ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Современное развитие образования характеризуется сильным влиянием на него информационных — коммуникативных технологий, проникающих во все сферы учебной деятельности, обеспечивающих распространение информационных потоков в образовании, образуя информационное пространство. Информация образования является важной и неотъемлемой частью этих процессов. В настоящее время становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образованного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, способствовать гармоничному вхождению студентов в информационное — коммуникативное общество.
Информационные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
В педагогической практике под проектом чаще всего понимается учебный замысел, направленный на появление конкретного продукта, а под учебным проектированием - деятельность по реализации замысла.
Проектная деятельность студентов является высокомотивированной самостоятельной поисковой и познавательно-трудовой деятельностью студентов, ориентированной на создание учебного проекта, выполняемого под руководством преподавателя. В определенном смысле целью проектной деятельности студентов является сама проектная деятельность, в процессе которой и формируются соответствующие качества личности.
Информационная среда вузов открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию студентов к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов.
Информатизация обучения привлекательна в тем, что снимается психологическое напряжение студенческого общения путем перехода от субъективных отношений «преподаватель-студент» к наиболее объективным отношения «студент-компьютер-преподаватель». Повышается эффективность работы студента, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах вузах. Информатизация работы преподавателя привлекательна тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру преподавателя.
R является одной из бесплатных программ, используемой в статистических анализах, в экономических прогнозах, и т. д. В рамках данной статьи мы приводим некоторые результаты и перспективы развития научного проекта «Статистика в экономике с использованием системы R» на экономическом факультете института Тханг Лонг Вьетнама.
Проект имеет большое воспитательное значение, потому что заставляет студентов использовать программу R при статистических анализах данных и графиках, проверке гипотез о значениях параметров распределений и дисперсионного анализа и т. д.
Дидактические цели и методические задачи данного проекта:
· Популяризация информационных технологий.
· Организация самообразовательного процесса для студентов.
· Развитие навыков самоанализа данных студентов.
· Развитие критического мышления.
· Внедрение информационных технологий в образовательный процесс, оптимизация и развитие научно-исследовательской проектной деятельности студентов.
· Разработка и реализация студентами инновационных образовательных проектов.
· Развитие навыков студентов различных видов учебной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.
· Увеличение активности самостоятельной деятельности студентов;
· Развитие навыков использования программы R: вводить данных, обработать данных и чтения результатов и т. д.
· Развитие навыков самостоятельной работы студентов над информационным языком в процессе выполнения индивидуальных домашних заданий, докладов, рефератов и т. д.
Процесс реализации проекта дает возможность сочетать преподавание элективных учебных курсов с помощью проектора в компьютерных залах, т. е. данный проект позволяет интегрировать теоретическое и практическое обучение.
В традиционной педагогике самостоятельная работа студентов (СРС) включает в себя чаще всего лишь самостоятельную работу с литературой. Самостоятельная работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных носителях, сохраняется как важное звено СРС в целом, но ее основу теперь составляет самостоятельная работа с обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами данных.
Расширение сферы СРС при реализации проекта приводит к увеличению ее доли в организации учебного процесса. Фактически речь идет о СРС с лекционным (теоретическим) материалом, текущем и промежуточном самоконтроле, выполнении студенческой проектно-исследовательской работы, подготовке к семинарским или практическим работам, работе с компьютерными тренажерами и имитационными моделями и т. д. При полном методическом обеспечении учебной дисциплины доля СРС может составлять около третьей семестровой учебной нагрузки студента.
При реализации данного проекта расширение объема СРС сопровождается расширением информативного поля, в котором работает студент. Информационные —коммуникативные технологии позволяют использовать как основу для СРС не только печатную продукцию учебного или исследовательского характера, но и электронные издания, ресурсы сети Интернет —электронные базы данных, каталоги и фонды библиотек, архивов и т. д.
Организация индивидуальной или групповой СРС предполагает использование новейших педагогических технологий. Речь идет о широком применении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских и проблемных методов.
СРС включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня СРС: репродуктивный, реконструктивный и творческий.
При реализации данного проекта особенно эффективно организуется репродуктивный уровень СРС. Он эффективен в решении задач, заполнении компьютерных таблиц, схем, проведении самостоятельных практикумов с помощью компьютерных тренажеров и т. д. Реконструктивный уровень СРС осуществляется с помощью компьютерного моделирования, работы с имитационными моделями. Творческое начало реализуется, прежде всего, в подготовке курсовых и дипломных студенческих исследовательских работ или проектов и связано с научно-исследовательской работой студентов.
Проектная деятельность
Современный мир каждый год ставит перед
выпускниками все новые и новые задачи, которые им приходиться решать. Школа
должна «вооружить» новое поколение огромным багажом знаний, умений, навыков. Каждый
преподаватель с помощью различных методик пытается пополнить этот багаж. На мой
взгляд, одним из таких методов должна стать проектная деятельность.
Основное достижение учебного проекта заключается
в предоставлении учащимся самостоятельности, которая им необходима для
самоутверждения. Роль же преподавателя заключается в координировании,
консультировании и оценки их действий.
В основе каждого учебного проекта лежит некая
проблема, поиск способов решения которой и есть цель и задача учащихся.
Проектное задание формулируется как необходимость достижения цели в
определенных условиях.
Метод проекта применим в изучении материала всех
дисциплин. Он реализует межпредметные связи. Пусть то, что учащиеся открывают
или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение
уже созданного наукой, тем не менее это имеет важнейшее для них значение:
учащиеся открывают новые факты и конструируют новые понятия, а не получают их в
готовом виде от учителя или из учебников. В процессе поиска и размышлений они с
неподдельной остротой переживают чувство первооткрывателей.
В курсе истории метод проектов я использовала в
рамках программного материала на многих уроках. Избираемые темы должны быть
значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся.
Творческая деятельность в ходе проектной работы дает учащимся радость познания
и общения, решая конкретную задачу коллективно.
Время уже показало эффективность проектной
деятельности, так как, отказавшись однажды, школа вновь возвращается к этой
педагогической технологии. Разработанный еще в начале ХХ века, метод проекта
стал особенно актуальным в современном информационном пространстве.
Этапы реализации метода проекта.
Прежде чем начнется работа над проектом,
руководитель проекта должен ответить на ряд вопросов:
1. Для чего создается данный проект? Чем вызвана
необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом
проекте? Как в дальнейшем будет использоваться данный проект? Кто выступит в
роли той целевой группы, для которой создается данный проект? Найдет ли он
своих потребителей?
2. Каким должен быть проект, для того чтобы
отвечать полностью поставленным задачам?
3. Кто будет создавать проект? В какой мере
сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать
задуманное? Какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и
навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения определенного
требуемого вида работы?
4. Как лучше распределить обязанности среди
членов команды, если исполнителей несколько?
Ответив на вопросы можно приступать к пошаговому
выполнению проекта, которое делится на 6 основных этапов:
• Подготовка: нужно определить тему и цели
проекта, сформировать рабочую группу;
• Планирование: определить источники информации,
способы сбора и анализа данных, варианты представления результатов (формы
проекта). Установить процедуру и критерии оценки результатов и процесса
проектной деятельности, распределить задачи (обязанностей) между членами
команды;
• Исследование: собрать и уточить информацию,
решить промежуточные задачи, обсудить альтернативы методом «мозгового штурма»,
выбрать оптимальный вариант (основные инструменты: интервью, опросы,
наблюдения, эксперименты и т.п.);
• Формулирование результатов: проанализировать
информацию и сформулировать выводы;
• Защита проекта: подготовить доклад, который
обосновывает процесс проектирования, представить полученные результаты.
Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов,
письменный отчет;
• Оценка результата и процесса создания проекта:
проанализировать выполнения проекта, достигнутые результаты (успехи и неудачи)
и их причины.
Таким образом, приступая к реализации проекта,
преподаватель должен продумать в деталях конечный вид создаваемого продукта. Прогностическую
оценку следует производить как с точки зрения воплощения дидактической
авторской идеи, так и с точки зрения пользователя, для которого создается
проект.
Информационные технологии в области образования
Достижения науки и техники дают уникальную
возможность использовать в создании учебных проектов информационные технологии.
Под информационными технологиями подразумевается совокупность методов,
производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в
технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу и
отображение информации.
С развитием информационной сети все ее
пользователи, в том числе и дети, смогут получать практически неограниченный
объем информации. И тогда эрудиция и образованность каждого пользователя сети
будут зависеть только от его любознательности и терпения.
Сегодня далеко не каждый человек может получить
образование в таких элитарных университетах, как Кембридж, Оксфорд, Сорбонна
или Гарвард - хотя бы по материальным соображениям. Со временем развитие информационной
сети даст эту возможность любому учащемуся, независимо от уровня достатка его
самого или его родителей. Информационная сеть создаст равные возможности
получения образования для всех желающих учиться. Она станет для них своеобразным
домашним учителем.
Информационная сеть будет играть главную роль в
процессе обучения. Она способна объединить работы и способности лучших
преподавателей и лекторов. Школьные учителя и преподаватели высших учебных
заведений смогут использовать их материалы в своей работе. Школьники и студенты
получат возможность изучать их в интерактивном режиме.
Информационной сети можно будет задавать вопросы
и получать ответы на экране монитора или прослушивать их через звуковые колонки
или наушники. Темп обучения будет подстраиваться под способности каждого
индивидуального учащегося. Более способные будут учиться быстрее, а с
отстающими можно будет повторять материал до тех пор, пока они его не усвоят,
то есть станет возможным обучение по индивидуальному плану. При этом будет
широко применяться моделирование, например астрономических, физических,
химических или биологических явлений. Со временем для обучения будет
применяться и виртуальная реальность.
Направления информационных технологий в
проектной деятельности
В проектной деятельности свое применение
получили следующие направления информационных технологий:
• Ресурсы Интернета: поисковые системы и
отдельно взятые сайты (historic.ru, soldat.ru, rkka.ru).
• Электронные библиотеки и энциклопедии как
распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому
реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам (например, lib.ru
или tululu.ru).
• Информационные среды на основе открытых
(доступных) баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и
удаленный доступ к информационным ресурсам (например, общедоступный электронный
банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
www.podvignaroda.mil.ru).
• Обучающие онлайн порталы различных тематик,
такие, как www.gramota.ru, www.intuit.ru или lingualeo.ru.
• Прикладные и инструментальные программные
средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (обработку
текстов, составление таблиц, редактирование графической информации). Для этих
целей можно использовать различные офисные пакеты приложений, таких, как
MicrosoftOffice, LibreOffice, OpenOffice, StarOffice и др.
• Мультимедиа технологии. В их числе существует
огромное количество раз-личных видеоэнциклопедий, электронных учебников,
интерактивные путеводителей, обучающие программы, видеокурсы в формате онлайн,
ситуационно-ролевые игры и др.
• Телекоммуникационные системы, реализующие
электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в
мировые коммуникационные сети, сайты учебного заведения и/или преподавателя,
дающие возможность опубликовать работу в сети Интернет.
• Электронные настольные типографии, позволяющие
в индивидуальном ре-жиме с высокой скоростью осуществить выпуск печатных
материалов и документов на различных носителях.
• Системы защиты информации различной ориентации
(от несанкционированного доступа при хранении, от плагиата, от искажений при
передаче и т.д.).
Полностью раскрывать возможности перечисленных
технологий не является моей целью, но как применяются некоторые из них в работе
над проектом и пойдет речь на примере одного из воплощенных проектов
«Города-герои».
Ресурсы Интернета
Большое распространение в сфере образования
получил Интернет. Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны. Диапазон применения
Интернета простирается от самостоятельной работы по поиску ответа на простейший
вопрос до технологий дистанционного обучения и получения высшего образования, а
круг пользователей включает и учащихся, и учителей. В сети Интернет существуют
как детские порталы, созданные для самых маленьких, еще не умеющих читать
детей, так и сайты проектов и организаций, занимающихся работой над решением
сложнейших научных задач. Среди всего этого множества информации действительно
ценной, оригинальной и достоверной может быть достаточно малое количество.
Поэтому навыки поиска необходимой информации в сети Интернет с помощью
составления продуманных поисковых запросов позволяют не заблудится в этом
«зеркальном лабиринте» данных и отсеять зерна действительно полезных
информационных ресурсов от плевел их двойников, пустышек и прочего
интернет-мусора.
Электронные библиотеки и энциклопедии
Трудно переоценить тот объем информации, которую
могут получить юные исследователи в обычной библиотеке. Даже в рядовой школьной
библиотеке можно найти весь, необходимый для работы над проектом, материал. С
развитием сети Интернет в ее недрах стали появляться различные электронные
библиотеки (например, lib.ru) и энциклопедии, имеющие ряд преимуществ перед
традиционными библиотеками. На этих Интернет-ресурсах не придется ожидать,
когда вернет необходимую книгу предыдущий читатель; в этих электронных
источниках информации, как правило, имеется поиск по нескольким параметрам,
позволяющий быстро отыскать необходимую информацию, как в конкретной книге, так
и среди нескольких источников. Информацию можно всегда скопировать, чтобы
детально и основательно проработать позже, в удобное время; информацию можно
быстро переработать и изменить под требования проекта.
Ярким примером электронной энциклопедии является
всем известная Википедия (wikipedia.org). Ее характерной чертой является
использование собственной технологии wiki, лежащей в основе функционирования
многих других электронных энциклопедических справочников различных тематик. И
хотя подобные Википедии ресурсы не могут являться полноценными заменителями
книг, все же они позволяют быстро отыскать ответ на конкретный вопрос, что
позволяет грамотно распоряжаться временем и сосредотачиваться на более сложных
этапах создания проекта.
В работе над проектом «Города-герои» Википедия
для многих учащихся стала учебным пособием, так как в школьных учебниках не
было информации о большей части городов-героев. Конечно, эта электронная
энциклопедия не стала основным источником информации, но она помогла найти
основные даты и события, распределить работу между исполнителями.
Открытые базы данных.
Как известно, с течением времени ранее секретные
данные становятся рассекреченными. К этим данным очень часто могут получить
доступ не только профессиональные историки, но и любые интересующиеся люди.
Иногда эти данные оцифровываются и размещаются в сети Интернет для большего
удобства исследователей. Так в сети Интернет в 2010 году появился ныне активно
развивающийся и постоянно пополняемый документами проект «Подвиг народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг.» (www.podvignaroda.mil.ru).
К подобным электронным банкам документов,
помогающим учащимся в поиске материала для исследовательской работы, можно
отнести и различные онлайн ресурсы, хранящие оцифрованную периодику разных лет
(к примеру, oldgazette.ru). Ведь любая газета – это оттиск того времени, когда
она была напечатана, и зачастую она более информативна и лучше передает дух
изучаемо-го отрезка времени, нежели самые подробные исторические фолианты,
выпущенные в наше время.
Если различные электронные энциклопедии и
ресурсы сети Интернет дают общую картину происходивших событий, рассматриваемых
в рамках проекта, то хранилища документов, подобные www.podvignaroda.mil.ru,
позволяют учащимся почувствовать себя настоящими историками, ведь они работают
с подлинными, пусть и оцифрованными документами. Подобная работа вносит в
создаваемый проект исследовательские нотки, дух первооткрывателя, что напрямую
влияет на заинтересованность в подобной работе школьников.
Обучающие онлайн порталы.
Более современной формой заочного обучения в
наше время стала дистанционная форма обучения - получение знаний без посещения
высшего учебного заведения, с помощью современных информационно-образовательных
технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение
и Интернет.
Дистанционное образование дает возможность
учиться удаленно от места обучения в удобное для себя время и в привычном
темпе, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и
Интернет. Это позволяет современному человеку учиться практически всю жизнь,
без специальных командировок, отпусков, совмещая учебу с основной
деятельностью. Кроме того, студенту для поступления не требуется определенного
образовательного уровня, и каждый может учиться столько, сколько ему необходимо
для освоения предмета и получения зачетов.
Подобные образовательные порталы нередко
абсолютно бесплатны, где зарегистрироваться и начать заниматься самостоятельно
не вызывает каких-либо трудностей. В то же время, занимаясь онлайн, обучающийся
не только имеет возможность использовать онлайн лекции в разработке проекта, но
и приобретает необходимую для дальнейшей его защиты эрудицию и
самостоятельность.
Офисные пакеты приложений.
Многие из перечисленных технологий существенно
облегчают не только сбор информации, ее обработку, но и оформление готового
проекта. Например, программы MicrosoftOffice позволяют структурировать
информацию, создавать схемы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, которые
необходимы как на начальном этапе проекта, так и на заключительном, когда
предоставляется готовый продукт. Проект может быть представлен в виде
компьютерной презентации, созданной в программе PowerPoint. При подготовке
учащимися презентаций формируются важнейшие навыки работы с информацией: критическое
осмысление, выделение главного в сообщении, систематизирование и обобщение,
грамотное представление и оформление проекта в рамках единого стиля.
Мультимедиа технологии
Мультимедиа технологии – возможность
представления информации пользователю во взаимодействии различных форм (текст,
графика, анимация, звук, видео) в интерактивном режиме; это взаимодействие
визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного
обеспечения. В связи с этим технологии мультимедиа идеально подходят для
обучения с использованием компьютерных технологий в научно-просветительской и
об-разовательной сферах. Показываете ли вы учащимся обучающее видео с помощью
обычного видео плеера или перелистываете проецируемые проектором страницы
электронного учебника, моделируете ли на интерактивной доске
ситуационно-ролевую игру, - все это мультимедиа технологии, уже достаточно
прочно закрепившиеся в нашем современном мире. И, конечно же, эти тех-нологии
удобно использовать при создании и защите проектов.
Во время работы над проектом «Города-герои» у
учащихся возникла идея создать видеоролик-обращение к сверстникам об огромном
вкладе, самопожертвовании и воле советского народа в приближении победы в
Великой Отечественной войне. Участниками проекта был написан сценарий, распределены
роли, срежиссировано и отснято видео, которое стало логическим завершением
проекта.
Сайт учебного заведения
Большинство учебных заведений имеет собственные
сайты, где и можно разместить учебные проекты. Существующие технологии
позволяют учителю, не обладающему техническими знаниями в области
веб-программирования, веб-дизайна и др. создать свой собственный сайт, с
помощью которого можно делиться накопленным опытом с коллегами и учащимися,
имеющими доступ к сети Интернет.
По окончании работ над проектом «Города-герои»
появилась идея поместить его в сети Интернет, и первым сайтом, где он был
размещен, стал dnevnik.ru. Затем, в преддверии 65-летия победы в Великой
Отечественной войне было решено создать для проекта отдельный сайт.
Заключение
В данном методическом пособии раскрыт, конечно,
не полный перечень ин-формационных технологий, которые можно использовать в
проектной деятельности, но и он позволяет создать интересные работы.
Работа над проектом, используя последние
достижения информационных технологий, позволяет школьникам усваивать учебную
информацию с большим интересом и отдачей, идя в ногу со временем, положительно
влияет на развитие у учащихся навыков общения со всеми участниками проекта,
дает дополнительную мотивацию к изучению предмета, а также формирует творческие
способности школьников.
Доступность для образовательных целей всего
многообразия информационных технологий позволяет не только продуктивно и с
отдачей обучать школьников, но и поощрять их старания, публикуя их работы в
сети Интернет. Ведь размещение работы на сайте школы или преподавателя дает
возможность ощутить себя частью информационного пространства, где ты не только
используешь чью-то информацию, но вносишь и свой вклад.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.