Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе у школьников младшего возраста
Оценка 4.8

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе у школьников младшего возраста

Оценка 4.8
rtf
29.11.2019
Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе у школьников младшего возраста
игровые технологии.rtf

Автор: Бодак С.П. , воспитатель КГУ « Рудненский детский дом», г.Рудный                                                                                                         

Тема:«Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе у школьников младшего возраста»

 

 

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

                                                                 В.А.Сухомлинский

 

Особое место в жизни и деятельности детей занимает игровая деятельность. Игра улучшает процесс передачи социально ценных отношений: делая его эмоциональным, допускает избирательность, имеет высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий, дает возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем придется столкнуться.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 

Г. К. Селевко выделяет целый спектр целевых ориентаций в игровых технологиях.

- дидактические: расширяют кругозор, улучшают познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, развивают трудовые навыки;

 

- воспитывающие: воспитывают самостоятельность, волю, нравственные, эстетические позиций, способствуют сотрудничеству, коллективизму, общительности, коммуникативности;

 

- развивающие: развивают внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, сопоставлять, воображение, фантазию, творческие способности, развивают мотивацию к учебной деятельности;

 

- социализирующие: приобщают к нормам и ценностям общества; адаптируют к условиям среды, стрессовому контролю, к саморегуляции, обучают общению.

 

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у обучающихся эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир­ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

 

В своей работе мы используем  игровые технологии В. Воскобовича ,Золтана Дьенеша, Зайцева, которые способствуют реализации основных принципов обучения, расширению кругозора, познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков необходимых в практической деятельности, а так же выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности тем самым, создавая атмосферу свободного и радостного творчества у детей.

Используя в своей работе неординарные приемы и методы мы стремимся к тому, чтобы наши дети получили определенный багаж знаний и умений, легче адаптировались в современном мире, стали самоуверенными в себе.                                                                                                                                                                             И только увлекательная, развивающая игра  может заинтересовать наших детей  активизировать их познавательный интерес.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Использование развивающих игр В.В.Воскобовича в педагогическом процессе дает возможность  перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития.                                                     С помощью  игр можно решать большое количество образовательных задач.

Целью игр является развитие творческих, познавательных данных детей,  интеллектуальных, умственных и математических способностей.                                                                                                                         В основе методики В. Воскобовича лежит принцип: «интерес» - «познание» -«творчество»  игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям . Игровая технология побуждает детей играть в течении всего дня, на занятиях, в самостоятельной игровой деятельности.                                                                                                                                            Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.

Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.  Игры – сказки подталкивают детей к творчеству: доделай, создай, придумай, что позволяет вовлекать его в образовательный процесс. Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность: игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, заинтересовывает.                                                                                  Ребенок образно попадает в ситуации, последовательно анализирует свои действия, осознает цели и находит варианты решения.                                                                                                                                                                              

Игра «Математические корзинки» - красивая интересная занимательная, учит быстрому запоминанию количественного счета, способствует быстрому освоению состава числа. Дети играют с удовольствием, собирают грибочки для «зверят- цифрят», развивают мелкую моторику рук, закрепляют состав числа. Игра требует много времени, чтобы собрать корзинки, поэтомумы игру больше использовали в выходные дни. Данную игру планируем использовать во 2 классе при закреплении таблицы умножения.                                                                                                                                                        

Увлекательные путешествия   по Фиолетовому лесу с Магноликом проводили дети , используя методическое пособие « Счетовозик». Дети быстро освовают правила игры, научились решать простые арифметические примеры, решают задачи,быстро находят  ответ, считать предметы по порядку, соотносить цифру с количеством. Игра способствует быстро ориентироваться на плоскости, развивает внимание, логическое мышлениемелкую моторику рук.       

Игра «Геоконт» - способствует развитию сенсорных способностей, совершенствованию интеллекта (внимания, памяти, мышления, воображения, речи), тренировке мелкой моторики кисти и пальцев, освоению геометрических представлений, пространственных отношений, букв, цифр, развитию творческих способностей. Данной игрой мы занимаемся индивидуально с каждым ребенком, в наличии у нас был большой демонстрационный «Геоконт», поэтому для каждого ребенка нами были подготовлены определенные задания. Для некоторых ребят «Геоконт»  сложный  в обучении,трудности возникают                                                                                                                     при трансформировании одной геометрической фигуры в другую. Дети, усваивающие программный учебный материал, хорошо справляляются с заданиями, и любят играть «паутинками». Можем предложить данную игру для учеников 5классов при знакомстве с геометрией.

«Кубики В.Воскобовича» , «Ромашка»  научили читать наших детей. Слоговое чтение,словесные игры,придумывание новых слов способствовали расширению словарного запаса, памяти и мышления.

 

Работа с блоками З.Дьенеша помогает хорошо закрепить программный материал 1 класса, подготовить детей к изучении математики, геометрии и информатики в школе. Логико- математические игры способствуют развитию умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам.

 

При использовании игровых технологий на занятиях по воспитательной работе мы соблюдаем следующие условия:

 

соответствие игры учебно-воспитательным целям занятия;

 

доступность для обучающихся с нарушением интеллекта;

 

умеренность в использовании игры на занятии.

 

Выделяем следующие виды занятий с использованием игровых технологий:

 

игровая организация учебного- воспитательного процесса с использованием игровых заданий (занятие– соревнование, занятие – конкурс,  занятие – путешествие, занятие – КВН);

 

Используемые нами игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и выполняют ряд других функций:

 

1) тренируют память, помогает обучающимся выработать речевые умения и навыки;

2 помогают стимулировать умственную деятельность обучающихся, развивать

внимание и познавательный интерес к предмету;

 

3)преодолевают пассивность детей на занятии;

4 помогают школьнику нести ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, проявляет стремление быстрее и успешнее справиться с заданием.

 

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

 

Таких игр в нашей работе достаточно много. Практически каждое занятие проходит при сопровождении одной игры. Игры являются подвижными, коммуникативными, социализирующими и развивающими.

Весь процесс игры даёт возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.

 

Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу.

 

Место и роль игровой технологии в воспитательном процессе, а так же сочетание элементов игры и воспитания во многом зависят от понимания  функций педагогических игр.

Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:

социокультурное назначение игры;

 

функция самореализации человека в игре;

 

коммуникативная функция;

 

диагностическая функция игры;

 

игротерапевтическая функция;

 

функция коррекции в игре;

 

развлекательная функция игры.

 

В группе с нашими детьми мы организуем игровую деятельность младших воспитанников таким образом, чтобы привить нашим детям культуру игровой деятельности, разучиваем новые игры, проводим творческие игровые мероприятия.

Игровая деятельность помогает нам  сплотить детский коллектив. 

Включаясь в активную деятельность дети приучаются к соблюдению правил, умению контролировать свои поступки.  

Использование игр как средства воспитания стимулируют познавательный интерес ребенка.

 Дети реализуют  свои творческие возможности, а также получают новые знания и закрепляют полученные.  

 Игры на занятих способствуют развитию познавательной активности детей, расширению кругозора, формируют представления детей о традициях и обычаях казахского народа, о национальностях населяющих территорию Республики Казахстан.

Воспитывают чувство патриотизма, формируют духовно –нравственные качества, затрагивают все направления нашей воспитательной работы.  

 Так в игровой деятельности дети познакомились с традициями казахского дастархана, провели чайную церемонию, закрепили названия казахских блюд,казахской одежды, традиции и обряды казахского народа.

 Для развития эстетического вкуса и чувства, воспитания души, создания условий для раскрытия способностей детей и природных задатков личности  использовались самые разнообразные игры. «Знаю ли я себя?»,  «Свеча любви»,  «Шляпа вопросов» и другие.

 Ведь именно в играх ярко выражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Они являются важным средством воспитания личности.

Игры « Устный журнал», «Интервью», «Художники»  и другие часто используются нами  на занятиях по духовно-нравственному воспитанию. 

Игры  дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Игровая театрализованная деятельность, кукольный и настольный театр знакомят наших детей с новыми произведениями, народными промыслами, со сказками народов мира что способствует поликультурной и художественно- эстетическому воспитанию.

Таким образом можно с уверенностью сказать, что применение игровых технологий в нашей работе приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения, навыки.делают  то или иное обобщение, осознают правила, закрепляют, повторияют полученные знания в системе, в новых связях.

 Можно с уверенностью сказать-

"Игра есть упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни".

 

 

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе у школьников младшего возраста

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе у школьников младшего возраста

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе у школьников младшего возраста

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе у школьников младшего возраста

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе у школьников младшего возраста

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе у школьников младшего возраста

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе у школьников младшего возраста

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе у школьников младшего возраста

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе у школьников младшего возраста

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе у школьников младшего возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2019