Нравственное и экологическое воспитание учащихся
Оценка 4.9

Нравственное и экологическое воспитание учащихся

Оценка 4.9
docx
Взрослым
12.09.2021
Нравственное и экологическое воспитание учащихся
формирование у учащихся нравственных и экологических отношений.docx

Формирование нравственных и экологических отношений.  Возможности курса «Окружающий мир» в формировании названных отношений

 В обшей системе всестороннего развития личности нравственное и экологическое воспитание взаимодействует со всеми компонентами, входящими в нее. Содержание нравственного воспитания в школе имеет широкую программу формирования моральных качеств школьников, куда входит формирование отношений учащихся к обществу, труду, людям, к самому себе, к природе. Воспитание патриотизма, интернационализма, гражданственности позволяют не замкнуться в узких рамках национальной ограниченности. Отношение к труду определяет направленность всей жизнедеятельности человека. Без бережного отношения к миру природы, понимания его законов, знания экологии жилья и экологии использования природных ресурсов невозможно получить высоконравственную личность.

Огромные возможности данных аспектов воспитания в начальном общем образовании дает курс «Окружающий мир». В рамках требований ФГОС НОО он построен на принципах гуманистическом, коммуникативном, принципах историзма и творческой активности. Рассмотрим данное утверждение на основе пристального изучения УМК «Окружающий мир» авторов А.А. Плешакова и М.Ю.Новицкой в программе НОО «Перспектива», созданной в 2006 году и успешно функционирующей и в данное время.  Этот УМК предусматривает, что ребенок в процессе обучения познает себя и окружающий мир, культурное и историческое наследие страны, моральные нормы и принципы, законы природы и бережного отношения к ней. Диалектические принципы построения учебного материала для проектов созданы так, что врожденное любопытство ребенка преобразовывается в потребность изучения нового.

Возьмем в руки учебник для 1 класса данного УМК. Его разделы: «Мы и наш мир», «Наш класс», « Наш дом и семья», «Город и село», «Родная страна», « Человек и окружающий мир». Даются понятия живой и неживой природы, ее значения в жизни человека, поднимаются вопросы экологии, использования природных ресурсов для комфортного существования человека, ненавязчиво в учебном процессе учащиеся  изучают и приобщаются к нравственным нормам и ценностям; познают законы экологии существования. Особо хочется остановиться на разделе «Родная страна», представляющим темы  по географии страны, ее природе и охране, многонациональности.

Понятно, что с каждым последующим годом обучения, уровень сложности представляемого материала возрастает. Курс 2 класса дает понятие времени, времен года, особенностей охраны природы в соответствии с временами года. Большое внимание уделено рассмотрению традиций (народные праздники), истории и современности государственных праздников.

Учащиеся 3го класса узнают про особенности гостеприимства разных народов; об историческом и современном аспектах взаимоотношений людей разных поколений в рамках как одной семьи и группы людей, так и общества в целом. Особо полно рассматривается вопрос генеалогии семьи, основы составления генеалогического древа. Материал дан в доступной, интересной форме для учащихся данного возраста (9-10 лет); предложено задание для индивидуального проекта. Несомненно, что через знание истории своей семьи ребенок приобщается к знанию  истории своей страны, по сути, это пропедевтика к курсу истории на ступени основного общего образования.

4й класс, завершающий год обучения в начальной школе. Учащийся к этому времени достаточно много знает и умеет, его личность уже видна. Интересны и содержательны разделы учебника для 4го класса «Окружающий мир». Это уже начало ввода ученика в дальнейшие курсы истории, обществознания, права, экономики, географии, биологии, с которыми он встретится в основном общем образовании.

Раздел «Мы – граждане единого Отечества» представлен темами: Общество – это мы, Российский народ, Конституция России, Права ребенка, Государственное устройство России и т.п. Аспекты отличия и сходства природы и образа жизни людей в разных регионах нашей страны, диалог культур, вопрос мирного существования народов в правовом поле – все это дает обширный материал для обсуждения, приведения своих примеров, творческой деятельности учащегося, что, в конечном итоге, формирует в нем гражданина. Особо ценно то, что упор делается на ключевые и поворотные моменты российской истории, которые на многие годы определяли ее ход; представлены биографии выдающихся россиян, дана отсылка ко множеству дополнительных источников информации.

Отдельный раздел посвящен теме природы, решения экологических проблем, важности работы заповедников и заказников.

Огромный нравственный аспект заложен и в заключительном разделе курса для начальной школы «Мы строим будущее России», где одна из тем – «Начни с себя», показывает на конкретных примерах реальные возможности для учащихся в самосовершенствовании и развитии в спорте, творчестве, образовании, волонтерстве и пр. Здесь рассказывается об учащихся – победителях олимпиад, творческих конкурсов; о суворовцах и кадетах; о тех, кто помогает пожилым и немощным людям, работает в приютах для животных и пр.

Таким образом, содержание курса «Окружающий мир» на этапе начального общего образования, все его средства, методика, технология, применяемые в процессе обучения, формируют у каждого учащегося духовно-нравственное и экологическое мировоззрение и прививают данные ценности.


 

Формирование нравственных и экологических отношений

Формирование нравственных и экологических отношений

Особо хочется остановиться на разделе «Родная страна», представляющим темы по географии страны, ее природе и охране, многонациональности

Особо хочется остановиться на разделе «Родная страна», представляющим темы по географии страны, ее природе и охране, многонациональности

Государственное устройство России и т

Государственное устройство России и т
Скачать файл