1.Моделирование работы сердца
Сердце человека — это полый мышечный орган, состоящий из четырех камер: правого и левого предсердий и правого и левого желудочков.
Функции сердца состоит в ритмичном нагнетании в артерии крови, приходящей к нему по венам. Сердце сокращается около 70-75 раз в минуту в состоянии покоя организма(1 раз за 0,8с). Половину этого времени оно отдыхает –расслабляется. Непрерывная деятельность сердца складывается из сердечных фаз, каждая из которых состоит из сокращения(систола) и расслабления (диастола)
«1»
«2-3-4»
Моделирование работы сердца
Участвуют : 6 учащихся, четверо из которых изображают камеры сердца(левое и правое предсердия и желудочки),2-е –кровь. Участники1—4 стоят парами, лицом друг к другу, их образуют кольцо
Сердечный цикл длится 0,8 с, то на счет «1» « кровь» (участники 5,6) делает шаг и попадает в предсердие (кольцо рук участников 1,2), на счет «2-3-4» «кровь» переходит в «желудочки» (участники 3,4), на счёт «5-6-7-8 «кровь « выходит из «желудочков», учащиеся занимают исходную позицию
5
6
«1»
«2-3-4»
3
4
1
2
«5-6-7-8»
У человека кровь движется по замкнутой сердечно- сосудистой системе, состоящей из большого и малого кругов кровообращения.
Большой круг начинается от левого желудочка, через аорту разносит кровь по всему телу, в капиллярах отдает тканям кислород, забирает углекислый газ, превращаясь из артериальной в венозную и по верхней и нижней полым венам возвращается в правое предсердие
Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка, через легочную артерию разносит кровь к легочным капиллярам. Здесь кровь отдает углекислый газ, насыщается кислородом и по легочным венам течет к левому предсердию. Из левого предсердия через левый желудочек кровь вновь поступает в большой круг кровообращения
2. Круги кровообращения.
3
1
4
2
Участвуют : 4 учащихся: «кровь», «сердце», «тело», легкие». «Кровь «(4) идет от «сердца»(2) к «телу» (1), которому отдает красный кружок (кислород)и берёт у него синюю фишку(углекислый газ), затем « кровь» возвращается к «сердцу»(2) и далее движется к «легким»(3),где отдаёт синий кружок и берет красный, «кровь» возвращается к «сердцу» и все повторяется
Свертывание крови – сложный биологический процесс образования в крови нитей белка фибрина, образующих тромбы, в результате чего кровь теряет текучесть, приобретая творожистую консистенцию. При разрушении стенки сосуда тромбоциты собираются у места травмы и выделяют тромбопластин, который, наряду с кальцием, витамином К и протромбином, способствуют превращению в фибрин. Образуется сети фибрина, где задерживаются формленные элементы крови. Это является сгустком крови – тромб
3.Образование тромба
Участвуют : 5 учащихся: двое изображают стенку сосуда,
остальные трое - элементы крови.
Представьте себе, что вы порезали палец (участники1 и 2 разрываю и через поврежденную стенку сосуда
начинает течь кровь(игроки 3,4,5 многократно пробегают через разомкнутые руки).
Но вот на месте повреждения появляются нити белка фибрина (1 и 2 протягивают друг другу руки и соединяют их),
которые, словно сеточка, закрывают отверстия.
И в эту сеть попадают клетки крови (3,4,5 «застревают» в сетке рук 1и 2), они закупоривают прорыв.
Так образуется тромб.
1
2
1
2
3
4
5
5
Образование тромба
5.Формирование иммунитета
Организм способен распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.
Чужеродные вещества,способные вызывать иммунную реакцию , названы антигенами.
Антигенами могут быть микробы, вирусы и любые клетки,
состав которых отличается от состава
собственных клеток организма.
В ответ на попадание во внутреннюю среду организма антигенов происходит выработка антител, точно соответствующих по строению этому антигену (как ключ к замку).
В результате взаимодействия антигена и антитела
образуются безвредные неактивные соединения.
Действие: девочки- клетки не спеша прогуливаются, беседуют. Тут на них налетает хулиган. Который начинает их пинать. Щекотать(болезнетворный организм атакует клетки), в результате одна из девочек падает в обморок(клетка погибает), другая убегает, затем она возвращается, ведя с собой участкового полиции. Полицейский смотрит на хулигана, делает запись в протоколе( определяет вид инфекции) и передает информацию в полицейский участок, где свою очередь дежурный ,анализируя сложившуюся ситуации вызывает бойцов спецназа( антитела), которые надевают на упирающегося хулигана наручники и уводят его.
Формирование иммунитета
Участвуют : 7 человек
2- девочки(две клетки)
1- хулиган (болезнетворный организм),
1- сотрудник полиции -участковый ( В лимфоцит)1-дежурный полицейского участка( Т- лимфоциты)
2 -бойцы спецназа ( антитела)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.