Игровые технологии на уроках физики

  • docx
  • 16.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Серикова_А_И_Игровые технологии на уроках физики.docx

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

 

Серикова А.И.,

учитель математики,

МОУ «Средняя школа №57 города Макеевки»

 

Основная цель современного урока - повышение мыслительной активности учащихся. Ученик должен уметь сделать выбор - свой и осознанный. Текущее образование предполагает выбор учащихся и их родителей: что ученик хочет получить от школы. Такие обстоятельства указывают на необходимость применения методов повышения и поддержания интереса к предмету. Для этого рационально использовать технологии, позволяющие развивать коммуникативные навыки учащихся.

Игра как работа и учеба - являются видами человеческой деятельности, проявлением нашего существования.

Термин «игровая технология» содержит большой спектр методов и приемов организации педагогического процесса. Разница между играми и педагогическими играми заключена в характерном признаке - точно определенной цели обучения и обязательном педагогическом результате, которые могут быть основаны, указаны в явной форме и представляют учебную и познавательную тенденцию.

Такой вид упражнений на уроке воплощается благодаря приемам и ситуациям, которые могут выступать средством мотивации, активизации учебной деятельности учащихся.

Применение «игровых технологий» в образовательном процессе может иметь несколько видов:

       перед детьми поставлена дидактическая цель как игровое задание; образовательная деятельность выполняется в рамках правил игры;

       средством выступает учебный материал, в учебную деятельность добавляется момент соревнования и сменить дидактическую функцию задания в игровую;

       эффективность решения дидактического задания зависит от результата игры.

Значение этих методов в образовательном процессе возрастает с умением сочетать элементы игры и обучения, а кроме того  с пониманием учителем функции и разнообразием педагогических игр.

По характеру педагогического процесса игры можно разделить на следующие группы:

 а) обучение, тренинг, контроль и обобщение;

 б) познавательные, обучающие, развивающие;

 в) репродуктивная, продуктивная, творческая;

 г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Большое количество этих игр можно определить по характеру игровой методики. В большинстве случаев используются: сюжетные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры.

Деловая игра предназначена для разрешения сложных задач по усвоению нового, закреплению материала, развитию творческих способностей, формированию общеобразовательных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с разных позиций.

На занятиях можно использовать разные виды деловых игр: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр, психо- и социодрама.

Создание деловой игры начинается с подготовки сценария - условного отображения ситуации и объекта. Сценарий включает в себя: образовательную цель урока, описание изучаемой проблемы, обоснование задачи, план бизнес-игры, общее описание правил игры, содержание ситуации и характеристики персонажи.

Затем идет введение в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, сформулирована основная цель занятия, обосновывается постановка задачи и выбор ситуации. Раздаются материалы, инструкции, правила. Собирается дополнительный материал. студенты обращаются к учителю или консультантам за дополнительными объяснениями. Общение между учениками возможно до начала игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной роли, но по жребию, выходить из игры, быть пассивным в игре, подавлять активность, нарушать правила и этику поведения.

Методика деловой игры разделена на несколько этапов:

1.     Подготовительный этап (разработка игры, ввод в игру)

2.     Проведение фазы (групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия)

3.     Этап анализа и обобщения (оценка и самооценка работы)

Использование игровых моментов практически возможно на любом этапе урока.

Наглядная иллюстрация деловой игры для обучающихся - аукцион игрушек.

Аукцион начинается с разъяснения правил участия в аукционе. На аукцион выставлено несколько игрушек, в конструкции которых заложены законы физики. Ведущий аукциона по очереди показывает действие этих игрушек.

Реклама игрушки должна быть яркой, но не содержать фактической информации о принципе ее действия.

Примером использования обучающих игр, закрепляющих материал урока, являются всевозможные игровые моменты, используемые во время повторения или закрепления пройденного материала. Эти игровые моменты позволяют держать в поле зрения весь класс, дают возможность ученику выбирать маршрут ответа и степень сложности вопросов.

Волшебный цветок

На каждом лепестке цветка  с обратной стороны записываются задания или формулы, вопросы, на которые ученикам нужно дать ответ.

В середине цветка, как правило, записана тема урока или ключевое слово изучаемой темы.

Кроссворд как метод устного опроса учеников

Исследование нового увеличивает и активизирует интерес ученика к предмету.  Для этой цели можно использовать кроссворд, который будет включать в себя определенную тему или целый раздел.  Благодаря составлению кроссворда тренируется логическое мышление, умение четко и лаконично задавать вопрос, способствует дополнительным литературным знаниям.

 

  Все игровые технологии весьма многофункциональны и применимы учителями-предметниками на любом предмете.   Игровые технологии достаточно разнообразны, можно привести большое количество примеров, которые могут быть использованы на уроке физики.

 

Литература

1.     Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

2.     Газман О. С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

3.     Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности- Л., 1983

4.     Журавлев А. П. Языковые игры на компьютере. - М., 1988.

5.     Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. М., 1994

6.     Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990

7.     Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.

8.     Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

9.     Пидкасистый П. П., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.


 

10. Скачано с www.znanio.ru