Деятельность школьной библиотеки по сохранению и развитию языков и культур народов РТ
Согласно «Закону о библиотечном деле» библиотеки всех типов, обеспечивая свободный доступ граждан России к информации, должны учитывать национально-этнические особенности, интересы пользователей в организации и содержании их обслуживания.
Выполнение библиотеками задач, ориентированных на поддержание национально-культурных интересов народов России, – не кампания, а постоянная, системная, динамично развивающаяся деятельность. Ее главные цели – содействовать поддержанию культурного и языкового разнообразия народов России, формированию у них таких мировоззренческих категорий, как толерантность, гражданственность, укрепление государственных основ РФ [1, с. 34].
Опыт, накопленный во многих регионах, свидетельствует о том, что библиотечная деятельность национальной направленности, основанная в целом на единых положениях, учитывающих общенациональные задачи и цели, носит в реальности ситуативный характер и во многом зависит от таких факторов, как:
- статус региона – субъекта РФ (национальная республика, автономный округ, край, область);
- социально-культурная, демографическая, языковая ситуация в регионе (состав населения, уровень владения национальным языком, кроме русского; наличие у народов, населяющих регион, национально-культурного наследия и др.).
Создание наиболее благоприятных условий для работы в многонациональной среде требует от библиотек, в том числе и школьных, определенной системы и последовательных действий. Одна из первых задач – освоение библиотечными работниками законодательных, концептуальных, программных документов национально-культурной направленности, как общегосударственных, так и региональных. Затем центральные библиотеки регионов при тесном взаимодействии с органами власти, национально-культурными центрами определяют свои общие концептуальные (стратегические) задачи в реализации соответствующих государственных и региональных национально-культурных программ, проектов. На этой основе формируются конкретные программы, планы, учитывающие местную специфику и возможности библиотек. Важнейшие условия этого этапа работы: информационная, методическая, профессионально-учебная подготовка библиотекарей, участвующих в обслуживании национального населения; организация в регионах изучения национального социального состава местного населения, потребностей разных этнических групп в литературе, информации, культурно-просветительных услугах библиотеки; выявление имеющихся в библиотеке, в регионе соответствующих книжных и мультимедийных ресурсов и возможностей свободного доступа к ним. Собрав и освоив необходимую информацию, библиотеки организуют дифференцированное обслуживание разных категорий национального населения [1, с. 35]. Отметим, что обслуживание населения той или иной национальности не может считаться более приоритетным по отношению к другому местному населению. Однако работа с некоторыми категориями национального населения имеет свою специфику.
Наиболее многочисленны в России, кроме русского, народы, относящиеся к так называемым «титульным» нациям, то есть нациям, давшим название республике, автономному округу в составе РФ. Большинство этих народов проживает в соответствующих республиках, округах. В то же время значительная часть титульного населения расселена за пределами «своей» республики, округа. Системообразующую, ведущую роль в организации обслуживания населения титульных наций должны взять на себя национальные библиотеки республик, центральные библиотеки национальных округов РФ.
Согласно своему статусу эти библиотеки инициируют создание региональных программ, проектов, связанных с развитием и поддержкой национальных культур, языков титульных народов, населяющих регион; налаживают организационную, методическую, научную деятельность, касающуюся обслуживания этого населения, формирования и продвижения национальной литературы титульных народов, создания информационных ресурсов и т. д. Эта деятельность осуществляется совместно с другими центральными библиотеками – детскими, юношескими, библиотеками для слепых [2, с. 106].
Национальные библиотеки республик, центральные библиотеки АО создают в своей структуре комплексные подразделения, специализирующиеся на работе с национальной литературой титульных народов и соответствующими информационными ресурсами. Это центры (отделы) национальной (или национальной и краеведческой) литературы. Их задачи – формирование максимально полных не только в регионе, но и в стране фондов литературы титульных народов своей республики, округа и соответствующих информационных, библиографических ресурсов; обеспечение свободного доступа к этим ресурсам на основе электронных технологий; ведение научно-исследовательской работы в области книговедения, библиотечного дела, связанного с проблемами обслуживания национального населения. Известный библиограф Л.Д. Данильянц в своем выступлении отмечает, что «на базе этих центров проводится широкомасштабная культурно-просветительная, информационная работа национальной тематики. Практика показывает, что деятельность этих комплексных подразделений весьма эффективна, привлекает многих пользователей из разных читательских групп и слоев населения, позволяет организовать их дифференцированное обслуживание» [4, с. 84].
Национальные и центральные окружные библиотеки участвуют также в обслуживании «своих» титульных народов, компактно проживающих на других территориях, на основе взаимодействия с центральными и муниципальными библиотеками соответствующих регионов. Кроме того, они заботятся об организации обслуживания в библиотеках своего региона национальных меньшинств, проживающих на данной территории. В работе с этим населением особенно необходимо опираться на государственные, региональные программы поддержки малочисленных народов, действующие в стране и в регионах; добиваться финансирования для приобретения библиотечных ресурсов и обеспечения ими национального населения, проживающего в отдаленных местах.
Муниципальные библиотеки (ЦБС) в национальных регионах в зависимости от их возможностей и читательского состава могут выделить структурные подразделения с фондами национальной литературы и соответствующими информационными ресурсами, полнота которых необязательна. В плановом порядке организуется культурно-просветительная работа, направленная на поддержание национальных, жизненно-стилевых, языковых интересов коренного населения, проживающего в зоне действия библиотеки. В этой работе муниципальные библиотеки действуют не изолированно – они используют ресурсы (электронный доступ, МБА), методическую и другую поддержку региональных центральных библиотек, а также помощь администрации местных национально-культурных центров, национальных школ [3, с. 61].
Кроме коренного и русского населения в национальных регионах проживает множество других этнических групп россиян. Их обслуживание обеспечивается всеми библиотеками на общих основаниях. По мере необходимости библиотеки, как центральные, так и муниципальные, организуют специальные культурно-просветительные, информационные акции, действуя совместно с национально-культурными центрами диаспор, землячествами, администрацией. Взаимодействуя с библиотеками других национальных регионов, организуют работу в помощь проживающим в данном регионе диаспорам коренных народов другой республики, округа.
Складывающаяся в национальных республиках система организации обслуживания коренного населения может быть использована в качестве модели для работы с национальными диаспорами в областях, краях России. Ведущую роль в организации всей работы с этим населением в регионе также принимают на себя областные, краевые библиотеки. В отличие от национальных, окружных библиотек они не имеют возможности исчерпывающе комплектовать национальную литературу диаспор, прежде всего потому, что эта литература, как правило, не издается в областях и краях. Областные, краевые библиотеки приобретают ее по мере возможности, но при этом максимально используют для удовлетворения запросов своих пользователей фонды и информационные ресурсы национальных библиотек республик РФ [5, с. 68].
Краевые, областные библиотеки участвуют в создании сводных межрегиональных каталогов, используют их для организации доступа пользователей своего региона к фондам национальной литературы из библиотек других регионов; организуют совместно с национальной общественностью и библиотеками национальных регионов разнообразную культурно-просветительскую, информационную работу среди этнических групп; обеспечивают поддержку всем библиотекам своего региона в обслуживании малых коренных народов, не имеющих своих административно-территориальных образований, и т. д.
Муниципальные библиотеки этих регионов организуют обслуживание, опираясь на ресурсы и поддержку региональных библиотек. В центральных библиотеках и филиалах городских, сельских Центральных библиотечных системах (ЦБС) формируются фонды литературы компактно проживающих на данной территории этнических групп, организуется доступ пользователей к фондам, информационным ресурсам региональных библиотек (МВА, сводные региональные каталоги и др.).
Сельские библиотеки регионов, где компактно проживают группы коренных народов РФ, содействуют в сохранении сельским населением своей национальной культуры, бытовых традиций. Учитывая, с одной стороны, неудовлетворительное состояние ресурсов многих сельских библиотек, а с другой – развернувшуюся в стране широкомасштабную работу, направленную на подъем библиотечного дела на селе, целесообразно в уже действующих и разрабатываемых программах, проектах «Сельская библиотека» предусмотреть специальные меры для обеспечения этих библиотек литературой, информационными источниками и оказания им помощи со стороны центральных библиотек в работе с национальным сельским населением; инициировать издание комплектов, серий целевого назначения («Сельская библиотека»), снабжение ими сельских библиотек. Ведущую роль в этом деле должны также сыграть центральные библиотеки регионов [6, с. 108].
В организации обслуживания многонационального населения России важная роль принадлежит федеральным библиотекам – РГБ, РНБ, РГБС, РГЮБ и др. Они инициируют разработку и принятие соответствующих федеральных концепций, программ, проектов, дополнений к библиотечному законодательству, направленных на развитие в стране библиотечной деятельности; совместно с региональными библиотеками, научными учреждениями, центрами библиотечного профессионального образования ведут исследовательскую, методическую, учебную работу в помощь библиотекам; обеспечивают доступ к своим информационным ресурсам пользователям из всех регионов России; систематически организуют на своей базе широкомасштабные культурно-просветительные акции, посвященные культуре, литературе народов России, прежде всего в рамках мероприятий, проводимых под эгидой Министерства культуры РФ, СМИ (декады, месячники культуры народов России и т. п.) [7, с. 69].
На происходящие в стране социально-политические процессы, на сферу массового сознания влияет миграция населения, приводящая порой к межэтническим трениям. Вынужденным иммигрантам, переселенцам, беженцам библиотеки стремятся помочь приспособиться к новым условиям жизни; обеспечить их информацией социального, правового характера; содействуют в воспитании, обучении детей. Совместно с местными органами власти, национальными общинами на базе библиотек для этой группы населения целесообразно создавать центры консультативной, информационной, национально-культурной поддержки. Кроме того, необходимо вести работу, направленную на обучение этого населения русскому языку, ознакомление с общероссийской культурой и культурой других народов, постоянно проживающих в данном регионе.
В работе с населением, приехавшим в Россию на постоянное жительство из других государств – республик бывшего СССР, библиотеки сотрудничают с национально-культурными общественными объединениями, действующими в среде переселенцев, с посольствами. Библиотечная работа с этим населением направлена на поддержку его национально-культурных традиций (проведение национально-культурных акций, книжных выставок, праздников национальных культур, встреч с писателями и др.). Переселенцы, не один год живущие в России, обычно владеют русским языком и пользуются всеми услугами библиотек на общих основаниях [2, с.107].
Таким образом, работая в многонациональной среде, библиотеки выполняют двуединую задачу – «поддерживают, развивают национально-культурные, жизненно-стилевые, информационные потребности нерусских групп населения и приобщают это население к русской культуре, литературе, русскому языку; способствуют интеграции национальных культур и формированию единой многонациональной общности граждан России» [5, с. 168]. Выполнение этих общественно важных задач требует от библиотек не только создания организационных структур и соответствующих ресурсов, но и введения в практику всего арсенала современных форм и методов работы с полиэтническим населением.
Организация деятельности библиотек в региональном пространстве характеризуется тем, что российское общество проявляет интерес не только к истории, но и к жизни различных национальностей. Согласно этому библиотека ведет целенаправленную работу по возрождению и сохранению культурно-исторических, национальных, языковых традиций народов и этнических групп.
В организации обслуживания многонационального населения России важная роль принадлежит федеральным библиотекам, которые инициируют разработку и принятие соответствующих федеральных концепций, программ, проектов, дополнений к библиотечному законодательству, направленных на развитие в стране библиотечной деятельности; совместно с региональными библиотеками, научными учреждениями, центрами библиотечного профессионального образования ведут исследовательскую, методическую, учебную работу в помощь библиотекам; обеспечивают доступ к своим информационным ресурсам пользователям из всех регионов России; систематически организуют на своей базе широкомасштабные культурно-просветительные акции, посвященные культуре, литературе народов России, прежде всего в рамках мероприятий, проводимых под эгидой Министерства культуры РФ, СМИ (декады, месячники культуры народов России и т. п.).
Список литературы
1. Бартова, С.Ф. Мультикультурная деятельность библиотеки, как неотъемлемая часть ее современного менеджмента [Текст] / С.Ф. Бартова // Материалы российской научно-практической конференции «Деятельность библиотек по обслуживанию мультикультурного населения Российской Федерации» (12-14 октября 2009 г.). – Екатеринбург, 2009. – С. 12 – 14.
2. Библиотечное обслуживание полиэтнического населения региона [Текст] / Сост. В.С. Крейденко. – СПб., 2001. – 72 с.
3. Бирженюк, Г.М. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ [Текст] / Г.М. Бирженюк, А.П. Марков. – СПб.: ТИК, 2009. – 128 с.
4. Бородина, В.А. Библиотечное обслуживание [Текст] / В.А. Бородина. –М.: Либерия, 2014. – 168 с.
5. Домаренко, Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки [Текст] / Е.В. Домаренко. – М.: Либерея, 2006. – 80 с.
6. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность [Текст] / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
7. Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек [Текст] / Г.К. Олзоева. – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. – 120 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.