Игры и упражнения для формирования грамматического строя речи
Оценка 4.7

Игры и упражнения для формирования грамматического строя речи

Оценка 4.7
Домашнее обучение +1
doc
воспитание
4 кл—5 кл
13.04.2023
Игры и упражнения для формирования грамматического строя речи
Ориентировка на род слова при определении предмета по его признакам.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.doc

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Чудесный мешочек

Цель: Ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам.

Материал: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор. Мешочек.

Организация:

Воспитатель обращается к детям:

-К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Она длинная, красная.)

Морковь кладут на стол.

-А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Он длинный, зеленый.) А это... (помидор). Какой помидор? (Он круглый, красный, большой.) А это... (яблоко). Оно какое? (Красное, круглое, большое.)

-Заяц хочет поиграть. Он спрятал все овощи и фрукты в мешок. Зайка опустит лапу, возьмет предмет и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у него в лапе. Внимательно слушайте:

-Она длинная, красная. Что это? (Морковь.)

Заяц «достает» морковь.

-Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.)

-Оно круглое, красное. (Яблоко.)

-Он круглый, красный. (Помидор.)

Если дети неправильно отвечают на последние два вопроса, воспитатель выделяет голосом местоимение.

-Послушай хорошо. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.


-Найдите и положите в мешок овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоко - это фрукт.

-Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания.

Разноцветный сундучок

Цель: Ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Материал: Шкатулка. Предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, матрешка и другие предметы, обозначаемые словами среднего и женского рода, — по числу детей.

Организация:

На столе у воспитателя шкатулка. В ней картинки. Воспитатель читает стихотворение:

Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Оля (Маша и т.д.), загляни.
Вынь картинку, назови.

По ходу рассматривания картинок воспитатель задает вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?». Вопросительное слово согласуется с существительным и помогает ребенку правильно сориентироваться в его родовой принадлежности.

В том случае, если на картинках буду! изображены 2—3 предмета, игра приобретает новый смысл: это упражнение в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.

 

Лото

Цель: Упражнять в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падеже).

Материал: Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и т.д.).

Организация:

Воспитатель раздает детям картинки, оставляя у себя пары к ним. Обращается к детям.

-Игра на внимание. Я буду показывать картинки, а тот, у кого такие же игрушки, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Обязательно надо назвать игрушку.

Тот, кто замешкался, отдает свою картинку воспитателю. Если ребенок быстро и правильно назвал игрушки, воспитатель отдает свою картинку ему.

В конце игры проигравшим (у кого на руках нет или меньше всех картинок) дают шуточные задания: попрыгать на одной ноге, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т.д. Задания придумывают вместе с детьми.

 

Бабушка Маланья

Цель: Соотносить слово и выразительное движение рук и пальцев.

Организация:

Все образуют хоровод, ведущий встает в середину. Все поют:

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,
С такими ушами,
С такими глазами,
С такой головой,
С такой бородой.

Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах — руки в стороны; о глазах — приставляются к лицу согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове— руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде —движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.

Ничего не ели,
На нее глядели,
Делали вот так.

Присаживаются на корточки, руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое-нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Затем в круг идет кто-нибудь другой, и игра повторяется.

Где мы были, мы не скажем

(подвижная игра)

Цель: Активизировать глагольную лексику. Соотносить слово и движение.

Организация:

Водящий отходит в сторону, а дети договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопросы водящего: «Где вы были? Что вы видали?» — дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» - и показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т.д.). Водящий должен по движениям правильно назвать действие, которое дети выполняли, употребляя форму глагола второго лица множественного числа. Например: «Вы пилили дрова». При правильном ответе дети убегают, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим.

Игра имеет два варианта: «Дед Мазай и зайцы» и «Дедушка Егор». Игру предваряет диалог:

-Здравствуй, дедушка Мазай (дедушка Егор с длинной белой бородой)!

-Здравствуйте, зайцы (дети). Где вы бывали, что вы видали?

-Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем.

Эта игра доступна не всем младшим дошкольникам. Она становится популярной в более старшем возрасте.


Лохматый пес

(подвижная игра)

Цель: Соотносить действия со звучащим словом, закреплять способы приставочного образования глаголов (подойдем, разбудим, посмотрим).

Организация:

Среди детей выбирают ребенка, который будет Псом. Он ложится на травку (коврик) и притворяется спящим. Дети на цыпочках гурьбой подходят к нему и говорят:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим,

И посмотрим, что-то будет.

После этих слов кто-нибудь из детей будит Пса (легко дотрагивается до ребенка, лежащего на коврике). Пес просыпается, по-собачьи рычит, лает, а затем бежит за детьми и догоняет их.

При повторении игры нового Пса можно выбрать при помощи считалки из числа победивших ребят.

Сова

Цель: Образовывать глаголы по звукоподражанию.

Организация:

Воспитатель обращается к детям:

- Давайте поиграем в «Сову». Тот, кого выберут Совой, садится в гнездо и до поры до времени «спит». Л все вокруг начинают бегать и прыгать: один может квакать, как лягушонок, другой — блеять, как козленок, а еще кто-нибудь - ржать, как жеребенок. Затем по крику «Ночь!» Сова откроет глаза и начнет летать. Совы всегда днем спят, а ночью охотятся. Все должны замереть. Кто пошевелится или засмеется — платит фант.

Для разыгрывания фантов используются следующие команды: пошипи, как змейка; прокукарекай, как петух; залай, как собака; затруби, как слон; зажужжи, как муха; зазвени, как комар; замяукай, как кошка; заквакай, как лягушка; закрякай, как утка; завой, как волк; зарычи, как тигр; заржи,
как лошадь; зафыркай, как еж; замычи, как корова и т.д.

Добавь слово

Цель: Дополнять предложения с пропущенным глаголом, находить нужное по смыслу слово.

Материал. Кукла Гена.

Организация:

Игра начинается со вступительной беседы о том, как дети помогают родителям, что они умеют делать.

Воспитатель. К нам в гости пришел Гена. Он тоже любит помотать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братишке и сестренке. А что умеет делать Гена, мы сейчас угадаем.

Гена. Я умею постель... убирать. (Глагол подбирают дети.)

Я умею пол... (подметать).

Я умею пыль... (вытирать).

Я умею посуду... (мыть, ополаскивать).

Я умею цветы... (поливать).

Я помогаю стол... (накрывать).

Я помогаю тарелки... (расставлять).

Я помогаю вилки... (раскладывать).

Я помогаю крошки... (сметать).

Я помогаю комнату... (убирать).

При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к ответам по указанию Гены.


Скажи наоборот

Цель: Подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы-антонимы (слова с противоположным значением).

Материал: Чиполлино.

Организация:

Воспитатель рассказывает детям историю о Чиполлино:

-Чиполлино пришел в детский сад. Все ему здесь нравится: зарядку делать, с детьми играть, лепить из пластилина, петь и танцевать, обедать и ложиться спать. Но он почему-то загрустил. Почему? Да потому что не умеет подбирать
«слова наоборот», слова с противоположным значением. Поможем Чиполлино, дети? Я буду называть слово, а вы с Чиполлино придумайте «слово наоборот», слово с противоположным значением.

Для игры подойдут следующие пары слов (антоним называют дети): входить — выходить, вбегать — выбегать, прибегать — убегать, привозить — увозить, прилетать — улетать, приходить — уходить, подплывать — отплывать, говорить - молчать, вставать - ложиться, мириться - ссориться, закрывать — открывать, надевать — снимать, одевать — раздевать, нагревать — охлаждать, смеяться - плакать, улыбаться - хмуриться, хвалить — ругать, кричать — молчать.

-Теперь Чиполлино понял, что значит наоборот.

Путешествие Буратино

Цель: Ориентироваться в смысловой стороне глагола.

Материал: Кукла Буратино.

Организация:

Воспитатель обращается к детям, говорит, что Буратино — путешественник. Он путешествовал по многим детским садам. Сейчас Буратино расскажет о своих путешествиях, и нужно отгадать, где (в каких


комнатах, залах детского сада) он побывал и когда (зимой, летом, утром или вечером) это было.

Был Буратино в комнате, где дети: намыливают руки, засучивают рукава, вытираются; расстегивают пуговицы, снимают одежду, складывают, надевают; зевают, потягиваются, застилают, заправляют, успокаиваются, отдыхают, спят; пляшут, поют, слушают, приглашают, притопывают, кружатся, кланяются; маршируют, подлезают, приседают, пролезают, сгибаются, разгибаются, спрыгивают, строятся...

Был Буратино в детском саду, когда дети: приходят, здороваются, раздеваются, переобуваются, заходят в группу; раскладывают, раздают, обедают, жуют, благодарят; одеваются, прощаются, уходят; купаются, загорают, собирают ягоды, ходят босиком; ездят на лыжах, лепят снежную бабу, катаются на санках...

Воспитатель. А сейчас покажем Буратино наш детский сад. Это у нас групповая комната.

Буратино. Ребята, а что вы делаете в своей групповой комнате? (Высказывания детей.)

Далее дети показывают Буратино спальную комнату, музыкальный зал, физкультурный зал, участок детского сада.

Летели кукушки

Цель: Активизировать использование глаголов в связной речи.

Организация:

Из играющих детей выбираются «кукушки» (2—3 ребенка), которые становятся в центр круга. Остальные дети идут по кругу и приговаривают.

Летели кукушки

Через три избушки.

Так суетились.

Так торопились.

Головками вертели,

Крыльями махали —

А куда летели,

Так и не сказали

 «Кукушки» должны выполнять движения согласно тексту. Затем ведущий спрашивает у них, куда они так торопились? Дети придумывают разные ответы: Мы летели в другой лес. Мы ищем своих птенцов, Мы улетаем в теплые края и т.д. Важно, чтобы ответ был придуман самими ребятами. Диалог может быть продолжен такими вопросами: «А когда вы вернетесь?», «Почему вы улетаете так далеко?» и т.д. Таким образом создаются условия для импровизации диалога.

Гуси

Цель: Обогащать речь однокоренными наименованиями.
Материал: Гусь, гусыня, гусята (игрушки или картинки).

Организация:

Воспитатель рассматривает с детьми игрушки (картинки):

-Это... (гусь, гусак). Он крыластый, горластый, у него красные ласты. Ноги, как ласты.

-А это —мама... (гусыня]. У гуся и гусыни—детки... (гусятки). Правильно говорить гусята. Один— гусенок, а когда их много, это — гусята. Много у гусыни гусят.

Тот, кто с гусятами близко знаком.
Знает: гусята гуляют гуськом.
Тот же, кто близко знаком с   гусаком.  
К ним ни за что не пойдет босиком.

-Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапами-ластами шлепают, переваливаются. Идут гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком.


ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

 

Угодай-ка

Цель: Ориентироваться на окончания слов согласовании существительных и прилагательных в роде

Материал: Плюшевый медведь.

Организация:

Воспитатель загадывает загадку про медведя. Дети отгадывают. Появляется медведь, здоровается с ребятами.

Воспитатель. А вот еще одну загадку послушайте: большая, лохматая, коричневая — это собака или медведь? (Ответы детей.)

Мишка. Это, конечно, я. Я большой, лохматый, коричневый.

Воспитатель. Конечно, мишка, ты большой, лохматый (подчеркнутое произнесение окончаний слов), но я-то сказала: большая, лохматая. Большая - собака, а ты — большой.

А эта загадка о ком: коричневая, веселая, смешная - это мишка или обезьяна? (Ответы детей.)

Мишка. Мы с ребятами уже знаем: смешная - обезьяна, а я — веселый и смешной.

Воспитатель. А это кто: косолапая, большелапая, меховая? (Ответы детей.)

Мишка. Правильно ребята отгадали, и я отгадал: косолапая— медведица, а я — косолапый.

Для этой игры могут быть предложены и другие вопросы-загадки. При ознакомлении с глиняными предметами, например, можно спросить:

-Коричневый, блестящий, большой — это кувшин или ваза?

-Глиняное, расписное, большое — это блюдо или ваза?

При ознакомлении со стеклянными предметами можно задать такие вопросы:

Стеклянный, прозрачный, высокий — это стакан или банка?

Стеклянная, хрупкая, прозрачная — это стакан или ваза?

Узнай по описанию

Цель: Ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.

Материал. Расписное яйцо, золотое кольцо, расписная матрешка, блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубое блюдце, голубая чашка, зеленое ведерко, зеленый совок, большая тарелка.

Организация:

У воспитателя на подносе предметы. Предлагается угадать предмет по описанию. Например: круглая, блестящая, как будто золотая? (Это пуговица.) Круглое, блестящее, золотое? (Это кольцо.)

Аналогично могут быть обыграны те же или другие предметы в играх: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Музей игрушек».

 

 Чего не стало?

Цель: Образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: Петрушка. Открытки (картинки) с изображением фруктов и овощей: яблок, груш, вишен, черешен, слив; бананов, апельсинов, лимонов, помидоров, огурцов.

Организация:

К детям в гости приходит Петрушка. Здоровается. Петрушка принес открытки. Воспитатель предъявляет детям открытки (по одной) и предлагает назвать, что на них нарисовано. Названные открытки размещаются на стенде так, чтобы
с одной стороны были существительные с нулевым окончанием, с другой — с ненулевыми окончаниями.


Петрушка хочет поиграть в игру «Чего не стало?» На стенде оставляют пять картинок, например, яблоки, груши (слева) и бананы, апельсины и лимоны (справа).

Петрушка. Хорошо запомните картинки. Запомнили? Закрывайте глаза. (Прячет бананы. На место бананов ставит огурцы.) Теперь откройте. Чего не стало? (Бананов.) Что появилось? (Огурцы.) Снова закройте глаза. (Убирает яблоки. На их место ставит груши.) Открывайте глаза. Чего не стало?
(Яблок.)

Дети могут ошибаться. Кто-то выкрикивает правильно, кто-то — нет.

Воспитатель. Как же правильно сказать? Надо говорить: не стало яблок. Запомнили? Не стало бананов, не стало яблок.

Аналогичным образом обыгрываются другие открытки. В другой раз в игре можно использовать открытки с изображением цветов: ромашек, гвоздик, незабудок, ландышей, тюльпанов, роз, Можно провести игру и с предметами: с кисточками, красками, карандашами, ножницами, тетрадями,
свечами, ключами: можно использовать длинную морковь и длинный огурец, круглое яблоко и круглый апельсин, вытянутое яйцо и вытянутый лимон.

Чего не хватает Мише для прогулки?


 


Цель: Образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Материал: Картинки с изображением зимней одежды: валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка.

Организация:

Воспитатель обращается к детям:

-Я вам расскажу историю про двух мальчиков. Мальчиков звали Толя и Миша. Толя аккуратный. У него зимняя одежда аккуратно сложена в шкафчике. Какая зимняя одежда лежала у Толи в шкафчике?


Дети называют предметы одежды. По ходу называния воспитатель выставляет на стенде картинки. Если дети что-то не назвали, показывается картинка-подсказка, и дети ее называют.

-Толя быстро собрался на прогулку. Надел носки, рейтузы, валенки... (Снова перечисляются предметы; по мере называния картинки со стенда убирают.) А Миша никак не может собраться. Он был неаккуратный, разбросал одежду. Нашел только шарф и шапку. Чего еще не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?

 Дети называют по памяти сами. Воспитатель выставляет на стенд соответствующие картинки. Если дети ошибаются, воспитатель ненавязчиво поправляет: не хватает носков, валенок и т.д.

Кафетерий

Цель: Обратить внимание детей на то, что некоторые слова не изменяются в речи.

Материал: Поднос с кубиками.

Организация:

Воспитатель обращается к детям:

-В нашем магазине работает кафетерий. Вы можете отдохнуть и выпить чашечку чаю, кофе, какао или сока. Я хотела бы чашечку какао. А вам кофе? Кофе с молоком или черный? А вам чаю? Чай с молоком или с лимоном?

Воспитатель обходит детей, протягивая им поднос с кубиками. Дети называют, чего бы они хотели выпить, изображают питье. В конце игры воспитатель обращается к детям:

-Ребята, а вы обратили внимание, что слова кофеи какао не изменяются. Мы говорим: выпить сока, выпить чаю (подчеркнутое произнесение окончаний), но черного кофе, какао.

 

 

Огородник

(русская народная игра)

Цель: Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу). Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.

Материал: Палка.

Организация:

Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем - репой, редькой, луком, морковью, редисом и т.д. — и становится в круг. Один из участников игры - Огородник — выходит на середину круга и случит палкой по земле.  Его спрашивают:

-Кто там?

-Огородник.

-За чем пришел?

-За репой!

После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена.
Посередке толста,
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Кто к ней ни подойдет,
Всяк за вихор возьмет.

Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот, на кого ведущий укажет (глазами или жестом), подает голос, стараясь его изменить:

—  Я репа, ау!

Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает верно. Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор. 

Холодно — тепло

Цель: Образовывать степени сравнения наречий.

Организация:

Один из играющих назначается (выбирается считалкой) водящим. Он выходит за дверь. Остальные прячут где-то в комнате на видном месте какую-нибудь игрушку (водящий не знает какую). Затем зовут водящего. Он начинает искать игрушку, а все участники комментируют поиск: если он приближается к игрушке, то говорят тепло, теплее, совсем тепло, горячо; если удаляется от игрушки — прохладно, холодно, еще холоднее, совсем холодно.


 

Ленивая Бручолина

Цель: Учить детей составлять короткие описания игрушек. Передавать содержание сказки в процессе драматизации.

Материал: Игрушки: кукла-бабушка, кукла-внучка, заяц, коза, лошадка, пчела. Корзинка. Мяч.

 Организация:

Воспитатель приглашает детей подойти и посмотреть посылку, которую принес почтальон. Дети обнаруживают корзинку с игрушками, окружают ее.

-Интересно, кто в корзине? Давайте посмотрим. Это кукла-бабушка. Как вы думаете, почему это бабушка? (У нее седые волосы, одежда, как у бабушки.) А это — ее внучка. Скажите девочке, какая она красивая и нарядная. (Высказывания детей.)

-Хотите подержать в руках зверюшек, которые в корзине? Опишите их так, чтобы было понятно, что они вам очень нравятся. Кто хочет описать зайку (козу, лошадку)?

Дети рассматривают игрушки, коротко описывают их. В случае необходимости воспитатель помогает: это..., он..., у него..., мне нравится, потому что...

-Сейчас я вам расскажу историю, которая произошла с этой девочкой и ее бабушкой. Садитесь скорее и слушайте. Девочку зовут Бручолина. Она пришла к нам из итальянской сказки. Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая речь действиями с игрушками.

Ленивая Бручолина

(итальянская сказка в обработке Л. Вершинина)

Жила в одном селении девочка, которая не любила ходить ножками. Звали эту ленивую девочку Бручолина. И была у нее бабушка, старенькая, седая.

Вот однажды пошла бабушка с внучкой на лужок, цветы собирать. Нарвали они большой букет ромашек и одуванчиков и не спеша отправились домой.

Но очень скоро Бручолине надоело идти самой, она остановилась и захныкала:

-Хочу на ручки, хочу на ручки!
Стала ей бабушка выговаривать:

-  И не стыдно тебе! Ведь ты уже совсем большая! Не возьму
тебя на руки! — повернулась и учила.

Села Бручолина на землю и заплакала:

-  Кто меня отнесет домой?
Бабушка моя ушла...

Прибежал зайчик: «Садись, я тебя отнесу».

Уселась зайцу на спину, и косой поскакал по тропинке. Но ведь
зайцы — народ пугливый. Вот и наш зайчишка при каждом шорохе спешил спрятаться в лесок. Лежит за пеньком, не шелохнется, только усики еле заметно подрагивают.

Устала Бручолина ждать, пока у трусишки страх пройдет... Прислонилась Бручолина к дереву, стоит пригорюнившись, вот-вот расплачется. Очень ей себя жалко. Она и в самом деле заплакала:

— Кто меня отнесет домой?
Бабушка моя ушла,

Заяц всего боится...


Подбежала козочка: «Садись, я тебя отнесу».

Села Бручолина к ней на спину; и коза поскакала вперед. «Ой, сейчас упаау!» — испугалась Бручолина.

И только она об этом подумала, как и вправду свалилась на землю.

Встала она, отряхнулась, смотрит — а козочки и след простыл. Тут уж Бручолина не на шутку испугалась. Закричала она что было силы:

- Кто меня отнесет домой?

Бабушка моя ушла,

Заяц всего боится,

Ко за убежала...

Подскочила к ней лошадка: «Я тебя отнесу». Лошадка опустилась на колени, подождала, пока Бручолина взобралась к ней на спину. Потом поднялась и поскакала.

Бручолина обеими руками уцепилась за лошадиную холку, но все-таки не удержалась и упала прямо в траву. Лежит в траве и горько плачет:

-Кто меня отнесет домой?
Бабушка моя ушла,

Заяц всего боится.

Коза убежала...

Лошадка скачет во весь опор...

Мимо пролетела пчела.

-Ж-ж-ж-ж! Попробуй лучше идти ножками, - посоветовала она Бручолине. И улетела.

Никто больше не хотел помочь ленивой девочке. Пришлось ей самой добираться до дому. Сначала она шла медленно, потом все быстрее и быстрее. Когда она вбежала в дом, бабушка накрывала уже на стол. Ничего не сказала она внучке. Стояла и, улыбаясь, смотрела, как Бручолина с аппетитом ест.

-Покажите, как сначала медленно и тяжело брела Бручолина: топ-топ-топ. А потом она пошла побыстрее: топ-топ-топ. А потом побежала быстро-быстро: топ-топ-тон.


-Какая Бручолина в этой сказке? (Ленивая.) А чайка? (Пугливый, трусливый.) Зайка пугливый, но добрый. Он хотел помочь девочке.

-Хотите разыграть эту сказку? Кто хочет быть бабушкой (Бручолиной и т.п.)?

Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют действия с игрушками, разыгрывают диалоги. Игра повторяется 1—2 раза.

 

 Кто бы мог предположить?

Цель: Побуждать детей поддерживать ролевой диалог в процесс игры-драматизации. Учить составлять короткие описания игрушки. Образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Активизировать прилагательные.

Материал: Игрушки: плюшевый медвежонок, королева-пчела (игрушка-самоделка).

Организация:

Воспитатель вносит в групповую плюшевого медвежонка и предлагает детям поприветствовать его, познакомиться с ним.

-Нравится вам медвежонок? Скажите ему много-много ласковых слов, расскажите, какой он красивый. Что вы о нем знаете? (Свободные высказывания детей.)

- Это медвежонок по имени Миша. Ласково можно сказать: медвежоночек, Мишенька, Мпшутка, медведюшко. Он пушистый, мягкий, добрый. У Мишки большие теплые лапы и холодный черный нос. А глазки — как пуговки. Мишка живет в лесу.

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.


-Кто хочет рассказать про Мишку? (По желанию.)                                       Воспитатель обобщает высказывания детей, интонацией побуждает завершать начатые фразы.

-Как-то раз Мишка полез за медом на дерево. Под ним стали скрипеть и ломаться ветки. Послушайте, что было дальше.

Воспитатель читает стихотворение.

Кто бы мог предположить?
Ночной порой в глуши лесной
Медведь к дуплу пробрался
И сладкий мед из липких сот
Уже достать собрался.
Но задрожал и зажужжал
Пчелиный рой от гнева.

-Ворюгу вон! — взлетев на трон.
Вскричала королева.

Медведь в затылке почесал
И молвил без укора:
-Ну кто бы мог предположить.
Что я похож на вора?

У. Де Ли Мэр, перевод В. Лунина

-Не досталось Мишке меда. Стал он чмокать губами и облизываться. Вот так. (Педагог медленно проводит языком от края до края по нижней губе. Дети выполняют упражнение 5—6 раз.) И вот так. (Воспитатель достаточно быстро проводит языком по верхней губе. Дети повторяют движение 5—6 раз.)

Разбуженный пчелиный рой громко жужжит: «Жжж-жжж-жжж». Мишка убежал. Пчелы стали успокаиваться и жужжать тише: «Жжж-жжж-жжж». (Дети имитируют жжужание пчел.)

- Давайте разыграем эту историю. Кто будет медвежонком?  Кто королевой-пчелой?  Мальчики будут изображать большие ветки деревьев, а девочки — пчел.

Воспитатель рассказывает историю и побуждает детей выполнять действия персонажей и разыгрывать диалоги.

-Медвежонок Миша захотел отведать меда. Полез он на дерево. А ветки под ним скрипят: «Др-р-р, др-р-р, др-р-р». Сучки ломаются: «Дрь-рь-рь, дрь-рь-рь, дрь-рь-рь». Добрался медведь до улья, разбуженные пчелы как зажужжат: «ж-ж ж. ж-ж-ж, ж-ж-ж». Королева-пчела как закричит: «Негодник! Разбойник! Вор! Прочь отсюда!» Мишка испугался и убежал. Сидит под де-
ревом и удивляется: «Кто бы мог подумать, что я вор?!»

По желанию детей игра повторяется несколько раз, при этом мальчики и девочки меняются ролями.

В конце занятия дети прощаются с Мишкой, приглашают приходить еще.

Я веселая игрушка,
а зовут меня Петрушка

Цель: Активизировать глаголы.

Материал: Игрушки: Петрушка, чашка, чайник, часы, очки, ключи, мячик, свеча, щетка, клещи, балалайка. Корзина, накрытая салфеткой.

Организация:

Петрушка (воспитатель) вносит в группу корзину с различными предметами и игрушками (чашка, чайник, часы, очки, ключи, мячик, щетка, клещи, свеча, балалайка). Дети встают в кружок и общаются с Петрушкой.

Петрушка. Здравствуйте, дети. Вы меня узнали? Да, я веселая игрушка, а зовут меня... (Петрушка). Я вам принес много интересных предметов. Хотите посмотреть? Будем угадывать предметы на ощупь и говорить, зачем они нужны.

Таким образом дети достают из корзины все предметы. Предметы выставляют на столе.

Воспитатель. Садитесь на стулья. Поиграем. Закройте глазки. Крепко-


крепко закройте. (Прячет чашку в корзину.) Открывайте глаза. Что спрятал Петрушка? (Ответ.) Зачем Петрушке чашка? (Ответ.) Кто хочет помочь Петрушке спрятать предметы? Иди, Оля. Скажи детям: «Закройте глаза». И так далее. (Аналогичным образом прячут все остальные игрушки, кроме балалайки. В роли водящего выступают 2—3 ребенка.)

Петрушка. Мне пора уходить. На прощание поиграем в игру. Встаньте в круг. Я буду называть слова, а вы на каждое слово будете перебрасывать мяч соседу. Если услышите в слове звук [ч], то перебросьте мяч мне. (Используются слова, из игры «Угадай на ощупь».)

В заключение дети прощаются с Петрушкой. Приглашают заходить еще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ

 

Размытое письмо

Цель: Упражнять в составлении распространенных предложений.

Материал: Игрушечный мишка.

Организация:

- Медвежонок получил письмо от брата. Но дождем размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо:

«Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что... Я долго блуждал по лесу и... Выйдя на поляну, я попал... Я попал в яму, потому что... Там было так глубоко, что... Если бы у меня была лестница, то... Я так долго ревел в яме, что... Пришли охотники и... Теперь я живу в... У нас есть площадка для... На площадке для молодняка много... Мы играем с... За нами ухаживают... Они нас любят, потому что... Скоро к нам придет дрессировщик из... Надеюсь попасть в... Как здорово уметь... Жди следующего письма из... До свидания. Топтыгин».

Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложение.

Живые слова

(дидактическая игра)

Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Организация:

Каждый ребенок изображает слово. Воспитатель:

Пусть Петя изображает слово «медвежонок», Оля—слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мед.) Прочитаем предложение: «Медвежонок любит мед». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мед любит.) Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мед любит медвежонок.) Заменим слово «мед» другим. Коля будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение. (Кувыркаться любит медвежонок.) А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться.)

-Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, медвежонок любит малину, медвежонок спит...)

 

Где я был?

Цель: Образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

Организация:

-Отгадайте, ребята, где я была. Я видела медуз, морских коньков, акул. (На море.)

-А теперь вы загадайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только надо говорить, кого вы видели много: много волков или бабочек, например.

Главное в этой игре — не отгадывание, а загадывание.

Пиф считает

Цель: Образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: Собака Пиф из театра бибабо.

Организация:

Воспитатель. Дети, к нам пришел совершенно необыкновенный пес. Как тебя зовут, пес?

Пес. Я Пиф. Я умею считать. Вот спросите меня: «Пиф, Пиф, сколько у тебя хвостов?» — и я отвечу.

 Воспитатель. Пиф, сколько у тебя хвостов?

Пиф. У меня один хвост. А теперь спросите про нос. (Обращается к кому-


нибудь из детей.)

Ребенок.  Пиф, Пиф, сколько у тебя носов?

Пиф. У меня один нос. А теперь спросите про уши (про брови, глаза, рот, щеки, лапы).

Пиф не отвечает на вопрос до тех пор, пока ребенок не образует правильную форму.

 

 Три линейки

Цель: Ориентироваться на окончание слов при определении родовой принадлежности существительных.

Материал: Лесенка, имеющая три ступеньки. Мелкие игрушки и предметы, обозначаемые существительным мужского, женского и среднего рода (блюдце, ведро, яйцо, яблоко, полотенце, кольцо, совок, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрешка). Поднос.

Организация:

-У нас есть разные предметы на подносе. Рассмотрите их. Надо разложить эти предметы так, чтобы на нижней ступеньке были те предметы, про которые мы говорим один, на второй — одна, на третьей - одно. Найдите предметы, про которые мы говорим один.

Ребенок выбирает предмет. Педагог предлагает проверить себя:

— «Один совок». Можно так сказать? Можно.

Таким образом раскладываются все предметы. Сначала «один», потом «одна», потом «одно».

 

Отгадайте кличку

Цель: Придумывать образные слова, характеризующие игрушечные персонажи.

Материал: Рыжий лисенок и черный щенок.

Организация:

В гости к детям приходят игрушки. Они предлагают детям отгадать, как их зовут.

-Как вы думаете, ребята, как зовут лисенка? Лисенок хитрый, хвост у него пушистый. Он рыжий, почти оранжевый, как солнышко. Догадались? Как могут его звать? Лисенок, тебя зовут Рыжик? Оля, спроси ты лисенка.

Дети называют разные клички. Когда фантазия иссякнет, воспитатель подсказывает: «Меня зовут Огонек». Аналогично характеризуется щенок. Он веселый, смешной, прыгучий, быстрый, черный, как уголь. Дети ищут кличку и находят: Уголек.

Уголек и Огонек предлагают детям загадки: «Как зовут их друга — гнома, который стесняется? Который любит спать? Всегда ворчит? Без конца чихает? Любит чистоту?». В заключение можно прочитать стихотворение И. Токмаковой «Гном» о гноме — любителе чистоты.

 

Король

(народная игра)

Цель: Соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию.

Организация:

Кто-то из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:

-Здравствуй, Король!

-Здравствуйте! — отвечает он.
-Нужны вам работники?

-Нужны.

-Какие?


Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швею, повара, прачку и т.д.). Король должен отгадать работу каждого из ребят, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит детей, и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если Король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т.д., пока наконец не угадает.

Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места. Если он не поймает никого, то опять остается Королем на следующую игру.

Смысл игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а через это заставить Короля подольше исполнять свою роль.

.

 У реки росла рябина.

А река текла, рябила.

Цель: Побуждать детей рассуждать, используя сложноподчиненные предложения.

Материал: Мяч. Веревка. Картинки с изображением аквариумных рыбок, а также щуки, карася, сома, окуня, ерша, рака. Кассета с записью песенки ручейка.

Организация:

Воспитатель включает запись песенки ручейка. Дети собираются около воспитателя.

-    Как вы думаете, о чем эта музыка? О чем она вам рассказала? (Свободные высказывания детей.) Эта запись называется «Шум реки». Река течет, журчит, переливается. Перекатывает волны: шух... (вместе с детьми воспитатель делает выразительные движения).


-    Вот река. (Раскладывает на полу веревку и перевернутые картинки с изображением рыб.) В ней плавают рыбы. Каких рыб вы знаете?(Свободные высказывания детей.)

-    Давайте посмотрим, какие рыбы живут в нашей реке. Закинем удочки... ух... (выразительные движения). Посмотрим, кого вы поймали? (Некоторые дети по просьбе воспитателя поднимают с полу картинки, переворачивают их и называют. Картинки выставляют на мольберте. Дети садятся на стулья.)

-    А это кто же мне попался на удочку? (Выставляет на мольберт картинку с изображением рака.) Как вы думаете, рак — это рыба? Почему? (Рассуждения детей.) Давайте вспомним, что кроме рек есть еще пруды, озера, моря и океаны. Кто в них живет?   (Свободные высказывания детей.) Чем отличаются рыбы от других обитателей водоемов? (Рассуждения детей.) Рыбы все время находятся в
воде и дышат жабрами. Они не могут жить на суше. У них есть плавники и хвост (воспитатель показывает картинку), которые помогают им плавать. Тело рыб покрыто чешуей.

-    А как по-вашему, рыбы между собой говорят, общаются? (Свободные высказывания детей.)

-   Рыбы издают разные звуки, которые мы не слышим, а рыбы слышат. Так они разговаривают, общаются.

Представьте, что вы рыбы.  Будем передавать сообщения. (Воспитатель вызывает 4 детей.) Петя, Сережа, Аня, Юра, идите к столу. Юра, придумай сообщение и передай его тихо на ухо Ане; Аня — Сереже, Сережа — Пете, а Петя — нам. Какое сообщение передал Юра? Что тут не так? И т.д. (Повторить 2—3 раза.)

- Представьте себе, что мы находимся на речном берегу. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. А теперь мы будем идти по кругу и читать считалку. (Сначала медленно и тихо, а затем быстрее и громче. Считалка повторяется 2 раза.)

У реки росла рябиня.
А река текла-рябила.
Посредине глубина.
Там гуляла рыбина.
Эта рыба, рыбий царь.
Называется пескарь.

-А сейчас «Хохотальная путаница». Попробуйте распутать. Что не так? (Жестом приглашает детей сесть на стулья.) Чудо-юдо рыба кит. Что не так? (Рассуждения.) Да, кит — не рыба. У него нет жабер. Он дышит легкими.

Царь пескарь живет в дупле...

Рыбы по небу летают.

У рыбки ушки на макушке.

Лягушка-крякушка.

Шука зубастая, усастая, глазастая.

Рыба рак пятится назад.

- А сейчас вы все перевоплотитесь в рыб, лягушек, крякушек — обитателей водоемов. Покажите, как они плавают, прыгают, крякают. Порезвитесь немножко.

Какой, какая, какое

Цель: Ориентировать детей на грамматическую форму слова.

Материал: Мяч.

Организация:

Давайте поиграем. Встаньте в круг. Я буду бросать мяч и задавать вопросы, например: «О чем можно сказать "большой"»? Кто поймает мяч, должен дать ответ и перекинуть его мне.

 Вопросы: О чем можно сказать «большая» («веселый», «голубой», «голубое» и т.п.).


СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ

Какой, какая, какое

Цель: При согласовании слов ориентироваться на их окончания.

Организация:

После чтения русской народной сказки «Лиса и козел» воспитатель задает детям вопросы.

-   Какой был колодец? (Глубокий, темный, грязный, сырой.)

-   Что еще можно назвать словом «холодный»? (Снег, лед, воздух, ветер.)

-   А что можно назвать словом «холодная»? (Зиму, снежинку, сосульку, льдинку.)

-   Холодный, голубой, прозрачный — это река или ручей?

-   Голубая, стеклянная, хрупкая — это блюдце или чашка?

Проводя это упражнение, воспитатель следит, чтобы дети четко произносили окончания, правильно согласовывали прилагательные с существительными.

Слова-родственники

Цель: Учить подбирать однокоренные слова к заданному слову.

Организация:

При рассматривании картины «В школу» воспитатель задает детям вопросы.

-Послушайте слова: учить, учитель, учительница. Какая часть у этих слов-родственников общая? А у слова школа есть родственные слова? (Школьник, школьный, школьница.)

Дети отгадывают загадки о лесных обитателях: ежике, зайце, медведе.

-Где живут эти животные? (В лесу.) Какие слова можно образовать от слова лес? (Лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок.)


При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы:

-   Как называется тропинка в лесу? Не в парке, не в саду, а в лесу? (Лесная.}

-   Как называют человека, который работает в лесу? (Лесник.}

-   Как называется сказочный человечек, который живет в лесу? (Лесовичок.)

-А теперь повторите слова, которые вы вспомнили и назвали.

Аналогично проводится упражнение со словами: снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежинка, снежный, заснеженный; зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка, зимовщик; весна, весенний, веснушки, веснянка.

Хорошо — лучше

Цель: Учить образовывать степени сравнения прилагательных и наречий.

Организация:

После чтения рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» воспитатель обращается к детям.

- Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень — лучше. Давайте сравнивать: весна теплая, а лето теплее, или более теплое; трава зеленая, а после дождя она... (зеленее), или более... (зеленая); поздней осенью холодно, а зимой... (холоднее), более... (холодно). Далее дети самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных (чистый, высокий, стройный, веселый, теплый, сильный). Воспитатель обращает внимание детей на то, что степень сравнения можно образовать по-разному. Например, можно сказать сильнее, а можно более сильный.

Домашние животные

Цель: Упражнять детей в образовании наименований детенышей животных в родительном падеже множественного числа, образовывать относительные прилагательные.


Организация:

Воспитатель рассматривает с детьми картины из серии «Домашние животные». Задает вопросы.

-Вспомните, как называются детеныши животных. У лошади — жеребенок, много — ... (жеребят). У коровы — ... (теленок), много... (телят). У свиньи... У козы...

-Как называют детеныша собаки? (Щенок.) Один — щенок. Несколько, много... (щенков, щенят).

Воспитатель объясняет, что можно сказать: щенки, много щенков (щенят), много щенят.

-Если у теленка длинные ноги, то как можно назвать его одним словом? (Длинноногий.) Если у него большие глаза, он... (большеглазый).

Новенькая

Цель: Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных; в словообразовании.

Организация:

Воспитатель рассказывает:

-Таня первый раз пришла в детский сад. Она ничего не знала о том, что надо делать, как себя вести. Стала Таня собираться на прогулку. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы...)

А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, ботинок...)

-   Таня была еще маленькая и не очень хорошо знала, куда что надо класть. Давайте ей поможем.

-   Хлеб кладут... (в хлебницу), сахар — ... (в сахарницу), конфеты... (в конфетницу), мыло... (в мыльницу), салфетки... (в салфетницу), яйцо... (в подставку для яиц), масло... (в масленку), соль насыпают... (в солонку).

-   Потом Тане показали картинки с изображением зверей, но она не очень хорошо знала, как называют их детенышей.

Давайте все вместе поможем ей правильно назвать малышей. Кто у зайца? (Зайчата.) У волка? (Волчата.) У кролика? (Крольчата.). У белки? (Бельчата.) У галки? (Галчата.)

Первая рыбка

Цель: Обратить внимание детей на го, как разные суффиксы меняют смысл слова.

Организация:

После чтения рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» воспитатель обращается к детям.

-   Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) (Если дети называют не все слова, воспитатель зачитывает соответствующий отрывок.)

-   Почему одну и ту же рыбку в рассказе автор называет по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»?

-   Когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот
и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка» (этот вывод воспитатель формулирует после ответов детей).

Скажи наоборот

Цель: Упражнять в образовании слов с суффиксами оценки.


Организация:

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово. В ответ надо назвать слово с противоположным значение.

Слова: большущий — малюсенький, домишко — домище, медведюшко —


медведище, длинненький — длиннющий, широконький — широченный, волчишко — волчище, сараюшко —сараище и т. п.

 

Щенок за обе щеки
Уплетает из щавеля щи

Цель: Учить детей самостоятельно составлять короткие тексты-описания. Активизировать глаголы. Побуждать к играм со словами, звуками (словотворчеству). Образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: Мяч.

Организация:

Воспитатель предлагает детям послушать скороговорку. (Дети стоят вокруг воспитателя.)

Щенок за обе щеки
Уплетает из щавеля щи.

Дети идут по кругу и читают скороговорку сначала медленно и очень четко, потом побыстрее. Читают скороговорку на одном выдохе.

-Какой звук часто встречается в этой скороговорке? (Звук [щ].)

-Посмотрите, к нам в гости пришел щенок. Поприветствуем его: «Здравствуй, щенок». Давайте попробуем отгадать кличку щенка. Придумайте кличку, чтобы она подходила этому щенку. Внимательно посмотрите на него. (Дети придумывают разные клички.)

-У щенка черная шерстка. Как его можно назвать? Нашего щенка зовут Уголек, потому что он черный, как уголь. (Если игрушка другого цвета, можно дать ей другую кличку.) Наш Уголек необыкновенный. Он умеет считать. Давайте попросим его сосчитать свои лапы. Уголек, сколько
у тебя лап? Щенок: «Ав-ав, ав-ав». У меня четыре лапы. А теперь спросите него про глаза (уши, нос, брови). Уголек молодец. Он умеет не только


считать. Расскажите, что еще умеет делать наш щенок. (Высказывания детей.) Расскажите, какой щенок по внешнему виду, по характеру. Сочинять надо так, чтобы получился рассказ. (Высказывания детей.)



Дятел на дубе сидит

Цель: Учить детей составлять короткие сюжетные рассказы, используя картинки фланелеграфа. Активизировать процесс словообразования, побуждать к объяснению смысла мотивированного слова.

Материал: Мяч. Картинки: деревья, цветы, медведь, ежик, белочка, лиса, заяц, лось с лосенком, бабочка, грибы, девочка с корзинкой. Бинокль (игрушка-самоделка).

Организация:

Воспитатель собирает детей в круг. Дети идут по кругу и читают скороговорку (не спеша и не громко).

Дятел на дубе сидит
И в дубу дупло долбит.

Дети изменяют направление движения и читают скороговорку быстрее. Дети садятся на стулья полукругом.

-   Как называется лес, в котором растут дубы? (дубрава) березы? (березняк) елки? (ельник).

-   В лесу много разных птиц. Каких? (Ответы детей.) Почему так называются снегири? (Прилетают к нам зимой, когда лежит снег.) Синички? (Песенка у синичек: «Син-ьсинь». У них есть синие перышки в оперении.) Трясогузки? (Птичка все время трясет хвостиком.) Кукушка? (Кукует.)

-   В лесу под деревьями растут грибы. Какие? (Ответы детей.) Почему так называются лисички (подберезовики, подосиновики, поддубовики, боровики, опята)?


- Вот волшебный лес. (Выкладывает на фланелеграфе картину: лес, деревья, идет медведь, ежик несет яблоко, белочка вешает грибы, лиса крадется за зайцем, идут лось с лосенком, бабочка сидит на цветке.) Давайте рассмотрим его в бинокль. Володя, подойди ко мне. Вот тебе бинокль. Расскажи детям, что ты видишь, что происходит в лесу, так, чтобы получился рассказ. (Спросить 2—3 желающих.)

-    Пофантазируем. Расскажите, что еще вы могли бы встретить в лесу. Что могло произойти.

-    Разбейтесь на пары. Договоритесь, что будете рассказывать. Кто будет начинать, а кто продолжать и завершать. (Спросить по желанию 2—3 пары.)

 

Я по камешкам пошел,                                                                                   Шубу шелкову нашнл

 

Цель: Вовлекать детей в диалогическое общение. Побуждать задавать вопросы и отвечать на них. Образовывать однокоренные слова – наименования людей, предметов, машин.

Материал: Мяч.

Организация

Воспитатель читает детям скороговорку. (Дети стоят в кругу.)

Я по камешкам пошел,
Шубу шелкову нашел.

Дети разбиваются на команды по 4 человека и соревнуются, кто быстрее и четче произнесет скороговорку. Победителям — аплодисменты.

Дети разбиваются на две команды. Проводится игра «Эрудиты».

Вопросы:

-Как называется пальто из меха? (Шуба.) Пальто из овчины? (Дубленка.)

-Кто бегает на коньках? (Конькобежец.) На лыжах? (Лыжник.)

- Кто танцует? (Танцор.) Кто танцует на коньках? (Фигурист.)
-Как называются спортсмены, которые соревнуются на мотоциклах? (Мотоциклисты.) На велосипедах? (Велосипедисты.)

-Как называется машина, на которой можно проехать по снегу, по земле и по воде? (Вездеход.)

-На чем летают по воздуху? (На самолете, на вертолете, на ракете.)

-Назовите городской транспорт. (Метро, троллейбус, автобус, трамвай, такси.) Водный транспорт. (Пароход, лодка, ракета, катер.)

-Кто управляет автомобилем? (Шоферы.) Лодкой? (Гребцы.)

-Какие машины убирают снег? (Снегоуборочные.) Роют землю? (Экскаваторы.)

-Где хранят продукты в холоде? (В холодильнике.) Чем убирают пыль? (Пылесосом.)

Далее команды задают друг другу по 3 каверзных вопроса. Команде-победителю — аплодисменты.


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

Найдите и положите в мешок овощи

Найдите и положите в мешок овощи

Организация: Воспитатель раздает детям картинки, оставляя у себя пары к ним

Организация: Воспитатель раздает детям картинки, оставляя у себя пары к ним

Ничего не ели, На нее глядели,

Ничего не ели, На нее глядели,

Лохматый пес (подвижная игра)

Лохматый пес (подвижная игра)

Кто пошевелится или засмеется — платит фант

Кто пошевелится или засмеется — платит фант

Скажи наоборот Цель: Подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы-антонимы (слова с противоположным значением)

Скажи наоборот Цель: Подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы-антонимы (слова с противоположным значением)

Был Буратино в комнате, где дети: намыливают руки, засучивают рукава, вытираются; расстегивают пуговицы, снимают одежду, складывают, надевают; зевают, потягиваются, застилают, заправляют, успокаиваются, отдыхают, спят; пляшут,…

Был Буратино в комнате, где дети: намыливают руки, засучивают рукава, вытираются; расстегивают пуговицы, снимают одежду, складывают, надевают; зевают, потягиваются, застилают, заправляют, успокаиваются, отдыхают, спят; пляшут,…

Головками вертели, Крыльями махали —

Головками вертели, Крыльями махали —

ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ Угодай-ка

ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ Угодай-ка

Стеклянный, прозрачный, высокий — это стакан или банка? —

Стеклянный, прозрачный, высокий — это стакан или банка? —

Петрушка хочет поиграть в игру «Чего не стало?»

Петрушка хочет поиграть в игру «Чего не стало?»

Дети называют предметы одежды.

Дети называют предметы одежды.

Огородник (русская народная игра)

Огородник (русская народная игра)

Холодно — тепло Цель: Образовывать степени сравнения наречий

Холодно — тепло Цель: Образовывать степени сравнения наречий

Сейчас я вам расскажу историю, которая произошла с этой девочкой и ее бабушкой

Сейчас я вам расскажу историю, которая произошла с этой девочкой и ее бабушкой

Подбежала козочка: «Садись, я тебя отнесу»

Подбежала козочка: «Садись, я тебя отнесу»

Какая Бручолина в этой сказке? (Ленивая

Какая Бручолина в этой сказке? (Ленивая

Кто хочет рассказать про Мишку? (По желанию

Кто хочет рассказать про Мишку? (По желанию

Воспитатель рассказывает историю и побуждает детей выполнять действия персонажей и разыгрывать диалоги

Воспитатель рассказывает историю и побуждает детей выполнять действия персонажей и разыгрывать диалоги

Прячет чашку в корзину.) Открывайте глаза

Прячет чашку в корзину.) Открывайте глаза

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ Размытое письмо

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ Размытое письмо

Медвежонок мед любит.) Пусть теперь первое слово станет последним

Медвежонок мед любит.) Пусть теперь первое слово станет последним

Ребенок. Пиф, Пиф, сколько у тебя носов?

Ребенок. Пиф, Пиф, сколько у тебя носов?

Организация: В гости к детям приходят игрушки

Организация: В гости к детям приходят игрушки

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швею, повара, прачку и т

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швею, повара, прачку и т

Вот река. (Раскладывает на полу веревку и перевернутые картинки с изображением рыб

Вот река. (Раскладывает на полу веревку и перевернутые картинки с изображением рыб

А река текла-рябила. Посредине глубина

А река текла-рябила. Посредине глубина

СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ Какой, какая, какое

СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ Какой, какая, какое

При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы: -

При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы: -

Организация: Воспитатель рассматривает с детьми картины из серии «Домашние животные»

Организация: Воспитатель рассматривает с детьми картины из серии «Домашние животные»

Потом Тане показали картинки с изображением зверей, но она не очень хорошо знала, как называют их детенышей

Потом Тане показали картинки с изображением зверей, но она не очень хорошо знала, как называют их детенышей

Щенок за обе щеки Уплетает из щавеля щи

Щенок за обе щеки Уплетает из щавеля щи

Расскажите, что еще умеет делать наш щенок

Расскажите, что еще умеет делать наш щенок

Вот волшебный лес. (Выкладывает на фланелеграфе картину: лес, деревья, идет медведь, ежик несет яблоко, белочка вешает грибы, лиса крадется за зайцем, идут лось с лосенком,…

Вот волшебный лес. (Выкладывает на фланелеграфе картину: лес, деревья, идет медведь, ежик несет яблоко, белочка вешает грибы, лиса крадется за зайцем, идут лось с лосенком,…

Кто танцует? ( Танцор.) Кто танцует на коньках? (Фигурист

Кто танцует? ( Танцор.) Кто танцует на коньках? (Фигурист
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2023