Игровые технологии на уроках изобразительного искусства
Оценка 4.6

Игровые технологии на уроках изобразительного искусства

Оценка 4.6
docx
05.12.2022
Игровые технологии на уроках изобразительного искусства
Игровые технологии на уроках ИЗО.docx

"Использование игровых технологий на уроках ИЗО"

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель ИЗО и технологии

Косарева О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019г.

 

Игра  это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об  окружающем мире.     

                                                                                          В.А.Сухомлинский

       Как провести урок, так чтобы он был интересным и познавательным, но в то же время не утомительным, ведь дети, особенно младшего школьного возраста, не обладают усидчивостью, да и склонны к быстрой утомляемости, а многие из них еще не очень хорошо адаптировались в школьной среде. Вот здесь и приходят нам на помощь игровые технологии.

       Игровые занятия по изобразительному искусству помогают привить интерес к творчеству с помощью игры, в которой дети учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, выражать свои мысли, получают необходимые навыки в рисовании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке. Время на таких уроках летит быстро и незаметно. В игре дети получают массу положительных эмоций: радость творчества, общение, сотрудничество, сопереживание, азарт, чувство победы, возможность проявить свои таланты. Такие уроки учащиеся захотят посещать вновь и вновь, а их глаза будут излучать радость творчества. Счастье и радость в глазах детей-лучшая награда для учителя.

Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

развлекательную: это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.

        Большинству игр присуще четыре главные черты (по С. А. Шмакову):

свободная развивающая деятельность, принимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

творческая, в значительной мере импровизационная, очень активная по характеру этой деятельности;

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п.;

наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

         Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель перед учащимися ставится в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Следует разделять игры по виду деятельности:

физические (двигательные);

интеллектуальные (умственные);

трудовые;

социально-педагогические.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

Целевая ориентация игр

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия

На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:

внимание;

- развивающие глазомер;

- тренирующие наблюдательность;

- развивающие творческие способности;

- воздействующие на эмоции и чувства;

- раскрывающие личностные возможности ребенка.

Рассмотрим примеры, применяемые на практике:

Игры и упражнения по цветоведению

Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).

Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.

2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.

Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.

3. Холодные и теплые цвета.

Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

4. Игра-соревнование «Кто больше?».

На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.

Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий

1. Продолжите цепочку слов.

Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка.

2. Объясните значение слова.

Например: ритм — это…, дизайн — это… Задания для повторения.

3. Сгруппируйте слова по жанрам (видам).

На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.

4. Вычеркните лишнее слово.

Упражнение носит характер упражнение № 3, т. е. обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов.

5. Блиц-контроль (вопрос — ответ).

Для проведения блиц-контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, ДПИ, дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.

6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».

Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.

Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.

Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства

1. Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).

Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.

2. Сравните впечатления

Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.

3. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).

Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.

В заключение можно отметить, что в основе игр и упражнений лежит принцип познания ребенком учебного материала от ощущения через эмоцию, от ассоциации к анализу, а затем к творчеству.

 


 

Использование игровых технологий на уроках

Использование игровых технологий на уроках

Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире

Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире

Большинству игр присуще четыре главные черты (по

Большинству игр присуще четыре главные черты (по

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр: - обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие ; - познавательные, воспитательные, развивающие ; - репродуктивные, продуктивные, творческие ;…

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр: - обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие ; - познавательные, воспитательные, развивающие ; - репродуктивные, продуктивные, творческие ;…

Рассмотрим примеры, применяемые на практике:

Рассмотрим примеры, применяемые на практике:

Упражнение носит характер упражнение № 3, т

Упражнение носит характер упражнение № 3, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2022