Игры с прищепками и их значение в развитии речи ребёнка В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста становится всё актуальнее, так как в последние годы заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга. Уровень развития мелкой моторики пальцев рук и координации движения рук – один из показателей интеллектуального и речевого развития, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за моторику, тесно переплетаются с речевым и мыслительным центрами, соответственно, влияя на готовность ребенка к обучению в школе.
Оказывается у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая негативность большинства современных детей к письму ли проблем с речевым развитием. Чтобы стимулировать речевое развитие у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Мелкая моторика – это скоординированные движения пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Это способность манипулировать мелкими по размеру предметами, при котором задействованы только мелкие мышцы организма. Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие ребенка:
Поэтому необходимо создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам разных видов деятельности, в частности игры с прищепками. Игры с прищепками очень полезное занятие, довольно веселое и интересное. Тренировка пальцев и выполнение ребенком движений руками, вносит бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша. Прищепка способствует формированию и развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев обоих рук. Выполняя пальчиками различные движения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Прищепками играем — не только мелкую моторику развиваем, когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры-задания. С помощью картонных заготовок-силуэтов деревьев, насекомых, животных можно систематично проводить работу с детьми по развитию всех сторон речи, одновременно развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику рук. Сначала надо научить ребенка открывать и закрывать прищепку. Обыграть это движение (лает собака, крякает утка, гогочет гусь и т.д.) Если ребенку игра понравилась настолько сильно, что он готов играть в неё каждый день — самое время усложнить задание: брать и укреплять прищепки к заготовкам пальцами (большим и указательным, большим и средним и т.д.) сначала одной рукой, потом другой. «Самолет» Цель: Развивать мелкую моторику рук у детей раннего и младшего возраста, формировать умение различать и объединять предметы по признаку цвета, способствовать развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную работу с взрослым, стимулировать речевую активность детей. Материал: Прищепки, шаблон самолета Ход игры: Самолет, самолет Отправляется в полет Но без крыльев и хвоста Не взлети он никогда. Ребенок должен прикрепить крылья и хвост. «Рыбка» Цель: Развитие ловкости рук и мелкой моторики, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи. Материал: Шаблон рыбки, прищепки. Ход игры: Воспитатель читает четверостишие: Рыбка, рыбка, что грустишь? Не видать улыбки? Без хвоста и плавников Не бывает рыбки. Рыбка по волнам плывет, И друзей к себе зовет! Рыбка непростая, рыбка золотая! Ребенок должен прикрепить плавники и хвостик. Хвостик можно сделать пышнее (прикрепить несколько прищепок). «Овощи» Цель: Развитие ловкости рук и мелкой моторики, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, внимания, речи. Материал: Шаблоны овощей, прищепки зеленого цвета. Ход игры: Раздать детям шаблоны овощей, вспомнить их название, затем воспитатель читает стихотворение. Урожай мы собирали И ботву всю оборвали, Мы листочки прикрепляем Овощи узнаем! Дети прикрепляют прищепки к овощам и говорят их названия. Можно сделать шаблоны с ёжиком, солнышком, ёлочкой, цветком, тучей, лошадкой и т.д. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.