Рабочая программа театрального кружка в рамках введения ФГОС для учащихся начальных классов "В мире театра".
Оценка 4.9

Рабочая программа театрального кружка в рамках введения ФГОС для учащихся начальных классов "В мире театра".

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
25.06.2023
Рабочая программа театрального кружка в рамках введения ФГОС для учащихся начальных классов "В мире театра".
Театральный кружок
рабочая программа театрального кружка В мире театра.docx

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности  в рамках введения ФГОС 

для учащихся  начальных классов 

«Театральный»

 

Рабочая программа составлена на основе пособий:

 

1.      Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

2.      Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

3.      Вечканова И.Г.Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.

4.      Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4  класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с. 5. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной  среды развития ребенка. Внеурочная  художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные  виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой  способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги  взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы. 

    В то же время театральное искусство (театрализация)   способствует внешней и внутренней социализации ребѐнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлѐнность, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;

      пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;

      активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребѐнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

            Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своѐ время и на своѐм месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребѐнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка. 

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. На основе пособий:

6.        Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

7.        Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

8.        Вечканова И.Г.Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.

9.        Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4  класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.

10.    Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.

Составлена с учѐтом запросов родителей и интересов ребѐнка,    ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть

реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов. 

 

Цель программы: воспитание у детей общей художественной культуры, способствующей развитию творческих способностей,

развитию памяти, внимания, речи, коммуникативных качеств сферы чувств, гармоничных отношений с собой и с  окружающими.

 

Задачи программы:

-   владеть навыками общего коллективного творчества

-   развивать эстетические способности

-   совершенствовать  артистические  навыки  детей в плане переживания и воплощения образа. - знакомить  детей с различными видами театра (кукольный театр, драматический, теневой, музыкальный).

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

 

        Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение Камерного театра, музея с последующим обсуждением увиденного в группе. На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории. Занятия проводятся в классе, переоборудованном в «театральный зал». 

        Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.

Основные виды театральной деятельности учащихся.

Основные виды деятельности, которые используются при работе с учащимися, являются:

1.  Театральная игра.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

2.  Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.      3. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

 

    Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения   в театре.

 

   4. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

 

   Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

 

 

                                                       3. МЕСТО  КУРСА   В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Программа курса  «Искусство сцены» предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с  литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.  Данная  программа  рассчитана  на  135 часов:    

1  класс –33 часа

2  класс – 34 часа

3  класс – 34 часа

4  класс – 34 часа

 с проведением занятий 1 час в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут.

 

 

4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ  КУРСА.

На занятиях по театру приобретение знаний детьми происходит через их собственный опыт и самостоятельное творчество. Выполняя любое упражнение, ребенок проделывает тот же путь, что и большой актер при работе над ролью. Особенно важен сам процесс овладения искусством, не стоит ожидать немедленного результата. Воспитание в детях самостоятельности, активности, инициативности, желания творить, пробовать имеет первостепенное значение. 

Объединяя в себе различные виды искусства, театр создает благоприятную почву для занятий различными видами художественного творчества во взаимосвязи. А при комплексном воздействии различных видов искусства решение задач эстетического воспитания становится более эффективным, что способствует успешному социально-художественному развитию учащихся через художественно-творческую деятельность. 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что театральное искусство имеет огромные возможности для социальнохудожественного развития детей.

 

В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:

-  принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

-  принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

-  принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;  - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

 

^ Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный  подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; 

 

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);

 

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности. 

 

^ Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.  именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

 

                                      5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ  ОСВОЕНИЯ КУРСА.

Предполагаемые умения и навыки

       Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы    мышц.

       Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

       Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

       Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

       Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

       Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.

       Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

       Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

       Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

       Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

       Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

       Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.          Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

 

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

 

Личностные

                этические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость;

                эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

                умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;

                самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

                самооценка на основе критериев успешности деятельности;

                осознание ответственности человека за общее благополучие;

                уважительное отношение к чужому мнению; Регулятивные

                определять общую цель и пути ее достижения;

                предвосхищать результат;

                выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

                использовать речь для регуляции своего действия; •        вносить изменения в способ действия, в план действия.

Познавательные

                знать театры родного города,  их особенности;

                знать традиции и обычаи коренного народа;

                знать некоторые виды театров (кукольный, настольный);

                знать некоторые приѐмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

                знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер, осветитель, суфлер);

                уметь разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, песням с использованием кукол, элементов одежды, декораций; •        чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

                иметь представление о театре, о театральной культуре; •        иметь представление об устройстве театра.

Коммуникативные

                умение вступать в диалог;

                участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить свое;

                умение договариваться и находить общее решение;

                формулировать свои затруднения;

                проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;

                договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

                строить понятные для партнера высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью.

 

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

       игра

       беседа

       иллюстрирование

       изучение основ сценического мастерства 

       мастерская образа

       мастерская костюма, декораций

       инсценирование прочитанного произведения

       постановка спектакля 

       посещение спектакля

       работа в малых группах

       актѐрский тренинг

       экскурсия

       выступление

 

 

6.     СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА.

 

класс

содержание

количество часов

1 класс

      Театральная игра - 3

      Культура и техника речи - 5

      Основы театральной культуры - 10     Создание спектакля – 15

33 ч.

2 класс

       Театральная игра - 4

       Культура и техника речи - 4

       Основы театральной культуры - 10

       Создание спектакля – 16

 

34 ч.

3 класс

               Театральная игра - 6

34 ч.

 

Культура и техника речи - 10

 

 

Основы театральной культуры - 4

 

 

Создание спектакля – 14

 

 

4 класс

Театральная игра - 6

Культура и техника речи - 1

Основы театральной культуры - 7

Создание спектакля – 20

34 ч

 

7.     КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

Планирование занятий 1  класс.

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Виды упражнений

Кол-во часов

 

1

 

Вводное занятие.

Игра «Назови свое имя ласково» Игра «Театр – экспромт «Колобок».

1 час

2

 

Разговор без слов  ( мимика, жесты).

 

Игры на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

1 час

3

 

Разговор без слов.  ( жесты, мимика).

 

Игра «Театр – экспромт «Теремок».

1 час

4

 

Культура и техника речи.  

Артикуляционная гимнастика  для губ. Театральная игра «Крокодил».

1 час

5

 

Культура и техника речи.  

Артикуляционная гимнастика для губ и щѐк. Театральная игра «Море волнуется».

1 час

6

 

Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями «театр», «кукольный театр»,

«драматический театр».

 

Театральная игра «Люди  и пальцы».

1 час

7

 

Постановка спектакля «Репка». Распределение ролей, разучивание реплик.

Характеристика персонажей сказки.

Интонационные упражнения

1 час

 

8

 

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

Упражнение на изображение разных эмоций

1 час

9

 

Выступление перед учащимися класса и родителями на классном празднике.

 

1 час

10

 

Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями «Радиотеатр», «Музыкальный театр».  

Театральная игра  «Определи игрушку».

1 час

11

 

Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями актѐр, аншлаг, бутафория, декорации.

 

Артикуляционная гимнастика ( «Окошко», «Чистим зубки», «Месим тесто» и др.)

1 час

12

 

Постановка сказки «Теремок». Распределение ролей, чтение сказки по ролям.

Артикуляционная гимнастика для губ: ―Улыбка‖,

―Заборчик‖, ―Бублик‖, ―Хоботок‖, ―Веселый пятачок‖ и т.д.

 

1 час

13

 

Репетиция сказки «Теремок».

Артикуляционная гимнастика для языка: ―Лопаточка‖, ―Вкусное варенье‖, ―Маляр‖, ―Лошадка‖, ―Грибок‖,

―Гармошка‖ и т.д.

 

1 час

14

 

Репетиция спектакля. Подготовка оформления спектакля.

Игры и упражнения на речевое дыхание: ―Мыльные пузыри‖, ―Веселый пятачок‖, ―Удивленный бегемот‖,

―Фыркающая лошадка‖ и т.д.

 

1 час

15

 

Репетиционное занятие по технике речи, мимическим и сценическим действиям.

Упражнение у зеркала «Изобрази настроение»

 

1 час

16

 

Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями «Исполнитель», «Зритель», «Афиша».

Генеральная репетиция  спектакля.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

1 час

17

 

Выступление со спектаклем перед учениками класса, родителями на классном празднике.

 

1 час

18

 

Посещение  Камерного театра. Просмотр спектакля.

 

1 час

19

 

Обсуждение просмотренного спектакля. Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями бенефис, грим, зритель.  

Театральная игра  «Весѐлые гномики».

1 час

20

 

Постановка русской народной сказки «Лиса и журавль». Чтение сказки по ролям. Распределение ролей.

Артикуляционная гимнастика  «Маляр», «Грибочек», «Киска».

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

1 час

21

 

Репетиция сказки «Лиса и журавль». Индивидуальная

Артикуляционная гимнастика  «Поймаем мышку»,

1 час


подготовка главных исполнителей, отрабатывание мизансцены.

22                                                      Репетиция спектакля. Подготовка оформления

спектакля.

23                                                      Выступление  со спектаклем перед учениками 1

классов.

24                                                      Основы театральной культуры. Знакомство с

понятиями реквизит, репертуар, премьера

25                                                      Основы театральной культуры: устройство

зрительного зала и сцены.

26                                                      Театрализованная игра «Русские народные игры со

словами».  

27                                                      Чтение по ролям весѐлых стихов. Подготовка к инсценировке.

28                                                      Инсценированное чтение стихов.

 

29                                                      Посещение театра. Просмотр спектакля. 30  Обсуждение просмотренного спектакля.

Изображение различных эмоций.

31                                                      Мини – сценки на школьные темы.  Чтение по ролям.

32                                                      Репетиция мини – сценок.

33                                                      Выступление с мини – сценками на классном

празднике.

 

 

«Лошадка», «Пароход гудит».

 

Игра «Найди и покажи эмоцию»                                                1 час

Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов

                                                                                                        1 час

Артикуляционная гимнастика «Слоник пьѐт», 1 час «Индюки болтают», «Орешки».

Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри» Артикуляционная гимнастика «Качели», «Часики», 1 час

«Блинчик». Театральная игра  «Кто самый ласковый?»

Творческие игры со словами. Артикуляционная 1 час гимнастика «Вкусное варенье», «Шарик», «Гармошка». Артикуляционная гимнастика «Качели», «Часики», 1 час «Блинчик».

Дидактическая игра «Придумай рифму»

Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога.

Театрализованная игра « Мокрые котята».                               1 час

                                                                                                        1 час

Знакомство детей с пиктограммами, изображающими   1 час радость, грусть, страх.

Этюды на изображение различных эмоций. Игры на развитие чувства ритма, быстроту реакции,             1 час координацию движений.

Пальчиковые игры. Работать над дикцией.                               1 час

Чистоговорки, скороговорки.

Пальчиковые игры. Работать над дикцией.                               1 час

Чистоговорки, скороговорки.


Планирование занятий 2  класс.

 

п/п

Дата прове- дения

Тема занятия

Виды упражнений

Колво  часов

 

1

 

Вводное занятие. Задачи кружка. Техника безопасности на занятиях.

Упражнения на развитие внимания, воображения.

1 час

2

 

Игровое занятие. 

Игра «Мы рисуем из спичек».  «Озвучь текст».  Скороговорка.

1 час

3

 

Основы театральной культуры: театральный словарикпремьера.  

Игровой тренинг «Нос, пол, потолок» «Театральные жмурки»

1 час

4

 

Знакомство со сценарием сказки «Муха – цокотуха»  ( на новый лад)  Обмен впечатлениями.

Игры: "Угадай: что я делаю?‖, "Превращение предмета‖, Разнообразные игры на превращение.

1 час

5

 

Чтение сценария по ролям. Распределение ролей.

Игры: "Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!‖, "Поварята‖,

1 час

6

 

Репетиция сказки «Муха – цокотуха».

Игра: "Летает – не летает‖.

1 час

7

 

Прогонная репетиция сказки.  Обсуждение костюмов и реквизита.

Разнообразные игры на превращение.

1 час

8

 

Генеральная репетиция сказки.

Игровой тренинг «Нос, пол, потолок» «Театральные жмурки»

1 час

9

 

Выступление  перед родителями на родительском собрании.

 

1 час

10

 

Что возьмем в театр. Театральные предметы, Предметы, которые не рекомендуется брать в театр.

Игровой тренинг 

«Я не возьму в театр…»

1 час

11

 

Когда нужно приходить в театр

Сценка-игра "Идем в театр‖.

1 час

12

 

В театре. Перед спектаклем. Знакомство с гардеробом, зрительным залом, сценой, оркестровой ямой.

Упражнения «Штирлиц», «Снежный ком»

1 час

13

 

Театральные профессии

Игровой тренинг «Тройка, или абракадабра»

1 час

14

 

Посещение  Камерного театра. Просмотр спектакля.

 

1 час

15

 

Обсуждение просмотренного спектакля. Иллюстрирование.

 

1 час

16

 

Основы театральной культуры: аплодисменты, антракт.

Упражнения «Шар», «Телефон»,

«Летает-не летает»

1 час

17

 

Создание спектакля. Знакомство с бутафорской и гримерной.

 

Упражнение «Гномы».

1 час

18

 

В мастерской художника и костюмера. Знакомство с костюмерной. Эскизы костюмов.

Основы театральной культуры: костюм.

Тренинг «Гномы», «Хоровод»

1 час

19

 

Знакомство со сценарием сказки « Терем – теремок» С. Маршака. Обмен впечатлениями.

 

Тренинг «Воробьи-вороны», «Хлопки»

1 час

20                                                   Чтение сценария по ролям. Распределение ролей.    Тренинг «Брито-стрижено»       1 час

21                                                   Репетиция сказки «Терем - теремок». Дидактическая игра «На корабль погрузили…»       1 час 22                      Работа над спектаклем «Терем - теремок ».  Разучивание       Упражнения «Медведи в клетке», «Змеи», «Ежик»        1 час реплик.

23                                                   Работа над спектаклем «Терем - теремок ».  Репетиция       Дидактическая игра «Волшебная корзинка» 1 час отдельных картин  с деталями декораций и реквизита.       Импровизация «Подарок»

24                                                   Работа над спектаклем «Терем - теремок ».  Репетиция всей          Этюд «Одно и то же по- разному», «Угадай: что я    1 час пьесы целиком в костюмах. делаю»

25                                                   Работа над спектаклем «Терем - теремок ».  Репетиция всей          Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма»        1 час пьесы целиком в костюмах.

26                                                   Работа над спектаклем «Терем - теремок».  Подготовка      Этюд «Одно и то же по- разному», «Угадай: что я          1 час

                                          оформления спектакля.                                                                    делаю»

27                                                   Генеральная репетиция спектакля.                  1 час

28                                                   Выступление перед учащимися 2 классов.                 1 час

29                                                   Знакомство с профессиями актер и режиссер.           Тренинг «Гномы», «Хоровод». «Змейка»,            1 час

дидактическая игра «Полет в страну Фантазию» Главное в профессии – воображение.

30                                                   Знакомство с театральными костюмами и профессией        Тренинг «Воробьи-вороны», «Хлопки»       1 час художник-костюмер.

31                                                   Посещение  Камерного театра. Просмотр спектакля.                       1 час

32                                                   Обсуждение просмотренного спектакля.        Игра «Вопрос-ответ»           1 час

 

33                                                   Делаем афишу и программки. Изготовление афиш и           Дидактическая игра «Волшебная корзинка» 1 час

программок к спектаклям

Импровизация «Подарок»

34                                                   Итоговое занятие. Праздничный концерт      Отрывки из спектаклей.      1 час

 

 

Планирование занятий 3  класс.

 

п/п

Дата прове- дения

Тема занятия

Виды упражнений

Колво

 

часов

1

 

Вводное занятие.

Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

 

1 час

 

2

 

Изобрази героя. Совершенствование умения  детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности

Пантомимические упражнения

Интонационные упражнения

1 час

3

 

Наши эмоции. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике:

радость, грусть, страх, злость.

 

Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

1 час

4

 

Изображение различных       эмоций. Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию.

 

Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх.

Этюды на изображение различных эмоций.

1 час

5

 

Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса.

Работа по графическим карточкам.

Игра «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон»

1 час

6

 

Настроение героев. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам.

Беседа о настроении героев сказки

Игра-загадка «Изобрази настроение

1 час

7

 

Игровой урок. Развивать правильное речевое дыхание

Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри» и другие.

1 час

8

 

В мастерской бутафора. Знакомство с понятием реквизит.

Дидактическая игра «На корабль погрузили…»

1 час

9

 

Работа над спектаклем «Красная шапочка».  

Знакомство с пьесой.  Распределение ролей.

1 час

10

 

Работа над спектаклем «Красная шапочка»..

Разучивание реплик.

1 час

11

 

Работа над спектаклем «Красная шапочка».  

Репетиция отдельных картин  с деталями декораций и реквизита.

1 час

12

 

Работа над спектаклем «Красная шапочка».  

Репетиция отдельных картин  с деталями декораций и реквизита.

1 час

13

 

Работа над спектаклем «Красная шапочка».  

Репетиция всей пьесы целиком в костюмах.

1 час

14

 

Работа над спектаклем «Красная шапочка».  

Репетиция всей пьесы целиком в костюмах.

1 час

15

 

Генеральная репетиция спектакля.

 

1 час

16

 

Выступление перед  одноклассниками и родителями на классном празднике.

 

1 час

17

 

Посещение  Камерного театра. Просмотр спектакля.

 

1 час

18

 

Обсуждение просмотренного спектакля.

 

Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

1 час

19

 

Театральная игра. Игры на развитие

Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти,

1 час

 

 

 

произвольного внимания.

 

произвольного внимания, воображения, наблюдательности.  Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами.

 

20

 

Театральная игра. Игры на развитие воображения.

 

Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. 

Сказкотерапия. 

Диагностика творческих способностей воспитанников.

 

1 час

21

 

Театральная игра. Игры на развитие наблюдательности.

 

Этюды по сказкам.  Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок.

Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии.

Диагностика творческих способностей воспитанников.

1 час

22

 

Работа над спектаклем:

 «Зайцы – моя слабость» - пьеса для школьного театра

Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный   Цели:

1.      Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)

2.      Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.

             1.             Распределить роли персонажей между детьми

 

1 час

23

 

Работа над спектаклем:

 «Зайцы – моя слабость» - пьеса для школьного театра

2 этап - Репетиционный  Цели:

1.                      Научить детей репетировать сказку по частям

2.                      Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.

3.                      Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

 

1 час

24

 

Работа над спектаклем:

 «Зайцы – моя слабость» - пьеса для школьного театра

3 этап - Завершающий Цели:

3.                      Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино. 

4.                      Научить детей чувствовать ритм спектакля

5.                      Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.

6.                      Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

 

1 час

25

 

Работа над спектаклем:

4 этап -  Прогон спектакля.

1 час

 

Планирование занятий 4  класс.

 

п/п

Дата прове- дения

Тема занятия

Виды упражнений

Колво

 

часов

1

 

Вводное занятие.

 

       Сценические этюды на воображение. 

       Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.

 

1 час

 

2

 

Сценическая речь.

Работа над диалогом и монологом. Чтение различных отрывков из пьес по ролям.

1 час

3

 

Работа над спектаклем. по басням И. А  Крылова.

Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный   Цели:

1.                       Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)

7. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.

2.                       Распределить роли персонажей между детьми

 

1 час

4

 

Работа над спектаклем. по басням И. А  Крылова.

2 этап - Репетиционный  Цели:

4.                      Научить детей репетировать сказку по частям

5.                      Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.

6.                      Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

 

1 час

5

 

Работа над спектаклем. по басням И. А  Крылова.

3 этап - Завершающий Цели:

8.    Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино. 

9.    Научить детей чувствовать ритм спектакля

10.                       Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.

11.                       Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой

детей

 

1 час

6

 

Работа над спектаклем. по басням И. А  Крылова.

4 этап - Генеральная репетиция

Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

 

1 час

7

 

Работа над спектаклем. по басням И. А  Крылова.

5 этап -  Показ спектакля зрителям.

1 час

8

 

Посещение  Камерного театра. Просмотр спектакля.

 

1 час

9

 

Обсуждение просмотренного спектакля.

Написание мини – сочинения по спектаклю.

 

1 час

10

 

Этюды на выразительность

Участие в сценке.

1 час

 

 

 

жестов.

 

 

11

 

Игры на создание образов с помощью жестов и мимики.

Ритмопластика:―Голубая вода‖Креативная гимнастика ―Повтори за мной‖Упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки:―Волны шипят‖―Ныряние‖Танец – импровизация ―Лягушка и Капельки‖Игрыпутешествия «Лесные приключения», «На лесной опушке» — (Са-фи-дансе)

1 час

12

 

Игры на развитие чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений.

Динамическое упражнение ―На дворе мороз и ветер‖ А.Ануфриева Логопедические упражнения: ―Горка‖Проговаривание стихотворения с движением‖ Мы слепили снежный ком‖ 

О. Высотская Ритмическая игра ―Метелица‖ р.н.п.

1 час

13

 

Знакомство со сценарием детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды».  

(Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки)

1 час

14

 

Работа над спектаклем «Экология и охрана

окружающей среды»

 

Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям

1 час

15

 

Работа над спектаклем «Экология и охрана

окружающей среды»

 

 

 

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов.

1 час

16

 

Работа над спектаклем «Экология и охрана

окружающей среды»

 

 

 

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок.

1 час

17

 

Работа над спектаклем «Экология и охрана

окружающей среды»

 

 

 

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций.

1 час

18

 

Работа над спектаклем «Экология и охрана

окружающей среды»

 

Подбор музыкального сопровождения к сценарию.

1 час

 

 

 

 

 

 

 

19

 

Работа над спектаклем «Экология и охрана

окружающей среды»

 

 

 

Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки).

1 час

20

 

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

 

1 час

21

 

Премьера спектакля.

 

1 час

22

 

Просмотр профессионального театрального спектакля

Посещение театра, беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование

1 час

23

 

Ваш мир театра

Беседа – викторина ―Театр‖ (виды театра: драматический, оперный, сатиры, кукольный, театр оперы и балета и т.д.) Чем они похожи и чем отличаются?

1 час

24

 

Роль театра в культуре.

Знакомятся с создателями  спектакля: писатель, поэт, драматург, театральными жанрами.

1 час

25

 

История театра

Беседа–знакомство с кукольными театрами (театр на гапите, верховой театр, штоковый театр и т.д.)

1 час

26

 

«В оперном театре»

Рассматривание фотографий оперного театра, иллюстраций к опере

«Снегурочка»Восприятие музыки Н.А. Римского – Корсакова ―Снегурочка‖

(Песня и пляска птиц из пролога, Ария Снегурочки, Океан — море синее,  Пляска скоморохов, Третья песня Леля, Хор «Проводы масленицы»)

1 час

27

 

Мини  - сценки на школьную тему. 

Выразительное чтение.

Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций.

1 час

28

 

Мини  - сценки на школьную тему. 

 

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением

1 час

29

 

Мини  - сценки на школьную тему. 

 

 

1 час

30

 

Мини  - сценки на школьную тему. 

 

 

1 час

31

 

Мини  - сценки на школьную тему. 

Генеральная репетиция

1 час

 

 

Информационно-методическое обеспечение: - кабинет

-  компьютер, проектор, принтер 

-  справочная литература 

-  интернет- ресурсы

-  ширма

-  куклы 

-  декорации, материал для декорирования

-  театральные костюмы

 

       

Мониторинг эффективности реализации программы: - беседы с родителями;

-анкетирование

-  опрос зрителей - наблюдение.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

 

11.    Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

12.    Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

13.    Вечканова И.Г.Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.

14.    Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4  класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.

15.    Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.

16.    Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

17.    Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.

18.    Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.

19.    Основы актерского мастерства  по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ ( ―Я вхожу в мир искусств‖), 2008. - 192 с.

20.    Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( ―Репертуар для детских и юношеских театров‖),  2008. – 160 с.

21.    Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.

22.    Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (―Я вхожу в мир искусств‖), 2008. – 144 с.

23.    Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 


 

24.   

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках введения

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках введения

Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды,…

Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды,…

Цель программы : воспитание у детей общей художественной культуры, способствующей развитию творческих способностей, развитию памяти, внимания, речи, коммуникативных качеств сферы чувств, гармоничных отношений с собой…

Цель программы : воспитание у детей общей художественной культуры, способствующей развитию творческих способностей, развитию памяти, внимания, речи, коммуникативных качеств сферы чувств, гармоничных отношений с собой…

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

Познавательные • знать театры родного города, их особенности; • знать традиции и обычаи коренного народа; • знать некоторые виды театров (кукольный, настольный); • знать некоторые…

Познавательные • знать театры родного города, их особенности; • знать традиции и обычаи коренного народа; • знать некоторые виды театров (кукольный, настольный); • знать некоторые…

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. класс содержание количество часов 1 класс •

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. класс содержание количество часов 1 класс •

Вводное занятие. Игра «Назови свое имя ласково»

Вводное занятие. Игра «Назови свое имя ласково»

Репетиция спектакля. Подготовка оформления спектакля

Репетиция спектакля. Подготовка оформления спектакля

Инсценированное чтение стихов. 23

Инсценированное чтение стихов. 23

Знакомство детей с пиктограммами, изображающими 1 час радость, грусть, страх

Знакомство детей с пиктограммами, изображающими 1 час радость, грусть, страх

Что возьмем в театр. Театральные предметы,

Что возьмем в театр. Театральные предметы,

Знакомство с профессиями актер и режиссер

Знакомство с профессиями актер и режиссер

Изображение различных эмоций

Изображение различных эмоций

Театральная игра. Игры на развитие воображения

Театральная игра. Игры на развитие воображения

Планирование занятий 4 класс

Планирование занятий 4 класс

Вводное занятие. •

Вводное занятие. •

Посещение Камерного театра

Посещение Камерного театра

Работа над спектаклем «Экология и охрана окружающей среды»

Работа над спектаклем «Экология и охрана окружающей среды»

Мини - сценки на школьную тему

Мини - сценки на школьную тему

Мониторинг эффективности реализации программы: - беседы с родителями; -анкетирование - опрос зрителей - наблюдение

Мониторинг эффективности реализации программы: - беседы с родителями; -анкетирование - опрос зрителей - наблюдение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2023