Игровые технологии.
Оценка 5

Игровые технологии.

Оценка 5
Документация
docx
библиотека
Взрослым
07.02.2019
Игровые технологии.
Использование игровых технологий занимает ведущую роль на уроках младших классов, особенно у детей первого класса, так как они не могут долго заниматься одним видом деятельности, быстро утомляются, то применение игровых моментов на уроке способствует здоровьесбережению и более плодотворной работе учащихся.
Игровые технологии .docx
МОУ «СОШ №75»  г. Саратов.  Учитель начальных классов  Буртаева М. Е. Игровые технологии.  (Игры и игровые моменты на уроках математики) Цель: рассказать о значении игр на уроках математики, о применении их на своих уроках. Введение. Деятельностный  подход. Как   известно,   в   основе   нынешней   модернизации   российского   образования, детерминированной   реалиями   времени,   лежат   идеи   личностно­ ориентированного развивающего обучения. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной   школы   состоит   уже   не   в   том,   чтобы   «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую   деятельность.   В   связи   с   этим   актуальным   становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.  Одной из технологий является­ игровая технология.Основу концепции   деятельностного   подхода   к   обучению   составляет   положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной   деятельности.     Исследования   психологов   и   педагогов показывают, можно научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для   этого   нужно   включить   их   в   специально   организованную   деятельность, сделать   «хозяевами»   этой   деятельности.   Для   этого   нужно   выработать   у школьников   мотивы   и   цели   учебной   деятельности   («зачем   учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться).   Только дифференцированный   подход   в   обучении   школьников   является   самым оптимальным и разумным. Получать удовольствие от занятий математикой школьник может лишь при условии, если дифференциация ему доступна. В противном случае один ученик будет учиться налегке, не напрягаясь, другой,­ пытаясь   осилить   непосильное.   Первый   из   них   не   найдет   применения имеющимся   способностям   и   не   разовьет   потенциальные,   второй   будет чувствовать   постоянное   унижение,   на   каждом   шагу   ощущать   собственную неполноценность,   умственную   убогость,   что   приведет   к   отвращению   от математики.  Одной из форм  деятельностного подхода является  ­ игра. Вывод:   игра   способствует   деятельности. Основная часть.   развитию   самостоятельной   творческой 1.Происхождение и социально­педагогическое значение игры   Попытки разгадать "тайну" происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.   Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально­экономического и культурного развития общества    В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями   (правилами)   и   направлены   на   достижение   определенной   цели (выигрыш, победа, приз).   Прежде всего следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления   жизненного   опыта   является   сложным   социокультурным феноменом.   Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна, что делает ее незаменимым элементом обучения. В процессе игры:  осваиваются   правила   поведения   и   роли   социальной   группе   класса (минимодели общества), переносимые затем в "большую жизнь"; приобретаются   навыки   совместной   коллективной   деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей; накапливаются   культурные   традиции,   внесенные   в   игру   участниками, учителями,   привлеченными   дополнительными   средствами   ­   наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями. 2.Теории игры   Игра   ­   одно   из   замечательных   явлений   жизни,   деятельность,   как   будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.   В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали  К.  Д.  Ушинский,  П. П. Блонский, С.  Л.  Рубинштейн,  Д. Б. Эльконин.     Особой   известностью   пользуется   теория   К.   Гросса.   Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности.   Основное   достоинство   этой   теории,   завоевавшей   особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл   ее   в   той   роли,   которую   она   в   развитии   выполняет.   Основной недостаток­ эта теория указывает лишь "смысл" игры, а не ее источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть.  3.Игра как метод обучения   Значение   игры   невозможно   исчерпать   и   оценить   развлекательно­ рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.  Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали   с   древности.   Широкое   применение   игра   находит   в   народной педагогике,   в   дошкольных   и   внешкольных   учреждениях.   В   современной школе,   делающей   ставку   на   активизацию   и   интенсификацию   учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более общей технологии; в качестве урока или его части (введение, контроль, закрепление); как технология внеклассной работы.     Понятие   "игровые   педагогические   технологии"   включает   достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме   различных   педагогических   игр.   В   отличие   от   игр   вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком ­ четко обучения и соответствующим   ей   педагогическим   результатом,   которые   могут   быть обоснованны   в   явном   виде   и   характеризуются   учебно­познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых   приемов   и   ситуаций,   выступающих   как   средство   побуждения, стимулирования к учебной деятельности.   Реализация   игровых   приемов   и   ситуаций   при   урочной   форме   занятий   происходит по следующим основным направлениям:  дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в. качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное   выполнение   дидактического   задания   связывается   с   игровым результатом.  В  настоящее   время   одной   из   тенденций   улучшения   качества образования   становится   ориентация   на   развитие   творческого   потенциала личности   ученика   на   всех   этапах   обучения   в   школе,   на   развитие   его творческого   мышления,   на   умение   использовать   эвристические   методы   в процессе   открытия   нового   и   поиска   выхода   из   различных   нестандартных ситуаций и положений. Математика – это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество   задач,   которые   на   протяжении   тысячелетий   способствовали формированию   мышления   людей,   умению   решать   нестандартные   задачи,   с честью выходить из затруднительных положений. К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач­шуток, математических фокусов, числовых   головоломок,   арифметических   ребусов   и   лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач­сказок, загадок и т.п. 4. Из опыта работы За годы работы не раз убеждалась, что использование игр и игровых моментов на   уроках   математики   дают   не   только   положительный   результат,   но   и помогают   быстро   и   лучше   запомнить   изучаемый   материал.   Поэтому   я стараюсь   на   своих   уроках    проводить   игры   или   включаю     в   этапы   урока игровые моменты. Например: в устном счёте использую игры «Молчанка», « Бегущие человечки», «Лабиринт» и другие. Для закрепления состава числа «Заселим домики», «Беличьи забавы». При   закреплении   таблиц   сложения   использую   игры   «Помоги   цыплятам», «Крошки­ зайки на лужайке», «Помогите мышке попасть в норку». Для   изучения   прямого   и   обратного   счёта   или   закрепления   провожу   игру «Лесная школа». В игру превращают иногда задания такого вида «Помогите герою(Незнайке, Буратине,   Мальвине   и   т.   д.)решить   задачу,   сравнить   числа,   выражения, определить   тему   урока,   научить   решать   уравнения,   примеры».   Дети   очень любят помогать и охотно включаются в работу,   не замечая проблемы, легко её решают. Ещё мои дети любят путешествовать. У меня появились игры­ путешествия   «В   цирк»,   «На   необитаемый   остров»,   «   Прогулка   по   лесу», «Прогулка по городу». Заранее обсуждаем программу или маршрут, выбираем транспорт передвижения, необходимые атрибуты. Такие уроки играют ещё большую воспитательную роль. Очень часто использую задачи на развитие логического мышления. Например: Петух  на одной ноге весит 5кг. Сколько он весит на двух ногах?   Серёжа, Вова и Коля играли в мячи. У Серёжи мячик легче, чем у Коли. Самый тяжёлый мячик не у Вовы. Определите, у кого какой мячик?  ( К.­т, С.­ ср., В.­л.)  Каждая из девочек Марина, Наташа и Маша­берёт только один цветок: или розу, или гвоздику, или тюльпан. Сколько вариантов решения может быть? а)3 б)9 в)6   (9) От домика Лисы к домику Волка ведут три дороги, а от домика Волка к берлоге Медведя ­ две дороги. Сколькими способами Лиса может пройти к берлоге Медведя? 6 способами Для определения темы урока использую кроссворды. На уроках математики для   развития   творческого   потенциала   особую   роль   играют   задания повышенной   трудности,   требующие   от   учеников   творческого   подхода, нетрадиционного   взгляда   на   решение.   Среди   занимательных   задач   особый интерес вызывают те, которые предполагают несколько вариантов решения. Это   позволяет   каждому   проявить   себя   и   предложить   свой,   отличный   от других вариантов решения. Задания, которые развивают гибкость мышления. (2 класс) ­ Сколько хвостов у курицы? (1) ­ Цифра, похожая на букву З? (3) ­ От количества пальцев на одной руке отнять 4. Сколько останется? (1) ­ Сколько у нас в неделе выходных? (2) ­ Количество сторон у квадрата увеличить на 5. (9) Задания на внимание и быстроту реакции. Что изменилось? Творческая работа. ­ Какой формы может быть лепесток? ­ Нарисуй цветик – семицветик  с одним лепестком и напиши в этом лепестке самое заветное своё желание.   Игра   ­   школа   профессиональной   и   семейной   жизни,   школа   человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему­то учится. В игре нет легко опознаваемого   источника   знаний,   нет   обучаемого   лица.   Процесс   обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных   контактов   друг   с   другом.   Игровое   обучение   ненавязчиво.   Игра большей частью добровольна и желанна. Игра ­ деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная.   Она   вводит   учащегося   в   реальный   контекст   сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество ­ коллектив, выступающий применительно   к   каждому   игроку   как   организация   и   коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения   людей,   то   вне   контактов   взаимодействия,   взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может. Вывод: используя игры и игровые моменты  на уроках,  мои дети на дольше запоминают  изученный материал. Закрепление. Способы мотивации. Игровые мотивы и организация игр    Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации: Мотивы общения: Учащиеся,   совместно   решая   задачи,   участвуя   в   игре.   Учатся   общаться, учитывать мнение товарищей. При   решении   коллективных   задач   используются   разные   возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически­оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей. Совместные   эмоциональные   переживания   во   время   игры   способствуют укреплению межличностных отношений. Моральные   мотивы.  В   игре   каждый   ученик   может   проявить   себя,   свои знания,   умения,   свои   характер,   волевые   качества,   свое   отношение   к деятельности, к людям. Познавательные мотивы: Каждая   игра   имеет   близкий   результат   (окончание   игры),   стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников,  есть   игроки).  Результат   зависит   от  самого   игрока,  уровня  его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный  фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш). Состязательность   ­   неотъемлемая   часть   игры   ­   притягательна   для   детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет. В игре всегда есть некое таинство ­ неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа. В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач. Один из ответственных моментов в детских играх ­ распределение ролей. Они   могут   быть   активными   и   пассивными,   главными   и   второстепенными. Распределение   детей   на   роли   в   игре   ­   дело   трудное   и   щепетильное. Распределение   не   должно   зависеть   от   пола   ребенка,   возраста,   физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр  требуются   капитаны, водящие,  т. е.  командные  роли  по   сюжету  игры. Учитывая,   какая   роль   особенно   полезна   ребенку,   воспитатель   использует следующие приемы:  назначение на роль непосредственно взрослым; назначение на роль через старшего (капитана, водящего); выбор   на   роль   по   итогам   игровых   конкурсов   (лучший   проект,   костюм, сценарий); добровольное принятие роли ребенком, по его желанию; очередность выполнения роли в игре.   При   распределении   командных   ролей   следует   делать     так,   чтобы   роль помогала   неавторитетным   укрепить   авторитет,   неактивным   ­­   проявить активность, недисциплинированным ­ стать организованными детьми, чем­то себя скомпрометировавшими, ­ вернуть потерянный авторитет; новичкам и ребятам, сторонящимся детского коллектива, ­ проявить себя, сдружиться со всеми.   В   игре   необходимо   следить   за   тем,   чтобы   не   появлялись   зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру.  Основные принципы организации игры:  отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; принцип развития игровой динамики; принцип   поддержания   игровой   атмосферы   (поддержание   реальных   чувств детей); принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос   основного   смысла   игровых   действий   в   реальный   жизненный   опыт детей; принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода   от   простых   игр   к   сложным   связана   с   постепенным   углублением разнообразного   содержания   игровых   заданий   и   правил   ­   от   игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания ­ к игровой инициативе, от локальных игр ­ к играм­комплексам, от возрастных игр ­ к безвозрастным, "вечным".   Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил.  Предварительная   подготовка.   Надо   обсудить   круг   вопросов   и   форму проведения.   Должны   быть   заранее   распределены   роли.   Это   стимулирует познавательную деятельность. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая   перестановка   мебели,   что   создает   новизну   эффект неожиданности   и   будет   способствовать   повышению   эмоционального   фона урока. Вывод: главное ­ уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться   развивать   его,   не   оставляя   чувства   тревоги   и   неуверенности   в своих силах.   Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Игровые технологии.

Игровые технологии.

Игровые технологии.

Игровые технологии.

Игровые технологии.

Игровые технологии.

Игровые технологии.

Игровые технологии.

Игровые технологии.

Игровые технологии.

Игровые технологии.

Игровые технологии.

Игровые технологии.

Игровые технологии.

Игровые технологии.

Игровые технологии.

Игровые технологии.

Игровые технологии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2019