Игровые технологии при обучении детей с ОВЗ
Яковлева Татьяна Ивановна, преподаватель ГБПОУ РХ «Черногорский механико-технологический техникум»
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:
1. Технология разноуровневого обучения
2. Коррекционно - развивающие технологии
3. Технология проблемного обучения
4. Проектная деятельность
5. Игровые технологии
6. Информационно-коммуникационные технологии
7. Здоровьесберегающие технологии
Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе. При проведении уроков и во внеклассной работе применяю объяснительно–иллюстративные технологии. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил педагога и обучающихся, облегчение понимания сложных знаний. Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и обучающихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение обучающихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи. Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения, поэтому остановимся на игровых технологиях, которые использую в своей работе.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
-Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
-Учет структуры дефекта;
-Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
-Связь содержания игры с системой знаний обучающегося;
-Соответствие коррекционной цели занятия;
-Учет принципа смены видов деятельности;
-Использование ярких пособий, наглядности.
При
использовании игровой технологии обязательно педагогическое сопровождение игры
со стороны воспитателя. Причём это сопровождение подразумевает как
непосредственное взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением
ребёнка, изучение возможностей его развития. Главный компонент игровой
технологии — непосредственное и систематическое общение воспитателя и
обучающегося. Игра выполняет следующие функции: 1) общевоспитательную —
усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств,
способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе. 2)
познавательную — все сведения об окружающем ребенок получает через игры,
познание социальных ролей. 3) развивающую — осуществляется умственное и
физическое развитие детей. 4) развитие речи — в этом направлении большое
влияние оказывают игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые
совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и
дыхания. Развивающие возможности игровых технологий для формирования личности
обучающихся осуществляются средствами разумной организации разносторонней
игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических
возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как
общеразвивающий, так и специализированный характер. Роль игры в воспитании и
обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с
ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие
психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность,
активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие
способности.
Литература
1.Кудимова Т. В. Игровые технологии как средство всестороннего
развития личности детей с ограниченными
возможностями здоровья (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2017. —
№5. — С. 129-131
2. Шемякина
Л. А. Формирование игровой деятельности у детей с
ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2017. — №4.-С.398-401.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.