"Игры математического содержания, развивающие у детей целенаправленное внимание"

  • docx
  • 15.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Игры, математического содержания.docx

 

ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ У ДЕТЕЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ

 

 

Общеизвестно, что важно развивать и тренировать внимание ребенка, а также воспитывать готовность ребенка быть внимательным всегда. Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению. А помочь в этом деле могут дидактические игры, так как игра составляет основное содержание жизни детей дошкольного возраста, создает зону ближайшего развития ребенка, и потому выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением.

В связи с тем, что современные подходы к организации дошкольного образования указывают на два основных направления развития ребенка-дошкольника:

 1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей;

2. Обеспечение интеллектуального, личностного развития, проблема развития внимания в дошкольном возрасте с помощью организации игровой деятельности является актуальной. Увлечение игрой повышает способность к целенаправленному вниманию, обостряет наблюдательность, воспитывает сосредоточенность, настойчивость

Внимательным быть необходимо во многих жизненных ситуациях. О цепком непроизвольном внимании детей ходят легенды. Обычно родители возмущенно-восторженно рассказывают: «Это же надо! И когда только успел заметить?!» или «Один раз при нем произнесли это слово!» Целенаправленное внимание таких восторгов не вызывает, над ним «бьются», его воспитывают, развивают.

Необходимо воспитывать и развивать установку на внимание, наблюдательность. У разных детей разный объем внимания, разное переключение, колебания внимания. К сожалению, многие виды работ дети делают невнимательно, механически, отсюда и ошибки в выполнении задания. Значит необходимо хорошо сосредоточиться на задании, выключиться, тогда ошибок не будет. Когда дети увлечены игрой, они вполне самостоятельно преодолевают различные трудности, препятствия, психологические барьеры. Таким образом, в играх происходит непосредственный переход от воспитания к самовоспитанию, к сознательной работе над собою, своей волей, характером, над созданием у себя положительных привычек и качеств.

Как мы знаем, целенаправленное внимание дошкольника во многом зависит от интереса, любознательности, соответственно обучающий процесс должен быть радостным, активным, вызывал положительные эмоции, а для этого надо, как отмечает А. Столяр, «играть в математику». Что же значит «играть в математику»? Разве можно вообще играть в науку, к тому же не в какую-нибудь, а в математику, «самую грозную» из всех наук? Да конечно можно, к тому же нужно! В этом нам помогут игры, насыщенные логическим и математическим содержанием. Эти игры не требуют от детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления, а, следовательно, и целенаправленного внимания, и математических представлений.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний, так как учебная деятельность требует внимания, способности управлять интересами, подчинять их определенным целям. В результате, неумение сосредоточиться, целенаправленно направлять внимание ясно обнаруживается при переходе в школу. Внимание всегда составляло основу процесса обучения и развития познавательных интересов. Слишком рано отрывают маленьких детей от их любимого занятия, от игры и по традиции сажают за парты для «серьезного» изучения наук, в том числе и математики. Распространено такое мнение, что с помощью игр нельзя ничему обучать. Конечно, не всякая игра чему-то обучает и что-то развивает. Но дидактические игры с математическим содержанием как раз и направлены на подготовку детей к изучению математики. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того решают разного рода математические задачи, формирующие определенные логические операции. И это им интересно, потому что они любят играть. А если есть интерес, то повышается и сосредоточенность внимания, которая в свою очередь, связана с волевым усилием, при котором ребенок с одинаковым старанием выполняет и то, что возбуждает непосредственный интерес, и то, что мало интересно, но необходимо.

Таким образом, у дошкольников необходимо сформировать внимание произвольное целенаправленное, подчиненное определенной задаче. При этом не следует забывать, что слушать и рассматривать что-то внимательно для детей – не простое дело. Умению слушать и видеть, надо учить. А как это делать? Да лучше всего, удобнее и естественнее в игре.

Игра «Подбери окошечко к домику»

Детям раздаются геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и домики с окошками определенной фигуры. Необходимо подобрать окошечки к домикам.

Игра «Матрешки»

Игра формирует навык порядкового счета. Для нее нужно взять 5 платочков разного цвета, надеть на головы детей, ставших в ряд. Остальные игроки участвуют по очереди. Игрок подходит к матрешкам, те называют себя: «первая», «вторая» … «пятая». Игрок запоминает, под каким номером находятся матрешки с определенным цветом платка, затем отворачивается. Два человека в ряду меняются местами. Игрок, повернувшись обратно, должен сказать, что изменилось. Например, «Матрешка с зеленым платком была второй, стала четвертой. А матрешка с желтым платком была четвертой, стала второй».

Все эти игры могут быть направлены на развитие любого свойства внимания, и их можно использовать как в процессе образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Игра: «Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам. Задачи: Закреплять порядковый счет; представление о количественных отношений между числами.

Ход игры: В чудесном мешочке находятся счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого–то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, ударов бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой, игра повторяется.

Посредством данных игр дети тренируются одномоментно воспринимать большое количество предметов и их элементов, замечать, как можно больше изменений в окружающей их обстановке.

Игра «Поставь по порядку»

Цель: Закрепить знания о цифрах и числовом ряде; упражнять в построении числового ряда; развивать внимание, память.

Материал: карточки с цифрами.

Игровые действия: педагог расставляет цифры (карточки с цифрами) по порядку. Дети закрывают глаза. В это время он меняет цифры местами или убирает какую-нибудь цифру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось. Тот, кто ответил первым и правильно, становится ведущим.

Дидактическая игра «Вверху – внизу. Справа – слева. Кто выше?»

Цель: закреплять понятия вверху – внизу, выше – ниже, справа-слева; учить соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться; развивать наблюдательность, внимания, воображения. Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река. В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

Ход игры: Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

«Нарисуй по описанию»

Цель: развитие внимания.

Содержание. В. два раза читает текст: «Стоял белый дом, крыша у него была треугольная. Большие окна были красными, а маленькое окно над ними – желтое. А дверь у него была коричневая». Второй раз читает медленнее. Дети слушают с закрытыми глазами, потом рисуют его.

Во время подобных игр дети сосредотачиваются, чтобы правильно вести счет. На развитие распределения и переключения внимания также можно подобрать интересные игры. В ходе данных игр дети должны распределять свое внимание и переключать его с одного направления на другое, одновременно закрепляются четыре основных направления перемещения на плоскости (вправо, влево, вверх, вниз).

Таким образом, игры математического содержания, развивающие у детей целенаправленное внимание можно подобрать, так как любая обучающая игра способствует этому процессу. И в настоящее время разработано множество подобных игр.