Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС
для учащихся начальных классов
«Театральный»
Рабочая программа составлена на основе пособий:
1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
3. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
4. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с. 5. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация) способствует внешней и внутренней социализации ребѐнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлѐнность, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
• пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
• активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребѐнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своѐ время и на своѐм месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребѐнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. На основе пособий:
6. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
7. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
8. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
9. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
10. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
Составлена с учѐтом запросов родителей и интересов ребѐнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть
реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Цель программы: воспитание у детей общей художественной культуры, способствующей развитию творческих способностей,
развитию памяти, внимания, речи, коммуникативных качеств сферы чувств, гармоничных отношений с собой и с окружающими.
Задачи программы:
- владеть навыками общего коллективного творчества
- развивать эстетические способности
- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа. - знакомить детей с различными видами театра (кукольный театр, драматический, теневой, музыкальный).
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение Камерного театра, музея с последующим обсуждением увиденного в группе. На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории. Занятия проводятся в классе, переоборудованном в «театральный зал».
Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
Основные виды театральной деятельности учащихся.
Основные виды деятельности, которые используются при работе с учащимися, являются:
1. Театральная игра.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
2. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. 3. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
4. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Программа курса «Искусство сцены» предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой. Данная программа рассчитана на 135 часов:
1 класс –33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
с проведением занятий 1 час в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут.
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
На занятиях по театру приобретение знаний детьми происходит через их собственный опыт и самостоятельное творчество. Выполняя любое упражнение, ребенок проделывает тот же путь, что и большой актер при работе над ролью. Особенно важен сам процесс овладения искусством, не стоит ожидать немедленного результата. Воспитание в детях самостоятельности, активности, инициативности, желания творить, пробовать имеет первостепенное значение.
Объединяя в себе различные виды искусства, театр создает благоприятную почву для занятий различными видами художественного творчества во взаимосвязи. А при комплексном воздействии различных видов искусства решение задач эстетического воспитания становится более эффективным, что способствует успешному социально-художественному развитию учащихся через художественно-творческую деятельность.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что театральное искусство имеет огромные возможности для социальнохудожественного развития детей.
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
^ Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
^ Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Предполагаемые умения и навыки
• Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
• Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
• Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
• Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
• Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
• Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
• Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
• Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
• Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
• Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
• Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
• Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные
• этические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость;
• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
• умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;
• самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
• самооценка на основе критериев успешности деятельности;
• осознание ответственности человека за общее благополучие;
• уважительное отношение к чужому мнению; Регулятивные
• определять общую цель и пути ее достижения;
• предвосхищать результат;
• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
• использовать речь для регуляции своего действия; • вносить изменения в способ действия, в план действия.
Познавательные
• знать театры родного города, их особенности;
• знать традиции и обычаи коренного народа;
• знать некоторые виды театров (кукольный, настольный);
• знать некоторые приѐмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
• знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер, осветитель, суфлер);
• уметь разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, песням с использованием кукол, элементов одежды, декораций; • чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
• иметь представление о театре, о театральной культуре; • иметь представление об устройстве театра.
Коммуникативные
• умение вступать в диалог;
• участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить свое;
• умение договариваться и находить общее решение;
• формулировать свои затруднения;
• проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• строить понятные для партнера высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
• игра
• беседа
• иллюстрирование
• изучение основ сценического мастерства
• мастерская образа
• мастерская костюма, декораций
• инсценирование прочитанного произведения
• постановка спектакля
• посещение спектакля
• работа в малых группах
• актѐрский тренинг
• экскурсия
• выступление
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
класс |
содержание |
количество часов |
|
1 класс |
• Театральная игра - 3 • Культура и техника речи - 5 • Основы театральной культуры - 10 Создание спектакля – 15 |
33 ч. |
|
2 класс |
• Театральная игра - 4 • Культура и техника речи - 4 • Основы театральной культуры - 10 • Создание спектакля – 16
|
34 ч. |
|
3 класс |
Театральная игра - 6 |
34 ч. |
|
|
|
Культура и техника речи - 10 |
|
|
|
Основы театральной культуры - 4 |
|
|
|
Создание спектакля – 14
|
|
4 класс |
|
Театральная игра - 6 Культура и техника речи - 1 Основы театральной культуры - 7 Создание спектакля – 20 |
34 ч |
7. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Планирование занятий 1 класс.
№ п/п |
Дата проведения |
Тема занятия |
Виды упражнений |
Кол-во часов |
1 |
|
Вводное занятие. |
Игра «Назови свое имя ласково» Игра «Театр – экспромт «Колобок». |
1 час |
2 |
|
Разговор без слов ( мимика, жесты).
|
Игры на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. |
1 час |
3 |
|
Разговор без слов. ( жесты, мимика).
|
Игра «Театр – экспромт «Теремок». |
1 час |
4 |
|
Культура и техника речи. |
Артикуляционная гимнастика для губ. Театральная игра «Крокодил». |
1 час |
5 |
|
Культура и техника речи. |
Артикуляционная гимнастика для губ и щѐк. Театральная игра «Море волнуется». |
1 час |
6 |
|
Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями «театр», «кукольный театр», «драматический театр».
|
Театральная игра «Люди и пальцы». |
1 час |
7 |
|
Постановка спектакля «Репка». Распределение ролей, разучивание реплик. |
Характеристика персонажей сказки. Интонационные упражнения |
1 час |
8 |
|
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. |
Упражнение на изображение разных эмоций |
1 час |
9 |
|
Выступление перед учащимися класса и родителями на классном празднике. |
|
1 час |
10 |
|
Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями «Радиотеатр», «Музыкальный театр». |
Театральная игра «Определи игрушку». |
1 час |
11 |
|
Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями актѐр, аншлаг, бутафория, декорации.
|
Артикуляционная гимнастика ( «Окошко», «Чистим зубки», «Месим тесто» и др.) |
1 час |
12 |
|
Постановка сказки «Теремок». Распределение ролей, чтение сказки по ролям. |
Артикуляционная гимнастика для губ: ―Улыбка‖, ―Заборчик‖, ―Бублик‖, ―Хоботок‖, ―Веселый пятачок‖ и т.д.
|
1 час |
13 |
|
Репетиция сказки «Теремок». |
Артикуляционная гимнастика для языка: ―Лопаточка‖, ―Вкусное варенье‖, ―Маляр‖, ―Лошадка‖, ―Грибок‖, ―Гармошка‖ и т.д.
|
1 час |
14 |
|
Репетиция спектакля. Подготовка оформления спектакля. |
Игры и упражнения на речевое дыхание: ―Мыльные пузыри‖, ―Веселый пятачок‖, ―Удивленный бегемот‖, ―Фыркающая лошадка‖ и т.д.
|
1 час |
15 |
|
Репетиционное занятие по технике речи, мимическим и сценическим действиям. |
Упражнение у зеркала «Изобрази настроение»
|
1 час |
16 |
|
Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями «Исполнитель», «Зритель», «Афиша». Генеральная репетиция спектакля. |
Упражнение «Изобрази эмоцию» |
1 час |
17 |
|
Выступление со спектаклем перед учениками класса, родителями на классном празднике. |
|
1 час |
18 |
|
Посещение Камерного театра. Просмотр спектакля. |
|
1 час |
19 |
|
Обсуждение просмотренного спектакля. Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями бенефис, грим, зритель. |
Театральная игра «Весѐлые гномики». |
1 час |
20 |
|
Постановка русской народной сказки «Лиса и журавль». Чтение сказки по ролям. Распределение ролей. |
Артикуляционная гимнастика «Маляр», «Грибочек», «Киска». Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. |
1 час |
21 |
|
Репетиция сказки «Лиса и журавль». Индивидуальная |
Артикуляционная гимнастика «Поймаем мышку», |
1 час |
подготовка главных исполнителей, отрабатывание мизансцены.
22 Репетиция спектакля. Подготовка оформления
спектакля.
23 Выступление со спектаклем перед учениками 1
классов.
24 Основы театральной культуры. Знакомство с
понятиями реквизит, репертуар, премьера.
25 Основы театральной культуры: устройство
зрительного зала и сцены.
26 Театрализованная игра «Русские народные игры со
словами».
27 Чтение по ролям весѐлых стихов. Подготовка к инсценировке.
28 Инсценированное чтение стихов.
29 Посещение театра. Просмотр спектакля. 30 Обсуждение просмотренного спектакля.
Изображение различных эмоций.
31 Мини – сценки на школьные темы. Чтение по ролям.
32 Репетиция мини – сценок.
33 Выступление с мини – сценками на классном
празднике.
«Лошадка», «Пароход гудит».
Игра «Найди и покажи эмоцию» 1 час
Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов
1 час
Артикуляционная гимнастика «Слоник пьѐт», 1 час «Индюки болтают», «Орешки».
Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри» Артикуляционная гимнастика «Качели», «Часики», 1 час
«Блинчик». Театральная игра «Кто самый ласковый?»
Творческие игры со словами. Артикуляционная 1 час гимнастика «Вкусное варенье», «Шарик», «Гармошка». Артикуляционная гимнастика «Качели», «Часики», 1 час «Блинчик».
Дидактическая игра «Придумай рифму»
Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога.
Театрализованная игра « Мокрые котята». 1 час
1 час
Знакомство детей с пиктограммами, изображающими 1 час радость, грусть, страх.
Этюды на изображение различных эмоций. Игры на развитие чувства ритма, быстроту реакции, 1 час координацию движений.
Пальчиковые игры. Работать над дикцией. 1 час
Чистоговорки, скороговорки.
Пальчиковые игры. Работать над дикцией. 1 час
Чистоговорки, скороговорки.
Планирование занятий 2 класс.
№ п/п |
Дата прове- дения |
Тема занятия |
Виды упражнений |
Колво часов |
1 |
|
Вводное занятие. Задачи кружка. Техника безопасности на занятиях. |
Упражнения на развитие внимания, воображения. |
1 час |
2 |
|
Игровое занятие. |
Игра «Мы рисуем из спичек». «Озвучь текст». Скороговорка. |
1 час |
3 |
|
Основы театральной культуры: театральный словарикпремьера. |
Игровой тренинг «Нос, пол, потолок» «Театральные жмурки» |
1 час |
4 |
|
Знакомство со сценарием сказки «Муха – цокотуха» ( на новый лад) Обмен впечатлениями. |
Игры: "Угадай: что я делаю?‖, "Превращение предмета‖, Разнообразные игры на превращение. |
1 час |
5 |
|
Чтение сценария по ролям. Распределение ролей. |
Игры: "Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!‖, "Поварята‖, |
1 час |
6 |
|
Репетиция сказки «Муха – цокотуха». |
Игра: "Летает – не летает‖. |
1 час |
7 |
|
Прогонная репетиция сказки. Обсуждение костюмов и реквизита. |
Разнообразные игры на превращение. |
1 час |
8 |
|
Генеральная репетиция сказки. |
Игровой тренинг «Нос, пол, потолок» «Театральные жмурки» |
1 час |
9 |
|
Выступление перед родителями на родительском собрании. |
|
1 час |
10 |
|
Что возьмем в театр. Театральные предметы, Предметы, которые не рекомендуется брать в театр. |
Игровой тренинг «Я не возьму в театр…» |
1 час |
11 |
|
Когда нужно приходить в театр |
Сценка-игра "Идем в театр‖. |
1 час |
12 |
|
В театре. Перед спектаклем. Знакомство с гардеробом, зрительным залом, сценой, оркестровой ямой. |
Упражнения «Штирлиц», «Снежный ком» |
1 час |
13 |
|
Театральные профессии |
Игровой тренинг «Тройка, или абракадабра» |
1 час |
14 |
|
Посещение Камерного театра. Просмотр спектакля. |
|
1 час |
15 |
|
Обсуждение просмотренного спектакля. Иллюстрирование. |
|
1 час |
16 |
|
Основы театральной культуры: аплодисменты, антракт. |
Упражнения «Шар», «Телефон», «Летает-не летает» |
1 час |
17 |
|
Создание спектакля. Знакомство с бутафорской и гримерной.
|
Упражнение «Гномы». |
1 час |
18 |
|
В мастерской художника и костюмера. Знакомство с костюмерной. Эскизы костюмов. Основы театральной культуры: костюм. |
Тренинг «Гномы», «Хоровод» |
1 час |
19 |
|
Знакомство со сценарием сказки « Терем – теремок» С. Маршака. Обмен впечатлениями.
|
Тренинг «Воробьи-вороны», «Хлопки» |
1 час |
20 Чтение сценария по ролям. Распределение ролей. Тренинг «Брито-стрижено» 1 час
21 Репетиция сказки «Терем - теремок». Дидактическая игра «На корабль погрузили…» 1 час 22 Работа над спектаклем «Терем - теремок ». Разучивание Упражнения «Медведи в клетке», «Змеи», «Ежик» 1 час реплик.
23 Работа над спектаклем «Терем - теремок ». Репетиция Дидактическая игра «Волшебная корзинка» 1 час отдельных картин с деталями декораций и реквизита. Импровизация «Подарок»
24 Работа над спектаклем «Терем - теремок ». Репетиция всей Этюд «Одно и то же по- разному», «Угадай: что я 1 час пьесы целиком в костюмах. делаю»
25 Работа над спектаклем «Терем - теремок ». Репетиция всей Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма» 1 час пьесы целиком в костюмах.
26 Работа над спектаклем «Терем - теремок». Подготовка Этюд «Одно и то же по- разному», «Угадай: что я 1 час
оформления спектакля. делаю»
27 Генеральная репетиция спектакля. 1 час
28 Выступление перед учащимися 2 классов. 1 час
29 Знакомство с профессиями актер и режиссер. Тренинг «Гномы», «Хоровод». «Змейка», 1 час
дидактическая игра «Полет в страну Фантазию» Главное в профессии – воображение.
30 Знакомство с театральными костюмами и профессией Тренинг «Воробьи-вороны», «Хлопки» 1 час художник-костюмер.
31 Посещение Камерного театра. Просмотр спектакля. 1 час
32 Обсуждение просмотренного спектакля. Игра «Вопрос-ответ» 1 час
33 Делаем афишу и программки. Изготовление афиш и Дидактическая игра «Волшебная корзинка» 1 час
программок к спектаклям
Импровизация «Подарок»
34 Итоговое занятие. Праздничный концерт Отрывки из спектаклей. 1 час
Планирование занятий 3 класс.
№ п/п |
Дата прове- дения |
Тема занятия |
Виды упражнений |
Колво
часов |
1 |
|
Вводное занятие. Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. |
|
1 час |
2 |
|
Изобрази героя. Совершенствование умения детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности |
Пантомимические упражнения Интонационные упражнения |
1 час |
3 |
|
Наши эмоции. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость.
|
Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации. Упражнение «Изобрази эмоцию» |
1 час |
4 |
|
Изображение различных эмоций. Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию.
|
Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх. Этюды на изображение различных эмоций. |
1 час |
5 |
|
Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса. |
Работа по графическим карточкам. Игра «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон» |
1 час |
6 |
|
Настроение героев. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам. |
Беседа о настроении героев сказки Игра-загадка «Изобрази настроение |
1 час |
7 |
|
Игровой урок. Развивать правильное речевое дыхание |
Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри» и другие. |
1 час |
8 |
|
В мастерской бутафора. Знакомство с понятием реквизит. |
Дидактическая игра «На корабль погрузили…» |
1 час |
9 |
|
Работа над спектаклем «Красная шапочка». |
Знакомство с пьесой. Распределение ролей. |
1 час |
10 |
|
Работа над спектаклем «Красная шапочка».. |
Разучивание реплик. |
1 час |
11 |
|
Работа над спектаклем «Красная шапочка». |
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита. |
1 час |
12 |
|
Работа над спектаклем «Красная шапочка». |
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита. |
1 час |
13 |
|
Работа над спектаклем «Красная шапочка». |
Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. |
1 час |
14 |
|
Работа над спектаклем «Красная шапочка». |
Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. |
1 час |
15 |
|
Генеральная репетиция спектакля. |
|
1 час |
16 |
|
Выступление перед одноклассниками и родителями на классном празднике. |
|
1 час |
17 |
|
Посещение Камерного театра. Просмотр спектакля. |
|
1 час |
18 |
|
Обсуждение просмотренного спектакля.
|
Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). |
1 час |
19 |
|
Театральная игра. Игры на развитие |
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, |
1 час |
|
|
произвольного внимания.
|
произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. |
|
20 |
|
Театральная игра. Игры на развитие воображения.
|
Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников.
|
1 час |
21 |
|
Театральная игра. Игры на развитие наблюдательности.
|
Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников. |
1 час |
22 |
|
Работа над спектаклем: «Зайцы – моя слабость» - пьеса для школьного театра |
Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный Цели: 1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы) 2. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры. 1. Распределить роли персонажей между детьми
|
1 час |
23 |
|
Работа над спектаклем: «Зайцы – моя слабость» - пьеса для школьного театра |
2 этап - Репетиционный Цели: 1. Научить детей репетировать сказку по частям 2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность. 3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
|
1 час |
24 |
|
Работа над спектаклем: «Зайцы – моя слабость» - пьеса для школьного театра |
3 этап - Завершающий Цели: 3. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино. 4. Научить детей чувствовать ритм спектакля 5. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации. 6. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
|
1 час |
25 |
|
Работа над спектаклем: |
4 этап - Прогон спектакля. |
1 час |
Планирование занятий 4 класс.
№ п/п |
Дата прове- дения |
Тема занятия |
Виды упражнений |
Колво
часов |
1 |
|
Вводное занятие.
|
• Сценические этюды на воображение. • Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.
|
1 час |
2 |
|
Сценическая речь. |
Работа над диалогом и монологом. Чтение различных отрывков из пьес по ролям. |
1 час |
3 |
|
Работа над спектаклем. по басням И. А Крылова. |
Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный Цели: 1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы) 7. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры. 2. Распределить роли персонажей между детьми
|
1 час |
4 |
|
Работа над спектаклем. по басням И. А Крылова. |
2 этап - Репетиционный Цели: 4. Научить детей репетировать сказку по частям 5. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность. 6. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
|
1 час |
5 |
|
Работа над спектаклем. по басням И. А Крылова. |
3 этап - Завершающий Цели: 8. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино. 9. Научить детей чувствовать ритм спектакля 10. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации. 11. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
|
1 час |
6 |
|
Работа над спектаклем. по басням И. А Крылова. |
4 этап - Генеральная репетиция Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.
|
1 час |
7 |
|
Работа над спектаклем. по басням И. А Крылова. |
5 этап - Показ спектакля зрителям. |
1 час |
8 |
|
Посещение Камерного театра. Просмотр спектакля. |
|
1 час |
9 |
|
Обсуждение просмотренного спектакля. Написание мини – сочинения по спектаклю. |
|
1 час |
10 |
|
Этюды на выразительность |
Участие в сценке. |
1 час |
|
|
жестов. |
|
|
11 |
|
Игры на создание образов с помощью жестов и мимики. |
Ритмопластика:―Голубая вода‖Креативная гимнастика ―Повтори за мной‖Упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки:―Волны шипят‖―Ныряние‖Танец – импровизация ―Лягушка и Капельки‖Игрыпутешествия «Лесные приключения», «На лесной опушке» — (Са-фи-дансе) |
1 час |
12 |
|
Игры на развитие чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений. |
Динамическое упражнение ―На дворе мороз и ветер‖ А.Ануфриева Логопедические упражнения: ―Горка‖Проговаривание стихотворения с движением‖ Мы слепили снежный ком‖ О. Высотская Ритмическая игра ―Метелица‖ р.н.п. |
1 час |
13 |
|
Знакомство со сценарием детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды». |
(Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки) |
1 час |
14 |
|
Работа над спектаклем «Экология и охрана окружающей среды»
|
Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям |
1 час |
15 |
|
Работа над спектаклем «Экология и охрана окружающей среды»
|
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов. |
1 час |
16 |
|
Работа над спектаклем «Экология и охрана окружающей среды»
|
Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок. |
1 час |
17 |
|
Работа над спектаклем «Экология и охрана окружающей среды»
|
Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций. |
1 час |
18 |
|
Работа над спектаклем «Экология и охрана окружающей среды»
|
Подбор музыкального сопровождения к сценарию. |
1 час |
|
|
|
|
|
19 |
|
Работа над спектаклем «Экология и охрана окружающей среды»
|
Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки). |
1 час |
20 |
|
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. |
|
1 час |
21 |
|
Премьера спектакля. |
|
1 час |
22 |
|
Просмотр профессионального театрального спектакля |
Посещение театра, беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование |
1 час |
23 |
|
Ваш мир театра |
Беседа – викторина ―Театр‖ (виды театра: драматический, оперный, сатиры, кукольный, театр оперы и балета и т.д.) Чем они похожи и чем отличаются? |
1 час |
24 |
|
Роль театра в культуре. |
Знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург, театральными жанрами. |
1 час |
25 |
|
История театра |
Беседа–знакомство с кукольными театрами (театр на гапите, верховой театр, штоковый театр и т.д.) |
1 час |
26 |
|
«В оперном театре» |
Рассматривание фотографий оперного театра, иллюстраций к опере «Снегурочка»Восприятие музыки Н.А. Римского – Корсакова ―Снегурочка‖ (Песня и пляска птиц из пролога, Ария Снегурочки, Океан — море синее, Пляска скоморохов, Третья песня Леля, Хор «Проводы масленицы») |
1 час |
27 |
|
Мини - сценки на школьную тему. Выразительное чтение. |
Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. |
1 час |
28 |
|
Мини - сценки на школьную тему.
|
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением |
1 час |
29 |
|
Мини - сценки на школьную тему.
|
|
1 час |
30 |
|
Мини - сценки на школьную тему.
|
|
1 час |
31 |
|
Мини - сценки на школьную тему. |
Генеральная репетиция |
1 час |
Информационно-методическое обеспечение: - кабинет
- компьютер, проектор, принтер
- справочная литература
- интернет- ресурсы
- ширма
- куклы
- декорации, материал для декорирования
- театральные костюмы
Мониторинг эффективности реализации программы: - беседы с родителями;
-анкетирование
- опрос зрителей - наблюдение.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.
11. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
12. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
13. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
14. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
15. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
16. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
17. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.
18. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
19. Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ ( ―Я вхожу в мир искусств‖), 2008. - 192 с.
20. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( ―Репертуар для детских и юношеских театров‖), 2008. – 160 с.
21. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
22. Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (―Я вхожу в мир искусств‖), 2008. – 144 с.
23. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144
24.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.