"Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5 - 7 классов"в условиях реализации ФГОС"
Оценка 5

"Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5 - 7 классов"в условиях реализации ФГОС"

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
12.04.2020
"Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5 - 7 классов"в условиях реализации ФГОС"
Аннотация: В данном выступлении рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любви к слову и речевой культуре. Приводятся примеры дидактических материалов по данной технологии для работы с обучающимися 5-7 классов.
Выступление по теме.doc

Выступление по теме " Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-7 классов

 в условиях реализации ФГОС".

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Францевой Оксаны Валерьевны МОАУ СОШ № 1 с.Возжаевки Амурской области.

Аннотация:  В данном выступлении рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любви к слову и речевой культуре. Приводятся примеры дидактических материалов по данной технологии для работы с обучающимися 5-7 классов.

 

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений,

 понятий об окружающем мире.

 Игра – это искра, зажигающая огонёк

 пытливости и любознательности.

                                                                                                                                                      

                                                                                                                                    В. А.Сухомлинский.

            В современной школе  особое внимание  уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности детей был и остаётся одним из основных в процессе обучения.          Поэтому мы с вами  должны подходить к делу творчески, применять различные педагогические технологии в преподавании, которые способствовали бы всестороннему развитию ребёнка и вызывали бы интерес к предмету.

            К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я и использую на уроках русского языка. Игровые технологии я использую в основном в 5-7-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной в среднюю. И важно сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Используя на уроке игровые элементы, я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес к русскому языку как учебному предмету,  обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

         Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до закрепления и обобщения.

   Игры можно классифицировать по-разному. Сегодня я вам расскажу о том, какие игры применяю в работе, используя классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики (фонетические игры, лексико-фразеологические , игры по морфемике и словообразованию , игры по морфологии, синтаксические игры).

                               При изучении раздела «Фонетика» в 5 классе использую элемент игры, который  способствует лучшему запоминанию изучаемого материала, т.к. количество часов ограничено. Вот пример фонетической игры.

            Игра «Салат».  В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи: 1 - в слове 2 слога, 7букв, 6 звуков (морковь);  2 -  в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец); 3 - в слове 1слог, все согласные звуки твердые (лук); 4 - в слове 4 слога (помидоры).

            В результате дети получают предложение.  Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.

 

При изучении темы "Согласные звуки" (5 класс) провожу игру "Отгадай слова по гласным звукам".

      -о - а - а (собака), -е - ё - а (берёза), а - - у-  (арбуз), а - - о - о - и - ь (автомобиль)

- Легко ли по гласным звукам определить слово? Почему? ( основную смысловую нагрузку в словах несут согласные звуки) Почему? ( их больше - 36)

Тема: " Правописание непроизносимых согласных в корне слова" 5 кл.

На этапе Актуализация знаний провожу  аналогичную игру.

[солцэ]   [с`эрцэ]  [изв`эсный'] [здраствуй`]

 - Какие слова получились? (солнце, сердце, известный, здравствуй)

- Посчитайте кол-во букв и звуков. Почему в этих словах кол-во букв и звуков разное? (некоторые звуки не произносятся)

- Назовите эти звуки? (л, д, т, в)

- В какой морфеме находятся? (в корне слова)

- Как можно назвать звуки, которые при произношении мы не слышим, не произносим?

- Определите тему урока.

Лексико-фразеологические игры.

 Раздел «Лексика»  очень благоприятен для внедрения и использования игровой технологии.

Так, при изучении темы "Синонимы" на этапе закрепления предлагаю игру "Найди пару".

- Подберите к словам из 1 ряда соответствующие слова-синонимы из 2 ряда и соедините их стрелками.

Огонь

Шалун

Чистый

Конница

Прыгать

Конь

Алфавит

скакать

аккуратный

скакун

азбука

пламя

кавалерия

озорник

 

Игра «Загадки. Веселые омонимы». Мы с ребятами с удовольствием  их отгадываем:

1. Право, я прическа – чудо! Заплести меня не худо. На лугу с шипеньем острым управляюсь с сенокосом. В воду я вдаюсь полоской – узкой, серенькой и плоской. (Коса).

2. Я сборник карт. От ударения зависит два моих значения. Захочешь – превращусь в название блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас).

3. Я травянистое растение с цветком различного цвета, но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис).

            Таким образом, у учащихся в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.

 Игра "Переводчик"

Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.

1. Показать па портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела

Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок).

Чело - (лоб). Рамо — (плечо, множественное число -рамена).
Выя - (шея). Длань - (ладонь).

Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука).

Перст - (палец). Десница - (правая рука).

Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро).

Вежды - (веки). Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).

Ланиты — (щёки). Рыло — (то же, что лицо).

Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).

 

Игра «Собери фразеологизмы»

            Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Собери» их (всего 5) за 2 минуты.

1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.

(куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду)

2-я команда – расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.

(расхлёбывать кашу; бить баклуши; заметать следы; на ночь глядя; душа уходит в пятки)

 

Игра "Картинная галерея". (По рисунку отгадай фразеологизм)

http://doc4web.ru/uploads/files/26/25581/hello_html_155170c5.png
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

(Ни рыбы ни мясо, чесать языком, сесть в лужу, зарубить на носу, медвежья услуга, купить кота в мешке)

 

Игры по морфемике и словообразованию.

            При изучении разделов "Мофемика" и "Словообразование" также использую элементы игровой технологии.

 Игра "Строители"" 

(на доске) рас - чик - сказ, е - ть - лет, ск - ий - матрос, ешь - а - ся - улыб, тель - о - н - и - добр - о.

 Игра " Третий лишний"  при изучении темы в 6 кл. "Правописание приставок - прЕ/прИ"

   

 Ветерок

Присесть

Кузовок

Подоконник

Подосиновик

Презабавный

- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните.

- Выпишите эти слова, выделите приставки.

- Различаются ли эти приставки по произношению? (Нет) А при написании? (да)

- От чего зависит написание приставок ПРЕ/ПРИ? (от лексического значения)

 

 В 6 кл. при изучении темы "Соединительные гласные О/Е в сложных словах" на этапе применение новых знаний, работая в паре, использовала игру "Найди пару".

Задание. К словам левого столбика подберите подходящее по смыслу слова из правого столбика. Образуйте сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.  Получившиеся слово запишите в третий столбик.

 

 

 

 

Книга

Пыль

Земля

Вода

Лёд

Пешком
Рыба

Море

Любовь

Сосать

Мерить

Падать

Колоть

Ходить

Ловить

Плавать

Книголюб

Пылесос

Землемер

Водопад

Ледокол

Пешеход

Рыболов

Мореплаватель

 

 

 

 

 

Игры по морфологии, синтаксические игры

Игра "Хвастунишка" использую при закреплении темы "Степени сравнения имён прилагательных"(2 урок)

Задание. Образовать от прилагательного разные формы степеней сравнения.

Я счастливая (учитель) - а я счастливее - а я самый счастливый.

Я умная - а я умнее - а я умнейший

Я красива - а я......

Я спокойная - а я.....

Игра "Верю-не верю". на этапе повторения пройденного материала.

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает признак предмета? (нет)

2. Инфинитив - это н.ф глагола? (да)

3. Глагол в предложении является сказуемым? (да)

4. Глаголы изменяются по временам, числам? (да)

5. У глагола бывает 3 спряжение? (нет)

             

            На этапе закрепления можно использовать  графический диктант, игру "Крестики-нолики" и др....

В 7 классе при изучении темы "Смысловые группы наречий" на этапе закрепления включила Задание: Замените фразеологизм наречием и определите его разряд.

1. Положа руку на сердце (честно) - как? образ действия

2. У чёрта на куличках (далеко) место

3. Битый час (долго) - времени

4. Кот наплакал (мало) - меры и степени

При изучении темы «Словосочетание и предложение» использовала  игру «Серпантин одной фразы», где отрабатывалось умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Предлагаю фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.

Например:

1-й ученик -  Я пишу стихи.

2-й ученик - Я пишу веселые стихи.

3-й ученик - Я пишу стихи  по вечерам.

4-й ученик - Я пишу веселые стихи  по вечерам каждый день.

5-й ученик -  Я пишу веселые стихи по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

            Достаточно интересным игровым элементом является «Завершение рассказа». Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. Ребята играли во дворе. Вдруг ...».

            Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы - 10 мин.

Рассказ можно оценить по следующим критериям:  законченность рассказа,  яркость и оригинальность образов, необычность поворота и сюжета, неожиданность концовки.

Игра "Найди ошибку (-и)" 6 класс (задание из ВПР)

1) пирог более вкуснее

2) с шестьюстами страницами

3) забавный шимпанзе

4) для обоих сестёр

 

Таким образом,  применение игровых технологий  на уроках русского языка позволяет повысить у обучающихся 5-7 классов не только познавательную деятельность, но и  развить в каждом такие личностные качества, как:

-целеустремлённость,

-сотрудничество,

-умение приходить на помощь товарищу,

- активность.

 

 

Спасибо за внимание!

 


Выступление по теме " Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-7 классов в условиях реализации

Выступление по теме " Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-7 классов в условиях реализации

При изучении темы "Согласные звуки" (5 класс) провожу игру "Отгадай слова по гласным звукам"

При изучении темы "Согласные звуки" (5 класс) провожу игру "Отгадай слова по гласным звукам"

Игра «Собери фразеологизмы»

Игра «Собери фразеологизмы»

Книга Пыль Земля Вода Лёд

Книга Пыль Земля Вода Лёд

Достаточно интересным игровым элементом является «

Достаточно интересным игровым элементом является «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2020