ИГРА - свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений.
Терминологический словарь современного педагога
ИГРА - это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.
Педагогический словарь
Учебная игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
Классификация игр по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:
игры для изучения нового материала;
игры для закрепления;
игры для проверки знаний;
обобщающие игры;
релаксационные игры - паузы.
Виды игр по содержанию:
а) Игры – упражнения - используют при закреплении материала, проверке знаний. Пример: «Пятый лишний».
б) Игра – поиск
в) Игры – соревнование - конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д.
г) Сюжетно – ролевые игры – обучающиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким содержанием, соответствующим определенным задачам – это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др.
д) Познавательные игры - путешествия.
Общие принципы и правила работы с обучающимися с ОВЗ:
1. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Роль игровых технологий при работе с обучающимися с ОВЗ
- усиление эмоционального восприятия материала;
- приобретение опыта речевого общения;
- освоение лексики, расширение словарного запаса;
- отработка умений слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения;
- перевод приобретаемых знаний в личностно-значимые, эмоционально-окрашенные.
- развитие эмпатических способностей обучающихся.
Функции игровой деятельности обучающихся с ОВЗ
- развлекательная - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
- коммуникативная - игры способны оказать помощь обучающимся с ОВЗ помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками;
- самореализация;
- игротерапевтическая - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая - выявление отклонений от нормативного поведения, реальное положение обучающегося в коллективе;
- коррекция - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социализация - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Алгоритм реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий
дидактическая цель - ставится перед обучающимися в форме игровой задачи
учебная деятельность подчиняется правилам игры
учебный материал используется в качестве ее средства
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
- игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности обучающихся;
- игра должна быть доступной для данного возраста, цель игры - достижимой, а оформление красочным и разнообразным;
- обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;
- присутствие элемента соревнования между командами или отдельными участниками;
- роль активности обучающихся во время проведения игры;
- воспитательное, познавательное значение игры.
Требования к организации дидактических игр:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.