Лаборатория семейного чтения
проект
Содержание
Введение. 3
1 Актуальность проекта. 4
2 Цель и задачи проекта. 6
3 Целевая группа проекта. 7
4 Проектное решение. 7
5 Сроки и этапы реализации проекта. 10
Программа проектных мероприятий: 10
6 Необходимые ресурсы и бюджет проекта. 12
7 Планируемые результаты проекта. 13
8 Риски реализации проекта и пути их преодоления. 14
9 Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта. 14
Заключение. 15
Список использованных источников. 16
В проекте представлена модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса на основе семейного чтения с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и детей. Форма проекта: развивающий, творческий. Идея данного проекта заключается в том что уроки семейного чтения обеспечат формирование духовно-нравственных ценностей личности ученика - гражданина. Проект рассчитан на учащихся 6-7 классов и их родителей. Предполагается реализация данного проекта на базе школьных библиотек Лениногорского муниципального района.
В рамках данного проекта развиваются фундаментальные знания: навыки чтения и письма, культурная и гражданственная грамотность, проект дает возможность развивать такие компетенции как: критическое мышление, креативность, сотрудничество, коммуникативность. Все это способствует содействию формирования ценностных качеств личности с опорой на семью как социального института через семейное чтение и обсуждение прочитанных книг при использовании технологии педагогических мастерских.
Проект реализуется в процессе совместной деятельности педагога - библиотекаря с семьёй ученика, в результате чего повышается самооценка и детей, и родителей, уровень общения, создаются условия для духовно-нравственного развития школьника. Формируется культура семейного чтения. Форма проекта: развивающий, творческий.
Многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире. В настоящее время мы столкнулись с серьезными проблемами: современная молодежь мало читает, не воспринимает классику. Без чтения невозможно формирование полноценной личности. Книга помогает сформировать нравственные принципы, культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, учит думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры.
Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации – визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:
- интеллектуальное и эмоциональное развитие;
- развитие языка;
- социальное и образовательное развитие;
- влияют на социализацию личности.
Любовь к книгам – первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.
Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.
Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.
Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.
Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.
Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школьной библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.
Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
Цель: Привлечение учащихся к чтению посредством возрождения трациций семейного чтения
Уроки семейного чтения позволяют:
1. Родителям глубже понять своего ребенка;
2. Сплотить семью через чтение художественных произведений;
3. Вести индивидуальную работу с каждым учеником и его семьей;
4. Создать условия для духовно-нравственного развития личности - выпускника.
Задачи:
1. Выбрать произведения воспитательного значения, интересные и взрослым и детям.
2. Привлечь родителей к чтению книг вместе с детьми для осознания ценности семейного
чтения, как эффективного средства развития личности, обучения и воспитания, как
залога жизненного успеха.
3. Повысить уровень информированности родителей в области детской литературы.
4. Совершенствовать использование технологии мастерских при проведении мероприятий семейного чтения.
Учащиеся среднего школьного возраста и их родители
В век информационных технологий процесс возрождения семейного чтения рассматривается нами как инновационный, когда формирование культуры чтения дает не только знания ученику, но и способствует духовно-нравственному развитию учащихся. Читая совместно с родителями, дети смогут выделить наиболее распространенные действия анализа и чтения произведений. Представленные в проекте мероприятия позволят целевой аудитории обогатиться идеями по созданию определенных альтернатив. Поскольку участниками проекта являются учащиеся и их родители, им будет проще выйти на диалог.
В рамках данного проекта развиваются фундаментальные знания: навыки чтения и письма, культурная и гражданственная грамотность, проект дает возможность развивать такие компетенции как: критическое мышление, креативность, сотрудничество, коммуникативность.
Технологическую основу проекта составляют следующие образовательные технологии:
Технология развития критического мышления, проектные технологии, информационные технологии, исследовательская деятельность, технология блочного (модульного) обучения, технология решения изобретательских задач.
Предполагаемые формы обучения при реализации проекта:
лекции с творческими заданиями и тезисами;
- дискуссии;
- диспуты;
- устные выступления;
- мастерская чтения.
Технология мастерской позволяет идти в ногу с веком и не забывать мудрость наших предков: «Стремление к знаниям, познанию себя дисциплинирует мысль, порождает желание улучшить себя. Познав себя, вы узнаете весь мир» (Л.Толстой), так как главное условие мастерской - свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества, именно в этом и нуждается подросток.
Библиотекарь на занятиях:
- создает атмосферу доброжелательности, открытости, сотворчества в общении;
- включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, пробуждает его личную заинтересованность в изучении проблемы;
- работает вместе со всеми, он равен ученику в поиске знаний;
Основные элементы мастерской:
1. Индукция - создание эмоционального настроя, включение познания, области чувств каждого ученика. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, текст, рисунок и т.д.;
2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта;
3. Социоконструкция – групповая работа. Мастер разбивает задания на ряд частичных задач. Группам предстоит продумать способ их решения;
4. Социализация – все, что сделано в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем. Сравнение с другими в ходе дискуссии, общения;
5. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших в ходе
мастерской, осознание своих мыслей, чувств, поступков.
Мастерская - это одна из основных обучающих,
развивающих и воспитывающих форм, используемая на уроках чтения для детей и их
родителей, это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической
деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного
процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и детей.
На первом этапе реализации проекта необходимо сформировать творческую группу из числа учащихся и их родителей, членов библиотечного актива, изучить нормативно-правовые документы, провести разъяснительную работу с родителями и учащимися о значимости проекта, составить график проведения мероприятий.
Следующий этап проекта - разработка школьным библиотекарем анкет для учащихся среднего звена и их родителей «Чтение в моей жизни» и «Читательская активность учащихся». С целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми необходимо произвести отбор и изучение литературы. Заключительным мероприятием этапа будет создание и защита буктрейлеров.
На аналитичеком этапе предусматривается закрепление результатов реализации и анализ реализации проекта.
В дальнейшем планируется распространение и обмен опытом по результатам проекта среди школьных библиотек Лениногорского муниципального района.
Проект реализуется с 1 сентября 2019 года по май 2020 учебного года.
Этапы реализации проекта:
Название этапа |
Направления работы |
Сроки |
I этап – организацион-ный |
Изучение нормативной базы, нормативно-правовых документов. Проведение разъяснительной работы с родителями учащихся класса о значимости проекта. Выявление информационных потребностей родителей. Составление графиков проведения мероприятий |
Сентябрь – октябрь 2019 года |
II этап - основной |
Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми. Создание и защита буктрейлеров |
Ноябрь 2019 года – март 2020 года |
III этап - Аналитический |
Закрепление результатов реализации Проекта Анализ реализации Проекта |
апрель – май 2020 года |
Блок «По страницам любимых книг»:
- обсуждаются проблемы нравственности, патриотизма, толерантности, экологии;
- ведется работа с текстом, предлагается участие в викторинах, чтениях по ролям;
- проводится просмотр художественных фильмов по произведениям русской и зарубежной литературы;
- проводится контроль прочитанного через громкие чтения;
- проводятся конкурсы, викторины и т.д.
Блок «Массовые мероприятия»:
- анкетирование детей «Как мы читаем»;
- конкурс презентаций «Мы читаем дома»;
- конкурс рисунков “Любимые персонажи сказочных героев”, «Моя семья и книга»;
цикл чтений “Слушаем книжку”;
- интеллектуальная игра «Вопрос ответ о любимых литературных героях с использованием интернета».
Блок «Родительские чтения:
Тема мастерской чтения в классе: «У нас в семье все дружат с книгой».
- анкетирование родителей класса «Как мы читаем?»;
- круглый стол с родителями учащихся по обмену опытом “Как помочь своему ребенку полюбить читать книги”;
- консультирование родителей по организации домашней библиотеки;
- экскурсии и знакомство родителей с работой школьной библиотеки, ее требованиями и правилами.
- создание буклетов для родителей по вопросам формирования читательской культуры у детей.
Блок «Библиотека. Книга. Семья»:
- участие учащихся класса и их родителей в акции по бережному отношению к книге «Живи книга»;
- разработка и оформление книжной выставки «Читаем всей семьей» с использованием различных форм;
- составление рекомендательных списков литературы для учащихся и их родителей;
- рекламирование новых книг для учащихся;
- оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка;
- проведение бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.
Блок творческая мастерская
- создание учащимися совместно с родителями буктрейлеров по прочитанным произведениям;
- защита буктрейлеров.
Для реализации проекта необходимо:
Материально-техническое обеспечение |
Дидактико-методическое обеспечение |
Персональные компьютеры, интерактивная доска, проектор, принтер, обучающие электронные программы, информационные ресурсы
|
Информационная и справочная литература, карточки, тесты, таблицы, схемы
|
Бюджет проекта:
№ |
Мероприятия |
Предполагаемые затраты (в руб.) |
Источники финансирования |
1 |
Подготовка методических рекомендаций по повышению читательской культуры |
Приобретение: Бумага «Снегурочка»- 250 рублей Цветная бумага- 200 рублей |
Сдача вторсырья, спонсоры
|
2 |
Подготовка диагностических материалов (анкеты для детей и родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.) |
Приобретение: Бумага «Снегурочка»- 250рублей |
Сдача вторсырья, спонсоры |
3 |
Выпуск буклетов, памяток |
Бумага «Снегурочка»- 250рублей Цветная бумага- 500 рублей |
Сдача вторсырья, спонсоры |
|
Итого: |
1450 рублей |
|
Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения, рекомендательные библиографические списки и т.д.
Повышение уровня влияния библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%.
Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. Изменение отношений “ученик-родитель-библиотекарь-школа”, создание коллектива единомышленников. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.
Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.
Риски |
Условия возникновения |
Пути преодоления |
Мотивационные |
Отказ учащихся и их родителей от участия в проекте |
Привлечение новых читателей |
Организационные |
Устаревший библиотечный фонд |
Использование сети Интернет для скачивания внешних ярких обложек книги и иллюстраций |
Объективные риски (болезнь участников) |
Возможное расширение временных рамок и участников проекта |
|
Финансовые |
Дефицит финансовых средств, изменение стоимости услуг. |
Привлечение спонсорских средств |
Критерий эффективности |
Единица измерения |
Измеритель |
Посещаемость |
К-во посещения на 1 учащегося |
Дневник библиотеки |
Читаемость |
К-во выданных книг на 1 учащегося |
Дневник библиотеки |
Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно. Желание возродить традиции семейного чтения возникло в обществе не случайно.
Данный проект направлен на духовно – нравственное воспитание учащихся на основе семейного чтения. Мероприятия в рамках данного проекта обеспечат приобщение детей и родителей к чтению, повысят уровень читательской грамотности учащихся.
Представленная в данном проекте система способствует формированию всех ценностей личности ученика в соответствии с ФГОС.
Мы рассчитываем, что в ходе воплощения проекта у школьной библиотеки появятся новые союзники и единомышленники из числа родителей, увеличится число читателей, а школьная жизнь станет ярче и интересней. Но главное в этом проекте - это то, что ребенок почувствует теплое плечо мамы, добрую руку папы и поймет, что он любим, и объединила семью книга.
1. Ахмедова, Л. Кто выбирает книгу? / Л. Ахмедова // Первое сентября. – 2006. – 24 апр. – С. 6.
2. Безрукова, С. В. Я люблю читать: книга для детей и родителей / С. В. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 146 с.
3. Большакова, Е. Волшебный мир книг / Е. Большакова // Няня. – 2009. - № 3. – С. 76-78.
4. Воронова, Л. Там котик усатый, или Место, где свет / Л. Воронова // Библиотека в школе. – 2004. - № 10. – С. 44-46.
5. Кожевникова, М. Её величество книга / М. Кожевникова // Счастливые родители. – 2007. - №8. – С. 14-16.
6. Лутошкина, И. Как увлечь ребенка книгой // Домашнее воспитание. – 2004. - № 1. – С. 7-8.
7. Левидов, А.М. Автор - образ - читатель / А. М. Левидов. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1977. – 231 с.
8. Федотова, Ю. В. Семья как феномен и носитель культурных традиций: Европа с древности до начала XX века: Дисс. на соискание степени кандидата культурологических наук / Ю. В. Федотова. - М. : РГБ, 2003. –
125 с.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
1. Степичева Т.В. Возрождение традиции семейного чтения: что может библиотека [Электронный ресурс]. – http://www.uraledu.ru/node/26750
2. Глухова Л.В., Либова О.С. Традиции семейного чтения предприятия [Электронный ресурс]. – http://www.rusreadorg.ru/issues/hl/hl3-10.htm сайт Русской ассоциации чтения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.