Выступление по теме " Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-7 классов
в условиях реализации ФГОС".
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Францевой Оксаны Валерьевны МОАУ СОШ № 1 с.Возжаевки Амурской области.
Аннотация: В данном выступлении рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любви к слову и речевой культуре. Приводятся примеры дидактических материалов по данной технологии для работы с обучающимися 5-7 классов.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В. А.Сухомлинский.
В современной школе особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности детей был и остаётся одним из основных в процессе обучения. Поэтому мы с вами должны подходить к делу творчески, применять различные педагогические технологии в преподавании, которые способствовали бы всестороннему развитию ребёнка и вызывали бы интерес к предмету.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я и использую на уроках русского языка. Игровые технологии я использую в основном в 5-7-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной в среднюю. И важно сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Используя на уроке игровые элементы, я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес к русскому языку как учебному предмету, обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до закрепления и обобщения.
Игры можно классифицировать по-разному. Сегодня я вам расскажу о том, какие игры применяю в работе, используя классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики (фонетические игры, лексико-фразеологические , игры по морфемике и словообразованию , игры по морфологии, синтаксические игры).
При изучении раздела «Фонетика» в 5 классе использую элемент игры, который способствует лучшему запоминанию изучаемого материала, т.к. количество часов ограничено. Вот пример фонетической игры.
Игра «Салат». В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи: 1 - в слове 2 слога, 7букв, 6 звуков (морковь); 2 - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец); 3 - в слове 1слог, все согласные звуки твердые (лук); 4 - в слове 4 слога (помидоры).
В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.
При изучении темы "Согласные звуки" (5 класс) провожу игру "Отгадай слова по гласным звукам".
-о - а - а (собака), -е - ё - а (берёза), а - - у- (арбуз), а - - о - о - и - ь (автомобиль)
- Легко ли по гласным звукам определить слово? Почему? ( основную смысловую нагрузку в словах несут согласные звуки) Почему? ( их больше - 36)
Тема: " Правописание непроизносимых согласных в корне слова" 5 кл.
На этапе Актуализация знаний провожу аналогичную игру.
[солцэ] [с`эрцэ] [изв`эсный'] [здраствуй`]
- Какие слова получились? (солнце, сердце, известный, здравствуй)
- Посчитайте кол-во букв и звуков. Почему в этих словах кол-во букв и звуков разное? (некоторые звуки не произносятся)
- Назовите эти звуки? (л, д, т, в)
- В какой морфеме находятся? (в корне слова)
- Как можно назвать звуки, которые при произношении мы не слышим, не произносим?
- Определите тему урока.
Лексико-фразеологические игры.
Раздел «Лексика» очень благоприятен для внедрения и использования игровой технологии.
Так, при изучении темы "Синонимы" на этапе закрепления предлагаю игру "Найди пару".
- Подберите к словам из 1 ряда соответствующие слова-синонимы из 2 ряда и соедините их стрелками.
Огонь Шалун Чистый Конница Прыгать Конь Алфавит |
скакать аккуратный скакун азбука пламя кавалерия озорник
|
Игра «Загадки. Веселые омонимы». Мы с ребятами с удовольствием их отгадываем:
1. Право, я прическа – чудо! Заплести меня не худо. На лугу с шипеньем острым управляюсь с сенокосом. В воду я вдаюсь полоской – узкой, серенькой и плоской. (Коса).
2. Я сборник карт. От ударения зависит два моих значения. Захочешь – превращусь в название блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас).
3. Я травянистое растение с цветком различного цвета, но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис).
Таким образом, у учащихся в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.
Игра "Переводчик"
Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.
1. Показать па портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела
Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок).
Чело - (лоб). Рамо — (плечо, множественное число -рамена).
Выя - (шея). Длань - (ладонь).
Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука).
Перст - (палец). Десница - (правая рука).
Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро).
Вежды - (веки). Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).
Ланиты — (щёки). Рыло — (то же, что лицо).
Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).
Игра «Собери фразеологизмы»
Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Собери» их (всего 5) за 2 минуты.
1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.
(куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду)
2-я команда – расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.
(расхлёбывать кашу; бить баклуши; заметать следы; на ночь глядя; душа уходит в пятки)
Игра "Картинная галерея". (По рисунку отгадай фразеологизм)
(Ни рыбы ни мясо, чесать языком, сесть в лужу, зарубить на носу, медвежья услуга, купить кота в мешке)
Игры по морфемике и словообразованию.
При изучении разделов "Мофемика" и "Словообразование" также использую элементы игровой технологии.
Игра "Строители""
(на доске) рас - чик - сказ, е - ть - лет, ск - ий - матрос, ешь - а - ся - улыб, тель - о - н - и - добр - о.
Игра " Третий лишний" при изучении темы в 6 кл. "Правописание приставок - прЕ/прИ"
Ветерок Присесть Кузовок |
Подоконник Подосиновик Презабавный |
- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните.
- Выпишите эти слова, выделите приставки.
- Различаются ли эти приставки по произношению? (Нет) А при написании? (да)
- От чего зависит написание приставок ПРЕ/ПРИ? (от лексического значения)
В 6 кл. при изучении темы "Соединительные гласные О/Е в сложных словах" на этапе применение новых знаний, работая в паре, использовала игру "Найди пару".
Задание. К словам левого столбика подберите подходящее по смыслу слова из правого столбика. Образуйте сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной. Получившиеся слово запишите в третий столбик.
Книга Пыль Земля Вода Лёд Пешком Море |
Любовь Сосать Мерить Падать Колоть Ходить Ловить Плавать |
Книголюб Пылесос Землемер Водопад Ледокол Пешеход Рыболов Мореплаватель
|
|
|
|
Игры по морфологии, синтаксические игры
Игра "Хвастунишка" использую при закреплении темы "Степени сравнения имён прилагательных"(2 урок)
Задание. Образовать от прилагательного разные формы степеней сравнения.
Я счастливая (учитель) - а я счастливее - а я самый счастливый.
Я умная - а я умнее - а я умнейший
Я красива - а я......
Я спокойная - а я.....
Игра "Верю-не верю". на этапе повторения пройденного материала.
1. Глагол - это часть речи, которая обозначает признак предмета? (нет)
2. Инфинитив - это н.ф глагола? (да)
3. Глагол в предложении является сказуемым? (да)
4. Глаголы изменяются по временам, числам? (да)
5. У глагола бывает 3 спряжение? (нет)
На этапе закрепления можно использовать графический диктант, игру "Крестики-нолики" и др....
В 7 классе при изучении темы "Смысловые группы наречий" на этапе закрепления включила Задание: Замените фразеологизм наречием и определите его разряд.
1. Положа руку на сердце (честно) - как? образ действия
2. У чёрта на куличках (далеко) место
3. Битый час (долго) - времени
4. Кот наплакал (мало) - меры и степени
При изучении темы «Словосочетание и предложение» использовала игру «Серпантин одной фразы», где отрабатывалось умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Предлагаю фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.
Например:
1-й ученик - Я пишу стихи.
2-й ученик - Я пишу веселые стихи.
3-й ученик - Я пишу стихи по вечерам.
4-й ученик - Я пишу веселые стихи по вечерам каждый день.
5-й ученик - Я пишу веселые стихи по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.
Достаточно интересным игровым элементом является «Завершение рассказа». Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. Ребята играли во дворе. Вдруг ...».
Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы - 10 мин.
Рассказ можно оценить по следующим критериям: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота и сюжета, неожиданность концовки.
Игра "Найди ошибку (-и)" 6 класс (задание из ВПР)
1) пирог более вкуснее
2) с шестьюстами страницами
3) забавный шимпанзе
4) для обоих сестёр
Таким образом, применение игровых технологий на уроках русского языка позволяет повысить у обучающихся 5-7 классов не только познавательную деятельность, но и развить в каждом такие личностные качества, как:
-целеустремлённость,
-сотрудничество,
-умение приходить на помощь товарищу,
- активность.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.