Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе.
В современной школе главной задачей учителя становится поиск путей большего использования индивидуальных возможностей, задатков и личностных особенностей учащихся. Недопустимо игнорировать личностные особенности, особенности психоэмоциональной организации и коммуникативного развития обучающихся. Детерминанты коммуникативной мотивации, выступая основными внутренними резервами личности, должны активизироваться на уроках иностранного языка, именно они- основные инструменты педагогического воздействия при обучении и воспитании в современной обществе.
При поступлении детей в школе, и х ведущая деятельность меняется с игровой на учебную. Но так как это смена процессов происходит постепенно, младшие школьники любят участвовать в учебных играх на уроках. Увидеть необычное в обычном, младшие школьники любят сочинять, придумывать, фантазировать, перевоплощаться. Игра, для младших школьников, это своеобразно е средство самовыражения, самоопределения, самопроверки и самоосуществления. На начальном этапе обучения иностранному языку наблюдается большая тяга к этому предмету, однако по ряду объективных и субъективных причин предмет теряет свою привлекательность, многие считают его одним из самых трудных, а, следовательно, нелюбимых. У детей младшего школьного возраста есть огромные преимущества в изучении иностранного языка: природная любознательность, хорошо развитая долговременная и наглядно-образная память, впечатлительность, эмоциональность, большая активность.
Главная задача учителя - добиваться того, чтобы не пропадал интерес у учащихся к предмету, чтобы материал урока был доступен по трудности. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Учитель выступает в другой роли: он или ведущий, или судья, или участник игры. С радостью играют школьники всех возрастов (дети, подростки, юноши и девушки). Особенно если игра принимает форму соревнования, требующего смекалки, быстрой реакции, хорошего знания предмета. Игра является одним из наиболее сильных мотивов в овладении учащимися иностранным языком.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению английского языка.
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, такие как Эльконин Д.Б., Стронин М.Ф., Макаренко А.С., Сухомлинский .А., занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на то, что игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным, но одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
1 В качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;
2 Как элемент (иногда весьма существенный) какого-то другого метода;
3 В качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или
упражнения);
4 При организации внеклассного мероприятия.
Таким образом, стоит отметить, что учебная игра- это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Иными слова, учебная игра – это упражнение, которое помогает закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, умения и навыки, создает педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности. Игра – это задание, содержащее учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность учащихся, учит прогнозировать, исследовать, проверять правильность принятых решений.
Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных
методических задач, таких как:
- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового
материала;
- тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к
ситуативной спонтанности речи вообще.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятия информации, развитии обще учебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.
2. Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроках, превращение уроков в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой, и в сказочный мир.
4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединения коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
6. Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
7. Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств
для активизации резервных возможностей личности.
Кроме того, не все игры могут быть использованы на уроках иностранного языка в начальной школе
1. Стимулирует активность, вовлеченность учащихся в учебно-воспитательный процесс. Учащиеся должны получать удовольствие от игры и, как следствие, от общения на иностранном языке.
2. Игра посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Кроме того, слабый в языковой подготовке учений может стать первым в игре: находчивость и сообразительность порой оказываются более важными, чем знания по предмету.
3. Учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося – характер, целеустремленность, усидчивость, дисциплинированность, состояние здоровья.
4. Игра «управляется» учителем. Учебная игра не выходит из-под контроля учителя, проходит строго по сценарию.
5. Игра лаконична по времени. Имеются точные временные границы для игры на уроке, в зависимости от цели и задач проведения учебной игры.
6. Доброжелательная обстановка игры. Она должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, принятия, взаимопонимания и сотрудничества.
Таким образом, игры способствуют выполнению важных методических задач :
- созданию психологической готовности детей к
речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости
многократного повторения имя языкового материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого
варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Существуют различные подходы к классификации игр на занятиях иностранного языка. Все существующие классификации очень условны, рассмотрим несколько классификаций учебных игр.
Ж. Пиаже выделяет три основных типа игры, которые он соотносит с этапами развития ребенка:
игры-упражнения - первые игры ребенка, связанные с захватыванием, действиями с игрушками (первый год жизни);
символические игры, основанные на подражании миру взрослых с помощью особой системы символов (ранний дошкольный возраст);
игры с правилами, которые, по сути, являются ролевыми играми.
Среди отечественных психологов и педагогов внимания заслуживают такие авторы, как Н.П. Аникеева, М.Ф. Стронин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин.
М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» выделяет два вида таких игр:
1) подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;
2) творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.
Многие методисты подразделяют учебные игры на:
· Языковые (отработка языкового материала на уровне грамматики и лексики)
· Коммуникативные (ролевые игры на заданную тему)
Всегда во время работы на уроке есть моменты, когда внимание учеников рассеивается. Тогда любая спонтанная игра повышает внимание детей, оживляет и улучшает восприятие учебного материала. Игра дает возможность учителю исправлять ошибки учеников быстро по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти. Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им приятно делать. Поэтому игры дают возможность глубоко и надолго запомнить материал.
Также удачной можно считать следующую классификацию учебных игр, использованных на уроках иностранного языка
Все игры можно разделить на две группы:
1. подготовительные игры
2. творческие игры.
Подготовительные игры способствуют формированию новых навыков, а именно игры грамматические, лексические, фонетические и орфографические. Подготовительные игры, как бы, " строят" фундамент речи, ведь без грамматических структур, лексики, фонетики и орфографии не овладеешь языком. А однообразные тренировки, не приносящие удовлетворения, можно заменить на игры и игровые ситуации, которые помогут скучную работу сделать более интересной и увлекательной.
Цель Творческих игр - способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Они тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки. Их можно использовать и при повторении материала.
Теперь обратимся к каждой игре подробнее, рассматривая какие цели могут решить те или иные учебные игры.
Грамматические игры. Цель грамматической игры - научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуацию для употребления грамматических конструкций в естественных ситуациях общения.
Лексические игры. Целью лексических игр является тренировка учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомить с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся.
Фонетические игры. Фонетические игры развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы. К таким играм можно отнести работу с различными рифмовками и стишками, которые читаются то громко вслух, то шепотом, то быстро, то медленно. Также можно обыграть интонацией ситуацию, то есть прочитать то же самое стихотворение, выражая различные состояния и эмоции. Среди фонетических игр выделяются игры – загадки, игры – имитации, игры – соревнования, игры с предметами, игры на внимательность.
Орфографические игры. Цель орфографических игр — развитие навыков орфографически-грамотного письма, практика в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть — на усвоение некоторых закономерностей в правописании английских слов.
Творческие игры.
Творческие игры – способствуют развитию речевых умений. Творческие игры делятся на:
· Аудитивные игры. Аудитивные игры могут помочь достижению следующих целей аудирования:
- научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
- выделять главное в потоке информации;
- распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;
- развивать слуховую память учащихся;
- развивать слуховую реакцию
· Речевые игры. Речевые игры способствуют осуществлению следующих задач:
- научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;
- практически и творчески применять полученные речевые навыки;
- обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.
Подводя итоги, можно сказать, что именно игры, и особенно ролевая игра являются одним из наиболее эффективных приёмов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Особенности игр можно определить следующим образом:
Игра - это обучение в действии, что, как известно, повышает качество обучения.
Игра требует полной отдачи от участников. В игре используются их знания и умения, приобретённые как в классе, так и за его пределами, т. е. общий запас знаний и умений.
В ролевой игре обучающиеся видят возможность применения разыгрываемой ситуации в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур. Ролевая игра даёт обучающимся социолингвистическую "подсказку". Игра несёт в себе элемент неожиданности ("момент шока"), с которым так часто встречаются обучающиеся в процессе реального общения. Во время игры имеет место эмоциональный подъём, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения. В ролевой игре ни один из участников не сможет "отмолчаться", а робким и не уверенным в себе учащимся легче высказывать своё мнение под маской какого- либо действующего лица.
Анализ игр показал, что развитие учебной и речевой деятельности находится в прятой зависимости от системы учебных игр: целесообразности их использования на уроках, направленности их на содержания, на решение учебных задач, последовательности использования различных видов игр в рамках традиционного обучения, готовности учащихся к участию в них.
Игровая деятельность на занятиях иностранного языка вызывает интерес к изучению языка, повышает мотивацию, снижает утомляемость, способствует преодолению языкового барьера, создаёт благоприятную атмосферу на уроке. Рекомендуем применять на уроках игровую деятельность, тем самым процесс обучения иностранному языку окажется для младших школьников увлекательным и эффективным.
Список использованной литературы:
1. Батагова Е.В. Методическая разработка "Игры на уроках английского языка" (классификация и применение) https://urok.1sept.ru/articles/611130
2. Лурия А.Р. Обучение иностранному языку в начальной школе. –М., 1999. –С.29.
3. Кларин, М.В. Обучение как игра / М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 45 – 59.
4. Ильченко Е.В. Игры, импровизация и мини-спектакли на уроках английского языка – М.: Издательство Общегуманитарных Исследований, 2003 – 96 с
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.