Игры на уроках английского языка
Игра является традиционным и признанным методом обучения и воспитания.
Нет необходимости убеждать учителей иностранного языка в эффективности игры как средства формирования речевых навыков. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, творческие способности. Игра позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, это мощный стимул к овладению языком.
При организации игры многое зависит от учителя. В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а отмечает для себя, на какие языковые явления следует обратить внимание, над чем поработать. Главное при проведении игры - создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся. В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры, они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала, на этапе его активизации в речи учащихся.
Что же представляет собой игра на уроке английского языка? Во-первых, это речевое упражнение с точки зрения словарного материала. Во-вторых, игра- это ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца. При организации игры на уроке желательно придерживаться следующих методических рекомендаций:
1.Одну и ту же игру необходимо повторить несколько раз (путем подстановки новых лексических единиц).
2. Целесообразно новую игру начинать учителю (роль ведущего), а затем эту роль передать хорошо подготовленному ученику.
3. Придать игре характер соревнования, для того чтобы получить наибольший эффект.
Игры помогают сделать урок английского языка интересным, творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности, снимают усталость. Атмосфера соревнования активизирует память учащихся, какую направленность не имели бы игры (лексические, грамматические, орфографические), они отражают восприятия мира учащимися.
Виды игр.
Фонетические игры.
Игра в мяч. A funny ball.
Условия: учащиеся встают в круг. Учитель – в центре с мячом. Учитель бросает мяч и называет любое английское слово (можно как из пройденной лексики, так и новые слова), ребенок ловит мяч и называет букву, с которой начинается это слово, возвращая мяч учителю.
Подвижная игра «Веселый поезд»
Оборудование: мягкие игрушки; шапочки с номерами.
Ход игры: Учитель присваивает номер каждому игроку соответственно номеру вагона. Игроки выстраиваются в один ряд согласно порядковым номерам, образуя поезд во главе с учителем. По команде учителя поезд начинает движение. Все движения сопровождаются определенными звуками. Каждому звуку подбирается соответствующий образ.
Пример: Поезд едет – [t], остановка – [o], гудок – [w].
Варианты игры:
- «Перекличка» (вагонов). Игроки называют свой номер вагона по-английски.
- «Движение с остановками» (или «Движение по заданному маршруту»). Маршрут задается мягкими игрушками. На разных станциях игроки собирают мягкие игрушки и рассказывают по-английски, что это за игрушки. Учитель руководит, называя номер вагона. Собрав все игрушки и повторив несколько раз звуки, по команде учителя игру можно закончить.
Лексические игры.
Игра «Поймай и скажи»
Оборудование: мяч или мягкая игрушка.
Ход игры: Ученики сидят в кругу. Учитель, бросая мяч любому игроку, называет слово по-русски. Поймав мяч, игрок бросает его учителю назад, одновременно называя это слово по-английски.
Пример:
Учитель: кошка
Ученик: a cat
Варианты игры:
- Изменение числа
Пример:
Учитель: a cat
Ученик: cats
Учитель: кошка
Ученик: a cat
Игра «Домино»
Оборудование: карточки с иллюстрациями (пройденная лексика). Несколько карточек с двойным изображением какого-либо объекта.
Ход игры: Игроки садятся в круг на полу на ковер. Каждому игроку раздается по 5 -7 карточек. Оставшиеся карточки кладут в центр. Начинает игру участник с карточкой, на которой двойное изображение объекта. Игрок кладет эту карточку и называет по-английски, что изображено на ней. Далее игра идет по правилам традиционной игры «Домино». Побеждает тот, у кого не осталось ни одной карточки. Остальные участники игры кладут свои карточки в центр круга, при этом называя по-английски, что изображено на каждой иллюстрации. Важно добиваться четкого проговаривания учащимися слов, изображение которых есть на карточке.
Игра «Отгадай цвет» : Учитель берет цветные карандаши, прячет их в коробке или пакете, выбирает один карандаш и держит его в руке так, чтобы дети не видели. После этого задает вопрос:
I’ve got a pencil. What colour is it?
Дети пытаются отгадать:
Red!
No!
Green!
Yes. Come here. Come to the board.
Тот, кто угадал, становится «водящим».
What is it…?
Игра "Кто убежал?"
Учащимся предлагается картинка, на которой изображены животные. Они рассматривают ее в течение 1-1,5 минут. Затем показываю другую картинку, на которой есть некоторые животные из тех, что были на первой картинке. Ученики должны сказать, кто убежал.
Игра "Кто больше?"
За определенное время (5 мин.) надо написать на листках как можно больше слов, используя только буквы сложного слова, написанного на доске. Ex. examination, constitution.
Загадки по теме « Colours»
Поля с пшеницей спелою
Радуют нас цветом yellow.
Кудрявый очень негр Джек
От солнца стал совсем он black.
Синеву небес люблю,
Ношу я джинсы цвета blue.
Вот Санта Клауса портрет,
Он там, в наряде цвета red.
У ёлки цвет всегда один,
Зимой и летом – это green.
Игры-загадки
Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:
1. It is a domestic animal. It likes fish. (a cat)
2. It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)
3. It is very big and grey. (an elephant)
4. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow)
Грамматические игры.
Игра «Продолжи цепочку!»
Ход игры.На доске написано слово. Игроки по очереди (или делятся на команды) придумывают слова, записывают их на доске, произнося каждое слово по буквам.
Правила:
1. Слова, начинающиеся на эту же букву
2. Слова, заканчивающиеся на такую же букву
3. Слова, подходящие по теме к данному слову
4. Слова, имеющие сочетания букв (диграфы, дифтонги, трифтонги, сочетания согласных) такое же, как в данном слове.
Пример: with
I. II. III. IV.
Without match mother under
Whit birth father in
Игра «Гусеница»
Оборудование: Кружки с буквами на магнитах.
Ход игры: На доске нарисованы гусеницы, состоящие из кружков. В каждом кружке только одна буква. В первой гусенице – короткое слово. Каждая следующая гусеница на 1 кружок больше (кружки пустые). Учащиеся по очереди выходят к доске и вписывают слова по правилам.
Правила: Слова должны начинаться на одну и ту же букву. Каждое последующее слово должно быть длиннее предыдущего на 1 букву.
Пример:
He Her Here Heart
Чередование различных видов деятельности стимулирует учебный процесс. Снять усталость поможет проведение динамических пауз.
Игра «День - ночь»
Ход игры: По команде учителя «night» дети закрывают глаза (можно положить голову на руки) и слушают задание учителя. По команде «day» учащиеся принимают положение «сидя за партой» и идет игра.
Варианты заданий учителя:
Пример:
Учитель говорит: «кошка», дети переводят: «acat»;
Учитель продолжает: «кошка умеет», дети: «acatcan»:
Учитель заканчивает простое предложение: «Кошка умеет есть», дети: «A cat can eat».
Игры для организации динамических пауз.
Игра «Гусь-утка»
Ход игры. Дети садятся на ковер, образуя круг, водящий идет по внешней стороне круга, дотрагиваясь до головы сидящего, говорит «Гусь» («Goose»), ребенок продолжает сидеть на месте; когда водящий произносит слово «Утка» («Duck»), игрок встает и бежит по кругу вместе с водящим (в разные стороны). Надо успеть сесть на свободное место, опоздавший – водит. Игра продолжается несколько раз.
Игра «Мышки в норке»
Ход игры. Дети размещаются по кабинету. По команде учителя «mice» ученики выполняют произвольные движения («мышки гуляют»).По команде «acat» игроки должны присесть и прикрыть голову руками («спрятаться в норку»). Игра продолжается несколько раз.
В игровой форме можно закрепить тему: «Глаголы движения» и «Глаголы can, must» мы играем в игру «Повторяй за мной». Суть игры проста: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе я сама называла и показывала движение, ученики повторяли и движения, и слова. Когда лексика была более-менее освоена я, а позже ведущий из учеников только показывали действия, учащиеся же должны были его повторить и назвать самостоятельно. И, наконец, на обобщающем уроке в игру я включаю соревновательный момент: делю группу на команды, от каждой из команд мы вместе с ребятами выбираем ведущего. Каждому из них даю «список» из 5-10 глаголов движения. Не называя, их ведущий должен показать движение, команды должны быстрее соперников угадать, повторить и назвать нужный глагол. За каждый правильный ответ начисляется балл. Чья команда получает больше баллов, та и победитель. Таким образом, в ходе игры происходит актуализация или закрепление лексики и проводится физкультминутка.
Ролевая игры.
Ролевая игра по теме «House», в которой я использую переработанную русскую народную сказку «Теремок».
Инсценировка стихотворения «Little Mouse and Little Cat».
При развитии диалогической речи учащихся ролевые игры остаются основным видом деятельности.
Орфографические.
«Найди букву/ Find the letter». Условие: выложить на столе английские буквы, а также некоторые буквы из русского алфавита. Один из учеников выходит к столу, учитель называет букву, которую он должен найти. Ученик находит букву, поднимает ее, показывает своим одноклассникам и называет ее, после чего кладет ее на место.
Игра: «Лучшие/ The best». Условие: разбить группу на 2 – 3 команды, построить их в колонку и по команде «На старт» начать диктовать буквы или слова по пройденной теме. Каждый ученик подбегает к доске и пишет названную букву или слово, передает мел следующему игроку команды, а сам встает сзади. Учитель диктует буквы в достаточно быстром темпе, чтобы у учеников не было возможности подсматривать за другими командами.
Заключение.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Используя только традиционные методы обучения на уроке нельзя добиться желаемого результата. Игровой вид деятельности должен присутствовать на уроке.
Еще В.А.Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Всё вышесказанное доказывает, что игра действительно является эффективным приёмом обучения английскому языку.
Список литературы:
1. Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
2. Биболетова М.З. Программа по английскому языку 2-9 классы. - М. : Титул, 2006.
3. Биболетова М.З. Книга для учителя. - М. : Титул, 2006.
4. Дзюина Е.В. Поурочные разработки по английскому языку. – М.: Вако, 2007.
5. Иванов Е.В. Дидактическая игра // Первое сентября. -2006. - №7.
6. Жучкова И.В. Дидактические игры на уроках английского языка // Английский язык. – 2006. - №7
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.