Это упражнение представляет собой интересный способ косвенного самоописания. При этом у детей развивается творческая активность. Кроме того, игра является хорошим тренингом эмпатии и чуткости, а обсуждая её, дети имеют возможность получить от одноклассников доброжелательную обратную связь.
Таким образом, в ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера.Это упражнение представляет собой интересный способ косвенного самоописания. При этом у детей развивается творческая активность. Кроме того, игра является хорошим тренингом эмпатии и чуткости, а обсуждая её, дети имеют возможность получить от одноклассников доброжелательную обратную связь.
Таким образом, в ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера.
Развитие самосознания
(игры для детей среднего школьного
возраста)
1.
«Говорящие вещи»
Это упражнение представляет собой интересный способ
косвенного самоописания. При этом у детей развивается
творческая активность. Кроме того, игра является хорошим
тренингом эмпатии и чуткости, а обсуждая её, дети имеют
возможность получить от одноклассников доброжелательную
обратную связь.
Таким образом, в ходе упражнения дети самым безопасным
способом знакомятся с различными составляющими своей
личности и характера.
Материалы: бумага и карандаш – каждому ребёнку.
Инструкция.
- Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало
ли у вас ощущение, что окружающие вас предметы будто бы
хотят что-то сказать вам? Например, телевизор хочет сказать
вам: «Включи меня, и я разгоню твою тоску», а футбольный мяч
хочет добавить: «Пошли, поиграем со мной. Ведь, когда ты
гоняешь меня по полю, ты чувствуешь себя гораздо лучше», или
велосипед: «Давай, залезай на меня. Я отвезу тебя к твоему
другу». А дверь говорит: «Открой меня, выгляни наружу, и ты
увидишь столько всего интересного».
Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить.
Что он рассказал бы о вас? Выберите из этого списка три
предмета и напишите всё, что каждый из них смог бы рассказать
о вас.
(На доске записаны названия следующих предметов:)
- зубная щётка, автобус, пальто;
- ботинки, шкаф, расчёска;
- шариковая ручка, зеркало, обеденный стол;
- кровать, телевизор, тарелка;
- велосипед, радио, учебник по русскому языку; и т. д.Нарисуйте эти три предмета ( 20 мин.). Затем от каждого
предмета ученик должен составить рассказ о самом себе и
записать его.
А теперь разбейтесь на четвёрки и покажите друг другу свои
рисунки и рассказы. Спросите остальных, что они думают по
этому поводу.
Рефлексия
- Какие предметы ты для себя выбрал?
- Что из того, что сказали о тебе предметы, тебе понравилось
больше всего?
- Рассказали ли предметы о каких-нибудь твоих слабых сторонах?
- Чьи рассказы для тебя были самыми интересными?
- Что бы тебе сказал стол, за которым сидит учитель?
2.
«Посмотрим друг на дружку»
Для развития самосознания большое значение имеет также
принятие собственного тела, знание и понимание его
возможностей и ограничений.
Лицо является той частью тела, которое ярче и сильнее всего
выражает характер и особенности личности. Каждому ребёнку
очень важно научиться принимать и любить своё лицо таким,
какое оно есть. В ходе этой игры дети могут поучиться
концентрировать внимание на своём лице и адекватно описывать
его.
Материалы: карманные зеркальца, бумага и карандаш –
каждому ребёнку.
Инструкция.
- Скажите мне, пожалуйста, что делает лицо таким интересным?
Вы можете привести мне пример интересного лица? В чём
заключается различие между интересным и красивым лицом?
Что важнее: иметь красивое или интересное лицо? Почему?
Своим лицом мы показываем окружающим, кто мы. С его
помощью мы выражаем свои чувства и состояние души.
Отдельные черты лица, форма носа или рта, возможно,
передавались в семье из поколения в поколение. Каждое лицо
уникально и неповторимо. Оно такое же неповторимое, как и
отпечатки пальцев. Я принесла несколько карманных зеркалец.
Раздайте их по кругу и внимательно-внимательно посмотрите на
своё лицо. Запомните форму лба, губ и подбородка. А теперь
возьмите каждый по листу бумаги и опишите черты своего лица.
Пожалуйста, напишите на нём своё имя (10 мин.)Затем соберите все листы и раздайте их детям так Чтобы они не
знали, чей лист они получили.
А теперь сядьте, пожалуйста, в круг и в течение 5 минут
внимательно посмотрите на лица остальных ребят (вполне
нормально, если дети немного хихикают).
Теперь каждый из вас по очереди должен зачитать то описание,
которое я ему вручила, и попытаться отгадать, о чём лице в нём
речь. Пока все описания не будут зачитаны, не общайтесь.
Когда все описания будут представлены классу, дайте
ученикам 10 минут на то, чтобы выяснить, какое описание кому
принадлежит.
Рефлексия
- Какую часть лица тебе было труднее всего описывать?
- Какая часть твоего лица кажется тебе самой интересной?
- Чьё описание произвело на тебя самое сильное впечатление?
- Легко ли тебе было угадывать?
- Легко ли разгадали тебя?
- От кого из предков тебе достались те или иные части лица? В
кого у тебя такие глаза, такой нос и так далее?