Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе.
Современное общество стоит на пути гуманизации образования. Гуманизация же образования предполагает организацию процесса обучения, который бы соответствовал единству социального и профессионального развития личности с учетом личных запросов. Среди гуманистических тенденций реального процесса обучения важнейшей является ориентация на развитие личности. Чем гармоничнее развита личность, тем свободнее оказывается человек в реализации личностных функций.
Интерес-основа учебной деятельности, поскольку он занимает главное место в повышении мотивации и учебной выносливости. Именно интерес стимулирует ученика эмоционально, когнитивно, лингвистически, способствую эффективному формированию иноязычной коммуникативной компетенции.
Низкую коммуникативную мотивацию обуславливает неправильный подход к личности ученика, его психоэмоциональную конструкту, и конструкту его личностной мотивационной сферы. Это говорит о том, что на уроке необходимо работать не на уровне «самого ученика», а на уровне его способностей и свойств, находя и развивая их. Таким образом, в современной школе главной задачей учителя становится поиск путей большего использования индивидуальных возможностей, задатков и личностных особенностей учащихся. Недопустимо игнорировать личностные особенности, особенности психоэмоциональной организации и коммуникативного развития обучающихся. Детерминанты коммуникативной мотивации, выступая основными внутренними резервами личности, должна активизироваться на уроках иностранного языка, именно они- основные инструменты педагогического воздействия при обучении и воспитании в современной обществе.
При поступлении детей в школе, и х ведущая деятельность меняется с игровой на учебную. Но так как это смена процессов происходит постепенно, младшие школьники любят участвовать в учебных играх на уроках.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению английского языка.
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, такие как Эльконин Д.Б., Стронин М.Ф., Макаренко А.С., Сухомлинский .А., занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на то, что игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным, но одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
1 В качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;
2 Как элемент (иногда весьма существенный) какого-то другого метода;
3 В качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или
упражнения);
4 При организации внеклассного мероприятия.
Таким образом, стоит отметить, что учебная игра- это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Иными слова, учебная игра – это упражнение, которое помогает закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, умения и навыки, создает педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности. Игра – это задание, содержащее учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность учащихся, учит прогнозировать, исследовать, проверять правильность принятых решений.
Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных
методических задач, таких как:
- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового
материала;
- тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к
ситуативной спонтанности речи вообще.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятия информации, развитии обще учебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.
2. Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроках, превращение уроков в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой, и в сказочный мир.
4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединения коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
6. Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
7. Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств
для активизации резервных возможностей личности.
Кроме того, не все игры могут быть использованы на уроках иностранного языка в начальной школе
1. Стимулирует активность, возлеченность учащихся в учебно-воспитательный процесс. Учащиеся должны получать удовольствие от игры и, как следствие, от общения на иностранном языке.
2. Все обучающиеся активно принимают участие в игре. Нет пассивных или равнодушных.
3. Игра «управляется» учителем. Учебная игра не выходит из-под контроля учителя, проходит строго по сценарию.
4. Игра лаконична по времени. Имеются точные временные границы для игры на уроке, в зависимости от цели и задач проведения учебной игры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.