Комитет образования и науки Волгоградской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Волгоградский социально-педагогический колледж»
Игровые технологии во внеурочной деятельности как средство развития познавательных способностей младших школьников
![]() |
Волгоград, 2023 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности…………………………………………………………………….5
1.1. Сущностные характеристики понятия «познавательные способности» младших школьников ………………………………………….. 5
1.2 Особенности внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО………………………………………………………..10
Глава II. Деятельность учителя по применению игровых технологий внеурочной деятельности как средства развития познавательных способностей младших школьников в общеобразовательной организации…………..…………………………….15
2.1. Специфика применения учителем начальных классов игровых технологий во внеурочной деятельности ………….........................................15
2.2 Программа деятельности учителя начальных классов по применению игровых технологий внеурочной деятельности с целью развития познавательных способностей младших школьников ……………19
Заключение…………………………………………….………..………
Список использованной литературы……………………………
Введение
Актуальностью исследования является то что на сегодняшний день школе необходимо организовать такие мероприятия, чтобы в процессе обучения у ребенка развивались индивидуальные способности и творческое отношение к жизни, это происходит через внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Уровень школьного образования и воспитания во многом определяется тем, насколько педагогический процесс направлен на индивидуальное развитие учащегося.
Приводя своего ребенка в школу многие, родители думают, что познавательная деятельность в обучении проявляется только в учебном процессе и записывая ребенка на занятия по внеурочной деятельности подразумевают, что дети там просто играют, занимаются такой деятельностью, которая не несет в себе никаких познавательных действий, а для многих родителей — это просто дополнительное время, благодаря которому ребенок находится под присмотром в школе, пока они на работе. Конечно, предположение родителей о занятиях на внеурочной деятельности ребенка, часто расходится от педагогических целей. По какой причине это происходит, что означает понятие универсальные учебные действия и могут ли игровые технологии на занятиях внеурочной деятельности формировать у ребенка познавательные универсальные учебные действия, которые преследует педагог на внеурочном занятии.
В современном образовании внеурочная деятельность составляет часть учебно-воспитательного процесса и является одной из форм организации свободного времени, её целью является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей. Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций, применение игровых технологий становится незаменимым помощником в достижении не только образовательных целей. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игровые технологии — одна из уникальных форм обучения, которая позволяет не только работать с детьми интересно, увлекательно на творческом, поисковом уровне, но и совершать повседневные шаги в изучении того или иного предмета. Удовольствие от обусловленного мира игры делает монотонную деятельность запоминания, повторения, закрепления или усвоению информации позитивно эмоционально окрашенной, а эмоции игрового действия активизируют психические процессы, функции ребенка. Еще одним положительным аспектом игры является то, что она поощряет использование знаний в новой ситуации, то есть поощряет использование знаний в новой ситуации т.е. материал, пройденный детьми, — это практика, которая создает разнообразие и интерес к учебному процессу.
В реализации идеи интеграции учебного и воспитательного элементов школьной деятельности, внеурочной деятельности, разработке ее технологии особое место отводится феномену познавательного интереса. Проблема познавательного интереса всегда находила широкое исследовательское внимание.
Проблемой учения с интересом занимались выдающиеся педагоги прошлого И. Гербарт, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие.
Современные подходы ученых-педагогов к данной проблеме представлены в трудах Л.И. Божович, В.Г. Бондаревского, М.К. Енисеева, В.И. Ильина, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и других.
Учитывая вышеизложенное, обращение к теме исследования «Игровые технологии во внеурочной деятельности как средство развития познавательных способностей младших школьников» представляется своевременным и бесспорно – актуальным.
Объект исследования: процесс развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: игровые технологии внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
Цель исследования: выявление эффективных игровых технологий внеурочной деятельности учителя начальных классов в условиях образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущностные характеристики понятия «познавательные способности» младших школьников;
2. Рассмотреть особенности внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО;
3. Выявить специфику применения учителем начальных классов игровых технологий во внеурочной деятельности
4. Составить программу деятельности учителя начальных классов по применению игровых технологий внеурочной деятельности с целью развития познавательных способностей младших школьников.
В ходе работы были применены следующие методы:
• теоретические: анализ психолого-педагогической, философской и методической литературы, анализ и синтез, обобщение, систематизация;
• практические: изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в теоретических курсах «Педагогика», «Организация воспитательной работы в начальной школе», ПМ 02 ««Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников». Материалы работы, описанный опыт и сформулированные в исследовании выводы могут быть использованы учителями начальной школы при организации внеурочной деятельности с целью развития познавательных способностей младших школьников, а также студентами в рамках педагогической практики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.