Игровые технологии при обучении детей с ОВЗ
Оценка 4.9

Игровые технологии при обучении детей с ОВЗ

Оценка 4.9
docx
08.01.2020
Игровые технологии при обучении детей с ОВЗ
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Игровые технологии при обучении детей с ОВЗ.docx

Игровые технологии при обучении детей с ОВЗ

Яковлева Татьяна Ивановна, преподаватель ГБПОУ РХ «Черногорский механико-технологический техникум»

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:

1. Технология разноуровневого обучения

2. Коррекционно - развивающие технологии

3. Технология проблемного обучения

4. Проектная деятельность

5. Игровые технологии

6. Информационно-коммуникационные технологии

7. Здоровьесберегающие технологии

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе. При проведении уроков и во внеклассной работе  применяю объяснительно–иллюстративные технологии. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил педагога и обучающихся, облегчение понимания сложных знаний. Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и обучающихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение обучающихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи.  Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения, поэтому  остановимся на игровых технологиях, которые  использую в своей работе.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции

 - развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

         - игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

         - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

 - функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

-Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

-Учет структуры дефекта;

-Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

-Связь содержания игры с системой знаний обучающегося;

-Соответствие коррекционной цели занятия;

-Учет принципа смены видов деятельности;

-Использование ярких пособий, наглядности.

При использовании игровой технологии обязательно педагогическое сопровождение игры со стороны воспитателя. Причём это сопровождение подразумевает как непосредственное взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением ребёнка, изучение возможностей его развития. Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение воспитателя и обучающегося. Игра выполняет следующие функции: 1) общевоспитательную — усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе. 2) познавательную — все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей. 3) развивающую — осуществляется умственное и физическое развитие детей. 4) развитие речи — в этом направлении большое влияние оказывают игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания. Развивающие возможности игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляются средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.
                                                        Литература
1.Кудимова Т. В. Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 129-131

2. Шемякина Л. А. Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2017. — №4.-С.398-401.


Игровые технологии при обучении детей с ОВЗ

Игровые технологии при обучении детей с ОВЗ

Игровые технологии при обучении детей с ОВЗ

Игровые технологии при обучении детей с ОВЗ

Игровые технологии при обучении детей с ОВЗ

Игровые технологии при обучении детей с ОВЗ

Игровые технологии при обучении детей с ОВЗ

Игровые технологии при обучении детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2020