары и, сидя лицом друг к другу определяют сначала у себя, затем у товарища левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.

«Пространство тела соседа». Прикоснуться левой рукой к правому уху соседа слева, затем правой рукой к левой коленке соседа справа и т.д.

«Пространство за спиной». Выполни действия за своей спиной: завяжи шнурки, застегни пуговицы, узнай предмет на ощупь, слепи из пластилина.

IV. Развитие артикуляционных движений и мелкой моторики

Цель: стимулировать работу базального ганглия лимбической системы. Движения языком вправо-влево, вверх-вниз.

«Волна». Сначала правой рукой, затем левой двигать волнообразно каждый пальчик. Выгибание языка, свертывание в трубочку.

«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук,

V. Развитие зрительного восприятия

Цель: расширить пространство зрительного восприятия, повысить энергетику мозга, активизировать процесс обучения, профилактика миопии.

Следи за игрушкой, не поворачивая шеи. Предметы перемещает, ребенок с усложнением: открыть рот; слегка прикусить язык.Не поворачивая головы, пытаемся посмотреть за плечо сначала правое, затем                                 левое. Глаза вправо – глубокий вдох – пауза (задержка дыхания и движения

                                                                                                                                  4

глаз- 2 сек.) – глаза в И.П. – Пассивный выдох – пауза. Глаза влево – вдох – пауза- Глаза в И.П. – выдох – пауза.

―Горизонтальная восьмерка‖. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

VI.Развитие межполушарного взаимодействия

Цель: развитие мозолистого тела, повышение стрессоустойчивости, синхронизация работы полушарий, улучшение мыслительной деятельности, способствовать улучшению памяти и внимания, облегчение процесса чтения и письма.

«Оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции /можно подключить проговаривание слогов с заданным звуком, счет от 1 – 10 и обратно, называть дни недели, времена года…/.

«Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая – на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положения рук.

"Кулак - ребро – ладонь. Последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

«Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу; пальцы в замок. Выверните рук к себе. Двигайте пальцем, который назовет педагог. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкенизий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

«Зеркальное рисование». На чистом листе бумаги рисуем обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы…                                                  5

«Перекрестное марширование». Любим мы маршировать, руки, ноги поднимать. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

«Прыжки». На месте, одновременно двигая руками и ногами. Ноги вместе – руки врозь; ноги врозь – руки вместе; ноги вместе – руки вместе; ноги врозь – руки врозь.

«Прыжки». Ноги вправо-руки влево; ноги влево- руки вправо; ноги вправо-руки вправо; Ноги влево-руки влево.

VII. Дыхательные упражнения

Цель: улучшить ритмы, повысить энергетическое обеспечение деятельности мозга, профилактика соматических заболеваний, снятие стрессов.

Дышим носом

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

Заключительная часть:

Подведение итогов: предложить детям узнать у родителей, чему они научились за время тренинга, поинтересоваться, чему еще хотят научиться и нужны ли подобные тренинги их семье.

Рефлексия: По окончании тренинга дети и родители украшают поляну цветами различных цветов.

Красный, розовый - занятие понравилось, узнали что то интересное, новое.

Зеленый, синий - занятие не понравилось, узнали мало интересного и нового.

Литература

1. Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60 с.

2. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая

гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань

                                                                                                                            6


 

Гимнастика для ума и тела» В соответствии с требованиями

Гимнастика для ума и тела» В соответствии с требованиями

Отчетливо заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений

Отчетливо заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений

Цель: настроить родителей и детей на позитивное общение между участниками тренинга

Цель: настроить родителей и детей на позитивное общение между участниками тренинга

II. Массажи Цель: улучшение функции рецепторов, проводящих путей, укрепление рефлекторных связей коры головного мозга с мышцами и сосудами, повышение регулирующей роли

II. Массажи Цель: улучшение функции рецепторов, проводящих путей, укрепление рефлекторных связей коры головного мозга с мышцами и сосудами, повышение регулирующей роли

И.П. – Пассивный выдох – пауза

И.П. – Пассивный выдох – пауза

Перекрестное марширование». Любим мы маршировать, руки, ноги поднимать

Перекрестное марширование». Любим мы маршировать, руки, ноги поднимать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2021