Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 29.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в ко¬тором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Иконка файла материала Игровые технологии.docx
«Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД» Человек играет только тогда, когда он – человек в полном смысле этого слова, и он бывает вполне человек, только когда играет. Фридрих Шиллер МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска Епишева Анна Викторовна Игровая деятельность Игра   наряду   с   трудом   и   ученьем   ­   один   из   основных   видов   деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.  По определению, игра ­ это  вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и ус­ воение   общественного   опыта,   в   котором   складывается   и   совершенствуется самоуправление поведением.   Игровая   деятельность   прогрессивна.   Она   развивает   интеллектуальную, эмоциональную и физическую сферы человека.  Через   игру   легко   усваиваются   ценности,   и   происходит   приспособление   к окружающему миру.  В   своей   работе   воспитателя   ГПД   я   уделяю   особое   значение   игровой деятельности.   Потому   что   мир   детства   –   таинственная   и   чудесная   планета, жители   которой   много   знают,   многое   понимают,   чувствуют,   но   у   них   мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в игре. Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):  свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);  творческий,   в   значительной   мере   импровизационный,   очень   активный характер этой деятельности («поле творчества»):  эмоциональная состязательность, конкуренция, т.п. («эмоциональное напряжение»);  наличие  прямых   или   косвенных  правил,   отражающих   содержание   игры, логическую и временную последовательность ее развития. соперничество, приподнятость  деятельности,     Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно­рекреативными возможностями.   В   том   и   состоит   ее   феномен,   что,   являясь   развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали   с   древности.   Широкое   применение   игра   находит   в   народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные),   интеллектуальные   (умственные),   трудовые,   социальные   и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные,       психотехнические и др.Обширна   типология   педагогических   игр   по   характеру   игровой   методики. Укажем   лишь   важнейшие   из   применяемых   типов:   предметные,   сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры­драматизации. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая   среда:   различают   игры   с   предметами   и   без   предметов,   настольные, комнатные,   уличные,   на   местности,   компьютерные   и   с   ТОО,   а   также   с различными средствами передвижения. В игре формируются такие новообразования, которые являются центральными для данного возраста: рефлексия; анализ; внутренний план действий; развитие нового   познавательного   отношения   к   действительности;   качественно   новый уровень развития регуляции поведения и деятельности; ориентация на группу сверстников. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в мире ценностей и в то же время они исследуют, экспериментируют, обучаются. Педагогические игры По   области   деятельности:  физические, ,социальные, психологические.   интеллектуальные,   трудовые По   характеру   педагогического   процесса:  обучающие,   воспитательные,   тренинговые, развивающие; коммуникативные,           познавательные, продуктивные, конторолирующие; репродуктивные, диагностические, профориентационные, психотехнические. По   игровой   методике:    сюжетные, имитационные, драматизация. По   игровой   среде:  без   предметов,   с   предметами;   настольные,   комнатные, уличные;   компьютерные,   телевизионные,   ТСО;   технические,   со   средствами передвижения, с предметами. предметные, творческие;   ролевые,   деловые, Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является   предметная   деятельность,   к   играм,   отражающим   отношения   между людьми,   и,   наконец,   к   играм,   в   которых   главным   содержанием   выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.    1 Особенности игровых технологий Игра – вечный спутник детства. Все следующие за дошкольным, возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст учебная   деятельность,   средний   —   общественно   полезная,   старший   школьный возраст учебно­профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продол­ жают включать ее в процесс. 2 Игровые технологии в младшем школьном возрасте Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы; это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. Дети   легко   вовлекаются   в   любую   деятельность,   особенно   в   игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются  неимитационные  игры.В   игровой   модели   учебного   процесса   создание   проблемной   ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование,   часть   деятельности   учащихся   происходит   в   условно­игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр ­ по логике разыгрываемой   роли,   в   имитационно­моделирующих   играх   наряду   с   ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности).   Игровая обстановка трансформирует   и   позицию   воспитателя,   который   балансирует   между   ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. Игровая   технология  строится   как   целостное   образование,   охватывающее определенную   часть   учебного   процесса   и   объединенное   общим   содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие   умение   выделять   основные,   характерные   признаки   предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определен­ ным   признакам;   группы   игр,   в   процессе   которых   у   младших   школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух,   смекалка   и   др.   При   этом   игровой   сюжет   развивается   параллельно основному   содержанию   обучения,   помогает   активизировать   учебный   процесс, осваивать ряд учебных элементов.  Составление   игровых   технологий  из   отдельных   игр   и   элементов   ­   забота каждого воспитателя ГПД. В   отечественной   педагогике   имеется   ряд   таких   игровых   технологий   («Сам Самый»   В.В.   Репкина,   «Мум­ми­тролли»   томских   авторов,   персонажи «Волшебника   Изумрудного   города»,   «Приключений   Буратино»   и   т.   д.), встроенных в основное содержание обучения. Для   развития   личности   ребенка   младшего   школьного   возраста   в     учебно­ воспитательный   процесс   рекомендуется   включать   дидактические   игры познавательного   и   занимательного   характера.   Они   позволяют   безболезненно переходить от игровой к учебной деятельности.  В   условиях   занимательной   игры   более   успешно   усваиваются   разнообразные знания,   умения   и   навыки,   осуществляется   умственное,   эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие ценные качества личности как   выдержка,   настойчивость,   трудолюбие,   самокритичность,   честность, объективность.  В   игровой   деятельности   дети   получают   навыки   групповой   работы,   те   есть происходит   развитие   коммуникативных   способностей   и   создается   радостное рабочее настроение, что немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе. Нестандартные   игровые   задания   и   упражнения   на   развитие   творческих способностей     воспитатели   используют   для   того,   чтобы   сделать   пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Ребята играют на прогулке, во время самоподготовки, при проведении клубных часов, во время праздничных представлений, экскурсий и конечно свободного времени. Однако игра не должнавосприниматься   детьми   как   процесс   преднамеренного   обучения,   так   как   это разрушило бы ее сущность.  Планируя   игровую   деятельность,   воспитатель   должен   четко   осознавать,   на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности   детей   она   должна   развивать.   Причем   мудрые   педагоги   проводят такие игровые занятия регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших детей.