Игровой приём «Крестики-нолики» на уроке истории России в 8 классе при повторении и обобщении темы «Внешняя политика Павла I»
Автор-составитель: Наумова Любовь Дмитриевна, кпн, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 48 имени Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева г. Тюмень
Цель приёма: повторить, обобщить и закрепить знания, полученные на уроках истории России
Игра «Крестики-нолики» составлена автором на основе учебника:
История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. оорганизаций. В 2 ч. ч.1. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин [и др.]; под ред. А.В. Торкунова. -М.: Просвещение, 2021.
1. Фронтальный вариант опроса учащихся.
Учитель заранее составляет вопросы в виде утверждений, на которые можно ответить «да» или «нет». Ответ «да» обозначается «Х», ответ «нет» обозначается «О». Учащиеся записывают ответы в таблицу, которую чертят у себя в тетради, состоящую в данном случае из 9 пронумерованных клеток.
Далее учитель объясняет учащимся правила игры: вам будут даны 9 утверждений. Некоторые из них ошибочные. Если вы согласитесь с утверждениями – поставите «Х», если не согласитесь – «О». Предупреждаю, что задание будет зачитано только дважды, будьте внимательны. По окончанию игры учитель демонстрирует на доске ученикам заполненную таблицу с верными ответами и, при необходимости, проводит работу над ошибками, а учащиеся саморефлексию.
Итогом становится самопроверка или взаимопроверка (с заполненного поля со школьной или интерактивной доски, слайда презентации) и анализ допущенных ошибок и рефлексия.
Критерии оценивания:
9 баллов- «5»;
7-8 баллов-«4»;
6-5 баллов-«3»;
От 4 баллов –«2».
Иногда учитель может выборочно назвать фамилии тех учащихся, которые он проверит самостоятельно. По итогам игры учитель выставляет учащимся оценки.
Можно внести в игровой прием состязательность, к примеру, заранее оговорить условия (например, в игре обязательно должны быть «победители», т.е. - «х» или «0», занявшие всю линию (горизонтальную, вертикальную или диагональную). И тогда только им и выставить за урок оценку «5».
2. Обычная игра `Крестики-нолики в парах.
Учитель определяет по жеребьевке: кто будет `крестик` ставить, а кто `нолик (обычно 1 либо 2 вариант)`. Задания в виде распечатанных карточек раздаются на парту либо всем одинаковые, либо несколько вариантов и по ходу игры в таблицу, начерченную на доске, вносятся верные ответы (Х и О).
Учитель определяет правила: на раздумье 1 минута, затем зачитывается верный ответ. Среди игроков начинает тот, кто ставит `крестик`, он выбирает на поле клеточку, но прежде, чем поставить свой знак, он должен ответить на вопрос, соответствующий номеру клетки. Если он отвечает правильно, то имеет право поставить свой `крестик` в выбранную клетку поля. Если ответа на вопрос не последовало, то поле остается пустым. Затем ход переходит другому игроку (вне зависимости: ответил предыдущий игрок или нет). Второй игрок в свою очередь выбирает клетку и отвечает на вопрос, который зафиксирован под номером этой клетки, но при этом ставит свой знак `нолик`. Выигрывает тот, кому удалось поставить первым 3 своих знака в один ряд (можно по вертикали, по горизонтали или по диагонали). Только ему учитель ставит оценку «5» по итогам урока. Игра всегда заканчивается анализом допущенных ошибок и рефлексией.
Другим вариантом игры является следующий: отдельным ученикам, можно и пожеланию, дается задание составить по параграфу верные, либо неверные утверждении. Затем эти задания выборочно при опросе домашнего задания даются игрокам в парах. Учитель оценивает составителя и игроков по окончании опроса домашнего задания.
Тема: «Внешняя политика Павла I»
1. Начало открытой войны с Англией не повлияло бы на экономические интересы России (нет) .
2. Военные экспедиции А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова-яркая страница в военной истории России. Суворов был удостоен звания генералиссимуса (да).
3. Одним из первых шагов во внешней политике Павла стало участие в войнах против революционной Франции (нет).
4. Эскадра Ф.Ф. Ушакова одержала ряд побед на море и осовбодила Ионические острова (да).
5. В 1798 г. Павел направил русские войска в Италию и Швейцарию для борьбы против французов (нет).
6. Союзники запретили всякий экпорт товаров в Англию, многие порты в Европе для нее оказались закрыты (да).
7. Автором индийского похода был Павал 1 (нет).
8. В Россию были перенаправлены священные реликвии ордена Иоанна Иерусалимского, Они хранились в Зимнем дворце и передавались по наследству (да).
9. В невероятно сложных условиях русская армия под командованием А.В. Суворова высадилась на Мальте (нет).
1 О
|
2 Х |
3 О |
4 Х
|
5 О |
6 Х |
7 О
|
8 Х
|
9 О
|
Х - верный ответ О - неверный ответ |
Критерии оценивания: 9 баллов- «5»; 7-8 баллов-«4»; 6-5 баллов-«3»; От 4 баллов –«2». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.