«Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста»
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического
развития. Применительно к дошкольному возрасту, игра рассматривается в качестве ведущей деятельности,
определяющей психическое развитие ребенка. В игре возникают основные новообразования данного возраста.
Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. Реализация в условиях ДОУ педагогической
технологии развивающих игр будет способствовать развитию у детей дошкольного возраста воображения и
творческих способностей, формирования у них символической функции сознания, которая помогает детям
переносить свойства одних вещей на другие, и компетентностно-ориентированных умений, лежащих в основе
готовности дошкольников к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности.
В связи с этим игровые технологии помогают в решении многих из перечисленных выше проблем.
Реализация игровых технологий опирается на следующие положения:
- игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на
возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия;
- в игре позиция взрослого и ребенка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено
характером игровых взаимоотношений;
- игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;
- игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может быть детально спрогнозирован,
поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный
путь;
- в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления;
- игровые технологии создают широкие возможности для осмысленного освоения ценностей культуры.
Характеристика развивающих игр Воскобовича:
1. Многофунциональность.
В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для
себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук;
совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно
потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые
задачи для старших детей.
3. Сказочная «огранка»
Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с
удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс
и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с
Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше
запоминается.
4. Творческий потенциал.
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно
сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата».
Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают
возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
5. Конструктивные элементы.
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная
«резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная
пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.