Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся и реализации деятельностного подхода в образовании
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Использование игровой деятельности в современной школе
технология внеклассной работы
самостоятельная технология для освоения темы учебного предмета
элемент более общей технологии
целый урок или часть урока
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Формирование ключевых компетенций учащихся посредством игровой деятельности
способности мобилизовать в определённой ситуации полученные знания и опыт
способности эффективно действовать за пределами ситуаций, тем, изучаемых в учебном процессе
умения действовать самостоятельно, нести личную ответственность, занимать рефлексивную позицию
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Преимущества игровой деятельности
приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений
демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияния на эффективность деятельности
обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение в события, допуская возможность вернуть ход и попробовать другую стратегию
создаёт оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности
повышает способность руководить и подчиняться
стимулирует практические навыки
развивает воображение и интуицию
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Возрастная периодизация на основании ведущего вида деятельности
ведущий вид деятельности - игра
ведущий вид деятельности –
учебная деятельность
ведущий вид деятельности –
общественно-полезная деятельность
ведущий вид деятельности - учебно-профессиональная деятельность
не вытесняют игру,а продолжают включать её в процесс развития ребёнка
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Развивающий потенциал игры
личная заинтересованность и коллективная ответственность
добровольность и обязательность
личностные установки
и мотивы
развлечение и напряжение
мистика и реальность
эмоциональность и рациональность
обособленность от обыденного и постоянная связь с ним
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Особенность игровой деятельности
Двуплановость
играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу
ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации
обусловливает развивающий эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Функции игры
Социокультурное назначение игры
Игра - средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Функции игры
Функция межнациональной коммуникации
Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Функции игры
Самореализация через игру
Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели.
Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Функции игры
Коммуникативная функция игры
Игра - деятельность коммуникативная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Функции игры
Диагностическая функция игры
Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое «поле самовыражения».
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Способы мотивации, используемые при реализации игровой деятельности
учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей
в игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, своё отношение к деятельности, к людям
каждая игра имеет близкий результат, стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути достижения цели
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Классификации педагогических игр
- физические;
- интеллектуальные;
- трудовые;
- социальные;
- психологические
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Классификации педагогических игр
- предметные;
- сюжетные;
- ролевые;
- деловые;
- имитационные
- игры с готовыми «жёсткими» правилами;
- игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;
- игры, в которых присутствует и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Классификации педагогических игр
- игры с предметами и без предметов;
- настольные;
- комнатные;
- уличные;
- на местности;
- компьютерные;
- с ТСО;
- с различными средствами передвижения
- игры-празднества, игровые праздники;
- игровой фольклор;
- театральные игровые действия;
- игровые тренинги и упражнения;
- игровые анкеты, вопросники, тесты;
- эстрадные игровые импровизации;
- соревнования, состязания, противоборства, соперничества;
- конкурсы, эстафеты, старты;
- свадебные обряды, игровые обычаи;
- мистификации, розыгрыши, сюрпризы;
- карнавалы, маскарады;
- игровые аукционы и т.д.
- дидактические;
- воспитывающие;
- развивающие;
- социализирующие
© М.Е. Никитин, 2015-2016
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных деловых и групповых игр.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Школьные игровые технологии
Деловая игра – это педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющих целью обучение отдельных личностей и их групп принятию решения.
Деловая игра используется для:
- решения комплексных задач усвоения нового;
- закрепления материала;
- развития творческих способностей;
- формирования общеучебных умений;
- изучения учебного материала с различных позиций.
Деловая игра
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Школьные игровые технологии
На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения.
Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.
Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Имитационные игры
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Школьные игровые технологии
Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации.
В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс.
Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Операционные игры
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Школьные игровые технологии
Отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.
Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
Ролевые
игры
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Школьные игровые технологии
Разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Учащийся должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определённого лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.
Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу.
«Деловой театр»
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Школьные игровые технологии
Близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Психодрама
и
социодрама
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Технология организации деловой игры
Этап подготовки
учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц (групп)
определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации, выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Технология организации деловой игры
Этап проведения
С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
- по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, эрудит, диагност, аналитик;
- по организационной позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор;
- по позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор;
- по методологической позиции: методолог, критик, методист, рефлексирующий, программист;
- по социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, отвергаемый.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Технология организации деловой игры
Этап анализа
выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов
констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия, обращает внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Технология организации организационно-деятельностной игры
активная, деятельностная включенность в работу всех участников (коллективная мыследеятельность)
Рефлексия
- учащийся делает собственную деятельность объектом своего активного воздействия: он изменяет, совершенствует или заново выстраивает её;
- определяется соответствующий эффект данной формы игры, который рассматривается в трёх аспектах: познавательном, развитии мыслительных способностей и аспекте общепсихологического развития учащихся
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Технология организации организационно-деятельностной игры
- проигрывание игрового эпизода, обеспечивающего включённость участников в игру на эмоциональном и поведенческом уровнях;
- ввод участников в область причинно-следственных связей, посредством постановки вопросов;
- каждая группа выходит на фиксированные точки обсуждения
- содействовует проявлению анализирующей активности членов группы;
- помогает делать выводы, находить причинно-следственные связи, видеть новые проблемы;
- выполняет роль «пытливого исследователя», пытающегося понять вместе с членами группы суть только что проигранной ситуации
- фиксирует проявления рефлексии у членов группы в ходе анализа проигранных ситуаций;
- активизирует проявление рефлексии у участников с позиции «критика», «наблюдателя», «эксперта»
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Подготовительная часть
Технология организации организационно-деятельностной игры
конструирование разыгрываемой ситуации
отработка плана действий
самоопределение учащихся
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Игровое исполнение
Технология организации организационно-деятельностной игры
представление в ролевых схемах и сценарных заготовках педагога
установление правил взаимодействия по ходу игровых событий
борьба без правил за сохранение своей точки зрения, собственного интереса и целей
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Аналитический разбор
Технология организации организационно-деятельностной игры
- позволяет уже не в игровой ситуации произвести анализ и критику исходных схем, их развертывание и обогащение;
- педагоги и учащиеся могут увидеть направления решения проблем, накопить опыт работы.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Финансово-экономические деловые игры
- подготовка учащихся к рыночной экономике: моделируются определённые управленческие, экономические, финансовые, бизнес-ситуации, в которых формируются умения анализировать их и принимать оптимальные решения
введение собственной школьной валюты и активная деятельность банка, проводящего такие операции, как кредитование коммерческой деятельности фирм, проведение займов, введение личных лицевых счетов клиентов
моделирование организации производительной деятельности в значительном объёме и разнообразных формах: частный бизнес, малые предприятия, кооперация, большой объём коммерческих услуг, торговля
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Условия использования игровых технологий на учебном занятии
соответствие игры образовательным целям урока
доступность для учащихся данного возраста
умеренность в использовании игр на уроках
© М.Е. Никитин, 2015-2016
различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели
Использование игровых технологий на учебных занятиях
© М.Е. Никитин, 2015-2016
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра - один из приёмов преодоления пассивности учащихся.
© М.Е. Никитин, 2015-2016
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.