Педагогические условия включения учащихся в научно исследовательскую деятельность.
Встает вопрос как этого добиться. Прежде всего, важна мотивация самого педагога.
Насколько будет убедителен сам преподаватель, повествуя о конкурсе, насколько он будет сам поистине увлечен тем, что он пытается донести детям (а это отлично чувствуется и читается по блеску глаз, воодушевленному голосу и пр.); насколько он сам будет отчетливо представлять ценность того или иного мероприятия, ровно настолько преподаватель найдет отклик в сердцах своих воспитанников. Недостаточно только дать информацию, надо чтобы захотелось ее взять; недостаточно только говорить о возможных результатах, надо чтобы эти результаты захотелось достичь. Любой человек, будь то ребенок, будь то взрослый, действие совершает по желанию - в основе поступка будет лежать его собственный мотив. А что это будет - страх или удовольствие, безусловно, зависит от конкретной ситуации.
Ясно, что положительный мотив несет в себе массу преимуществ: с большим успехом преодолеваются трудности, по-другому организуется время и пространство, спокойнее воспринимаются неудачи, ощущается мобилизация внутренних сил. Преподаватель, как никто другой должен ратовать за формирование положительной мотивации, если он нацелен на результат.
На мой взгляд ещё один из важных факторов – это то, что проект должен быть интересен самому ребенку. А значит нужно выяснить круг интересов детей.
Например, можно спросить у ребят: «Если бы время, распределяемое в школе на учебные предметы, зависело от твоего желания, какой области знаний ты бы больше уделил внимания?
§ Филологическая (русский язык, литература);
§ Иностранные языки;
§ Научно-техническая (математика, информатика);
§ Общественно-научная (история, обществознание);
§ Естественно-научная (химия, биология, физика, география, астрономия);
§ Общественно-полезная деятельность;
§ Искусство.
Ответ даст возможность определить область интересов ребенка.
Дальнейшие вопросы: почему именно эта область, что именно интересно, есть ли темы, над которыми ты работаешь самостоятельно и читаешь ли дополнительную литературу, возможно подписан на образовательные каналы? Ответы дадут вам и ребенку возможность проанализировать и выявить направление интересов учащегося.
Как педагогу вовлечь обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность?
Что значит вовлечь? Т.е. побудить, привлечь к участию. Вовлечение — это взаимовыгодное и добровольное взаимодействие, когда обе стороны заинтересованы в конечном результате
Когда у педагога есть внутренний огонь, энтузиазм, стремление взяться за новое дело, тогда и учащиеся загораются, возникает стремление достичь успеха! А значит, если вовлечены и заинтересованы вы, то и дети пойдут за вами.
Предлагая ребёнку принять участие в конкурсе, мы заведомо ставим его в ситуацию оценки и конкуренции. Это заранее сложные условия, поэтому решаются участвовать далеко не все. Здесь необходима поддержка и одобрение взрослых, нужен опорный человек в этой теме. Таким человеком могут стать как преподаватель, так и родители, а лучше всем вместе. И только тогда, почувствовав поддержку и одобрение, ребёнок в состоянии идти дальше
Но Реальная мотивация у современных детей возникнет только после того, как учащийся будет понимать все те выгоды, которые ему принесет этот проект
Какие же это выгоды? Поговорите об этом с детьми и определите зачем им нужны конкурсы?
Приведите пример выгод, которые может получить участник проекта?
- проявление талантов
- возможность поработать на интересной для ребенка темой
- новые знания
-личностное развитие
- Лидерские качества
- развитие мышления, воображения
- показать другим результаты своей деятельности
- желание творчества
- совершенствование знаний
- материальное поощрение (приз)
Ни один человек не может идти туда, сам не зная куда. Т.Е, нужно знать и понимать результат, к которому он придет. Что бы видение пользы от участия было четким, определите:
Что вы получите в результате, если будете участвовать в конкурсе?
- приз
- грамоту
- новые знания
- опыт публичного выступления
- реализовать свой проект
Актуальность: в условиях современной инновационной экономики высшее образование играет крайне важную роль, т.к. есть необходимость обеспечить повышение качества подготовки кадров высшей квалификации. Выпускники вузов должны обладать широким рядом компетенций, например, способностью анализировать социально значимые проблемы, находить эффективные управленческие решения, выявлять социально значимые потребности и т.д. Благодаря научно-исследовательской работе (НИР) есть возможность прививать молодым людям данные компетенции и повышать тем самым их профессиональную пригодность. Но для этого необходим высокий уровень вовлеченности студентов, который может обеспечить более интенсивное и качественное выполнение работы научно- исследовательского характера. В настоящее время в России реализуется программа, направленная на вовлечение молодёжи в научную и научно-техническую деятельность. Отсюда можно сделать вывод, что текущий уровень вовлеченности студентов в выполнение НИР находится на низком уровне и нуждается в повышении.
Проблему можно сформулировать следующим образом: современные социально-экономические условия диктуют высокие требования к студентам – они должны обладать широким рядом компетенций. Компетенции, в свою очередь, активно развиваются при выполнении научно-исследовательской работы. Но в настоящее время молодые люди недостаточно вовлечены в процесс проведения научных исследований – это может негативно повлиять на интеллектуальный и инновационный потенциал от- дельных индивидов и российского общества в целом. Таким образом, в рамках статьи следует рассмотреть способы, которые вузы могут использовать для вовлечения студентов в научно- исследовательскую работу. Вопрос об эффективности перечисленных ниже методов является открытым, поэтому рассуждения автора статьи необходимо рассматривать в качестве гипотез.
В результате анализа литературы, посвящённой НИР студентов, можно выделить следующие способы их вовлечения в сферу научных исследований:
Внедрение элементов научно-исследовательской работы в учебный процесс. Например, интеграция научно-исследовательского семинара в качестве обязательной дисциплины в процесс образования студентов. Данную дисциплину целесообразно включать в учебные планы студентов независимо от их курса и уровня подготовки, т.к. в рамках научно-исследовательских семинаров происходит не только подготовка курсовых, выпускных и диссертационных исследований, но и анализ современных парадигм, методологических и методических аспектов. Занятие включает в себя интенсивную коммуникацию с преподавателями и студентами, что позволяет молодому исследователю получить объективную оценку его научных разработок и обогатить их новыми идеями. Данный фактор способен положительно повлиять на его научную активность: у студента может появиться желание более глубоко и тщательно проработать своё исследование, а в дальнейшем поделиться результатами с другими членами научного общества, опубликовав научную статью. Кроме того, в
рамках научно-исследовательского семинара расширяются и углубляются компетенции студентов. Они осваивают навыки более глубокого анализа и критической оценки результатов научных исследований (проведённых как одногруппниками, так и именитыми исследователями), в рамках групповых обсуждений учатся адекватно воспринимать критику и в дальнейшем использовать её для детальной проработки собственного научного исследования.
Создание научных коллективов внутри вуза, например, научных групп или научных школ. Данные структуры позволяют сту дентам под руководством преподавателей проводить исследования для решения реальных проблемных ситуаций. Есть основания предполагать эффективность создания данных структур. Во-первых, интенсивное взаимодействие с опытными преподавателями (кандидатами и докторами наук) положительно влияет на навыки и компетенции студента. Во-вторых, причастность к проведению прикладного исследования для реально существующего заказчика способно обеспечить максимальную вовлеченность студентов и высокую степень ответственности.
Приглашение преподавателей из других вузов. Некоторые вузы приглашают ведущих профессоров и специалистов из российских и зарубежных университетов для работы со студентами. Напри- мер, Сибирский федеральный университет приглашает преподавателей для научного руководства, участия в научных мероприятиях, создания и развития научных коллективов. Приглашённый преподаватель положительно влияет на работу вуза в целом и на вовлеченность студентов в научно- исследовательский процесс: он передаёт молодым людям богатый исследовательский опыт и знакомит с нетривиальными научными взглядами. Студенты также имеют возможность получить экспертную оценку своего исследования, важные комментарии и даже одобрение. Из-за того, что преподавателю необходимо взять ограниченное количество студентов под научное руководство, среди них может возникнуть конкуренция. Всё вышеперечисленное способно положительно повлиять на научно- исследовательскую активность молодых людей.
Выплата повышенных стипендий – важный стимул, позволяющий повысить вовлеченность молодых людей в научные исследования. Многие вузы выплачивают повышенные стипендии наиболее активным студентам в научно-исследовательской сфере. Для получения финансового поощрения студенту необходимо выполнить определённый объём работы научно- исследовательского характера, отражённый в документах вуза.
Проведение конкурсов научных работ является ещё одним способом привлечения внимания студентов к сфере научных исследований. Как правило, победители и лауреаты кон- курса получают дипломы, дополнительные баллы по вступительным испытаниям, скидки по оплате обучения, дополнительные баллы для получения стипендии, возможности для участия в более масштабных конкурсах и даже рекомендации работодателям .
Материалы и методы. Эмпирическое исследование студентов было проведено в мае 2020 г., сбор данных осуществлялся методом формализованного онлайн-анкетирования. Выборочную совокупность исследования составили 511 респондентов, обучающихся на 2–4 курсах бакалавриата ПГНИУ, ПНИПУ и пермского филиала НИУ ВШЭ. Данные вузы являются национальными исследовательскими университетами (НИУ). Мотивацию студентов НИУ целесообразно изучать отдельно, т.к. высшие учебные заведения с таким статусом направлены на развитие российской науки, на создание и внедрение инновационных разработок.
Анализ ответов респондентов говорит о том, что основная причина, по которой студенты не выполняют вне учебную НИР – нехватка времени из-за учебного процесса (63 %). Кроме того, значимая доля респондентов говорит о том, что им не хватает знаний и навыков (42 %), они не знают, как начать этим заниматься (39 %), этим сложно заниматься (39 %), их не привлекает научно-исследовательская работа (36 %), они не совсем понимают, зачем этим заниматься (28 %), они ещё не выбрали тему для исследований (24 %). Вузы, в свою очередь, готовы предоставить все необходимые условия для осуществления научно- исследовательской работы студентов. Об этом говорит низкая популярность таких вариантов ответа как: «сложно найти научного руководителя по моей теме» (16 %), «научные мероприятия плохо организованы» (9 %), «нет необходимой материальной ба- зы в вузе» (9 %), «мало научных мероприятий в моём вузе» (8 %),
«вуз не оплачивает научные командировки» (6 %), «не нравится работать с научным руководителем» (4 %). Таким образом, ПГНИУ, ПНИПУ и ВШЭ предоставляют необходимые условия студентам. Значит, следует работать с субъективными причина- ми, по которым студенты не заинтересованы в выполнении НИРС.
Можно предложить следующие рекомендации, которые способны положительно повлиять на научно-исследовательскую активность студентов:
1. Обучать студентов рационально распределять временной ресурс, чтобы учебная деятельность не отнимала большинство времени. Например, будут уместны короткие дисциплины, курсы, интенсивы, посвящённые тайм-менеджменту.
2. Предоставить студентам возможность заниматься вне учебной НИР вместо некоторых учебных занятий, освобождать активных студентов, которые выполняют высокий объём вне учебной НИРС, от некоторых домашних заданий.
3. Информировать студентов о способах, возможностях и целях занятия вне учебной НИР в вузе различными способами: через преподавателей, научных руководителей, кураторов групп, через сайт вуза и страницы в социальных сетях факультетов, кафедр. Необходимо осуществлять информирование периодически, т.к. информация забывается и из года в год воспринимается по- новому с учётом приобретённого студентом опыта.
4. Прививать студентам базовые научно-исследовательские навыки, чтобы они увереннее справлялись с задачами в сфере НИР, чтобы их не пугала сложность такой работы.
5. Повысить привлекательность научно-исследовательской работы в глазах студентов. На наш взгляд, для решения этой задачи будет целесообразно привлечь харизматичных, авторитетных и успешных в сфере научных исследований преподавателей. Они смогут в интересной форме рассказать студентам обо всех тонкостях НИР, о положительных моментах этой работы, о текущих научных трендах, о различных научно-исследовательских направлениях, привлечь внимание молодых людей к науке и мотивировать на достижения.
Усовершенствовать систему поощрений. Например, доба- вить рейтинг студентов в сфере вне учебной научно исследовательской работы, присваивать студентам неформальные научные звания за их заслуги в данной сфере.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.