Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"

  • Разработки курсов
  • docx
  • 06.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Умелые ручки.docx

I.             Пояснительная записка

1.            Цели и задачи, реализуемые рабочей программой

Цели программы «Умелые ручки»:

1.            Всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей.

2.            Создание условий для самореализации ученика в творчестве.

3.            Формирование практических трудовых навыков.

4.            Развитие индивидуальных творческих способностей.

Задачи программы:

1.            Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно-прикладного искусства;

2.            Раскрыть истоки народного творчества;

3.            Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

4.            Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

5.            Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

6.            Формирование творческих способностей, духовной культуры;

7.            Воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и окружающему миру.

Программа «Умелые ручки» рассчитана на 4 года обучения (136 часа) и предназначена для детей 7-10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю/1 час.

2.            Нормативные документы, используемые при разработке рабочей программы

 

1)    Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);

2)    Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3)    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 

3.            Результаты освоения курса внеурочной деятельности (кружка)

В конце обучения дети должны получить знания:

·               О материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

·               В области композиции, формообразовании, цветоведения;

·               Об особенностях лепных игрушек;

·               Сведения о знаках и символах русской вышивки;

·               О цветовом сочетании и изделиях;

·               О праздничных традициях;

 

Умения:

 

·               Работать нужными инструментами и приспособлениями;

·               Последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);

·               Лепить из пластилина;

·               Материть открытки в различных техниках аппликации;

·               Расписывать пасхальные яйца по традиционным мотивам;

Форма подведения итогов программы – выставки и конкурсы.

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

1.            Вводное занятие

·               Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

·               Требования к поведению учащихся во время занятия.

·               Соблюдение порядка на рабочем месте.

·               Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

2.            Экскурсия на природу.

Экскурсия на природу с целью сбора природного материала формирует умение видеть красоту и разнообразие природы и находить практическое применение природному материалу, воспитывает любовь и бережное отношение к природе.

3.            Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

·               Панно из осенних листьев.

·               Аппликация из яичной скорлупы.

·               Поделки из природного материала (шишки, мох, веточки и т.п.)

Темы для бесед: «Флористика».

4.            Работа с бумагой и картоном «Бумажные фантазии»

Работа с бумагой – увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях стран мира.

·               Изготовление цветов из салфеток.

·               Изготовление бабочек из гофрированной бумаги.

·               Поделки из бумажных тарелок.

·               Изготовление елочки из бумажных салфеток.

·               Контурное вырезание из бумаги.

Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы».

5.            Работа с тканью «В царстве тканей и ниток»

В ходе работы с тканью и нитками учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

·               Панно «Аквариум».

·               Панно из разноцветных косичек.

·               Знакомство со схемами по вязанию крючком.

·               Вязание цветов по схеме.

·               Вязание салфеток по схеме.

Темы для бесед: «Откуда нитки к нам пришли?»

6.            Работа с пластилином «Пластилиновая ворона»

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

·               Аппликация на диске «Веточка»

·               Аппликация «Ёж-грибник с использованием бумаги, семечек»

·               Аппликация из шариков «Мимоза»

·               Аппликация «Паучок»

·               Аппликация с использованием макарон, крупы «На морском дне»

7.            Итоговое занятие

Подведение итогов. Проведение итогового контроля

 

III . Тематическое планирование

1 класс

 

Тема

Количество часов

1.      

Вводное занятие. Экскурсия

2

2.      

Волшебница-природа

3

3.      

Бумажные фантазии

10

4.      

В царстве тканей и ниток

10

5.      

Пластилиновая страна

8

6.      

Итоговое занятие

1

 

Итого:

34

 

 

2 класс

 

                Темы

Количество часов

Всего

1

Вводное занятие. Экскурсия.

1

2.

Работа с природными материалами.

4

3

Работа с пластичными материалами

7

4

Работа с бумагой.

9

5

Расписные чудеса.

8

6

Свободная техника.

4

7

Отчётная выставка работ школьников.

1

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс

 

           Темы

Количество часов

Всего

1

Вводное занятие. Экскурсия.

1

2.

Работа с природными материалами.

4

3

Работа с пластичными материалами

7

4

Работа с бумагой.

7

5

Расписные чудеса.

8

6

Свободная техника.

6

7

Отчётная выставка работ школьников.

1

 

Итого

34

 

4 класс

 

п/п

      Темы

Количество часов

Всего

1

Вводное занятие. Экскурсия.

1

2.

Работа с природными материалами.

4

3

Работа с пластичными материалами

7

4

Работа с бумагой.

7

5

Расписные чудеса.

5

6

Свободная техника.

9

7

Отчётная выставка работ школьников.

1

 

Итого

34

 

 


 

 

Календарно-тематическое планирование 1 класс (33 ч.)

Дата

Количество часов

Тема урока

Материалы

 

 

 

 

Вводный урок. Беседа. Правила работы и техники безопасности.

Инструменты и материалы для образца

 

Экскурсия

1.        

 

 

Экскурсия на природу. Сбор природного материала.

Природные материалы

 

2.        

 

 

Экскурсия на природу. Сбор природного материала.

Природные материалы

 

Волшебница-природа

3-4

 

 

Работа с природным материалом. Аппликации.

Ножницы, клей, картон, бумага. Природные материалы

 

5-6

 

 

Аппликация «Панно из осенних листьев»

Ножницы, клей, картон, бумага. Природные материалы

 

7

 

 

Аппликация «разноцветная мозаика» (семена, гальки)

Ножницы, клей, картон, бумага. Природные материалы

 

Бумажные фантазии

8

 

 

Беседа «История создания бумаги». Теоретическое занятие

Ножницы, клей, картон, бумага.

 

9

 

 

Изготовление цветов из салфеток

Ножницы, клей, картон, бумага, салфетки

 

10-11

 

 

Изготовление бабочек из гофрированной бумаги (для декорирования штор)

Ножницы, клей, картон, бумага, гофрированная бумага

 

12

 

 

Поделки из бумажных тарелок

Ножницы, клей, картон, бумага, бумажные тарелки

 

13-14

 

 

Изготовление елочки из бумажных салфеток

Ножницы, клей, картон, бумага.

 

В царстве тканей

15-16

 

 

Беседа: «откуда нитки к нам пришли?» Знакомство с тканями. Виды тканей «Веселые зверюшки»

Ткань, ножницы, клей, картон, бумага.

 

17-18

 

 

Панно «Аквариум»

Ткань, ножницы, клей, картон, бумага.

 

19-20

 

 

Панно из разноцветных косичек

Ткань, ножницы, клей, картон, бумага.

 

21-22

 

 

Знакомство со схемами по вязанию крючком

Ткань, крючок, нитки

 

23-24

 

 

Вязание цветов по схеме

Ткань, крючок, нитки

 

Пластилиновая страна

25-26

 

 

Теоретическое занятие. Работа с пластилином

Ножницы, пластилин, доска д/лепки

 

27-28

 

 

Аппликация на диске «Веточка»

Ножницы, клей, картон, бумага.

 

29-31

 

 

Аппликация «Еж-грибник» с использованием бумаги и семечек.

Ножницы, клей, картон, бумага, природные материалы

 

32

 

 

Аппликация из шариков «Мимоза»

Ножницы, клей, картон, бумага, природные материалы

 

33

 

 

Итоговое занятие

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 ч.)

 

занятия

Дата

Кол-во часов

Тема

Материалы

 

Тема 1. «Работа с природными материалами» 6 ч.

 

 

 

 

Вводное занятие. Знакомство с материалами. Вводный инструктаж. ТБ. 

Различные материалы для занятий

 

2

 

1

Экскурсия на школьный двор. Сбор природных материалов.

Природные материалы

 

3-4

 

1

Аппликация из листьев.  Картина из листьев.

Природные материалы, клей, картон.

 

5-6

 

2

Поделки из природных материалов. Зверята. Пушистая овечка. 

Природные материалы, пластилин, проволока.

 

Тема 2.  «Работа с пластичными материалами 7ч.

7

 

1

Инструктаж по ТБ. Лепка. Животные.

Пластилин, тонкая проволока, картон.

 

8-9

 

2

Обратная мозаика на прозрачной основе.

Пластилин, прозрачные крышки.

 

10-11

 

2

Торцевание на пластилине.

Пластилин, гофрированная бумага, зубочистки.

 

12-13

 

2

Лепка из соленого теста.  Ежик и котик.

Соленое тесто.

 

 

Тема 3. «Бумажный мир» 7 ч.

14

 

1

Инструктаж по ТБ.  Квиллинг. Теория и приёмы.  Простейшие цветочки. 

Полоски бумаги, зубочистка, клей, картон.

 

15

 

1

Квиллинг. Изготовление цветущего дерева.

Полоски бумаги, зубочистка, клей, картон.

 

16-17

 

2

Папье-маше. Теория и приёмы.  Изготовление вазы.

Клей ПВА, бумага, пластилин.

 

18-19

 

2

Пейп-Арт. Теория и приёмы. Тарелка «под старину».

Тарелка, клей, соленое тесто, клей

ПВА, салфетки, акриловые краски, лак.

 

20

 

1

Декупаж (на дереве). Теория и приёмы. Украшение разделочной доски.

Цветные салфетки, клей

ПВА, акриловые краски, лак.

 

Тема 4. «Расписные чудеса» 8 ч.

21-22

 

2

Инструктаж по ТБ. Витраж. Теория и приёмы. Витражные картинки.

Рамка со стеклом, витражные краски.

 

23-24

 

2

Батик (роспись на ткани). Теория и приёмы.  Узелковый батик. 

Салфетка.

Х/б ткань, краски для батика, утюг.

 

25-26

 

2

Граттаж. Теория и приёмы.

Выцарапывание по воску «Зима».

Акварель, восковая свеча, гуашь, мыльный раствор.

 

27-38

 

2

Набрызг. Звёздное небо.

 

Акриловые краски, тонированная бумага.

 

Тема 5. «Свободная техника» 5 ч.

29-30

 

2

Инструктаж по ТБ. Картины из яичной скорлупы.

Яичная скорлупа.

 

31-32

 

1

«Вторая жизнь вещей». Салфетка из фантиков.

Разноцветные фантики от конфет.

 

33

 

1

«Вторая жизнь вещей». Коробочка для хранения.  

Использованные коробки, салфетки, тесьма, бусины.

 

33

 

1

Выставка работ.

Работы учеников.

 

 

 

Тематическое планирование 3 класс (34 часа)

 

занятия

Дата

Кол-во часов

Тема

Материалы

 

 

Тема 1. «Работа с природными материалами» 6 ч.

1

 

1

Вводное занятие. Материалы и технологии. Инструктаж по ТБ.

Презентация, различные материалы.

2

 

1

Экскурсия на школьный двор. Сбор природных материалов.

Природные материалы.

3-4

 

2

Панно из различных семян.  Аппликация из тополиного пуха «Бегемотики»

Семена, клей, картон.

5-6

 

2

Поделки из природных материалов.  Дерево из фисташек.

Природные материалы, скорлупа орехов, ракушки, пластилин, проволока.

 

 

Тема 2.  «Работа с пластичными материалами 7 ч.

7

 

1

Инструктаж по ТБ. Лепка. Животные. 

Пластилин, тонкая проволока, картон.

8-9

 

2

Лепка. Рисование пластилином.

Пластилин, тонкая проволока, картон.

10-11

 

2

Торцевание на пластилине.

Пластилин, гофрированная бумага, зубочистки.

12-13

 

2

Лепка из соленого теста.  Магнитик.

Соленое тесто, магнит, гуашь, лак.

 

 

Тема 3. «Бумажный мир» 9 ч.

14-15

 

2

Инструктаж по ТБ Квиллинг. Теория и приёмы.  Салфетка.

Полоски бумаги, зубочистка, клей, картон.

16-17

 

2

Папье- маше. Теория и приёмы.  Маска. 

Полоски бумаги, зубочистка, клей, картон.

18-19

 

2

Пейп- Арт. Теория и приёмы.  Старинная ваза.

Клей ПВА, бумага, ваза, акриловые краски, лак.

20

 

1

Декупаж (на стекле). Теория и приёмы.  Чаша.

Стакан, клей ПВА, салфетки, акриловые краски, лак.

21-22

 

2

Вытынанка. Теория и приёмы. Стакан для карандашей.

акриловый лак, клей ПВА, белая акриловая краска, манная крупа, кисточки, кусочек поролона, ножницы.

 

 

Тема 4. «Расписные чудеса» 8 ч.

23-24

 

2

Инструктаж по ТБ. Мозаика. Изготовление фоторамки из дисков.

Диск, клей, цв. картон.

25-26

 

2

Мозаика из яичной скорлупы.

Яичная скорлупа, клей, картон.

27-28

 

2

Граттаж. Цветной оттиск

Акварель, восковая свеча,

 

 

 

«Сны лисички»

гуашь, мыльный раствор.

29

 

1

Цветной песок (соль, манка). Теория и приёмы.

Соль, манка, красители пищевые.

30

 

1

Цветной песок

«Декоративная баночка».

Соль, манка, красители пищевые, баночка

 

Тема 5. «Свободная техника» 4 ч.

31-32

 

2

Фоамиран. Теория и приёмы. Розочка.

Фоамиран, утюг, проволока, гофр. бумага.

33

 

1

«Вторая жизнь вещей». Бабочка из пластика. 

Пластиковые бутылки, утюг, краски акриловые. проволока.

34

 

1

Выставка работ.

Работы учеников.

 

 

Тематическое планирование 4 класс (34 часа)

 

 

Дата

Кол-во часов

Тема

Материалы

 

 

Тема 1. «Работа с природными материалами» 6 ч.

1

 

1

Вводное занятие. Материалы и технологии. Инструктаж по ТБ.

Презентация, различные материалы.

2

 

1

Экскурсия на школьный двор. Сбор природных материалов.

Природные материалы.

3-4

 

2

Аппликация из плодов. Семян и цветов.

Семена, клей, картон.

5-6

 

2

Поделки из природных материалов. Брошка. Ёжик из шишек.

Природные материалы, скорлупа орехов, ракушки, пластилин, проволока.

 

 

Тема 2.  «Работа с пластичными материалами 7 ч.

7

 

1

Инструктаж по ТБ. Лепка. 

Пластилин, тонкая проволока, картон.

8-9

 

2

Пластилинографика. Смешанная техника.

Пластилин, тонкая проволока, картон.

10-11

 

2

Торцевание на пластилине.

Пластилин, гофрированная бумага, зубочистки.

12-13

 

2

Лепка из соленого теста.  Подсвечник.

Соленое тесто, магнит, гуашь, лак.

 

 

Тема 3. «Бумажный мир» 7 ч.

14

 

1

Инструктаж по ТБ.

Квиллинг. Теория и приёмы. 

Аппликация «Петушок».

Бумага, клей.

15

 

1

Модульное оригами. Теория и приёмы. 

Бумага, клей.

16

 

1

Модульное оригами. Объемные фигуры на основе формы «чаша».

Бумага, клей.

17

 

1

Пергамано (работа с калькой). Ознакомление.

Бумага, клей.

18

 

1

Картонаж. Ознакомление.

Коробочка, цветная бумага,

19

 

1

 

Бумагопластика. Букет цветов.

Бумага, клей.

20

 

1

 

Бумагопластика.

Конструирование замка.

Бумага, клей.

 

 

Тема 4. «Расписные чудеса» 8 ч.

 

21-22

 

2

 

Инструктаж по ТБ. Мозаика из различных материалов.

Клей, различные материалы. 

23-24

 

2

 

Граттаж.  

Акварель, восковая свеча, гуашь, мыльный раствор.

25-26

 

2

 

Жостовские мотивы. Теория и приемы.  Роспись маслом шкатулки.

Деревянная шкатулка, масляные краски.

27-28

 

2

 

Хохлома. Роспись тарелки.

 Одноразовая тарелка, акриловые краски красного, желтого и черного цветов, бесцветный лак, орнамент будущей росписи.

 

 

Тема 5. «Свободная техника» 6 ч

 

29

 

1

 

Инструктаж по ТБ. Валяние. Теория и приемы. Бусы из шариков.

Шерсть для валяния.

30-31

 

2

 

Валяние. Кактус.

Шерсть для валяния.

32-33

 

2

 

Флористика. Теория и приемы. Цветы из фетра.

Фетр.

34

 

1

 

Итоговое занятие. Выставка работ.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также