Игровой тренинг «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»
Целевая группа: подростки.
Цель игрового тренинга: повышение коммуникативной компетенции обучающихся (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; развитие коммуникативных умений).
Задачи:
— раскрыть понятие «общение»;
— познакомить с основными видами общения;
— формировать основные навыки эффективного общения;
— определить личные качества, важные для общения;
— актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого обучающегося.
Предполагаемые результаты:
— формирование адекватной самооценки и освоение эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений;
— уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности;
— формирование навыков адекватного конструктивного поведения.
— развитие навыков доброжелательного общения.
Ход игрового тренинга
Упражнение «Обними радугу».
Время: 2-3 минуты.
Возраст: любой.
Цель: регуляция вегетативной нервной системы. Расслабление. Сосредоточение и осознание своих ощущений.
Описание: Участники группы встают и располагаются друг от друга на расстоянии вытянутых рук в стороны. Ведущий предлагает закрыть глаза и медленно, поднимая вытянутые руки ладонями вверх над головой, нарисовать радугу, представляя все её яркие цвета. Глаза открыть, улыбнуться, руки медленно вниз. Повторить два раза. Затем, делая глубокий вдох с закрытыми глазами обнять себя, мысленно прижимая к себе любой цвет радуги. Выдохнуть с удовольствием, открыть глаза. Обнять каждый цвет. Вдох и выдох можно производить с голосом.
Ведущий: Я сейчас прочту вам притчу, а вы попробуйте сформулировать тему нашей встречи.
Читает «Притчу об умении слушать».
Отправил как – то один царь гонца к царю соседних земель.
Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:
- Мой господин…повелел сказать, чтобы вы продали ему…лошадь белую… с чёрным хвостом…, а, если не продадите, то….
- Не желаю больше слушать! – перебил царь запыхавшегося гонца. – Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а, если бы была, то…
Тут он запнулся. А гонец, услышав такие слова, испугался и выбежал из дворца. Он вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе.
Выслушав донесение, повелитель страшно рассердился и объявил соседскому царю войну.
Долго длилась эта война, много крови было пролито и земель опустошено. Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу.
Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:
- Что ты хотел сказать своей фразой: «Продай мне белую лошадь с чёрным хвостом, а, если не продашь, то…»?
- «пошли лошадь другой масти», - продолжил царь. – Вот и всё, что я имел в виду. А ты что хотел сказать своим дерзким ответом: «Нет у меня такой лошади, а, если бы была, то…»?
- «…непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу», -
ответил второй царь.
Введение
(Желательно подготовить слайдовую презентацию)
Сегодня мы с вами поговорим о важной стороне нашей жизни-общении. Что же такое общение? Общение — это процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя, своих «Я». Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки интонации−38 %, неречевое взаимодействие−55 %.
Выделяют следующие «зоны общения»:
· Интимная зона (15 - 45 см) допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны негромкий голос, прикосновения, доверительность. Нарушение интимной зоны влечет за собой такие изменения, как учащение сердцебиения, кровь приливает к голове, увеличивается выброс в кровь адреналина - возбуждающего, стрессового гормона.
· Личная зона (45 - 120см) - беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт.
· Социальная зона (120 - 400 см) - официальные встречи в кабинетах, преподавательских, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают.
· Публичная зона (более 400 см) - общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, на митинге.
Существуют 4 основные стили коммуникации:
· Целенаправленный (люди этого стиля общения активны и целеустремлены, они независимы и уверенны в себе);
· Инициативный (люди этого стиля умеют создавать тесные отношения, быстро ориентируясь в часто меняющихся жизненных обстоятельствах);
· Аналитический (люди этого стиля большей частью находятся в состоянии решения проблемы, более склонны к понятиям, нежели к чувствам);
· Эмоциональный (люди этого типа воспринимаются окружающими как спокойные, симпатичные и старающиеся уменьшить любые трения между людьми).
При общении друг с другом люди жестикулируют. Жесты при общении несут много информации: в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 4 группы:
· эмблемы (специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывание, подергивание));
· адапторы (своеобразные заменители слов или фраз в общении);
· регуляторы (это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят: улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками);
· иллюстраторы (это жесты сообщения: указатели, пиктографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы).
Давайте с вами посмотрим на следующие фотографии и попробуем определить по мимике, о чем они нам говорят:
Основной формой общения является диалог — естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения. Диалог представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.
Для диалога характерны:
· разговорная лексика и фразеология;
· краткость, недоговоренность, обрывистость;
· простые и сложные бессоюзные предложения;
· кратковременное, предварительное обдумывание.
Существуют различные виды и техники установления контакта:
· «Пристройка сверху»- доминирование, общение «сверху»;
· «Пристройка снизу»-подчинение, общение «снизу»;
· «Пристройка рядом»-общение на равных;
· «Подстройка»-приведение себя в ритм, в котором находится в данный момент собеседник:
-подстройка к «языку тела» (поза, жесты, поворот головы и т.д.);
-подстройка к речи - темп, ритм, громкость;
-подстройка к дыханию.
Основная часть игрового тренинга
Самооценка коммуникативных навыков и умений каждого участника.
Ведущий рисует на доске (или вывешивает заранее приготовленный рисунок) «лестницу коммуникативного мастерства». Правый край — «Ас коммуникации», левый — «Полный профан». Задача — найти свое место на этой лестнице и встать туда, в соответствии со своими собственными представлениями. В конце занятия можно повторить эту процедуру с разными вариантами добавлений. Например, каждому из участников проранжировать других по уровню коммуникативных способностей в начале занятия и по его итогу.
Упражнение «Лестница коммуникативного мастерства»
Каждый участник игры на нарисованной на доске лестнице располагает себя в зависимости от своих коммуникативных умений. После того как все расставят на лестнице участников игры происходит обсуждение, почему они расположили себя именно на этом участке лестницы и что мешает при общении с людьми, чтобы добиться более высоких показателей?
Следующие упражнения познакомят вас с базовыми навыками общения.
Упражнение, в котором мы рассмотрим с вами навыки невербального общения, называется «Разговор через стекло».
Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание попытаться без слов позвать в кино, вторым — выяснить у первых задание по математике. Причем первые номера не знают, что было предложено вторым, и наоборот.
Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга.
Обсуждение. Спросить у участников поняли ли они друг друга, смогли ли договориться. Спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось.
Упражнение «Разговор в парах на разных дистанциях» поможет каждому из вас понять, какая дистанция для общения наиболее комфортна для вас.
Участники разбиваются на пары. Им предлагается побеседовать на заданную тему, но при этом вначале они стоят в разных углах комнаты, потом продолжают разговор, стоя вплотную друг к другу. Затем участникам дается возможность занять наиболее комфортную для них дистанцию.
Обсуждение. Что ощущали участники игры, когда они чувствовали себя дискомфортно?
Упражнение «Рассказчик-наблюдатель-слушатель» познакомит вас с понятием активного слушания, а также поможет выделить признаки хорошего и плохого умения слушать друг друга.
Группа разделяется на тройки: рассказчик — наблюдатель-слушатель. Рассказчик говорит на заданную тему, слушатель старается применить навыки слушания, наблюдатель по окончании упражнения сообщает, насколько это удалось слушателю. Затем участники меняются ролями.
Обсуждение. Отмечаются наиболее успешные участники.
Упражнение «Поддерживаю-прерываю» поможет выделить роль вербальных и невербальных компонентов в умении начинать, поддерживать и прекращать разговор. Упражнение проводится в центре группы, когда один из участников пытается начать разговор, а другой должен поддержать его или отказаться. Остальные наблюдают и оценивают.
Обсуждение. Выводы о том, как лучше начинать разговор в разных ситуациях, как его поддерживать и как завершать.
Упражнение «Захват инициативы в диалоге». Двое участников садятся в центре круга. Один из них начинает диалог с произвольной реплики. Второй должен подхватить разговор, но при этом постараться как можно быстрее переключить собеседника на свою тему.
Обсуждение. Отмечаются наиболее успешные участники.
В конце тренинга повторить упражнение «Лестница коммуникативного мастерства» и обсудить полученные результаты с участниками тренинга.
Подведение итогов тренинга
В результате были ли отмечены позитивные изменения коммуникативных навыков подростков? Будут ли, полученные в процессе тренинга навыки использоваться подростками в повседневной жизни? Используемая для диагностики методика «Лестница коммуникативного мастерства» показала ли положительную динамику изменения самооценки подростков? Стали ли ребята более открытыми в общении, достаточно ли легко идут на контакт, активно ли пытаются завязать новые знакомства. Те, кто в начале тренинга были зажаты, боялись проявить себя, в конце
тренингового процесса стали ли смелее проявлять свою индивидуальноcть?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.