Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство» (Л. А. Венгер).
В игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.
К. Д. Ушинский
Игра — это первая школа общественного воспитания ребёнка, арифметика социальных отношений. Л. С. Выготский
Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье.
Это означает, что игра – это деятельность, которая должна доставлять ребенку удовольствие, характеризоваться эмоциональным подъёмом.
Но дошкольный возраст – это не только период, в котором игра – особый вид деятельности.
Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного социального развития.
В настоящее время педагоги и психологи единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
В свою очередь социальное развитие ребенка дошкольного возраста нельзя представить без общего понимания социализации.
Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни, в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Первая ступень – дошкольный период, в котором преобладает игровая деятельность.
Социализация детей дошкольного возраста – фундамент их успешного вхождения в дальнейшую жизнь.
Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития.
Исследования и педагогический опыт показывают, что именно игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка дошкольного возраста и его социализации.
Тесную связь игры с развитием личности особенно очевидно можно проследить именно в период дошкольного детства. Когда она приобретает особое значение. Ведь именно в ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.
Одно из главных направлений в моей работе является развитие эмоциональной сферы дошкольников.Так как у детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. Для формирования эмоциональной сферы ребенка мною используются различные игровые методы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.