Игры-занятия детей раннего возраста. Второй год жизни.
Оценка 5

Игры-занятия детей раннего возраста. Второй год жизни.

Оценка 5
Игры
docx
родителям
12.02.2021
Игры-занятия детей раннего возраста. Второй год жизни.
Описываются игры по воспитанию сенсорной культуры ребенка второго года жизни.
Игры-занятия с детьми раннего возраста. Второй год жизни..docx


Игры-занятия с детьми раннего возраста. Второй год жизни.

       Манипулируя с предметами,  дети второго года жизни продолжают знакомиться  с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно, срабатывает автодидактизм. Шарик можно протолкнуть только в круглое отверстие, кубик - в квадратное и т.п. Ребенка интересует момент исчезновения предмета, и он многократно повторяет эти действия. 

      На втором этапе путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины и формы в соответствующих гнездах. Здесь тоже существенную роль играет автодидактизм. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытаясь втиснуть большой, круглый вкладыш в маленькое отверстие и др. Постепенно т многократных хаотичных действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину или форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе в сенсорном развитии ребенка.

       В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины и формы.

       Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или форме. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно.  Более сложными становятся и движения рук детей: чтобы размещать вкладыши в прорезях, проталкивать объемные формы в отверстия, необходимы точие движения руки под контролем зрения и осязания.

     задания на группировку предметов по величине, форме, цвету становятся доступны детям, когда они могут удерживать в памяти условия выполнения действия. Дети запоминают, что они должны не только брать предметы двух типов и раскладывать их в различные места, но при этом учитывать их величину, форму или цвет.

         Игры-занятия с детьми второго года жизни могут быть предложены также детям более старшего возраста, если у них не сформированы выше описанные навыки.

 Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия

Цель: учить сравнивать предметы по форме; учитывать форму при выполнении элементарных действий.

Материал: игрушка-сортер с отверстиями разной формы и объемные формы

     Педагог показывает ребенку емкость "сортер", говорит, что это домик с окошками. Показывает, используя обводящие движения своим пальцем всех отверстий. Затем предлагается ребенку обвести пальчиком окошки (можно способом "рука в руке"), поясняет, что все они: вот такие и вот такие. После того, как дети рассмотрят все отверстия, взрослый показывает что шарик или кубик можно опустить в окошко. Момент исчезновения шарика или кубика в отверстии взрослый сопровождает словами "Нет шарика!", вызывая у ребенка эмоционально-положительный отклик. Затем педагог дает ребенку по одной игрушке для опускания в емкость, спрашивая малыша, в какое окошко нужно опустить игрушку (сначала способом "рука в руке"). Малыш может попытаться опустить кубик в круглое отверстие, но при неправильном подборе материала сразу срабатывает автодидактизм и ребенок понимает, что кубик не проходит в круглое отверстие. Педагог поясняет: "Это не такое окошко, посмотри, где другое", куда надо опустить игрушку. Постепенно малыш начнет предварительно примеривать каждый конкретный предмет к отверстию, не пытаясь непременно его втолкнуть туда. В дальнейшем дети без предварительного примеривания, только на глаз, будут определять идентичность формы каждого предмета и соответствующего отверстия.

     Продолжительность игры 5-8 минут.

 

 

 

Нанизывание больших и маленьких колец на стержень

Цель: учить обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова "большой", "маленький".

Материал: большого и маленького размера кольца, стержень.

     Учитель показывает кольца на стержне (на нем сначала одеты маленькие, а затем, внизу - большие). Он снимает сначала маленькие, объясняя "Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко" и т.д. Снятые кольца размещают справа от стержня. Далее он обращает внимание на большие кольца, поясняет что они не такие, как прежние: "Они другие, вот какие - большое колечко, еще большое колечко, еще и еще" (складывает их справа от маленьких колец). Потом учитель собирает кольца на стержне. Надев большое кольцо, предлагает ребенку надеть такое же колечко. Затем надеваются точно также маленькие кольца. Главное условие: снятые кольца обязательно должны быть разложены в один ряд по размерам. Если ребенок научится выполнять занятие, его усложняют, можно теперь выбирать большие из перемешанных колец разного размера (или маленькие). 

      Продолжительность игры 5-8 минут.

 


Складывание двухместной матрешки

Цель: учить сопоставлять предметы по величине. Развивать понимание слов "большой", "маленький".

Материал: большая разъемная и неразъемная маленькая матрешки.

      Взрослый показывает ребенку большую матрешку, отмечает, что она яркая, нарядная. Встряхивает: внутри что-то гремит. Открывает крышку и показывает вторую матрешку, маленькую. Закрыв большую матрешку, учитель ставит игрушки рядом. Фиксирует внимание на их величине согласуя слова с жестом, - одна матрешка маленькая, прячется в ладошке, а  другая большая (ее в ладони не спрячешь). Далее учитель открывает большую матрешку, ставит в нее маленькую и предлагает ребенку спрятать матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив большую матрешку, учитель вращает верхнюю и нижнюю части до совмещения рисунка. Далее он предлагает открыть большую матрешку и достать маленькую. Если ребенок не может открыть крышку, взрослый помогает. Закрыв большую матрешку и поставив обе матрешки рядом, дети показывают, где большая где маленькая игрушки. Далее можно предложить маленькой матрешке "погулять", матрешка ходит "топ-топ" (сочетается показ и словесное объяснение).

     Продолжительность игры 5-8 минут.

 

 

 

 

 

 

 

Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы

 

Цель: учить обращать внимание на величину предметов; формировать умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине; учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький», «одинаковые», «разные».

Материал: ребенку предлагаются большие и маленькие круги, овалы, треугольники, квадраты, прямоугольники; цвет и фактура таких фигур должны быть одинаковыми (например, фигуры могут быть вырезаны из цветного картона).

         Взрослый предлагает ребенку 5 больших и 5 маленьких кругов, перемешанных произвольно, называя их игрушками. Поясняет, что игрушки разные: такие (большие )  и вот такие (маленькие), показывая их. Поясняет, что маленькие он будет класть в одну сторону, а большие – в другую. Сначала фигуры можно класть на соответствующие полоски, пояснив детям что это дорожки (большие фигуры – на широкую дорожку, маленькие – на узкую дорожку). Сначала действия выполняет сам педагог, спрашивая ребенка, куда положить такую (большую) и такую (маленькую) игрушку. Прикладывает маленький кружок вплотную к такому же и говорит, что они одинаковые. После объяснения  и показа ребенку предлагается материал для группировки и две полоски бумаги. И ребенок сам группирует предметы, ориентируясь на слова «такой», «не такой» взрослый может называть формы, сравнивая их с предметами: кружочки – мячики, квадраты – окошки, треугольники – крыши, прямоугольники – кирпичики, овалы – яички.

Игра продолжается 5-7 минут.

 

 

 

Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме на две группы

Цель: учить фиксировать внимание на форме предметов; использовать простейшие приемы установления тождества и различия объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».

Материал: круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине, цвету, фактуре (всех фигур по 5 штук).

         Ребенку дают  например, по 5 кругов и 5 квадратов, перемешанных произвольно и объясняют, что игрушки разные. Выбрав из общего материала один кружок, педагог демонстрирует его: «Вот какая игрушка». Затем берет квадрат и, показав квадрат, поясняет, что есть еще и такие игрушки. Акцентирует внимание ребенка на том, что оба предмета разные: такие и вот такие. Затем взрослые приступает к группировке предметов. Показав, он объясняет, что такие игрушки он будет класть в одну сторону. Затем, показав квадрат, говорит, что такие игрушки он будет класть в другую сторону. Сначала взрослый выполняет действие сам, спрашивая ребенка, куда положить круг, а куда – квадрат. Важно показать воспитаннику каждый предмет. Так, демонстрируя круг, он спрашивает: «Где у нас лежит такая игрушка? Куда мы ее положим?» Положив круг на круг взрослый показывает их и поясняет, что эти игрушки одинаковые. Затем к группировке по форме привлекается ребенок. Правильность группировки предметов контролируется путем наложения предметов друг на друга. Во время игры, очень важно, показывая ребенку, например, круг и квадрат, необходимо называть их игрушками. Различие в их форме подчеркивается только словами: «такой», «не такой», «разные», «одинаковые». Место на столе, где размещаются предметы разной формы обозначаются словом «сюда». В отдельных случаях взрослый может употреблять слова – названия «круг» («кружок»), «квадрат» («квадратик»), но от детей не требуют запоминания этих слов.

 

 

 

Раскладывание однородных предметов, более близкой формы на две группы

 

Цель: продолжать фиксировать внимание детей на форме предмета, учить ребенка простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов; сопоставлению формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».

Материал: одинаковые по цвету, величине, фактуре квадраты и прямоугольники, круги и овалы, овалы и прямоугольники. Индивидуальный материал берется из расчета по 5 предметов одной и 5 предметов другой формы на ребенка.

         Взрослый показывает 5 кругов и 5 овалов, перемешанных произвольно. Поочередно показывая ребенку один круг и один овал, он поясняет, что игрушки разные. При показе круга внимание ребенка фиксируется на его форме. Обводя круг рукой, взрослый поясняет: «Посмотри, какой кружок у меня, вот такой». Показывая овал, педагог тоже обводит его рукой и поясняет, что эта игрушка другая, она как огурчик (использует опредмеченное слово). Далее взрослый говорит, что надо одни игрушки (кружки) разместить в одном месте, а другие (овалы) – в другом. Показывает, как это делается. Для установления тождества или различия можно использовать прием накладывания предметов друг на друга.

         Игра проводится 6-8 минут.


Нанизывание колец, убывающих по величине

 

Цель: учить выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Обогащать зрительно – осязательный опыт ребенка.

Материал: пирамидка из 3-х колец.

         Педагог показывает ребенку пирамидку и говорит, что она очень красивая. предлагает снять с пирамидки колечки (ребенок уже имеет этот навык). Он фиксирует внимание ребенка на том, что кольца у пирамидки разные. Сняв первое кольцо показывает его ребенку и поясняет, что оно совсем маленькое (кладет его рядом с основанием пирамидки справа). затем снимает следующее кольцо, показывает и объясняет, что оно побольше 9кладет его рядом с первым, справа от него). Постепенно демонстрирует каждое следующее кольцо, сопровождая показ словами: «Это большое кольцо, вот какое». На столе все кольца раскладываются ровно по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается. Педагог поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, а это самое маленькое». Закрыв пирамидку колпачком, нужно предложить ребенку провести руками вдоль ее поверхности сверху вниз, чтобы он почувствовал, что пирамидка к низу расширяется; все колечки на месте, пирамидка собрана правильно. Когда ребенок приступает к самостоятельным действиям, педагог показывает, как снять вершину, куда ее положить (справа, рядом с основанием пирамидки). При снятии каждого кольца ребенку можно показывать место, куда его класть. Когда все кольца будут сняты, нужно обратить внимание ребенка на то, как много колечек и как красиво они выстроились в ряд. После того, как ребенок научится собирать пирамидку из трех колец, задание можно усложнить: научить правильно выбирать кольца из произвольно перемешанных. Также целесообразно увеличивать количество колец до 5- 6-ти.

         Продолжительность игры 5-7 минут.

 

 

 

Размещение вкладышей разной величины и формы в соответствующих гнездах

Цель: учить соотносить форму и величину прорези и вкладки.

Материал: доски с прорезями разной величины и формы и вкладыши к ним (это могут быть геометрические формы, которые уже знакомы детям: круги, треугольники, прямоугольники, овалы, квадраты; или изображения знакомых ребенку предметов).

         Педагог показывает детям доску, которую можно назвать домиком. Фиксирует внимание на том, что в домике есть окна. Их много и они разные – такие и вот такие. Он сопровождает эти слова жестами – обводит рукой форму окон. Потом он показывает вкладыши и поясняет, что у него есть много игрушек и они тоже разные: такие и вот такие. Затем показывает, что окна можно закрыть. Взяв, например, круглый вкладыш, он примеривает его к соответствующему окну и закрывает круглое отверстие, а квадратный вкладыш после примеривания размещает в квадратном отверстии. Сначала ребенку потребуется помощь взрослого, который, взяв руку ребенка своей рукой, помогает ему найти нужный ракурс и разместить вкладыш в соответствующем гнезде. Постепенно ребенок сам может выполнять такие соотнесения формы вкладыша и прорези, пользуясь методом проб; а затем соотносить, ориентируясь только на зрительный выбор. Если вкладыши представляют собой изображения знакомых предметов (например, животных, одежды), можно пояснить что каждой зверушки нужно тоже найти домик, каждому предмету одежды – место в шкафчике и т.д.  Взрослый может предложить ребенку множество мотиваций для игр с вкладышами.

         Занятие длится 8-10 минут.

Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету, на две группы

 

Цель: учить обращать внимание на цвет предмета; устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Материал: однородные предметы 8-ми цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный и белый (например, палочки или карандаши).

         Педагог показывает 5 палочек желтого цвета и 5 палочек красного цвета, перемешанных произвольно, объясняя, что они разного цвета. Продемонстрировав палочку одного (желтого) цвета, откладывает ее в одну сторону. Затем показывает предмет другого цвета (красного, откладывает его в другую сторону). Слово-название цвета он не произносит, а говорит только слова «цвет», «такой», «не такой», «разные», «одинаковые». Беря в руки поочередно палочки 2-х цветов спрашивает, куда их класть. Иногда он прикладывает палочку красного цвета к палочке желтого цвета и говорит, что она не такая, палочки разные. А если палочки подходят друг к другу, говорит, что они одинаковые («Это палочка такая как эта»).

         Игра длится 5-8 минут.


 

Игры-занятия с детьми раннего возраста

Игры-занятия с детьми раннего возраста

Педагог показывает ребенку емкость "сортер", говорит, что это домик с окошками

Педагог показывает ребенку емкость "сортер", говорит, что это домик с окошками

Затем надеваются точно также маленькие кольца

Затем надеваются точно также маленькие кольца

Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы

Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы

Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме на две группы

Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме на две группы

Раскладывание однородных предметов, более близкой формы на две группы

Раскладывание однородных предметов, более близкой формы на две группы

Он фиксирует внимание ребенка на том, что кольца у пирамидки разные

Он фиксирует внимание ребенка на том, что кольца у пирамидки разные

Он сопровождает эти слова жестами – обводит рукой форму окон

Он сопровождает эти слова жестами – обводит рукой форму окон

Педагог показывает 5 палочек желтого цвета и 5 палочек красного цвета, перемешанных произвольно, объясняя, что они разного цвета

Педагог показывает 5 палочек желтого цвета и 5 палочек красного цвета, перемешанных произвольно, объясняя, что они разного цвета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2021