Психодиагностика детей в дошкольных организациях (методики, тесты, опросники) / сост. Е. В. Доценко. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград : Учитель. – 318 с. : ил.
ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ
(ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ)
МЕТОДИКА «НЕЛЕПИЦЫ»
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.
С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Процедура проведения методики такова.
Вначале ребенку показывают картинку (см. рис. 9). В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, что здесь не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции
выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и
указывает их
на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции
картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок
должен заметить как можно больше нелепых ситуаций
и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов.
10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное
время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся
на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме
того, сказать, как на самом деле должно быть.
8–9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 1– 3 из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6–7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3–4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4–5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы,
но 5–7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на
самом деле должно быть.
2–3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1–4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0–1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4-х из 7 имеющихся нелепиц.
Рис. 9. Картинка к методике «Нелепицы»
Примечание. 4 и выше балла в этом задании
ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он
полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, то есть
обнаружит все 7 нелепиц, имеющихся
на картинке, но не успеет или назвать их, или объяснить, как
на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8–9 баллов – высокий;
4–7 баллов – средний;
2–3 балла – низкий;
0–1 балл – очень низкий.
МЕТОДИКА «ВРЕМЕНА ГОДА»
Эта методика
предназначена для детей в возрасте от трех
до четырех лет. Ребенку показывают рисунок (см. рис. 10)
и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года
изображено на каждой части данного рисунка.
За отведенное
на выполнение этого задания время – 2 минуты – ребенок должен будет не только
назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть
объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые,
по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано
именно это, а не какое-либо иное, время года.
Оценка результатов.
10 баллов – за отведенное время ребенок правильно назвал
и связал все картинки со временем года, указав на каждой
из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке
изображено именно данное время года (всего
не менее 8 признаков по всем картинкам).
8–9 баллов – ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5–7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
Рис. 10. Картинка к методике «Времена года»
6–7 баллов – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3–4 признака, подтверждающих его мнение.
4–5 баллов – ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1–2 признака в подтверждение своего мнения.
0–3 балла – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака. (Разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать.)
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8–9 баллов – высокий;
6–7 баллов – средний;
4–5 баллов – низкий;
0–3 балла – очень низкий.
МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО?»
(предметный вариант)
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
В методике детям предлагается серия картинок (см. рис. 11), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов.
10 баллов – ребенок решил
поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 минута, назвав лишние
предметы
на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
Рис. 11. Картинка к методике «Что здесь лишнее?»
8–9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин.
6–7 баллов –
ребенок справился с задачей за время от 1,5
до 2,0 мин.
4–5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2–3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0–1 балл – ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8–9 баллов – высокий;
4–7 баллов – средний;
2–3 балла – низкий;
0–1 балл – очень низкий.
МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО»
(словесный вариант)
Эта методика предназначена для детей старше 12 лет.
Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
Материал: бланк с сериями из пяти слов.
Инструкция и ход выполнения. испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные задания испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он затрудняется, исследователь задает ему наводящий вопрос.
Бланк для словесного варианта.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мачта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
Интерпретация.
Шкала для оценки уровня развития операции обобщения
Число баллов |
Характеристика решения задач |
|
1 |
2 |
3 |
5 |
5 |
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова) |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: 1) для обозначения предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) для обозначения «лишнего» предмета (слова) |
2,5 |
2,5 |
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова). |
1
|
1
|
То же, но с помощью исследователя для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова) |
0
|
0
|
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова) |
МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»
Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения.
Инструкция и ход выполнения
Преподаватель предлагает ученикам следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.
4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.
7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.
9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
Анализ результатов.
При анализе оценивается уровень обобщения:
· высокий – при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
· средний – при применении функционального уровня обобщения 1 (отнесение к классу на основании функциональных признаков);
·
низкий – при
определенных обобщениях (отнесение
к классу на основании конкретных признаков).
МЕТОДИКА «КОМУ ЧЕГО НЕДОСТАЕТ?»
Эта методика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет.
Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок (см. рис. 12). На нем слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.
Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.
Рис. 12. Картинка к методике «Кому чего недостает?»
Оценка результатов.
10 баллов – время выполнения задания оказалось меньше
30 секунд.
8–9 баллов – время выполнения задания оказалось в пределах от 31 секунды до 49 секунд.
6–7 баллов – время выполнения задания составило от 50 секунд до 69 секунд.
4–5 баллов – время выполнения задания заняло от 70 секунд до 89 секунд.
2–3 балла – время выполнения задания оказалось в пределах от 90 секунд до 109 секунд.
0–1 балл – время выполнения задания заняло от 110 секунд и выше.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8–9 баллов – высокий;
4–7 баллов – средний;
2–3 балла – низкий;
0–1 балл – очень низкий.
МЕТОДИКА «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»
Этот вариант
методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и
предыдущая методика, рассчитан на детей в
возрасте от 4 до 5 лет. Цель данной методики – оценка
образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную
ниже (см. рис. 13), и предлагают следующее
задание: «Внимательно посмотри на картинку
и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В
каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них
признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот
признак, по которому они выделены».
На выполнение всего задания отводится 3 минуты.
Рис. 13. Картинка к методике «Раздели на группы»
Оценка результатов.
10 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время меньше чем 2 минуты.
Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рисунке они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры.
Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.
8–9 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время
от 2,0 до 2,5 мин.
6–7 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время
от 2,5 до 3,0 мин.
4–5 баллов – за 3 мин ребенок сумел назвать только от 5
до 7 групп фигур.
2–3 балла – за 3 мин ребенок сумел выделить только от 2
до 3 групп фигур.
0–1 балл – за 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.
Рис. 14. Стимульный материал к методике «Раздели на группы»
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8–9 баллов – высокий;
4–7 баллов – средний;
2–3 балла – низкий;
0–1 балл – очень низкий.
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
МЕТОДИКА «ОБВЕДИ КОНТУР»
Детям показывают рисунки (см. рис. 15, 16) и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части.
Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур.
Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках-образцах в левой части.
Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.
Оценка результатов.
Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.
10 баллов – ребенок затратил на выполнение всего задания меньше 90 секунд, причем все линии на рисунках прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.
Рис. 15. Материал к методике «Обведи контур»
Рис. 16. Материал к методике
«Обведи контур» (продолжение)
8–9 баллов – на выполнение задания ушло от 90 до 105 секунд.
При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.
6–7 баллов – на выполнение всего задания в целом ушло
от 105 до 120 секунд.
При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.
4–5 баллов – на выполнение задания затрачено от 120 до 135 се-кунд.
Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.
2–3 балла – на выполнение задания ушло от 135 до 150 секунд.
Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.
0–1 балл – на выполнение задания ушло более 150 секунд. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8–9 баллов – высокий;
4–7 баллов – средний;
2–3 балла – низкий;
0–1 балл – очень низкий.
МЕТОДИКА «ПРОЙДИ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ»
В этом
задании детям показывают рисунок (см. рис. 17)
и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой,
расположенной слева вверху, а выход – стрелкой, располагающейся справа вверху.
Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по
рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая
палочку, не касаясь стенок лабиринта.
Рис. 17. Картинка к методике «Пройди через лабиринт»
Оценка результатов.
10 баллов – задание выполнено ребенком меньше чем за 45 се-кунд. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.
8–9 баллов – задание выполнено ребенком за время от 45
до 60 секунд, и, проходя через лабиринт, ребенок 1–2 раза дотронулся палочкой
до его стенок.
6–7 баллов – задание выполнено ребенком за время от 60
до 80 секунд, и, проходя лабиринт, ребенок 3–4 раза коснулся его стенок.
4–5 баллов – задание выполнено ребенком за время от 80
до 100 секунд, и, проходя лабиринт, ребенок 5–6 раз дотронулся до его стенок.
2–3 балла – задание выполнено ребенком за время от 100
до 120 секунд, и, проходя лабиринт, ребенок 7–9 раз коснулся его стенок.
0–1 балл – задание выполнено ребенком за время 120 секунд
и более или совсем не выполнено.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8–9 баллов – высокий;
4–7 баллов – средний;
2–3 балла – низкий;
0–1 балл – очень низкий.
МЕТОДИКА «ВОСПРОИЗВЕДИ РИСУНКИ»
Эта методика предназначается для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева (см. рис. 18).
Для этого ребенку дается фломастер темного цвета и рисунок в сопровождении следующей инструкции: «Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева. Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура».
На выполнение задания отводится 5 минут.
Оценка результатов.
10 баллов – ребенок за 5 мин выполнил все задание, то есть нарисовал в
пустых матрицах все шесть фигур. При этом
ни в одной из фигур не осталось пустых, незаштрихованных участков в тех местах,
где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм
вышли за пределы заданных образцов.
8–9 баллов – ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались незаштрихованными не более одного-двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов.
5–7 баллов – ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя
бы один из следующих недочетов: почти
в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков, контуры некоторых фигур
отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.
4–6 баллов – ребенок за 5 мин смог заштриховать 4–5 фигур из шести, причем в
каждой из них встречается хотя бы один
из следующих недостатков, не менее одной пятой части ее площади осталось не
заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2
мм.
2–3 балла – ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2–
3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один
из следующих недостатков: не менее одной пятой ее части осталось не
заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются
от оригиналов на величину до 2 мм.
0–1 балл –
ребенок за 5 мин смог заштриховать не более
одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих
недостатков: площадь фигуры не менее чем на одну четверть
не заштрихована, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину
до 3 мм.
МЕТОДИКА «ВЫРЕЖИ ФИГУРЫ»
Методика
предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в
возрасте от 4 до 5 лет. Задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из
бумаги нарисованные на ней фигуры (рис. 19). В шести квадратах, на которые
разделен рисунок, изображены различные фигуры. Этот
рисунок во время тестирования предлагается ребенку не целым, а по отдельным
квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть
квадратов.
Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках) и ножницы. Задание: вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)
Оценка результатов.
В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.
10 баллов – все фигуры вырезаны ребенком не более чем
за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от
заданных образцов.
8–9 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.
6–7 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2–3 мм.
4–3 балла – все фигуры вырезаны ребенком за время от 5
до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3–4 мм.
2–3 балла – все фигуры вырезаны ребенком за время от 6
до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4–5 мм.
0–1 балл – ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8–9 баллов – высокий;
4–7 баллов – средний;
2–3 балла – низкий;
0–1 балл – очень низкий.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИя КРЕАТИВНОСТИ
(творческое мышление)
Цель: определить особенности развития креативности у ребенка дошкольного возраста.
Материал: опросные листы (2 экземпляра), простой карандаш.
Опросные листы – половина листа А4, в центре – изображение фигур:
Проведение: задание проводится с двумя детьми одновременно.
· Следует подготовить рабочие места для детей таким образом, чтобы они были удалены друг от друга (дети должны быть лишены возможности подглядывать).
·
Предложить детям поиграть, показать им опросный лист
и дать задание.
Инструкция: «Эти фигурки тебе нужно дорисовать. Посмотри
на них внимательно, подумай, какую картинку ты можешь
из них сделать, и дорисуй так, как не смог бы никто. Постарайся, чтобы твои
рисунки были необычными». После того как ребенок закончит рисовать, необходимо
попросить его придумать
необычное название для картинок (название записывается на обратной стороне
листа).
Оценка результатов (по 3-балльной шкале, каждый рисунок).
0 баллов – отказ, к фигуре ничего не дорисовано.
1 балл – создан образ, который является основой рисунка, образ плохо разработан, схематичен.
2 балла – образ разработанный, содержит в себе много деталей, является второстепенной частью фигуры.
3 балла – создан сюжет, фигура является мелкой частью.
Выводы об уровне развития:
0–5 баллов – низкий уровень;
6–10 баллов – средний уровень;
более 11 баллов – высокий уровень.
Полученные данные оформляются, производится общая оценка уровней креативности детей, формулируется вывод.
МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ»
Ребенку предлагают следующие наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:
«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово “велосипед”. Как бы ты объяснил это?»
Далее ребенку предлагается дать
определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных
наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик,
чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться.
За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На
то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 секунд. Если в
течение этого времени ребенок
не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его
и зачитывает следующее по порядку слово.
Дети могут сами читать стимульные слова, если умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспериментатор сам читает ребенку слова.
Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.
Если
предложенное ребенком определение слова оказалось недостаточно точным, то за
данное определение ребенок получает промежуточную оценку – 0,5 балла. При
совершенно
неточном определении – 0 баллов.
Оценка результатов.
Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное – 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8–9 баллов – высокий;
4–7 баллов – средний;
2–3 балла – низкий;
0–1 балл – очень низкий.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................... 3
Диагностика в работе психолога.. 5
Психодиагностика как психологическая дисциплина. 5
Диагностический инструментарий педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения 17
Этические принципы и правила работы практического психолога образования 23
Что такое «психологическое тестирование»?. 27
ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ.................................................... 33
Методика «Запомни и расставь точки». 36
Методика «Красно-черная таблица». 38
ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ.............................................. 40
Методика «Придумай игру». 40
Методика «Придумай рассказ». 41
Методика «Нарисуй что-нибудь». 44
ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ................................................. 45
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?». 45
Методика «Узнай, кто это». 47
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?». 49
Методика «Чем залатать коврик?». 52
ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ (образно-логическое мышле-
ние)............................................................................................... 54
Методика «Нелепицы». 54
Методика «Времена года». 57
Методика «Исключение лишнего?» (предметный вариант) 59
Методика «Исключение лишнего» (словесный вариант) 61
Методика «Исключение понятий». 63
Методика «Кому чего недостает?». 64
Методика «Раздели на группы». 66
Наглядно-действенное мышление. 69
Методика «Обведи контур». 69
Методика «Пройди через лабиринт». 73
Методика «Воспроизведи рисунки».............................................. 74
Методика «Вырежи фигуры». 77
Методика определения креативности (творческое мышление) 79
Методика «Определение понятий». 80
Методика «Сравнение понятий». 82
Тест Гилфорда (модифицированный) 84
Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления) 85
Субтест 2. Последствия ситуации. 88
Субтест 3а. Слова модификация для детей 5–8 лет. 89
Субтест 3б. Слова модификация для детей 5–8 лет. 90
Субтест 4. Словесная ассоциация. 92
Субтест 5. Составление изображений. 94
Субтест 6. Эскизы.. 96
Субтест 7. Спрятанная форма. 98
Методика на определение уровня вербального
(абстрактного)
мышления
(по Керну–Йирасеку) 99
Прогрессивные матрицы Равена. 101
ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ........................................................ 105
Методика «Узнай фигуры». 105
Методика «Запомни рисунки». 107
Методика «Запомни цифры». 109
Методика «Выучи слова». 111
Методика «Определение объема кратковременной зрительной памяти» 112
Тест для оценки непроизвольной зрительной памяти. 114
Тест для оценки произвольной зрительной памяти. 115
Тест для оценки оперативной вербальной памяти. 116
Тест «Запомни фразы». 117
Тест для оценки механической памяти и способности к осмыс-ленному запоминанию 118
диагностика речи.............................................................. 119
Методика «Выяснение пассивного словарного запаса». 119
Методика «Расскажи по картинке». 122
Методика «Определение активного словарного запаса». 126
Методика «Назови слова». 130
ДИАГНОСТИКА ЛЕВОРУКОСТИ............................................. 131
В каком возрасте нужно определять ведущую руку. 131
Самые простые экспресс-способы диагностики леворукости. 132
Тесты ф. Кречмера. 133
Тесты М. Г. Князевой и в. Ю. Вильдавского. 134
Тесты М. Озьяс. 137
Определение ведущего уха, ведущего глаза, ведущей ноги. 140
Несколько правил проведения тестов рукости. 141
Дети-амбидекстры.. 142
«Правополушарный или левополушарный?». 143
Самотестирование для детей младшего и среднего школьного возраста 143
Определение особенностей развития мелкой моторики ведущей руки 145
Методика «Домик» (н. Н. Гуткиной) 147
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.... 150
Методика проведения теста Керна–Йирасека. 151
Тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлака. 155
Методика «Определение мотивов учения». 175
Методика «Отношение ребенка к обучению в школе». 178
Методика «Скульптура». 181
Анкета школьной мотивации. 182
Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» 184
Методика «Беседа о школе» (Нежнова Т. А.) 186
Материал к методике «Беседа о школе» (фронтальный вариант) 190
Методика изучения психосоциальной зрелости детей, поступа-ющих в 1 класс, по тестовой беседе 190
Методика Е. Е. Кравцовой «Да и нет не говорите». 194
Программа психолого-педагогической диагностики готовности
детей к обучению в школе (а. Л.
Венгер и др.). 198
РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ............................................................. 210
Этапы развития изобразительного мастерства ребенка. 211
Основные ошибки в интерпретации детских рисуночных тестов. 217
Тест «Несуществующее животное». 219
Тест «Рисование семьи». 228
Методика «Дом – дерево – человек»........................................... 235
Методика «Человек под дождем»................................................ 260
Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф–Харриса. 265
ПРОТЕСТИРУЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА! (Тесты для родителей)... 282
Экспресс-диагностика
развития ребенка в возрасте от 1 года
до 3 лет. 282
Тест для
оценки уровня развития старших дошкольников
Д. Чейли...................................................................................... 285
Тест для детей 3-летнего возраста............................................... 291
Примерные ориентиры нормального развития ребенка............... 295
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 298
Карта психологического изучения ребенка................................. 298
Патопсихологическое обследование........................................... 301
Психологический паспорт ребенка.............................................. 307
Особенности развития ребенка (анкета)...................................... 310
Литература. 314
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.