ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
изобразительное искусство
Взрослым
26.01.2018
Основное содержание исследования заключается в изучении роли игровых технологий как методов развивающего обучения. В исследовании рассматриваются теоретические аспекты применения игровых технологий в начальной школе и возможности их практического применения в обучении и воспитании младших школьников на уроках изобразительного искусства. Рассматриваются игры и упражнения, рекомендованные к использованию в учебно-воспитательной деятельности .
статья.docx
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ
УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Шабашова Маргарита Викторовна ГПОУ «Макеевский педагогический колледж»
преподаватель
Аннотация
Основное содержание исследования заключается в изучении роли игровых
технологий как методов развивающего обучения.
В исследовании
рассматриваются теоретические аспекты применения игровых технологий в
начальной школе и возможности их практического применения в обучении и
воспитании младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Рассматриваются игры и упражнения, рекомендованные к использованию в
учебновоспитательной деятельности .
Ключевые слова: игровой ,упражнение, изобразительный ,педагогический.
Одной из важнейших целей начального образования является формирование
универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства.
Универсальные учебные действия составляют основу умения учиться. Одним из
методов достижения данных умений могут быть применение игровых
технологий на уроках изобразительного искусства. Использование игр и игровых
ситуаций учебновоспитательной деятельности раскрывает способности детей,
их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению материала,
способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке
изобразительного искусства.
Игры позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Они
успешнее усваивают дидактический материал, активизируется непроизвольное
запоминание лексических единиц, формируются речевые умения.
Игра рассматривается как подготовка ученика к личностноориентированному
взаимодействию с другими участниками образовательного процесса,
обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя
субъектом познания и мышления, актуализируя потребность в самореализации и
саморазвитии.
Игры делают учебновоспитательный процесс веселым, а это усиливает
мотивацию к учению, поэтому тема «Игровые технологии в начальной школе на
примере уроков изобразительного искусства» является актуальной.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно
рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм
младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т.
Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как
важный метод обучения для детей именно младшего школьного возраста.
Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались
С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.
Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
Цель исследования: изучить и проанализировать роль игровых технологий в
начальной школе на примере уроков изобразительного искусства.
Объект исследования: игровые технологии в начальных классах на уроках
изобразительного искусства.
Предмет исследования: использование игровых технологий в начальной школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование игровых
технологий в начальной школе на уроках изобразительного искусства
способствует успешному обучению и воспитанию младших школьников.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были
сформулированы задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические аспекты применения игровых технологий в
начальной школе и выявить их роль в работе с детьми младшего школьного
возраста.
2.Рассмотреть роль игровых технологий на уроках изобразительного искусства в
начальной школе.
3.Выявить возможности практического применения игровых технологий в
обучении и воспитании младших школьников на уроках изобразительного
искусства.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме
различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра
обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и
соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть
обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебнопознавательной
направленностью .
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и
ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования
учащихся к учебной деятельности. Назовем основные направления, по которым
реализуются игровые методы и приемы на уроке: 1)дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
2)учебная деятельность подчиняется правилам игры;
3)учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную
деятельность вводится элемент соревнования,
который переводит
дидактическую задачу в игровую;
4)успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом [Синельников, 1995, С. 5455].
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
1)обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2)познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
3)репродуктивные, продуктивные, творческие;
4)коммуникативные, диагностические и др.
Главной задачей учителя изобразительного искусства является привитие любви
и интереса к искусству, к процессу творческого созидания, следствием чего
является максимальное развитие творческих способностей учащихся [Никитин,
2001, 124 с.]. Для решения данной задачи можно использовать методы
развивающего обучения. На наш взгляд, наиболее эффективным окажется
использование игровой технологии. Игровая технология строится как целостное
образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и
объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются
последовательно игры и упражнения, формирующие умения выделять основные,
характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на
обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе
которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления
от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту
реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Также известно, что
творческие способности могут проявиться в изобразительной деятельности
наиболее ярким образом. И в игровой и в изобразительной деятельности важен
не только результат, но и получение удовольствия от процесса, а результатом
будет являться развитие творческих способностей. Мы можем предположить
что, соединив эти 2 деятельности в рамках школьного курса изучения
изобразительного искусства, можно получить положительные изменения в
развитии творческих способностей учащихся.
Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на
уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у младших школьников на уроках изобразительного
искусства конкретные умения и навыки.
Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему
педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию
окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно
изобразительной деятельности и отношении к занятиям.
Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех
уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования
показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно
возрастает.
Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим
стимулятором нервнопсихологической деятельности,
потенциальных
способностей восприятия. Л.С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре
ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на
голову самого себя».Значительное место в системе учебных ситуаций занимают
упражнения.В ходе выполнения упражнений абстрактного характера,
возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение
в определенной теме. Степень самостоятельности учащихся зависит от
характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем
каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат.
Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения
представляют собой творческую работу.
По форме упражнения могут быть:
изобразительными (рисунок, живопись, ДПИ);
устными (ответы по теоретическим вопросам);
письменными (анализ произведений искусства).
Целесообразно проводить упражнения с использованием печатной основы:
дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных
из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и
решить ее в кратчайший срок.
При ознакомлении с цветом учащимся можно предложить упражнения на
передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию
содержательного, выразительного аспекта цвета.
Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и
навыки по пройденному материалу. Игрызанятия лучше проводить в форме
соревнований между командами. Обязательным условием игры является
подведение итогов. На уроках изобразительного искусства рекомендуем использовать следующие
группы игр:
1)Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур
геометрической и произвольной формы.
Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных
особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить
оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.
2) Игры и упражнения по цветоведению.
Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия
цвета; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.
3)Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий.
4)Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства.
5)Сюжетноролевые игры
Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического
мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения
сделать анализ художественного произведения.
В заключение можно отметить, что в основе игр и упражнений лежит принцип
познания ребенком учебного материала от ощущения через эмоцию, от
ассоциации к анализу, а затем к творчеству.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения
интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение,
облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная
умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному
предмету. Необходимость развития в процессе обучения смысловых,
эмоциональных аспектов личности требует пересмотра традиционных
принципов построения системы обучения и увеличения доли развивающих
педагогических технологий. К числу развивающих педагогических технологий,
без сомнения, относится игровая деятельность учащихся в начальных классах на
уроках изобразительного искусства.
Список литературы
1. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности
Г.Г. Григорьева. М.: 2009. С. 18. 2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения .В.В. Давыдов. М.:
Академия, 2004. С. 5455
3. Никитин Б.П. Развивающие игры Б.П. Никитин. М.: Педагогика, 2001.
4. Спиваковская А.С. Игра это серьезно А.С. Спиваковская. М.: Педагогика,
2001. 44 с.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.