Комитет образования и науки Волгоградской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Волгоградский социально-педагогический колледж»
Игровые технологии во внеурочной деятельности как средство развития познавательных способностей младших школьников
Волгоград, 2023 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности…………………………………………………………………….5
1.1. Сущностные характеристики понятия «познавательные способности» младших школьников ………………………………………….. 5
1.2 Особенности внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО………………………………………………………..10
Глава II. Деятельность учителя по применению игровых технологий внеурочной деятельности как средства развития познавательных способностей младших школьников в общеобразовательной организации…………..…………………………….15
2.1. Специфика применения учителем начальных классов игровых технологий во внеурочной деятельности ………….........................................15
2.2 Программа деятельности учителя начальных классов по применению игровых технологий внеурочной деятельности с целью развития познавательных способностей младших школьников ……………19
Заключение…………………………………………….………..………
Список использованной литературы……………………………
Введение
Актуальностью исследования является то что на сегодняшний день школе необходимо организовать такие мероприятия, чтобы в процессе обучения у ребенка развивались индивидуальные способности и творческое отношение к жизни, это происходит через внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Уровень школьного образования и воспитания во многом определяется тем, насколько педагогический процесс направлен на индивидуальное развитие учащегося.
Приводя своего ребенка в школу многие, родители думают, что познавательная деятельность в обучении проявляется только в учебном процессе и записывая ребенка на занятия по внеурочной деятельности подразумевают, что дети там просто играют, занимаются такой деятельностью, которая не несет в себе никаких познавательных действий, а для многих родителей — это просто дополнительное время, благодаря которому ребенок находится под присмотром в школе, пока они на работе. Конечно, предположение родителей о занятиях на внеурочной деятельности ребенка, часто расходится от педагогических целей. По какой причине это происходит, что означает понятие универсальные учебные действия и могут ли игровые технологии на занятиях внеурочной деятельности формировать у ребенка познавательные универсальные учебные действия, которые преследует педагог на внеурочном занятии.
В современном образовании внеурочная деятельность составляет часть учебно-воспитательного процесса и является одной из форм организации свободного времени, её целью является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей. Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций, применение игровых технологий становится незаменимым помощником в достижении не только образовательных целей. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игровые технологии — одна из уникальных форм обучения, которая позволяет не только работать с детьми интересно, увлекательно на творческом, поисковом уровне, но и совершать повседневные шаги в изучении того или иного предмета. Удовольствие от обусловленного мира игры делает монотонную деятельность запоминания, повторения, закрепления или усвоению информации позитивно эмоционально окрашенной, а эмоции игрового действия активизируют психические процессы, функции ребенка. Еще одним положительным аспектом игры является то, что она поощряет использование знаний в новой ситуации, то есть поощряет использование знаний в новой ситуации т.е. материал, пройденный детьми, — это практика, которая создает разнообразие и интерес к учебному процессу.
В реализации идеи интеграции учебного и воспитательного элементов школьной деятельности, внеурочной деятельности, разработке ее технологии особое место отводится феномену познавательного интереса. Проблема познавательного интереса всегда находила широкое исследовательское внимание.
Проблемой учения с интересом занимались выдающиеся педагоги прошлого И. Гербарт, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие.
Современные подходы ученых-педагогов к данной проблеме представлены в трудах Л.И. Божович, В.Г. Бондаревского, М.К. Енисеева, В.И. Ильина, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и других.
Учитывая вышеизложенное, обращение к теме исследования «Игровые технологии во внеурочной деятельности как средство развития познавательных способностей младших школьников» представляется своевременным и бесспорно – актуальным.
Объект исследования: процесс развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: игровые технологии внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
Цель исследования: выявление эффективных игровых технологий внеурочной деятельности учителя начальных классов в условиях образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущностные характеристики понятия «познавательные способности» младших школьников;
2. Рассмотреть особенности внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО;
3. Выявить специфику применения учителем начальных классов игровых технологий во внеурочной деятельности
4. Составить программу деятельности учителя начальных классов по применению игровых технологий внеурочной деятельности с целью развития познавательных способностей младших школьников.
В ходе работы были применены следующие методы:
• теоретические: анализ психолого-педагогической, философской и методической литературы, анализ и синтез, обобщение, систематизация;
• практические: изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в теоретических курсах «Педагогика», «Организация воспитательной работы в начальной школе», ПМ 02 ««Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников». Материалы работы, описанный опыт и сформулированные в исследовании выводы могут быть использованы учителями начальной школы при организации внеурочной деятельности с целью развития познавательных способностей младших школьников, а также студентами в рамках педагогической практики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.