Управление образования администрации городского округа город Выкса
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДЮЦ «ТЕМП»»
Мастер – класс для педагогов
«Техника лоскутного шитья «Быстрые квадраты» на примере изготовления прихватки».
Сапегина Елена Васильевна
Педагог дополнительного
образования первой квалификационной категории
МБУ ДО «ДЮЦ «ТЕМП»»
2024г.
Мастер-класс для педагогов
«Техника лоскутного шитья «Быстрые квадраты» на примере изготовления прихватки».
Цель:
Оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в рамках подготовки к конкурсам по декоративно-прикладному творчеству.
Задачи:
1.Ознакомить с техникой лоскутного шитья «Быстрые квадраты» на примере изготовления прихватки».
2.Познакомить с приёмами работы педагога-мастера и опытом участия в конкурсах воспитанников объединения «Лоскутное шитьё».
3.В формате творческой мастерской под руководством педагога мастера изготовить прихватку в технике «Быстрые квадраты»
4.Выработать самостоятельность в решении поставленной задачи.
5.Обмен опытом между педагогами в лоскутной пластике.
Методическое оснащение:
*Образцы кухонных прихваток из текстиля.
* Мультимедийная презентация.
Оборудование и инструменты:
нитки, иглы, ткань, ножницы, шаблоны, линейка, не прорезаемый коврик для раскроя, круговой раскройный нож-резак, карандаш, гладильная доска, утюг, экран, проектор.
Методы обучения:
рассказ, демонстрация готовых работ, беседа с объяснением нового материала, показ приёмов, самостоятельная работа.
Форма организации:
мастер-класс: урок творчества.
Ход мастер-класса
1. Организационная часть:
Приветствие.
Регистрация участников.
Сообщение темы.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Елена Васильевна. Уже 20 лет я работаю в этом Центре и специализируюсь на лоскутном шитье. Наш мастер – класс проходит в рамках творческой мастерской по подготовке к муниципальному этапу Всероссийского детского фестиваля народной культуры «Наследники традиций». Он проводится ежегодно и в нём есть номинации, в которые можно подготовить работы, выполненные в одной из техник лоскутного шитья.
Сегодня мы с вами поговорим о лоскутном шитье и немного поработаем.
Слайд 1. Лоскутное шитье в России стало известно в XVIII веке. В это время появились первые тканевые полотна фабричного производства, ширина которых составляла более семидесяти сантиметров. После раскроя полотен оставались кусочки тканей, которые не выбрасывали, хранили. И только в конце XIX века эта техника стала широко применяться, в основном, среди крестьян. Они шили из кусочков ткани одеяла, коврики-кругляши, дорожки. Из полосок ткани ткали половики. После 1917 года шитье из лоскутов определили как прикладное искусство.
Опыт участия в конкурсах по лоскутному шитью и декоративно-прикладному искусству говорит о том, что работы необходимо не только выполнить, но и подготовить к участию в выставке. Работа должна быть обязательно трёхслойная, простёганная. Оформлен подвес, чтобы повесить работу для обозрения. И обязательно необходима этикетка из ткани, которая пришивается на обратной стороне в правом нижнем углу. На объёмных работах - на донышке, внутри или с обратной стороны изделия. Иногда работы проигрывают, если не оформлены должным образом.
Слайд 2. В лоскутном шитье применяются разные техники шитья: шитьё из квадратов и треугольников, шитьё из полос, шитьё по кальке и много-много других. Сейчас при проведении конкурсов, обращают внимание на лоскутное шитьё, именно шитьё из мелких лоскутков – квадратов, треугольников. Это трудоёмкая работа и достаточно долгая. Надо соединить мелкие квадраты, треугольники между собой, чтобы получилась, например, прихватка. Затем стёжка, обработка края.
Но лоскутницы ищут, разрабатывают новые приёмы и технологии лоскутного шитья, чтобы сократить эту трудоёмкую работу.
Предлагаю выполнить блок в технике «Быстрые квадраты». Иное название, в среде лоскутниц, «разрезалки». Блок в этой технике можно выполнить в два раза быстрее, чем в технике «Шитьё из квадратов и треугольников».
Слайд 3. Для этого нам понадобится:
1. Два квадрата ткани (бязь или ситец) разного цвета 15х15см;
2. Один квадрат ткани (бязь или ситец) 16х16см;
3. Синтепон 16х16см;
4. Две полоски ткани (бязь или ситец) 5 х15см;
5. Две полоски ткани (бязь или ситец) 5 х17см;
6. Нитки в тон и контрастные;
7. Ножницы;
8. Иглы, булавки;
9. Игольницы;
10. Линейка;
11. Не прорезаемый масштабный коврик для раскроя;
12. Круговой раскройный нож-резак;
13. Карандаш или мел;
14. Шаблон 15х15см;
15. Гладильная доска;
16. Утюг.
Теперь приступаем к работе.
Инструктаж по технике безопасности.
Расположите инструменты и заготовки рядом со своим рабочим местом так, чтобы было удобно и безопасно их брать.
Не забывайте о технике безопасности!
· Во время работы содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, мусором.
· Ни в коем случае не берите в рот иголки и булавки!
· Храните иголки и булавки в игольнице, не оставляйте их на рабочем столе.
· Будьте внимательны. Не отвлекайтесь и не мешайте другим.
· Не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола. Положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы должно быть 25-30 см.
По окончанию работы приведите в порядок рабочее место:
- инструменты и материалы уберите в определенное место;
-
мусор соберите и уберите в урну.
-Вспомнили правила техники безопасности?
-Инструменты приготовили? – Тогда за дело!
Переходим к работе с тканью.
Слайд 5. Начинаем с раскроя. Располагаем ткань на непрорезаемом масштабном коврике, обращая внимание на деления. Выбираем нужный размер, отмечаем и раскраиваем с применением линейки. Два квадрата размером 15х15см и один квадрат 16х16см. Синтепон 16х16см.
Слайд 6. Приступаем к шитью. Два квадрата разного цвета соединяем лицевой частью друг к другу, закрепляем булавками. Прошиваем по периметру швом «назад иголку (строчным)».
Затем располагаем на не прорезаемом масштабном коврике. Разрезаем, с применением линейки, строго по диагоналям. Получилось 4 детали.
Слайд 7. Разворачиваем 1деталь, получился квадрат из двух треугольников. Заутюживаем швы с изнаночной стороны и разутюживаем по лицевой части. Так поступаем с каждым квадратом.
Слайд 8. Теперь «Поиграем». Собираем узор , перемещая заготовки. Считается, что можно собрать свыше 6 различных вариантов. Выбираем узор, который вам больше нравится.
Начинаем собирать лицевую часть по «строкам». Соединили и прошили верхнюю «строку». Шов «вперёд иголку». Заутюжили шов на более тёмную часть (ткань) и разутюжили лицевую сторону. Первая «строка» готова.
Также собираем и заутюживаем вторую строку.
Затем накладываем нижнюю строку на первую, соединяем уголки, закрепляем и прошиваем. Также швом «вперёд иголку».
Заутюживаем шов по изнаночной стороне и разутюживаем шов с лицевой стороны.
Лицевая часть блока готова.
Слайд 9. Приступаем к сборке «сэндвича». Нижний лоскут кладем на стол изнаночной стороной вверх. На него кладём синтепон. Сверху накладываем лицевую часть – рисунок смотрит вверх.
Закрепляем вспомогательными швами от центра к краю, разглаживая руками, чтобы не было складок.
Слайд 10. Начинаем стёжку. От центра к краям. Стёжку выбираем по желанию «в канавку», «в ребро». Блок готов.
Будем использовать как прихватку для горячего. Необходимо сшить петельку 1см х8см. Закрепляем её на нужном месте.
Переходим к обработке края изделия.
Раскраиваем 2 полоски по долевой нити шириной 5 см, длина равна верхней, нижней части изделия.
Раскраиваем 2 полоски шириной 5 см, длина равна ширине боковой стороны плюс 4см на загиб (с двух сторон).
Приступаем к обработке края изделия.
Обрабатываем вначале верхнюю и нижнюю части.
Затем -боковые части.
У нас две полоски размером 5см на 15см. Складываем пополам. Закрепляем первую полоску свободными краями к краю прихватки (сгиб направлен к центру) с одной стороны, вторую с другой стороны (напротив). Прошиваем на расстоянии от края 0,5см, швом «вперёд иголку».
Загибаем полоски на обратную сторону (часть остаётся на лицевой стороне), закрепляем и прошиваем «потайным» швом или «втай».
И последняя часть. Прикладываем две оставшиеся полоски также к противоположным сторонам, они у нас длиннее на 2см, и лишнюю часть загибаем на обратную сторону с обеих сторон. Прошиваем швом «вперед иголку», захватывая и «лишнюю часть». Расправляем прошитые края и загибаем на обратную сторону вместе с верхней частью. Закрепляем и прошиваем «потайным» швом.
Прихватка готова.
Если вы изготовите другую лоскутную работу в этой технике, обязательно, как и говорили в начале, подшиваем кулиску или декоративные петли для демонстрации работы на выставке. Также напоминаю, что все лоскутные работы должны быть снабжены пришитой этикеткой из ткани с изнаночной стороны изделия или в незаметной его части. Изделие готово, если оно полностью подготовлено к демонстрации.
Слайд 11. Давайте посмотрим образцы работ с техникой выполнения лоскутного шитья «Быстрые квадраты». Видите, из полученных квадратов можно собрать различные узоры. Это зависит от того, как вы их расположите.
Из них можно изготовить блок для выполнения игрушки, подушки, одеяла и других изделий.
Слайд 12 . Подведение итогов.
Выставка работ.
Фотографирование.
Заключительное слово педагога.
Сегодня мы с вами проделали большую работу.
*Получилась ли задуманная работа?
* Что было самым сложным?
* Что бы вы хотели увидеть, узнать на других мастер-классах?
* Ваши замечания и предложения.
Думаю, что цели и задачи, поставленные вначале, были достигнуты. Надеюсь, что творческая работа увлекла вас и вы продолжите её в работе с детьми. Спасибо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.