Игровые технологии в системе работы по подготовке к обучению грамоте с детьми с задержкой психического развития.
Оценка 4.8

Игровые технологии в системе работы по подготовке к обучению грамоте с детьми с задержкой психического развития.

Оценка 4.8
docx
26.08.2023
Игровые технологии в системе работы по подготовке к обучению грамоте с детьми с задержкой психического развития.
Алфавит телодвижений и Йога-азбука.docx

Сергеева Надежда Ивановна

учитель-дефектолог

МАДОУ Детский сад компенсирующей направленности №11 «Улыбка»

г. Краснокаменск

(Россия, Забайкальский край)

 

Игровые технологии в системе работы

по подготовке к обучению грамоте с детьми с задержкой

психического развития (ЗПР).

 

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только деятельность детей на творческом уровне, но и будничные шаги по освоению новых знаний.

Среди технологий коррекционной работы особо следует выделить использование коррекционно-развивающих игр и специально моделируемых проблемных ситуаций, а также личностно-ориентированное развитие. В процессе обучения детей с ЗПР надо выходить на такие педагогические технологии, которые способствовали бы улучшению и развитию здоровья детей, а не замедления его. В системе обучения детей принято дифференцировать интеллектуальную и двигательную деятельности отдельно друг о  друга (за исключением физкультминуток, динамических пауз и т.д.).

В данной статье приводится пример инновационной технологии обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с привлечением средств общей моторики по методике А.А. Дмитриева, С.И. Веневцева и умных карточек «Йога-азбука» Журавской О.В., с помощью которых можно создать комфортную среду обучения, оказать положительное влияние на психомоторную и эмоциональную стороны развития ребенка, и, в частности, на его речевую и познавательную деятельность. Суть данных технологий – сочетание комплекса специальных двигательных действий («алфавит телодвижений», «йога-азбука») и специально разработанных подвижных игр в процессе занятия, в ходе режимных моментов, выполнения домашних заданий. Достоинствами технологии являются:

-универсальность относительно места и времени применения (её можно применять на занятиях, на прогулках, дома).

-базирование на игровом методе – способе овладения знаниями, умениями, навыками и основанном на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности. Этот метод можно использовать наряду с другими методами проведения занятия, так как в процессе игры вызываются положительные эмоции, защищая детей от умственных перегрузок.

«Алфавит телодвижений» состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети зрительно и на слух воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву. В данном случае соединяются мыслительное представление буквы и мышечные ощущения, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии буква легко воспроизводится. Впоследствии участвуют не только мышцы, но и органы чувств - зрение и слух. То есть двигательные центры головного мозга способствуют развитию слухового и зрительного центров, тех центров коры головного мозга, которые обеспечивают психическую деятельность. Вырабатываются новые условные рефлексы, что способствует развитию многих функций головного мозга. Элементы движений, которые выполняются при показе той или иной буквы, как правило, знакомы и доступны детям старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полуприседы, приседы и другие физические упражнения.

Йога на санскрите означает «объединение» тела и разум достигаемое путём физических дыхательных и релаксационных упражнений. Польза йоги для детей всегда рассматривается с двух сторон: физической и психоэмоциональной. Со стороны физического развития — йога помогает детям укрепить здоровье, развить гибкость и улучшить координацию.

Набор состоит из 50 двухсторонних карточек — 32 карточки с буквами и позами йоги и 18 карточек с мини-сказками. Сначала нужно изучить первые 32 карточки, на которых нарисован ребёнок, выполняющий позу (асану), буква алфавита и название позы. На обратной стороне даны рекомендации по выполнению позы и описан положительный эффект, который она оказывает. Благодаря небольшим стихам выполнение позы станет более весёлым и интересным, а также лучше запомнится последовательность вхождения в позу.

Очень важная функция многих поз — это укрепление внутренних органов ребёнка и, как следствие, улучшение защитных сил организма. Со стороны психоэмоционального состояния йога повышает концентрацию внимания, развивает память, наблюдательность, помогает легче переносить стрессы, которые часто проявляются у детей с ЗПР. Особенности детской йоги заключаются в том, что она проводится в игровой форме и позы выполняются в динамической последовательности, при этом внимание акцентируется на важных моментах и ключевых элементах каждого упражнения.

Изучение «поз-букв» занимает продолжительное время в зависимости от глубины нарушений детей. И при этом вызывает у них положительный эмоциональный отклик, что положительно сказывается на их мнестических процессах, вызывает желание разучивать новые и вспоминать старые, мотивирует на активную работу. Поэтому можно считать, что положительный эмоциональный фон – одно из главных условий формирования интеллекта таких детей.

В результате использования «Алфавита телодвижений» и «Йога-азбуки» в процессе подготовки к обучению грамоте детей с ЗПР создаются условия для взаимосвязи развития двигательных способностей с развитием психических и интеллектуальных процессов.

Использование подвижных игр с включением «Алфавита телодвижений» и «Йога-азбуки» в детском саду помогает педагогу вести учебный процесс, чередуя умственные и физические виды деятельности детей, изучать и закреплять материал на уровне эмоционального осознания, повышать работоспособность детей, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

Таким образом, данная технология решает несколько задач одновременно:

- обучение детей грамоте;

- оздоровление;

- коррекцию их двигательной сферы;

- нормализацию состояния их эмоциональной сферы;

- профилактика невротических проявлений.

 

 

 

 

Литература:

- Дмитриев А.А. Обучение грамоте и счету детей с ограниченными возможностями здоровья./А.А. Дмитриев [Текст]. –М.: типография «Учебно-производственный комплекс «Федоровец», 2015.

- Журавская О. В. Йога-азбука. Методические рекомендации для родителей.


 

Сергеева Надежда Ивановна учитель-дефектолог

Сергеева Надежда Ивановна учитель-дефектолог

Вырабатываются новые условные рефлексы, что способствует развитию многих функций головного мозга

Вырабатываются новые условные рефлексы, что способствует развитию многих функций головного мозга

Литература: - Дмитриев А.А. Обучение грамоте и счету детей с ограниченными возможностями здоровья

Литература: - Дмитриев А.А. Обучение грамоте и счету детей с ограниченными возможностями здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2023