1
Государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных и художественноэстетических дисциплин
Игровые технологии
на уроках музыки в начальной школе
(методические рекомендации к уроку)
Исполнитель:
Стародубцева Марина
Владимировна,
учитель музыки МАОУ СОШ № 94
г. Кемерово
Консультант:
Шаталова Ирина Леонидовна,
методист кафедры гуманитарных и
художественноэстетических
дисциплин 2
Кемерово 2016
Игровые технологии
на уроках музыки в начальной школе 3
«Методика должна быть только одной –
отвечать вечным законам природы»
И.Песталоцци
Всем известно, какое значение в становлении человека имеет игра,
игровое начало.
Игра это универсальное средство, помогающее учителю превратить
достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися
занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс практически всех
учеников. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости – всё это
даёт возможность учащимся преодолеть стеснительность и благотворно
сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается материал, а
вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Игра универсальна ещё и
тем, что её можно использовать на любом этапе обучения и с любыми
возрастными категориями учащихся.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры развлечь, доставить
удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих
в других видах жизнедеятельности; 4
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру
личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей
социальнокультурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение
норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
• свободная развивающаядеятельность, предпринимаемая лишь по
желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не
только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный,
активный характер этой деятельности («поле творчества»);
очень
соперничество,
, Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.
• эмоциональная приподнятость деятельности,
состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры,
«эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание,
планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых
личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой
деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и
элементами соревновательности,
самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
удовлетворения потребности в 5
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми,
условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) область действительности, условно воспроизводимая
в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно
рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь
развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в
терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
На уроках музыки в начальной школе я все чаще стала применять
которые, воздействуя на ребенка
музыкальнодидактические игры,
комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную
активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Мною используются разнообразные формы игры. Это приспособленные
к учебным заданиям настольные игры, такие как лото, ребусы, шарады,
чайнворды, кроссворды загадки и разнообразные конкурсы.
Это и сюжетноролевые игры: «Играем в дирижёра», «Играем в
композитора», «Инсценировка сюжета сказки», «Разыграй песню».
Для развития мелкой моторики и в качестве физкультминутки
использую пальчиковые и музыкальноритмические игры, такие как «Мы
делили апельсин», «Этот пальчик дедушка», «1,2,3,4,5 вышли пальчики
гулять», «У дедушки Трифона», «Мы писали», «Мы играли», «Путешествие
по лесу», «Этот пальчик в лес пошёл», «Если весело живётся, делай так!»,
«Буги вуги».
Используя игры рифмовки «Путешествие в зоопарк», «Как мы
встретим новый год», «Кто мальчишка – хвастунишка?», «Космический 6
полёт», «Воздушное письмо», «Огонь, вода, воздух, земля», у младших
школьников развивается внимание.
Очень важно формировать на уроках музыки ассоциативное мышление,
воображение ребёнка через опыт собственной музыкальной деятельности.
Дети с большим удовольствием становятся активными участниками такой
формы игры, как музыкальная пантомима: «Волшебная палочка», «Зеркало»,
«Море», «Оркестр», «Любимый инструмент», «Шапка вопросов», «Видимо
невидимо».
Не менее интересны для детей игры – имитации «Изобрази звук»,
«Звучит не звучит», «Нарисуй любимый звук», «Музыкальный инструмент».
Именно в такой деятельности у детей формируются музыкально образное и
творческое мышление.
Хорошо известная, но в тоже время увлекательная форма игры это
уроки в форме КВН. Совместно с детьми мною разработаны КВНы: «Я уже
много знаю», «Музыкальные инструменты», «Музыкальные жанры».
Большую подготовительную работу требует организация и проведение
уроков концертов, уроков спектаклей: выбор репертуара и героев, подготовка
костюмов и декораций, составление программы и приглашение гостей… И
получается настоящий музыкальный праздник! Ребята ещё долго вспоминают
такие музыкальные представления как: «Моя любимая музыка»,
«Музыкальный калейдоскоп»», «У Лукоморья дуб зелёный…», «В гостях у
Лешего», «Теремок», «Баба Яга приглашает», «Пришло Рождество
начинается торжество», «Коляда, коляда».
А сколько ещё интересных игровых форм можно использовать на
уроках: музыкальные эстафеты и весёлые старты, игры сюрпризы и аукционы,
музыкальные маскарады и карнавалы…
Таким образом,
игра способствует выполнению важных
психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и 7
любви ребёнка к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке,
оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;
умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к
музыке, звучащей вокруг. Через игру у детей воспитывается художественный
вкус.
Список литературы:
1. Азаров Ю.П. Игра и труд. М., 1973.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1979.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
5. Газман О.С. и др. В школу с игрой. М., 1991.
6. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие
личности. Л., 1983.
7. Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. М., 1992.
8. Игры обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. М.,
1994.
9. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч.
т.У. М., 1958.
10. Минкин Е.М. От игры к знаниям. М., 1983.
11. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М.,
1990. 8
12. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и
развитии. М.: РПА, 1996.
13. Самоукина Н.В. Организационнообучающие игры в образовании. М.:
Народное образование, 1996.
14. Спивакоаский А.С. Игра это серьезно. М., 1981.
15. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. М., 1994.
16. Шмаков С.А. Культура досуг ребенок. М., 1994.
17. Элъконин Д.Б. Психология игры. М., 1979.
18. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника.
М., 1974.
Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе
Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе
Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе
Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе
Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе
Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе
Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе
Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.