День навыка "Операции мышления"
"Игры на развитие мышления"
Время от времени каждому человеку в голову приходит мысль немного прокачать свой мозг. Что же для этого можно сделать? Существует огромное количество способов: почитать интересную книгу, посмотреть фильм, поразгадывать кроссворд или сканворд, перейти к изучению какой-то новой дисциплины. Но есть и другой не менее эффективный вариант – это игры на развитие мышления. Они отлично подходят для проведения досуга, не требуют много времени и не дают заскучать. Я хочу предложить вам небольшую подборку занимательных игр на мышление и логику для детей 6-7 классов.
Цель: овладение приёмами логического мышления, развитие и отработка навыков при выполнении мыслительных операций.
Задачи:
● формирование логических приёмом умственных действий у школьников: анализ, синтез, сравнение;
● развитие коммуникативных навыков, творческого воображения, умение рассуждать (доказывать);
● воспитание стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, взаимовыручка.
Игры-упражнения на развитие логического мышления.
"Пятнашки"
Суть заключается в том, что нужно расставить номера костяшек друг за другом сверху вниз, слева направо, следовательно, пустой квадратик должен быть снизу справа. Вы сможете развивать возможность просчитывать ходы наперед без ошибок (приложение 1).
"Где логика?"
Суть игры: в игре принимают участие две команды (можно два человека в каждой команде, можно по одному). В течение всей игры команды выполняют различные задания и этим зарабатывать очки. Победитель каждого раунда получает один балл. Та команда, которая заработает больше баллов, выигрывает. Первым отвечает та команда, которая быстрее другой поднимет карточку с названием команды. «Найди общее» На экранах появятся три картинки командам нужно будет понять, что их объединяет. Игроки могут дать любую версию, но логичную. Балл получает команда, давшая больше правильных ответов в этом раунде. «Киноребусы» В этом раунде также появляются три картинки, которые ассоциативно связаны с фильмом, сериалом или мультфильмом. Задача пар — дать название киноленты. Балл получает команда, давшая больше «Формула всего» На экране появляются две картинки со знаком сложения между ними. Команда должна понять идеи двух картинок и дать ассоциативный результат их сложения. Балл получает команда, давшая больше правильных ответов в этом раунде. Блиц-раунд «Классика жанра» В финальном раунде на экране изображаются картинки, в которых зашифрована известная в народе фраза. Пары должны угадать, какая именно и заработать целый балл. В этом раунде по количеству баллов определяется победитель всей игры. Как вариант, можно взять один из раундов (приложение 2).
"Угадай песню по эмодзи"
Новый, но всем уже полюбившийся челлендж. Суть в том, что в течение определенного количества времени, необходимо отгадать название песен по смайлам. Чем больше, тем лучше (приложение 3).
«Нелепицы»
Необходимо подготовить специальные картинки-нелепицы, на которых изображены различные несоответствия. Ведущий показывает игроку (ам) рисунок-нелепицу, на котором изображено то, чего в обычной жизни не встречается. Задача: нужно определить максимальное количество нелепостей на рисунке. Чтобы игра была более увлекательной и интересной, можно разбить игроков на команды (заранее каждой команде назначается капитан – кто-то из взрослых) и устроить соревнования. Один и тот же рисунок ведущий показывает обеим командам. Игроки определяют нелепости, указывают на них капитану, а он их записывает. На выполнение заданий дается определенное время, например, 3 минуты. Побеждает та команда, или тот игрок, которая (ый) за это время найдет больше всего нелепостей. А в конце игры для закрепления результата ведущий может обсудить с игроками, почему они считают, что тот или иной элемент картинки является нелепым (приложение 4).
«Пазлы»
Суть игры: необходимо собрать одну картинку из множества фрагментов различной формы. Слово "пазл" переводится с английского как "загадка" или "головоломка". Вариаций у пазлов множество. Целью игры в пазл является получение единой картины из отдельных ее элементов. Игра с пазлами развивает аккуратность, образное и логическое мышление, способность принимать сложные решения, внимание и фантазию, терпение и усидчивость, а также укрепляет память и стимулирует творческий потенциал. Пазлы также учат воспринимать связи между целой картинкой и ее фрагментами, помогают развить мелкую моторику, координацию движений и сенсорику. Управляясь с маленькими фрагментами, движения рук у детей становятся более осмысленными и четкими. В будущем это позволяет избежать проблем с речью и почерком.
«Спички»
Данные игры могут проводиться в различной форме, но суть у них остается одна - учащимся даются задания, в которых нужно построить фигуру из спичек. Путем перемещения одной или нескольких спичек получить другую фигуру. Вопрос игры и заключается в том, какую именно спичку нужно переложить. Очень нравятся детям игры-головоломки. В них нужно расположить особым образом определенные фигуры или числа в таблице. Когда ребенок выполняет задания со спичками, он тренирует кратковременную память и воображение; учится применять нестандартные подходы к решению задач; развивает пространственное и логическое мышление.
Игры-упражнения на развитие креативного мышления.
"Вариативность"
Суть в том, что дается буква (играет один или группа игроков), а затем придумывается максимальное количество слов на эту букву, но сложность в том, чтоб слово также заканчивалось на эту букву. Например, К...к (клубок, кружок, кубок), О...о (окно, облако, око) и т.д.
"Спорщики"
Суть в том, что учащемуся предлагается поспорить с ведущим. Какое бы слово он не произнёс, учащийся должен говорить ровно наоборот и чем быстрее, тем лучше. Например, белый-чёрный, большой-маленький, быстрый-медленный и т.д.
«Где были – не скажем, но что делали – покажем»
Суть игры: у ведущего заранее заготовлены несложные действия, например, игра в футбол, мытье посуды, работа за компьютером, чтение книги и т.п. Ведущий ничего не говорит, а только показывает действие жестами и мимикой. Игрокам нужно понять, о чем идет речь и отгадать это действие.
Игры-упражнения на развитие наглядно-действенного мышления.
"Найди отличия"
Суть любой игры данной категории предельно проста. Дается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося некоторыми деталями. При рассмотрении иллюстрации, предлагается найти отличия. В случае возникновения трудностей при рассмотрении предъявленных объектов, может быть оказана помощь. Картинки можно подобрать как по возрастным особенностям, так и по сложности. Так же можно ограничить задание временем (приложение 5).
"Онлайн - игры"
Суть онлайн-игр заключается в том, что они позволяют с пользой провести время. Играя в какую-то игру, дети испытывают положительные эмоции, отвлекаются от дел и расслабляются. Можно играть как одному, так и вдвоем, или же целой группой. Игра для ребёнка — естественная непринужденная активность, основная форма развития мышления. Что дети всегда делают с особым удовольствием? Играют!
"Найди слова на определенную букву"
Суть: ведущему необходимо заранее подготовить картинки, где все слова начинаются на одну и ту же букву. Играющий рассматривает картинку и записывает слова на заданную букву. Нужно найти все слова, или чем больше, тем лучше (приложение 6).
"Грамматическая арифметика"
Суть игры: игрок решает примеры на сложение, но трудность в том, что слагаемые представлены в виде слов. Чтобы получить ответ, необходимо переставить все буквы в правильном порядке. Напротив ответа, можно дать подсказку, с чем он связан (приложение 7).
«Стереограммы»
Стереокартинки представляют собой интереснейшее явление, возникшее на стыке оптики, физиологии и психологии. Они хороши для тренировки глаз. Суть стереокартинок: отодвинуть стереограмму на расстояние полувытянутой руки, расфокусировать (расслабить) взгляд и посмотреть сквозь картинку, как будто она прозрачная или её вообще нет. Вначале глаза будут неосознанно переключаться на картинку, но это естественно. Спустя небольшое время (от нескольких секунд до пары минут) должно появиться объёмное изображение. Со временем будет получаться легче, и картинка будет чёткой. При просмотре стереограммы не нужно напрягать зрение! (приложение 8)
В заключение хочется сказать, что на самом деле игры на мышление - действительно очень полезная вещь, и если упражняться каждый день хотя бы по 30-40 минут, совсем скоро заметите, что ум стал острее, вы начали видеть больше необычного вокруг себя, да и сам процесс мышления преобразился – начал доставлять больше удовольствия и положительных эмоций.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.