Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в ко¬тором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
«Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД»
Человек играет только тогда, когда он – человек в полном смысле этого
слова, и он бывает вполне человек, только когда играет. Фридрих Шиллер
МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска
Епишева Анна Викторовна
Игровая деятельность
Игра наряду с трудом и ученьем один из основных видов деятельности
человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра
это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и ус
воение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.
Игровая деятельность прогрессивна. Она развивает интеллектуальную,
эмоциональную и физическую сферы человека.
Через игру легко усваиваются ценности, и происходит приспособление к
окружающему миру.
В своей работе воспитателя ГПД я уделяю особое значение игровой
деятельности. Потому что мир детства – таинственная и чудесная планета,
жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало
жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в игре.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию
ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от
результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный
характер этой деятельности («поле творчества»):
эмоциональная
состязательность, конкуренция, т.п. («эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную последовательность ее развития.
соперничество,
приподнятость
деятельности,
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательнорекреативными
возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением,
отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель
типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди
использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной
педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические
(двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и
психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г)
коммуникативные,
диагностические,
профориентационные,
психотехнические и др.Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.
Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные,
ролевые, деловые, имитационные и игрыдраматизации.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет
игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные,
комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТОО, а также с
различными средствами передвижения.
В игре формируются такие новообразования, которые являются центральными
для данного возраста: рефлексия; анализ; внутренний план действий; развитие
нового познавательного отношения к действительности; качественно новый
уровень развития регуляции поведения и деятельности; ориентация на группу
сверстников.
Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в мире ценностей и в то же время
они исследуют, экспериментируют, обучаются.
Педагогические игры
По области деятельности: физические,
,социальные, психологические.
интеллектуальные,
трудовые
По характеру педагогического процесса:
обучающие,
воспитательные,
тренинговые,
развивающие;
коммуникативные,
познавательные,
продуктивные,
конторолирующие;
репродуктивные,
диагностические, профориентационные, психотехнические.
По игровой методике:
сюжетные,
имитационные, драматизация.
По игровой среде: без предметов, с предметами; настольные, комнатные,
уличные; компьютерные, телевизионные, ТСО; технические, со средствами
передвижения, с предметами.
предметные,
творческие;
ролевые,
деловые,
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом
возрасте игра имеет свои особенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием
является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между
людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает
подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
1 Особенности игровых технологий
Игра – вечный спутник детства. Все следующие за дошкольным, возрастные
периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст
учебная деятельность, средний — общественно полезная, старший школьный
возраст учебнопрофессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продол
жают включать ее в процесс.
2 Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность
восприятия, легкость вхождения в образы; это способ научиться тому, чему их
никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире.
Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую,
самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами,
игрушками, появляются неимитационные игры.В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации
происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается
участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое
моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условноигровом
плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр по логике
разыгрываемой роли, в имитационномоделирующих играх наряду с ролевой
позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка
трансформирует и позицию воспитателя, который балансирует между ролью
организатора, помощника и соучастника общего действия.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,
сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения,
формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов,
сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определен
ным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников
развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический
слух, смекалка и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно
основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс,
осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов забота
каждого воспитателя ГПД.
В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам
Самый» В.В. Репкина, «Муммитролли» томских авторов, персонажи
«Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т. д.),
встроенных в основное содержание обучения.
Для развития личности ребенка младшего школьного возраста в учебно
воспитательный процесс рекомендуется включать дидактические игры
познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно
переходить от игровой к учебной деятельности.
В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные
знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое,
нравственное воспитание ребенка, формируются такие ценные качества личности
как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность,
объективность.
В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, те есть
происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное
рабочее настроение, что немаловажно в условиях длительного пребывания детей
в школе.
Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих
способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание
детей в ГПД более интересным и содержательным. Ребята играют на прогулке, во
время самоподготовки, при проведении клубных часов, во время праздничных
представлений, экскурсий и конечно свободного времени. Однако игра не должнавосприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это
разрушило бы ее сущность.
Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на
формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие
способности детей она должна развивать. Причем мудрые педагоги проводят
такие игровые занятия регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять
заскучавших детей.