Лаборатория семейного чтения
Оценка 4.9

Лаборатория семейного чтения

Оценка 4.9
docx
24.08.2020
Лаборатория семейного чтения
Лаборатория семейного чтения.docx

       

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Лаборатория  семейного   чтения

проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение. 3

1   Актуальность  проекта. 4

2 Цель и задачи проекта. 6

3 Целевая группа проекта. 7

4 Проектное решение. 7

5 Сроки и этапы реализации проекта. 10

Программа проектных мероприятий: 10

6 Необходимые ресурсы и бюджет проекта. 12

7 Планируемые результаты проекта. 13

8 Риски реализации проекта и пути их преодоления. 14

9 Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта. 14

Заключение. 15

Список использованных источников. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В проекте представлена  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса на основе семейного чтения  с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и детей. Форма проекта: развивающий,  творческий. Идея данного проекта заключается в том что уроки семейного чтения обеспечат формирование духовно-нравственных ценностей личности ученика - гражданина. Проект рассчитан на учащихся 6-7 классов и их родителей. Предполагается реализация данного проекта на базе школьных библиотек Лениногорского муниципального района.

В рамках данного проекта развиваются фундаментальные знания: навыки чтения и письма, культурная и гражданственная грамотность, проект дает возможность развивать такие компетенции как: критическое мышление, креативность, сотрудничество, коммуникативность.  Все это способствует содействию формирования ценностных качеств личности с опорой на семью как социального института через семейное чтение и обсуждение прочитанных книг при использовании технологии педагогических мастерских.

Проект реализуется в процессе совместной деятельности педагога - библиотекаря с семьёй ученика, в результате чего повышается самооценка и детей, и родителей, уровень общения, создаются условия для духовно-нравственного развития школьника. Формируется культура семейного чтения. Форма проекта: развивающий,  творческий.

 

  

 

 

 

 

1   Актуальность  проекта

 Многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире. В настоящее время мы столкнулись с серьезными проблемами: современная молодежь мало читает, не воспринимает классику. Без чтения невозможно формирование полноценной личности. Книга помогает сформировать нравственные принципы, культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, учит думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры.

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации – визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:        

 - интеллектуальное и эмоциональное развитие;

 - развитие языка;

 - социальное и образовательное развитие;

 - влияют на социализацию личности.

Любовь к книгам – первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.

Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.

Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школьной библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

2 Цель и задачи проекта

Цель: Привлечение учащихся к чтению посредством возрождения трациций семейного чтения

Уроки семейного чтения позволяют:

1. Родителям глубже понять своего ребенка;

2. Сплотить семью через чтение художественных произведений;

3. Вести индивидуальную работу с каждым учеником и его семьей;

4. Создать условия для духовно-нравственного развития личности - выпускника.

Задачи:

 1. Выбрать произведения воспитательного значения, интересные и взрослым и детям.

 2. Привлечь родителей к чтению книг вместе с детьми для осознания ценности семейного

 чтения, как эффективного средства развития личности, обучения и воспитания, как 

 залога жизненного успеха. 

3.  Повысить уровень информированности  родителей в области детской литературы.

 4. Совершенствовать использование технологии мастерских при проведении мероприятий семейного чтения.

3 Целевая группа проекта

Учащиеся  среднего школьного  возраста и их родители

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Проектное решение

 В век информационных технологий процесс возрождения семейного чтения рассматривается нами как инновационный, когда формирование культуры чтения дает не только знания ученику,  но и способствует  духовно-нравственному развитию учащихся. Читая совместно с родителями, дети смогут выделить наиболее распространенные действия анализа и чтения произведений.  Представленные в проекте мероприятия позволят  целевой аудитории обогатиться  идеями по созданию определенных альтернатив. Поскольку участниками проекта  являются  учащиеся и их родители, им будет проще выйти на диалог.

В рамках данного проекта развиваются фундаментальные знания: навыки чтения и письма, культурная и гражданственная грамотность, проект дает возможность развивать такие компетенции как: критическое мышление, креативность, сотрудничество, коммуникативность.

Технологическую основу проекта составляют следующие  образовательные технологии:

Технология развития критического мышления, проектные технологии, информационные технологии, исследовательская деятельность, технология блочного (модульного) обучения, технология решения изобретательских задач.

Предполагаемые формы обучения при реализации проекта:

лекции с творческими заданиями и тезисами;

 - дискуссии;

 - диспуты;   

 - устные выступления;

 - мастерская чтения.

Технология мастерской позволяет идти в ногу с веком и не забывать мудрость наших предков: «Стремление к знаниям, познанию себя дисциплинирует мысль, порождает желание улучшить себя. Познав себя, вы узнаете весь мир» (Л.Толстой), так как главное условие мастерской - свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества, именно в этом и нуждается подросток.

 Библиотекарь на занятиях:

 -  создает атмосферу доброжелательности, открытости, сотворчества в общении;

 - включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, пробуждает его личную заинтересованность в изучении проблемы;

  - работает вместе со всеми, он равен ученику в поиске знаний;

Основные элементы мастерской:

 1. Индукция - создание эмоционального настроя, включение познания, области чувств каждого ученика. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, текст, рисунок и т.д.;

 2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта;

 3. Социоконструкция – групповая работа. Мастер разбивает задания на ряд частичных задач. Группам предстоит продумать способ их решения;

 4. Социализация – все, что сделано в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем. Сравнение с другими в ходе дискуссии, общения;

 5. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской, осознание своих мыслей, чувств, поступков. 
Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм, используемая на уроках чтения для детей и их родителей, это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и детей.

      На первом этапе реализации проекта необходимо сформировать творческую  группу из числа учащихся и их родителей, членов библиотечного актива,  изучить нормативно-правовые документы, провести  разъяснительную работу с родителями и  учащимися о значимости проекта,  составить график проведения мероприятий.

      Следующий этап проекта - разработка школьным библиотекарем анкет для учащихся среднего звена и их родителей «Чтение в моей жизни» и «Читательская активность учащихся». С целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми необходимо произвести отбор и изучение литературы. Заключительным мероприятием этапа будет создание и защита буктрейлеров.

На аналитичеком этапе предусматривается закрепление результатов реализации и анализ реализации проекта.

В дальнейшем планируется распространение и обмен опытом по результатам проекта среди школьных библиотек Лениногорского муниципального района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Сроки и этапы реализации проекта

  Проект реализуется с 1 сентября 2019 года по май 2020 учебного года.

  Этапы реализации проекта:

 

Название этапа

Направления работы

Сроки

I этап – организацион-ный

Изучение нормативной базы, нормативно-правовых документов. 

Проведение разъяснительной работы с родителями учащихся класса о значимости проекта. 

Выявление информационных потребностей родителей.

Составление графиков проведения мероприятий

Сентябрь – октябрь 2019 года

II этап - основной

Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми. Создание и защита буктрейлеров

Ноябрь 2019 года – март  2020 года

III этап - Аналитический 

Закрепление результатов реализации Проекта Анализ реализации Проекта

апрель – май 2020 года

 

Программа проектных мероприятий:

Блок  «По страницам любимых книг»:

 - обсуждаются проблемы нравственности, патриотизма, толерантности, экологии;

  - ведется работа с текстом, предлагается участие в викторинах, чтениях по ролям;

 - проводится просмотр художественных фильмов по произведениям русской и зарубежной литературы;

 - проводится контроль прочитанного через громкие чтения;

 - проводятся конкурсы, викторины и т.д.

Блок «Массовые мероприятия»:

 - анкетирование детей «Как мы читаем»;

 - конкурс презентаций «Мы читаем дома»;

 - конкурс рисунков “Любимые персонажи сказочных героев”,  «Моя семья и книга»;

цикл чтений “Слушаем книжку”;

 - интеллектуальная игра «Вопрос ответ о любимых литературных героях с использованием интернета».

Блок «Родительские чтения:

Тема мастерской чтения в классе: «У нас в семье все дружат с книгой».

 - анкетирование родителей класса «Как мы читаем?»;

 - круглый стол с родителями учащихся по обмену опытом “Как помочь своему ребенку полюбить читать книги”;

 - консультирование родителей по организации домашней библиотеки;

 - экскурсии и знакомство родителей с работой школьной библиотеки, ее требованиями и правилами.

 - создание буклетов для родителей по вопросам формирования читательской культуры у детей.

Блок   «Библиотека. Книга. Семья»:

 - участие учащихся класса и их родителей в акции по бережному отношению к книге «Живи книга»;

 - разработка и оформление книжной выставки «Читаем всей семьей» с использованием различных форм;

 - составление рекомендательных списков литературы для учащихся и их родителей;

 - рекламирование новых книг для учащихся;

 - оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка;

 - проведение бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.

Блок творческая мастерская

 -  создание учащимися совместно с родителями буктрейлеров по прочитанным произведениям;

 - защита буктрейлеров.

 

6 Необходимые ресурсы и бюджет проекта

Для реализации проекта необходимо:

Материально-техническое

обеспечение

Дидактико-методическое обеспечение

Персональные компьютеры,  интерактивная доска, проектор, принтер, обучающие электронные программы,  информационные ресурсы

 

Информационная и справочная

литература, карточки, тесты, таблицы, схемы

 

 

Бюджет проекта:

Мероприятия

Предполагаемые затраты

(в руб.)

Источники финансирования

 

1

Подготовка методических рекомендаций по повышению читательской культуры 

Приобретение:

Бумага «Снегурочка»- 250 рублей

Цветная бумага- 200 рублей

Сдача вторсырья,

спонсоры

 

2

Подготовка диагностических материалов (анкеты для детей и родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.)

Приобретение:

Бумага «Снегурочка»- 250рублей

Сдача вторсырья,

спонсоры

3

Выпуск буклетов, памяток

Бумага «Снегурочка»- 250рублей

Цветная бумага- 500 рублей

Сдача вторсырья,

спонсоры

 

Итого:

1450 рублей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Планируемые результаты проекта

Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения, рекомендательные библиографические списки и т.д.

Повышение уровня влияния  библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%.

Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. Изменение отношений “ученик-родитель-библиотекарь-школа”, создание коллектива единомышленников. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.

Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности  библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.

 

 

 

 

 

 

 

8 Риски реализации проекта и пути их преодоления

 

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Отказ учащихся и их родителей от участия в проекте

Привлечение новых читателей

Организационные

Устаревший библиотечный фонд

Использование сети Интернет для скачивания внешних ярких обложек книги и иллюстраций 

Объективные риски (болезнь участников)

Возможное расширение временных рамок и участников проекта

Финансовые

Дефицит финансовых средств, изменение стоимости услуг.

Привлечение спонсорских средств

 

 

9 Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

Критерий эффективности

Единица измерения

Измеритель

Посещаемость

К-во посещения на 1 учащегося

Дневник библиотеки

Читаемость

К-во выданных книг на 1 учащегося

Дневник библиотеки

 

 

 

 

 

Заключение

 Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно. Желание возродить традиции семейного чтения возникло в обществе не случайно.

 Данный проект направлен на духовно – нравственное  воспитание учащихся  на основе семейного чтения. Мероприятия в рамках данного проекта обеспечат приобщение детей и родителей к  чтению, повысят уровень читательской грамотности учащихся.  

Представленная в данном проекте система способствует  формированию всех ценностей личности ученика в соответствии с ФГОС.

Мы рассчитываем, что в ходе воплощения проекта у школьной библиотеки появятся новые союзники и единомышленники из числа родителей, увеличится число читателей, а школьная жизнь станет ярче и интересней. Но главное в этом проекте - это то, что ребенок почувствует теплое плечо мамы, добрую руку папы и поймет, что он любим, и объединила семью книга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Ахмедова, Л. Кто выбирает книгу? / Л. Ахмедова // Первое сентября. – 2006. – 24 апр. – С. 6.

2. Безрукова, С. В. Я люблю читать: книга для детей и родителей / С. В. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 146 с.

3. Большакова, Е. Волшебный мир книг / Е. Большакова // Няня. – 2009. - № 3. – С. 76-78.

4. Воронова, Л. Там котик усатый, или Место, где свет / Л. Воронова // Библиотека в школе. – 2004. - № 10. – С. 44-46.

5. Кожевникова, М. Её величество книга / М. Кожевникова // Счастливые родители. – 2007. - №8. – С. 14-16.

6. Лутошкина, И. Как увлечь ребенка книгой // Домашнее воспитание. – 2004. - № 1. – С. 7-8.

7. Левидов, А.М. Автор - образ - читатель / А. М. Левидов. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1977. – 231 с.

8. Федотова, Ю. В. Семья как феномен и носитель культурных традиций: Европа с древности до начала XX века: Дисс. на соискание степени кандидата  культурологических  наук  /  Ю. В.  Федотова. -  М. : РГБ,  2003. –

125 с.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

1. Степичева Т.В. Возрождение традиции семейного чтения: что может библиотека [Электронный ресурс]. – http://www.uraledu.ru/node/26750

2. Глухова Л.В., Либова О.С. Традиции семейного чтения предприятия [Электронный ресурс]. – http://www.rusreadorg.ru/issues/hl/hl3-10.htm    сайт Русской ассоциации чтения.


 

Скачано с www.znanio.ru

Лаборатория семейного чтения проект

Лаборатория семейного чтения проект

Содержание Введение . 3 1

Содержание Введение . 3 1

Введение В проекте представлена модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса на основе семейного чтения с безусловным обеспечением комфортных условий для…

Введение В проекте представлена модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса на основе семейного чтения с безусловным обеспечением комфортных условий для…

Актуальность проекта Многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире

Актуальность проекта Многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием…

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием…

Цель и задачи проекта Цель:

Цель и задачи проекта Цель:

Проектное решение В век информационных технологий процесс возрождения семейного чтения рассматривается нами как инновационный, когда формирование культуры чтения дает не только знания ученику, но и…

Проектное решение В век информационных технологий процесс возрождения семейного чтения рассматривается нами как инновационный, когда формирование культуры чтения дает не только знания ученику, но и…

Библиотекарь на занятиях: - создает атмосферу доброжелательности, открытости, сотворчества в общении; - включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, пробуждает его личную заинтересованность в…

Библиотекарь на занятиях: - создает атмосферу доброжелательности, открытости, сотворчества в общении; - включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, пробуждает его личную заинтересованность в…

Следующий этап проекта - разработка школьным библиотекарем анкет для учащихся среднего звена и их родителей «Чтение в моей жизни» и «Читательская активность учащихся»

Следующий этап проекта - разработка школьным библиотекарем анкет для учащихся среднего звена и их родителей «Чтение в моей жизни» и «Читательская активность учащихся»

Сроки и этапы реализации проекта

Сроки и этапы реализации проекта

Слушаем книжку”; - интеллектуальная игра «Вопрос ответ о любимых литературных героях с использованием интернета»

Слушаем книжку”; - интеллектуальная игра «Вопрос ответ о любимых литературных героях с использованием интернета»

Необходимые ресурсы и бюджет проекта

Необходимые ресурсы и бюджет проекта

Планируемые результаты проекта

Планируемые результаты проекта

Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски реализации проекта и пути их преодоления

Заключение Чтение в семейной среде играет особую роль

Заключение Чтение в семейной среде играет особую роль

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2020