I. Пояснительная записка
1. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой
Цели программы «Умелые ручки»:
1. Всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание условий для самореализации ученика в творчестве.
3. Формирование практических трудовых навыков.
4. Развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи программы:
1. Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно-прикладного искусства;
2. Раскрыть истоки народного творчества;
3. Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
4. Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
5. Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
6. Формирование творческих способностей, духовной культуры;
7. Воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и окружающему миру.
Программа «Умелые ручки» рассчитана на 4 года обучения (136 часа) и предназначена для детей 7-10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю/1 час.
2. Нормативные документы, используемые при разработке рабочей программы
1) Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности (кружка)
В конце обучения дети должны получить знания:
· О материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
· В области композиции, формообразовании, цветоведения;
· Об особенностях лепных игрушек;
· Сведения о знаках и символах русской вышивки;
· О цветовом сочетании и изделиях;
· О праздничных традициях;
Умения:
· Работать нужными инструментами и приспособлениями;
· Последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
· Лепить из пластилина;
· Материть открытки в различных техниках аппликации;
· Расписывать пасхальные яйца по традиционным мотивам;
Форма подведения итогов программы – выставки и конкурсы.
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1. Вводное занятие
· Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
· Требования к поведению учащихся во время занятия.
· Соблюдение порядка на рабочем месте.
· Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
2. Экскурсия на природу.
Экскурсия на природу с целью сбора природного материала формирует умение видеть красоту и разнообразие природы и находить практическое применение природному материалу, воспитывает любовь и бережное отношение к природе.
3. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
· Панно из осенних листьев.
· Аппликация из яичной скорлупы.
· Поделки из природного материала (шишки, мох, веточки и т.п.)
Темы для бесед: «Флористика».
4. Работа с бумагой и картоном «Бумажные фантазии»
Работа с бумагой – увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях стран мира.
· Изготовление цветов из салфеток.
· Изготовление бабочек из гофрированной бумаги.
· Поделки из бумажных тарелок.
· Изготовление елочки из бумажных салфеток.
· Контурное вырезание из бумаги.
Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы».
5. Работа с тканью «В царстве тканей и ниток»
В ходе работы с тканью и нитками учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
· Панно «Аквариум».
· Панно из разноцветных косичек.
· Знакомство со схемами по вязанию крючком.
· Вязание цветов по схеме.
· Вязание салфеток по схеме.
Темы для бесед: «Откуда нитки к нам пришли?»
6. Работа с пластилином «Пластилиновая ворона»
При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.
· Аппликация на диске «Веточка»
· Аппликация «Ёж-грибник с использованием бумаги, семечек»
· Аппликация из шариков «Мимоза»
· Аппликация «Паучок»
· Аппликация с использованием макарон, крупы «На морском дне»
7. Итоговое занятие
Подведение итогов. Проведение итогового контроля
III . Тематическое планирование
1 класс
№ |
Тема |
Количество часов |
1. |
Вводное занятие. Экскурсия |
2 |
2. |
Волшебница-природа |
3 |
3. |
Бумажные фантазии |
10 |
4. |
В царстве тканей и ниток |
10 |
5. |
Пластилиновая страна |
8 |
6. |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого: |
34 |
2 класс
№ |
Темы |
Количество часов |
Всего |
||
1 |
Вводное занятие. Экскурсия. |
1 |
2. |
Работа с природными материалами. |
4 |
3 |
Работа с пластичными материалами |
7 |
4 |
Работа с бумагой. |
9 |
5 |
Расписные чудеса. |
8 |
6 |
Свободная техника. |
4 |
7 |
Отчётная выставка работ школьников. |
1 |
|
Итого |
34 |
3 класс
№ |
Темы |
Количество часов |
Всего |
||
1 |
Вводное занятие. Экскурсия. |
1 |
2. |
Работа с природными материалами. |
4 |
3 |
Работа с пластичными материалами |
7 |
4 |
Работа с бумагой. |
7 |
5 |
Расписные чудеса. |
8 |
6 |
Свободная техника. |
6 |
7 |
Отчётная выставка работ школьников. |
1 |
|
Итого |
34 |
4 класс
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
Всего |
||
1 |
Вводное занятие. Экскурсия. |
1 |
2. |
Работа с природными материалами. |
4 |
3 |
Работа с пластичными материалами |
7 |
4 |
Работа с бумагой. |
7 |
5 |
Расписные чудеса. |
5 |
6 |
Свободная техника. |
9 |
7 |
Отчётная выставка работ школьников. |
1 |
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование 1 класс (33 ч.)
№ |
Дата |
Количество часов |
Тема урока |
Материалы |
|
|
|
|
Вводный урок. Беседа. Правила работы и техники безопасности. |
Инструменты и материалы для образца |
|
Экскурсия |
|||||
1. |
|
|
Экскурсия на природу. Сбор природного материала. |
Природные материалы |
|
2. |
|
|
Экскурсия на природу. Сбор природного материала. |
Природные материалы |
|
Волшебница-природа |
|||||
3-4 |
|
|
Работа с природным материалом. Аппликации. |
Ножницы, клей, картон, бумага. Природные материалы |
|
5-6 |
|
|
Аппликация «Панно из осенних листьев» |
Ножницы, клей, картон, бумага. Природные материалы |
|
7 |
|
|
Аппликация «разноцветная мозаика» (семена, гальки) |
Ножницы, клей, картон, бумага. Природные материалы |
|
Бумажные фантазии |
|||||
8 |
|
|
Беседа «История создания бумаги». Теоретическое занятие |
Ножницы, клей, картон, бумага. |
|
9 |
|
|
Изготовление цветов из салфеток |
Ножницы, клей, картон, бумага, салфетки |
|
10-11 |
|
|
Изготовление бабочек из гофрированной бумаги (для декорирования штор) |
Ножницы, клей, картон, бумага, гофрированная бумага |
|
12 |
|
|
Поделки из бумажных тарелок |
Ножницы, клей, картон, бумага, бумажные тарелки |
|
13-14 |
|
|
Изготовление елочки из бумажных салфеток |
Ножницы, клей, картон, бумага. |
|
В царстве тканей |
|||||
15-16 |
|
|
Беседа: «откуда нитки к нам пришли?» Знакомство с тканями. Виды тканей «Веселые зверюшки» |
Ткань, ножницы, клей, картон, бумага. |
|
17-18 |
|
|
Панно «Аквариум» |
Ткань, ножницы, клей, картон, бумага. |
|
19-20 |
|
|
Панно из разноцветных косичек |
Ткань, ножницы, клей, картон, бумага. |
|
21-22 |
|
|
Знакомство со схемами по вязанию крючком |
Ткань, крючок, нитки |
|
23-24 |
|
|
Вязание цветов по схеме |
Ткань, крючок, нитки |
|
Пластилиновая страна |
|||||
25-26 |
|
|
Теоретическое занятие. Работа с пластилином |
Ножницы, пластилин, доска д/лепки |
|
27-28 |
|
|
Аппликация на диске «Веточка» |
Ножницы, клей, картон, бумага. |
|
29-31 |
|
|
Аппликация «Еж-грибник» с использованием бумаги и семечек. |
Ножницы, клей, картон, бумага, природные материалы |
|
32 |
|
|
Аппликация из шариков «Мимоза» |
Ножницы, клей, картон, бумага, природные материалы |
|
33 |
|
|
Итоговое занятие |
|
|
Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 ч.)
№ занятия |
Дата |
Кол-во часов |
Тема |
Материалы |
|
Тема 1. «Работа с природными материалами» 6 ч. |
|
||||
|
|
|
Вводное занятие. Знакомство с материалами. Вводный инструктаж. ТБ. |
Различные материалы для занятий |
|
2 |
|
1 |
Экскурсия на школьный двор. Сбор природных материалов. |
Природные материалы |
|
3-4 |
|
1 |
Аппликация из листьев. Картина из листьев. |
Природные материалы, клей, картон. |
|
5-6 |
|
2 |
Поделки из природных материалов. Зверята. Пушистая овечка. |
Природные материалы, пластилин, проволока. |
|
Тема 2. «Работа с пластичными материалами 7ч. |
|||||
7 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ. Лепка. Животные. |
Пластилин, тонкая проволока, картон. |
|
8-9 |
|
2 |
Обратная мозаика на прозрачной основе. |
Пластилин, прозрачные крышки. |
|
10-11 |
|
2 |
Торцевание на пластилине. |
Пластилин, гофрированная бумага, зубочистки. |
|
12-13 |
|
2 |
Лепка из соленого теста. Ежик и котик. |
Соленое тесто. |
|
Тема 3. «Бумажный мир» 7 ч. |
|||||
14 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ. Квиллинг. Теория и приёмы. Простейшие цветочки. |
Полоски бумаги, зубочистка, клей, картон. |
|
15 |
|
1 |
Квиллинг. Изготовление цветущего дерева. |
Полоски бумаги, зубочистка, клей, картон. |
|
16-17 |
|
2 |
Папье-маше. Теория и приёмы. Изготовление вазы. |
Клей ПВА, бумага, пластилин. |
|
18-19 |
|
2 |
Пейп-Арт. Теория и приёмы. Тарелка «под старину». |
Тарелка, клей, соленое тесто, клей ПВА, салфетки, акриловые краски, лак. |
|
20 |
|
1 |
Декупаж (на дереве). Теория и приёмы. Украшение разделочной доски. |
Цветные салфетки, клей ПВА, акриловые краски, лак. |
|
Тема 4. «Расписные чудеса» 8 ч. |
|||||
21-22 |
|
2 |
Инструктаж по ТБ. Витраж. Теория и приёмы. Витражные картинки. |
Рамка со стеклом, витражные краски. |
|
23-24 |
|
2 |
Батик (роспись на ткани). Теория и приёмы. Узелковый батик. Салфетка. |
Х/б ткань, краски для батика, утюг. |
|
25-26 |
|
2 |
Граттаж. Теория и приёмы. Выцарапывание по воску «Зима». |
Акварель, восковая свеча, гуашь, мыльный раствор. |
|
27-38 |
|
2 |
Набрызг. Звёздное небо.
|
Акриловые краски, тонированная бумага. |
|
Тема 5. «Свободная техника» 5 ч. |
|||||
29-30 |
|
2 |
Инструктаж по ТБ. Картины из яичной скорлупы. |
Яичная скорлупа. |
|
31-32 |
|
1 |
«Вторая жизнь вещей». Салфетка из фантиков. |
Разноцветные фантики от конфет. |
|
33 |
|
1 |
«Вторая жизнь вещей». Коробочка для хранения. |
Использованные коробки, салфетки, тесьма, бусины. |
|
33 |
|
1 |
Выставка работ. |
Работы учеников. |
|
Тематическое планирование 3 класс (34 часа)
№ занятия |
Дата |
Кол-во часов |
Тема |
Материалы |
|
|
Тема 1. «Работа с природными материалами» 6 ч. |
||
1 |
|
1 |
Вводное занятие. Материалы и технологии. Инструктаж по ТБ. |
Презентация, различные материалы. |
2 |
|
1 |
Экскурсия на школьный двор. Сбор природных материалов. |
Природные материалы. |
3-4 |
|
2 |
Панно из различных семян. Аппликация из тополиного пуха «Бегемотики» |
Семена, клей, картон. |
5-6 |
|
2 |
Поделки из природных материалов. Дерево из фисташек. |
Природные материалы, скорлупа орехов, ракушки, пластилин, проволока. |
|
|
Тема 2. «Работа с пластичными материалами 7 ч. |
||
7 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ. Лепка. Животные. |
Пластилин, тонкая проволока, картон. |
8-9 |
|
2 |
Лепка. Рисование пластилином. |
Пластилин, тонкая проволока, картон. |
10-11 |
|
2 |
Торцевание на пластилине. |
Пластилин, гофрированная бумага, зубочистки. |
12-13 |
|
2 |
Лепка из соленого теста. Магнитик. |
Соленое тесто, магнит, гуашь, лак. |
|
|
Тема 3. «Бумажный мир» 9 ч. |
||
14-15 |
|
2 |
Инструктаж по ТБ Квиллинг. Теория и приёмы. Салфетка. |
Полоски бумаги, зубочистка, клей, картон. |
16-17 |
|
2 |
Папье- маше. Теория и приёмы. Маска. |
Полоски бумаги, зубочистка, клей, картон. |
18-19 |
|
2 |
Пейп- Арт. Теория и приёмы. Старинная ваза. |
Клей ПВА, бумага, ваза, акриловые краски, лак. |
20 |
|
1 |
Декупаж (на стекле). Теория и приёмы. Чаша. |
Стакан, клей ПВА, салфетки, акриловые краски, лак. |
21-22 |
|
2 |
Вытынанка. Теория и приёмы. Стакан для карандашей. |
акриловый лак, клей ПВА, белая акриловая краска, манная крупа, кисточки, кусочек поролона, ножницы. |
|
|
Тема 4. «Расписные чудеса» 8 ч. |
||
23-24 |
|
2 |
Инструктаж по ТБ. Мозаика. Изготовление фоторамки из дисков. |
Диск, клей, цв. картон. |
25-26 |
|
2 |
Мозаика из яичной скорлупы. |
Яичная скорлупа, клей, картон. |
27-28 |
|
2 |
Граттаж. Цветной оттиск |
Акварель, восковая свеча, |
|
|
|
«Сны лисички» |
гуашь, мыльный раствор. |
29 |
|
1 |
Цветной песок (соль, манка). Теория и приёмы. |
Соль, манка, красители пищевые. |
30 |
|
1 |
Цветной песок «Декоративная баночка». |
Соль, манка, красители пищевые, баночка |
|
Тема 5. «Свободная техника» 4 ч. |
|||
31-32 |
|
2 |
Фоамиран. Теория и приёмы. Розочка. |
Фоамиран, утюг, проволока, гофр. бумага. |
33 |
|
1 |
«Вторая жизнь вещей». Бабочка из пластика. |
Пластиковые бутылки, утюг, краски акриловые. проволока. |
34 |
|
1 |
Выставка работ. |
Работы учеников. |
Тематическое планирование 4 класс (34 часа)
|
Дата |
Кол-во часов |
Тема |
Материалы |
||
|
|
Тема 1. «Работа с природными материалами» 6 ч. |
||||
1 |
|
1 |
Вводное занятие. Материалы и технологии. Инструктаж по ТБ. |
Презентация, различные материалы. |
||
2 |
|
1 |
Экскурсия на школьный двор. Сбор природных материалов. |
Природные материалы. |
||
3-4 |
|
2 |
Аппликация из плодов. Семян и цветов. |
Семена, клей, картон. |
||
5-6 |
|
2 |
Поделки из природных материалов. Брошка. Ёжик из шишек. |
Природные материалы, скорлупа орехов, ракушки, пластилин, проволока. |
||
|
|
Тема 2. «Работа с пластичными материалами 7 ч. |
||||
7 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ. Лепка. |
Пластилин, тонкая проволока, картон. |
||
8-9 |
|
2 |
Пластилинографика. Смешанная техника. |
Пластилин, тонкая проволока, картон. |
||
10-11 |
|
2 |
Торцевание на пластилине. |
Пластилин, гофрированная бумага, зубочистки. |
||
12-13 |
|
2 |
Лепка из соленого теста. Подсвечник. |
Соленое тесто, магнит, гуашь, лак. |
||
|
|
Тема 3. «Бумажный мир» 7 ч. |
||||
14 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ. Квиллинг. Теория и приёмы. Аппликация «Петушок». |
Бумага, клей. |
||
15 |
|
1 |
Модульное оригами. Теория и приёмы. |
Бумага, клей. |
||
16 |
|
1 |
Модульное оригами. Объемные фигуры на основе формы «чаша». |
Бумага, клей. |
||
17 |
|
1 |
Пергамано (работа с калькой). Ознакомление. |
Бумага, клей. |
||
18 |
|
1 |
Картонаж. Ознакомление. |
Коробочка, цветная бумага, |
||
19 |
|
1 |
|
Бумагопластика. Букет цветов. |
Бумага, клей. |
|
20 |
|
1 |
|
Бумагопластика. Конструирование замка. |
Бумага, клей. |
|
|
|
Тема 4. «Расписные чудеса» 8 ч. |
|
|||
21-22 |
|
2 |
|
Инструктаж по ТБ. Мозаика из различных материалов. |
Клей, различные материалы. |
|
23-24 |
|
2 |
|
Граттаж. |
Акварель, восковая свеча, гуашь, мыльный раствор. |
|
25-26 |
|
2 |
|
Жостовские мотивы. Теория и приемы. Роспись маслом шкатулки. |
Деревянная шкатулка, масляные краски. |
|
27-28 |
|
2 |
|
Хохлома. Роспись тарелки. |
Одноразовая тарелка, акриловые краски красного, желтого и черного цветов, бесцветный лак, орнамент будущей росписи. |
|
|
|
Тема 5. «Свободная техника» 6 ч |
|
|||
29 |
|
1 |
|
Инструктаж по ТБ. Валяние. Теория и приемы. Бусы из шариков. |
Шерсть для валяния. |
|
30-31 |
|
2 |
|
Валяние. Кактус. |
Шерсть для валяния. |
|
32-33 |
|
2 |
|
Флористика. Теория и приемы. Цветы из фетра. |
Фетр. |
|
34 |
|
1 |
|
Итоговое занятие. Выставка работ. |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.