Рабочая программа театрального кружка в рамках введения ФГОС для учащихся начальных классов "В мире театра".

  • Разработки курсов
  • docx
  • 25.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Театральный кружок
Иконка файла материала рабочая программа театрального кружка В мире театра.docx

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности  в рамках введения ФГОС 

для учащихся  начальных классов 

«Театральный»

 

Рабочая программа составлена на основе пособий:

 

1.      Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

2.      Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

3.      Вечканова И.Г.Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.

4.      Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4  класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с. 5. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной  среды развития ребенка. Внеурочная  художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные  виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой  способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги  взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы. 

    В то же время театральное искусство (театрализация)   способствует внешней и внутренней социализации ребѐнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлѐнность, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;

      пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;

      активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребѐнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

            Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своѐ время и на своѐм месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребѐнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка. 

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. На основе пособий:

6.        Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

7.        Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

8.        Вечканова И.Г.Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.

9.        Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4  класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.

10.    Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.

Составлена с учѐтом запросов родителей и интересов ребѐнка,    ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть

реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов. 

 

Цель программы: воспитание у детей общей художественной культуры, способствующей развитию творческих способностей,

развитию памяти, внимания, речи, коммуникативных качеств сферы чувств, гармоничных отношений с собой и с  окружающими.

 

Задачи программы:

-   владеть навыками общего коллективного творчества

-   развивать эстетические способности

-   совершенствовать  артистические  навыки  детей в плане переживания и воплощения образа. - знакомить  детей с различными видами театра (кукольный театр, драматический, теневой, музыкальный).

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

 

        Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение Камерного театра, музея с последующим обсуждением увиденного в группе. На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории. Занятия проводятся в классе, переоборудованном в «театральный зал». 

        Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.

Основные виды театральной деятельности учащихся.

Основные виды деятельности, которые используются при работе с учащимися, являются:

1.  Театральная игра.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

2.  Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.      3. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

 

    Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения   в театре.

 

   4. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

 

   Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

 

 

                                                       3. МЕСТО  КУРСА   В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Программа курса  «Искусство сцены» предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с  литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.  Данная  программа  рассчитана  на  135 часов:    

1  класс –33 часа

2  класс – 34 часа

3  класс – 34 часа

4  класс – 34 часа

 с проведением занятий 1 час в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут.

 

 

4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ  КУРСА.

На занятиях по театру приобретение знаний детьми происходит через их собственный опыт и самостоятельное творчество. Выполняя любое упражнение, ребенок проделывает тот же путь, что и большой актер при работе над ролью. Особенно важен сам процесс овладения искусством, не стоит ожидать немедленного результата. Воспитание в детях самостоятельности, активности, инициативности, желания творить, пробовать имеет первостепенное значение. 

Объединяя в себе различные виды искусства, театр создает благоприятную почву для занятий различными видами художественного творчества во взаимосвязи. А при комплексном воздействии различных видов искусства решение задач эстетического воспитания становится более эффективным, что способствует успешному социально-художественному развитию учащихся через художественно-творческую деятельность. 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что театральное искусство имеет огромные возможности для социальнохудожественного развития детей.

 

В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:

-  принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

-  принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

-  принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;  - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

 

^ Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный  подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; 

 

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);

 

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности. 

 

^ Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.  именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

 

                                      5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ  ОСВОЕНИЯ КУРСА.

Предполагаемые умения и навыки

       Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы    мышц.

       Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

       Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

       Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

       Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

       Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.

       Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

       Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

       Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

       Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

       Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

       Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.          Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

 

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

 

Личностные

                этические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость;

                эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

                умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;

                самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

                самооценка на основе критериев успешности деятельности;

                осознание ответственности человека за общее благополучие;

                уважительное отношение к чужому мнению; Регулятивные

                определять общую цель и пути ее достижения;

                предвосхищать результат;

                выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

                использовать речь для регуляции своего действия; •        вносить изменения в способ действия, в план действия.

Познавательные

                знать театры родного города,  их особенности;

                знать традиции и обычаи коренного народа;

                знать некоторые виды театров (кукольный, настольный);

                знать некоторые приѐмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

                знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер, осветитель, суфлер);

                уметь разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, песням с использованием кукол, элементов одежды, декораций; •        чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

                иметь представление о театре, о театральной культуре; •        иметь представление об устройстве театра.

Коммуникативные

                умение вступать в диалог;

                участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить свое;

                умение договариваться и находить общее решение;

                формулировать свои затруднения;

                проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;

                договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

                строить понятные для партнера высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью.

 

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

       игра

       беседа

       иллюстрирование

       изучение основ сценического мастерства 

       мастерская образа

       мастерская костюма, декораций

       инсценирование прочитанного произведения

       постановка спектакля 

       посещение спектакля

       работа в малых группах

       актѐрский тренинг

       экскурсия

       выступление

 

 

6.     СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА.

 

класс

содержание

количество часов

1 класс

      Театральная игра - 3

      Культура и техника речи - 5

      Основы театральной культуры - 10     Создание спектакля – 15

33 ч.

2 класс

       Театральная игра - 4

       Культура и техника речи - 4

       Основы театральной культуры - 10

       Создание спектакля – 16

 

34 ч.

3 класс

               Театральная игра - 6

34 ч.

 

Культура и техника речи - 10

 

 

Основы театральной культуры - 4

 

 

Создание спектакля – 14

 

 

4 класс

Театральная игра - 6

Культура и техника речи - 1

Основы театральной культуры - 7

Создание спектакля – 20

34 ч

 

7.     КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

Планирование занятий 1  класс.

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Виды упражнений

Кол-во часов

 

1

 

Вводное занятие.

Игра «Назови свое имя ласково» Игра «Театр – экспромт «Колобок».

1 час

2

 

Разговор без слов  ( мимика, жесты).

 

Игры на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

1 час

3

 

Разговор без слов.  ( жесты, мимика).

 

Игра «Театр – экспромт «Теремок».

1 час

4

 

Культура и техника речи.  

Артикуляционная гимнастика  для губ. Театральная игра «Крокодил».

1 час

5

 

Культура и техника речи.  

Артикуляционная гимнастика для губ и щѐк. Театральная игра «Море волнуется».

1 час

6

 

Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями «театр», «кукольный театр»,

«драматический театр».

 

Театральная игра «Люди  и пальцы».

1 час

7

 

Постановка спектакля «Репка». Распределение ролей, разучивание реплик.

Характеристика персонажей сказки.

Интонационные упражнения

1 час

 

8

 

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

Упражнение на изображение разных эмоций

1 час

9

 

Выступление перед учащимися класса и родителями на классном празднике.

 

1 час

10

 

Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями «Радиотеатр», «Музыкальный театр».  

Театральная игра  «Определи игрушку».

1 час

11

 

Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями актѐр, аншлаг, бутафория, декорации.

 

Артикуляционная гимнастика ( «Окошко», «Чистим зубки», «Месим тесто» и др.)

1 час

12

 

Постановка сказки «Теремок». Распределение ролей, чтение сказки по ролям.

Артикуляционная гимнастика для губ: ―Улыбка‖,

―Заборчик‖, ―Бублик‖, ―Хоботок‖, ―Веселый пятачок‖ и т.д.

 

1 час

13

 

Репетиция сказки «Теремок».

Артикуляционная гимнастика для языка: ―Лопаточка‖, ―Вкусное варенье‖, ―Маляр‖, ―Лошадка‖, ―Грибок‖,

―Гармошка‖ и т.д.

 

1 час

14

 

Репетиция спектакля. Подготовка оформления спектакля.

Игры и упражнения на речевое дыхание: ―Мыльные пузыри‖, ―Веселый пятачок‖, ―Удивленный бегемот‖,

―Фыркающая лошадка‖ и т.д.

 

1 час

15

 

Репетиционное занятие по технике речи, мимическим и сценическим действиям.

Упражнение у зеркала «Изобрази настроение»

 

1 час

16

 

Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями «Исполнитель», «Зритель», «Афиша».

Генеральная репетиция  спектакля.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

1 час

17

 

Выступление со спектаклем перед учениками класса, родителями на классном празднике.

 

1 час

18

 

Посещение  Камерного театра. Просмотр спектакля.

 

1 час

19

 

Обсуждение просмотренного спектакля. Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями бенефис, грим, зритель.  

Театральная игра  «Весѐлые гномики».

1 час

20

 

Постановка русской народной сказки «Лиса и журавль». Чтение сказки по ролям. Распределение ролей.

Артикуляционная гимнастика  «Маляр», «Грибочек», «Киска».

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

1 час

21

 

Репетиция сказки «Лиса и журавль». Индивидуальная

Артикуляционная гимнастика  «Поймаем мышку»,

1 час


подготовка главных исполнителей, отрабатывание мизансцены.

22                                                      Репетиция спектакля. Подготовка оформления

спектакля.

23                                                      Выступление  со спектаклем перед учениками 1

классов.

24                                                      Основы театральной культуры. Знакомство с

понятиями реквизит, репертуар, премьера

25                                                      Основы театральной культуры: устройство

зрительного зала и сцены.

26                                                      Театрализованная игра «Русские народные игры со

словами».  

27                                                      Чтение по ролям весѐлых стихов. Подготовка к инсценировке.

28                                                      Инсценированное чтение стихов.

 

29                                                      Посещение театра. Просмотр спектакля. 30  Обсуждение просмотренного спектакля.

Изображение различных эмоций.

31                                                      Мини – сценки на школьные темы.  Чтение по ролям.

32                                                      Репетиция мини – сценок.

33                                                      Выступление с мини – сценками на классном

празднике.

 

 

«Лошадка», «Пароход гудит».

 

Игра «Найди и покажи эмоцию»                                                1 час

Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов

                                                                                                        1 час

Артикуляционная гимнастика «Слоник пьѐт», 1 час «Индюки болтают», «Орешки».

Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри» Артикуляционная гимнастика «Качели», «Часики», 1 час

«Блинчик». Театральная игра  «Кто самый ласковый?»

Творческие игры со словами. Артикуляционная 1 час гимнастика «Вкусное варенье», «Шарик», «Гармошка». Артикуляционная гимнастика «Качели», «Часики», 1 час «Блинчик».

Дидактическая игра «Придумай рифму»

Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога.

Театрализованная игра « Мокрые котята».                               1 час

                                                                                                        1 час

Знакомство детей с пиктограммами, изображающими   1 час радость, грусть, страх.

Этюды на изображение различных эмоций. Игры на развитие чувства ритма, быстроту реакции,             1 час координацию движений.

Пальчиковые игры. Работать над дикцией.                               1 час

Чистоговорки, скороговорки.

Пальчиковые игры. Работать над дикцией.                               1 час

Чистоговорки, скороговорки.


Планирование занятий 2  класс.

 

п/п

Дата прове- дения

Тема занятия

Виды упражнений

Колво  часов

 

1

 

Вводное занятие. Задачи кружка. Техника безопасности на занятиях.

Упражнения на развитие внимания, воображения.

1 час

2

 

Игровое занятие. 

Игра «Мы рисуем из спичек».  «Озвучь текст».  Скороговорка.

1 час

3

 

Основы театральной культуры: театральный словарикпремьера.  

Игровой тренинг «Нос, пол, потолок» «Театральные жмурки»

1 час

4

 

Знакомство со сценарием сказки «Муха – цокотуха»  ( на новый лад)  Обмен впечатлениями.

Игры: "Угадай: что я делаю?‖, "Превращение предмета‖, Разнообразные игры на превращение.

1 час

5

 

Чтение сценария по ролям. Распределение ролей.

Игры: "Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!‖, "Поварята‖,

1 час

6

 

Репетиция сказки «Муха – цокотуха».

Игра: "Летает – не летает‖.

1 час

7

 

Прогонная репетиция сказки.  Обсуждение костюмов и реквизита.

Разнообразные игры на превращение.

1 час

8

 

Генеральная репетиция сказки.

Игровой тренинг «Нос, пол, потолок» «Театральные жмурки»

1 час

9

 

Выступление  перед родителями на родительском собрании.

 

1 час

10

 

Что возьмем в театр. Театральные предметы, Предметы, которые не рекомендуется брать в театр.

Игровой тренинг 

«Я не возьму в театр…»

1 час

11

 

Когда нужно приходить в театр

Сценка-игра "Идем в театр‖.

1 час

12

 

В театре. Перед спектаклем. Знакомство с гардеробом, зрительным залом, сценой, оркестровой ямой.

Упражнения «Штирлиц», «Снежный ком»

1 час

13

 

Театральные профессии

Игровой тренинг «Тройка, или абракадабра»

1 час

14

 

Посещение  Камерного театра. Просмотр спектакля.

 

1 час

15

 

Обсуждение просмотренного спектакля. Иллюстрирование.

 

1 час

16

 

Основы театральной культуры: аплодисменты, антракт.

Упражнения «Шар», «Телефон»,

«Летает-не летает»

1 час

17

 

Создание спектакля. Знакомство с бутафорской и гримерной.

 

Упражнение «Гномы».

1 час

18

 

В мастерской художника и костюмера. Знакомство с костюмерной. Эскизы костюмов.

Основы театральной культуры: костюм.

Тренинг «Гномы», «Хоровод»

1 час

19

 

Знакомство со сценарием сказки « Терем – теремок» С. Маршака. Обмен впечатлениями.

 

Тренинг «Воробьи-вороны», «Хлопки»

1 час

20                                                   Чтение сценария по ролям. Распределение ролей.    Тренинг «Брито-стрижено»       1 час

21                                                   Репетиция сказки «Терем - теремок». Дидактическая игра «На корабль погрузили…»       1 час 22                      Работа над спектаклем «Терем - теремок ».  Разучивание       Упражнения «Медведи в клетке», «Змеи», «Ежик»        1 час реплик.

23                                                   Работа над спектаклем «Терем - теремок ».  Репетиция       Дидактическая игра «Волшебная корзинка» 1 час отдельных картин  с деталями декораций и реквизита.       Импровизация «Подарок»

24                                                   Работа над спектаклем «Терем - теремок ».  Репетиция всей          Этюд «Одно и то же по- разному», «Угадай: что я    1 час пьесы целиком в костюмах. делаю»

25                                                   Работа над спектаклем «Терем - теремок ».  Репетиция всей          Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма»        1 час пьесы целиком в костюмах.

26                                                   Работа над спектаклем «Терем - теремок».  Подготовка      Этюд «Одно и то же по- разному», «Угадай: что я          1 час

                                          оформления спектакля.                                                                    делаю»

27                                                   Генеральная репетиция спектакля.                  1 час

28                                                   Выступление перед учащимися 2 классов.                 1 час

29                                                   Знакомство с профессиями актер и режиссер.           Тренинг «Гномы», «Хоровод». «Змейка»,            1 час

дидактическая игра «Полет в страну Фантазию» Главное в профессии – воображение.

30                                                   Знакомство с театральными костюмами и профессией        Тренинг «Воробьи-вороны», «Хлопки»       1 час художник-костюмер.

31                                                   Посещение  Камерного театра. Просмотр спектакля.                       1 час

32                                                   Обсуждение просмотренного спектакля.        Игра «Вопрос-ответ»           1 час

 

33                                                   Делаем афишу и программки. Изготовление афиш и           Дидактическая игра «Волшебная корзинка» 1 час

программок к спектаклям

Импровизация «Подарок»

34                                                   Итоговое занятие. Праздничный концерт      Отрывки из спектаклей.      1 час

 

 

Планирование занятий 3  класс.

 

п/п

Дата прове- дения

Тема занятия

Виды упражнений

Колво

 

часов

1

 

Вводное занятие.

Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

 

1 час

 

2

 

Изобрази героя. Совершенствование умения  детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности

Пантомимические упражнения

Интонационные упражнения

1 час

3

 

Наши эмоции. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике:

радость, грусть, страх, злость.

 

Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

1 час

4

 

Изображение различных       эмоций. Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию.

 

Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх.

Этюды на изображение различных эмоций.

1 час

5

 

Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса.

Работа по графическим карточкам.

Игра «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон»

1 час

6

 

Настроение героев. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам.

Беседа о настроении героев сказки

Игра-загадка «Изобрази настроение

1 час

7

 

Игровой урок. Развивать правильное речевое дыхание

Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри» и другие.

1 час

8

 

В мастерской бутафора. Знакомство с понятием реквизит.

Дидактическая игра «На корабль погрузили…»

1 час

9

 

Работа над спектаклем «Красная шапочка».  

Знакомство с пьесой.  Распределение ролей.

1 час

10

 

Работа над спектаклем «Красная шапочка»..

Разучивание реплик.

1 час

11

 

Работа над спектаклем «Красная шапочка».  

Репетиция отдельных картин  с деталями декораций и реквизита.

1 час

12

 

Работа над спектаклем «Красная шапочка».  

Репетиция отдельных картин  с деталями декораций и реквизита.

1 час

13

 

Работа над спектаклем «Красная шапочка».  

Репетиция всей пьесы целиком в костюмах.

1 час

14

 

Работа над спектаклем «Красная шапочка».  

Репетиция всей пьесы целиком в костюмах.

1 час

15

 

Генеральная репетиция спектакля.

 

1 час

16

 

Выступление перед  одноклассниками и родителями на классном празднике.

 

1 час

17

 

Посещение  Камерного театра. Просмотр спектакля.

 

1 час

18

 

Обсуждение просмотренного спектакля.

 

Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

1 час

19

 

Театральная игра. Игры на развитие

Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти,

1 час

 

 

 

произвольного внимания.

 

произвольного внимания, воображения, наблюдательности.  Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами.

 

20

 

Театральная игра. Игры на развитие воображения.

 

Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. 

Сказкотерапия. 

Диагностика творческих способностей воспитанников.

 

1 час

21

 

Театральная игра. Игры на развитие наблюдательности.

 

Этюды по сказкам.  Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок.

Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии.

Диагностика творческих способностей воспитанников.

1 час

22

 

Работа над спектаклем:

 «Зайцы – моя слабость» - пьеса для школьного театра

Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный   Цели:

1.      Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)

2.      Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.

             1.             Распределить роли персонажей между детьми

 

1 час

23

 

Работа над спектаклем:

 «Зайцы – моя слабость» - пьеса для школьного театра

2 этап - Репетиционный  Цели:

1.                      Научить детей репетировать сказку по частям

2.                      Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.

3.                      Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

 

1 час

24

 

Работа над спектаклем:

 «Зайцы – моя слабость» - пьеса для школьного театра

3 этап - Завершающий Цели:

3.                      Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино. 

4.                      Научить детей чувствовать ритм спектакля

5.                      Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.

6.                      Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

 

1 час

25

 

Работа над спектаклем:

4 этап -  Прогон спектакля.

1 час

 

Планирование занятий 4  класс.

 

п/п

Дата прове- дения

Тема занятия

Виды упражнений

Колво

 

часов

1

 

Вводное занятие.

 

       Сценические этюды на воображение. 

       Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.

 

1 час

 

2

 

Сценическая речь.

Работа над диалогом и монологом. Чтение различных отрывков из пьес по ролям.

1 час

3

 

Работа над спектаклем. по басням И. А  Крылова.

Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный   Цели:

1.                       Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)

7. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.

2.                       Распределить роли персонажей между детьми

 

1 час

4

 

Работа над спектаклем. по басням И. А  Крылова.

2 этап - Репетиционный  Цели:

4.                      Научить детей репетировать сказку по частям

5.                      Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.

6.                      Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

 

1 час

5

 

Работа над спектаклем. по басням И. А  Крылова.

3 этап - Завершающий Цели:

8.    Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино. 

9.    Научить детей чувствовать ритм спектакля

10.                       Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.

11.                       Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой

детей

 

1 час

6

 

Работа над спектаклем. по басням И. А  Крылова.

4 этап - Генеральная репетиция

Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

 

1 час

7

 

Работа над спектаклем. по басням И. А  Крылова.

5 этап -  Показ спектакля зрителям.

1 час

8

 

Посещение  Камерного театра. Просмотр спектакля.

 

1 час

9

 

Обсуждение просмотренного спектакля.

Написание мини – сочинения по спектаклю.

 

1 час

10

 

Этюды на выразительность

Участие в сценке.

1 час

 

 

 

жестов.

 

 

11

 

Игры на создание образов с помощью жестов и мимики.

Ритмопластика:―Голубая вода‖Креативная гимнастика ―Повтори за мной‖Упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки:―Волны шипят‖―Ныряние‖Танец – импровизация ―Лягушка и Капельки‖Игрыпутешествия «Лесные приключения», «На лесной опушке» — (Са-фи-дансе)

1 час

12

 

Игры на развитие чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений.

Динамическое упражнение ―На дворе мороз и ветер‖ А.Ануфриева Логопедические упражнения: ―Горка‖Проговаривание стихотворения с движением‖ Мы слепили снежный ком‖ 

О. Высотская Ритмическая игра ―Метелица‖ р.н.п.

1 час

13

 

Знакомство со сценарием детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды».  

(Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки)

1 час

14

 

Работа над спектаклем «Экология и охрана

окружающей среды»

 

Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям

1 час

15

 

Работа над спектаклем «Экология и охрана

окружающей среды»

 

 

 

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов.

1 час

16

 

Работа над спектаклем «Экология и охрана

окружающей среды»

 

 

 

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок.

1 час

17

 

Работа над спектаклем «Экология и охрана

окружающей среды»

 

 

 

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций.

1 час

18

 

Работа над спектаклем «Экология и охрана

окружающей среды»

 

Подбор музыкального сопровождения к сценарию.

1 час

 

 

 

 

 

 

 

19

 

Работа над спектаклем «Экология и охрана

окружающей среды»

 

 

 

Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки).

1 час

20

 

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

 

1 час

21

 

Премьера спектакля.

 

1 час

22

 

Просмотр профессионального театрального спектакля

Посещение театра, беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование

1 час

23

 

Ваш мир театра

Беседа – викторина ―Театр‖ (виды театра: драматический, оперный, сатиры, кукольный, театр оперы и балета и т.д.) Чем они похожи и чем отличаются?

1 час

24

 

Роль театра в культуре.

Знакомятся с создателями  спектакля: писатель, поэт, драматург, театральными жанрами.

1 час

25

 

История театра

Беседа–знакомство с кукольными театрами (театр на гапите, верховой театр, штоковый театр и т.д.)

1 час

26

 

«В оперном театре»

Рассматривание фотографий оперного театра, иллюстраций к опере

«Снегурочка»Восприятие музыки Н.А. Римского – Корсакова ―Снегурочка‖

(Песня и пляска птиц из пролога, Ария Снегурочки, Океан — море синее,  Пляска скоморохов, Третья песня Леля, Хор «Проводы масленицы»)

1 час

27

 

Мини  - сценки на школьную тему. 

Выразительное чтение.

Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций.

1 час

28

 

Мини  - сценки на школьную тему. 

 

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением

1 час

29

 

Мини  - сценки на школьную тему. 

 

 

1 час

30

 

Мини  - сценки на школьную тему. 

 

 

1 час

31

 

Мини  - сценки на школьную тему. 

Генеральная репетиция

1 час

 

 

Информационно-методическое обеспечение: - кабинет

-  компьютер, проектор, принтер 

-  справочная литература 

-  интернет- ресурсы

-  ширма

-  куклы 

-  декорации, материал для декорирования

-  театральные костюмы

 

       

Мониторинг эффективности реализации программы: - беседы с родителями;

-анкетирование

-  опрос зрителей - наблюдение.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

 

11.    Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

12.    Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

13.    Вечканова И.Г.Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.

14.    Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4  класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.

15.    Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.

16.    Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

17.    Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.

18.    Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.

19.    Основы актерского мастерства  по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ ( ―Я вхожу в мир искусств‖), 2008. - 192 с.

20.    Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( ―Репертуар для детских и юношеских театров‖),  2008. – 160 с.

21.    Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.

22.    Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (―Я вхожу в мир искусств‖), 2008. – 144 с.

23.    Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 


 

24.   

Посмотрите также