Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе
Оценка 4.9

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
музыка
1 кл—4 кл
10.12.2018
Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе
Публикация является частью публикации:
98668254.doc
1 Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Факультет повышения квалификации Кафедра гуманитарных и художественно­эстетических дисциплин Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе  (методические рекомендации к уроку) Исполнитель: Стародубцева Марина  Владимировна, учитель музыки МАОУ СОШ № 94 г. Кемерово Консультант: Шаталова Ирина Леонидовна,  методист кафедры гуманитарных и  художественно­эстетических  дисциплин 2 Кемерово 2016 Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе 3 «Методика должна быть только одной –  отвечать вечным законам природы» И.Песталоцци Всем   известно,   какое   значение   в   становлении   человека   имеет   игра, игровое начало.  Игра ­  это универсальное  средство,  помогающее  учителю  превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие.   Игра   помогает   вовлечь   в   учебный   процесс   практически   всех учеников. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости – всё это даёт   возможность   учащимся   преодолеть   стеснительность   и   благотворно сказывается   на   результатах   обучения.   Незаметно   усваивается   материал,   а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Игра универсальна ещё и тем,   что   её   можно   использовать   на   любом   этапе   обучения   и   с   любыми возрастными категориями учащихся.  В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: ­   развлекательную (это   основная   функция   игры   ­   развлечь,   доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); ­   коммуникативную: освоение диалектики общения; ­   самореализации в игре как полигоне человеческой практики; ­   игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; 4 ­   диагностическую: выявление   отклонений   от   нормативного   поведения, самопознание в процессе игры; ­    функцию коррекции: внесение   позитивных   изменений   в   структуру личностных показателей; ­   межнациональной   коммуникации: усвоение   единых   для   всех   людей социально­культурных ценностей; ­ социализации: включение   в   систему   общественных   отношений,   усвоение норм человеческого общежития. Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову): •       свободная развивающаядеятельность, предпринимаемая   лишь   по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); •       творческий, в   значительной   мере   импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);   очень   соперничество, , Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие. •       эмоциональная   приподнятость деятельности, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); •       наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.          В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование,   реализация   цели,   а   также   анализ   результатов,   в   которых личность   полностью   реализует   себя   как   субъект.   Мотивация   игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами   соревновательности, самоутверждении, самореализации.                В структуру игры как процесса входят:   удовлетворения   потребности   в 5 а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) ­ область действительности, условно воспроизводимая в игре.                          Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно­ рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.   На   уроках   музыки   в   начальной   школе   я   все   чаще   стала   применять   которые,   воздействуя   на   ребенка музыкально­дидактические   игры, комплексно,   вызывают   у   него   зрительную,   слуховую   и   двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Мною используются разнообразные формы игры. Это приспособленные к   учебным   заданиям   настольные   игры,   такие   как   лото,   ребусы,   шарады, чайнворды, кроссворды загадки и разнообразные конкурсы.  Это   и   сюжетно­ролевые   игры:   «Играем   в   дирижёра»,   «Играем   в композитора», «Инсценировка сюжета сказки», «Разыграй песню».   Для   развития   мелкой   моторики   и   в   качестве   физкультминутки использую   пальчиковые   и   музыкально­ритмические   игры,   такие   как   «Мы делили   апельсин»,   «Этот   пальчик   дедушка»,   «1,2,3,4,5   вышли   пальчики гулять», «У дедушки Трифона», «Мы писали», «Мы играли», «Путешествие по лесу», «Этот пальчик в лес пошёл», «Если весело живётся, делай так!», «Буги ­ вуги». Используя   игры   ­   рифмовки   «Путешествие   в   зоопарк»,   «Как   мы встретим   новый   год»,   «Кто   мальчишка   –   хвастунишка?»,   «Космический 6 полёт»,   «Воздушное   письмо»,   «Огонь,   вода,   воздух,   земля»,   ­   у   младших школьников  развивается внимание. Очень важно формировать на уроках музыки ассоциативное мышление, воображение   ребёнка   через   опыт   собственной   музыкальной   деятельности. Дети   с   большим   удовольствием   становятся   активными   участниками   такой формы игры, как музыкальная  пантомима: «Волшебная палочка», «Зеркало», «Море», «Оркестр», «Любимый инструмент», «Шапка вопросов», «Видимо­ невидимо».   Не   менее   интересны   для   детей   игры   –   имитации   ­   «Изобрази   звук», «Звучит не звучит», «Нарисуй любимый звук», «Музыкальный инструмент». Именно в такой деятельности у детей формируются музыкально ­ образное и творческое мышление.   Хорошо известная, но в тоже время увлекательная форма игры ­ это уроки в форме КВН. Совместно с детьми мною разработаны КВНы:  «Я уже много знаю», «Музыкальные инструменты», «Музыкальные жанры». Большую подготовительную работу требует организация и проведение уроков концертов, уроков спектаклей: выбор репертуара и героев, подготовка костюмов и декораций, составление программы и приглашение гостей… И получается настоящий музыкальный праздник! Ребята ещё долго вспоминают такие   музыкальные   представления   как:   «Моя   любимая   музыка», «Музыкальный калейдоскоп»», «У Лукоморья дуб зелёный…», «В гостях у Лешего»,   «Теремок»,   «Баба   Яга   приглашает»,   «Пришло   Рождество   ­ начинается торжество», «Коляда, коляда». А   сколько   ещё   интересных   игровых   форм   можно   использовать   на уроках: музыкальные эстафеты и весёлые старты, игры сюрпризы и аукционы, музыкальные маскарады и карнавалы… Таким   образом,   игра   способствует   выполнению   важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и 7 любви   ребёнка   к   музыкальному   искусству;   умение   размышлять   о   музыке, оценивать   её   эмоциональный   характер   и   определять   образное   содержание; умение   применять   знания,  полученные   в  процессе   музыкальных   занятий,  к музыке, звучащей вокруг. Через игру у детей воспитывается художественный вкус. Список литературы: 1. Азаров Ю.П. Игра и труд. ­ М., 1973. 2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. ­М., 1979. 3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. ­ М., 1987. 4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. ­ М., 1988. 5. Газман О.С. и др. В школу ­ с игрой. ­ М., 1991. 6. Добринская   Е.И.,   Соколов   Э.В. Свободное   время   и   развитие личности. ­ Л., 1983. 7. Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. ­ М., 1992. 8. Игры ­ обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. ­ М., 1994. 9. Макаренко   А.С. Некоторые   выводы   из   педагогического   опыта.   Соч. т.У. ­ М., 1958. 10. Минкин Е.М. От игры к знаниям. ­ М., 1983. 11. Никитин   Б.П. Ступеньки   творчества,   или   развивающие   игры.   ­   М., 1990. 8 12. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. ­ М.: РПА, 1996. 13. Самоукина Н.В. Организационно­обучающие игры в образовании. ­ М.: Народное образование, 1996. 14. Спивакоаский А.С. Игра ­ это серьезно. ­ М., 1981. 15. Шмаков С.А. Игры учащихся ­ феномен культуры. ­ М., 1994. 16. Шмаков С.А. Культура ­ досуг ­ ребенок. ­ М., 1994. 17. Элъконин Д.Б. Психология игры. ­ М., 1979. 18. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. ­ М., 1974.

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе

Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018