Игры для проведения динамической паузы в начальной школе
Оценка 4.7

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Оценка 4.7
Игры
doc
воспитательная работа
1 кл
12.09.2018
Игры для проведения динамической паузы в начальной школе
Методическое пособие для учителей "Игры для проведения динамической паузы в начальной школе". Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Согласно СанПиНам 2.4.2.2821-10 для первоклассников рекомендуется организовывать в середине учебного дня динамическую паузу продолжительностью не менее 40 минут.
игры_для_проведения_дина_мических_пауз_в_нач_школ_е.doc
Подготовила учитель начальных классов ГБОУ г.Севастополя   "Билингвальная гимназия №2"                                                                                 Лясникова Оксана Владимировна Движение ­ кладовая жизни. (Платон) Главный бич современного школьного образования в том, что дети мало двигаются.   Именно   потому   уже   в   младшей   школе   у   детей   катастрофически ухудшается   осанка.   Проблема   сохранения   и   развития   здоровья   детей   в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Красной нитью   идея   здоровьесбережения   учащихся   в   образовании   проходит   в  национальном   проекте   «Образование»,   в   президентской   инициативе   «Наша новая   школа»,   в   Федеральных   государственных   образовательных   стандартах. Высокий   процент   первоклассников   приходит   в   школу   с   врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт   второго   поколения   обеспечивает   формирование   знаний,   установок, ориентиров   и   норм   поведения,   обеспечивающих   сохранение,   укрепление здоровья,   заинтересованного   отношения   к   собственному   здоровью,   знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Согласно   СанПиНам   2.4.2.2821­10   для первоклассников  рекомендуется организовывать   в   середине   учебного   дня   динамическую   паузу продолжительностью не менее 40 минут. Динамическая   пауза   ­   активный   отдых   учащихся   на   свежем   воздухе.    Проведение   во   время   динамической   паузы   подвижных   игр   на   улице обеспечивает   решение   одной   из   важнейших   задач   физического   воспитания   – совершенствование функциональных систем закаливания организма ребенка. Динамические паузы  выполняют следующие функции: 1.Релаксационная функция – снимают напряжение, вызванное  утомлением; 2.Коммуникативная   функция –   объединяют   детей   в   группы,   способствуют сплочению детского коллектива; 3.Воспитательная функция – формируют моральные и нравственные качества; 4.Обучающая функция – дают новые знания, умения, навыки ; 5.Развивающая   функция –   развивают   пространственные   представления,   речь, внимание, память, мышление. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид   деятельности,   активный   отдых.   Динамическая   пауза   проводится   под руководством   учителя.   Используются   подвижные   игры,   игры   спортивного характера   в   зависимости   от   времени   года.   Свобода   и   самостоятельность двигательной   активности   детей   в   ходе   динамической   паузы   обязательно продумывается   и   планируется   педагогом   заранее.   Игровое   содержание динамической   паузы   должно   соответствовать   возрастным   особенностям   и интересам   младших   школьников;   согласовываться   с   содержанием   программы начальной школы по физической культуре, дополняя ее и способствуя лучшему усвоению, закреплению у них необходимых двигательных навыков. Игра —   это   не   просто   развлечение,   которое   помогает   детям   приятно провести свободное время. В учебно­методической литературе по физической культуре   она   определяется   как   сознательная   деятельность,   направленная   на достижение  условно   поставленной   цели.  Характерной   чертой   подвижных  игр является   не   только   богатство   и   разнообразие   движений,   но   и   свобода   их применения   в   разнообразных   игровых   ситуациях,   что   создает   больше возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических упражнений и умственных сил, необходимого для достижения успеха.  Кроме того, игры еще и дисциплинируют — все участники подчиняются четко сформулированным правилам, которые излагает ведущий, учатся соразмерять свои действия, планировать их, учитывать ограничения и запреты.   Сегодня   можно   встретить   в   сети   Интернет   форумы,   на   которых высказываются мнения «за» и «против» динамической паузы в первом классе, особенно, если эта пауза проводится на улице. Родители недовольны тем, что дети приходят домой грязные, порой одежда разорвана, недовольны тем, что нет организованности   данного   мероприятия,   нет   инвентаря.   Другие   родители, наоборот,   очень   довольны,   т.к.   их   ребенок   очень   мало   бывает   на   свежем воздухе,   а   здесь   появляется   возможность   и   подышать   свежим   воздухом,   и подвигаться, и получить положительные эмоции. Динамическая   пауза   задумывалась   как   мероприятие,   способствующее сохранению здоровья школьников.  Никому не надо объяснять пользу активного отдыха на свежем воздухе . Активный отдых на свежем воздухе оставляет массу впечатлений   и   помимо   этого   укрепляет   здоровье   и   дарит   отличное самочувствие. Дети начинают больше двигаться, получать больше кислорода в легкие и кровь, что прекрасно отражается на настроении и общем самочувствии. Любые игры на свежем воздухе способствуют улучшению кровообращения во все   органы   и   системы   человеческого   организма,   в   том   числе   в   мозг.   А   это помогает ученику встряхнуться и с новыми силами и настроением браться за учебу. Очевидно, что в разнообразных играх мы имеем могучий элемент для содействия умственному развитию детей. Гигиеническое значение детских игр, в особенности   подвижных,   происходящих   на   открытом   воздухе,   неоценимо. Наиболее благоприятным элементом детских подвижных игр, все равно, какого бы рода они не были, является движение, играющее чрезвычайно важную роль в жизни   организма,   в   особенности   неокрепшего   еще   и   находящегося   в   период роста. И, наверное, мы, работая в школе, можем проводить эту паузу именно с пользой для здоровья детей. В   каждом   ребёнке   таится   заложенная   природой   неуёмная   потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, прыгать, скакать на одной ноге и  др.– естественно и необходимо. Всем известно, к каким вредным последствиям приводит однообразный, сидячий образ жизни! Вследствие недостатка движения жизненные   процессы,   происходящие   внутри   организма,   уклоняются   от естественного нормального хода в такой степени, что неизбежным результатом является целый ряд болезней. Кроме того, игры еще и дисциплинируют — все участники подчиняются четко сформулированным правилам, которые излагает ведущий,   учатся   соразмерять   свои   действия,   планировать   их, ограничения и запреты.   учитывать Мной были переработаны различные источники и собрана подборка игр. Представленные     игры   просты   в   применении,   не   требуют   сложного специального инвентаря и оборудования. Эти игры  легко и быстро осваиваются как  учителями,  так  и  детьми.  Каждую из игр  можно  легко     упростить   или видоизменить, в зависимости от группы детей и условий. Если заинтересовать детей игрой, они сами научатся заполнять время полезными и увлекательными играми. Самый ловкий? По обе стороны площадки выкладывают бруски на расстоянии 60—70 см один от другого. По одной стороне площадки дети бегут, перепрыгивая через бруски, по  другой — прыгают попеременно на правой  и левой ноге. Дети с небольшим   интервалом   выполняют   задание   в   колонне   по   одному.   При увеличении количества пособий упражнение проводят в две колонны. Пингвины. Дети встают в 2—3 колонны. У тех, кто стоит первыми, мяч (мешочек с песком). Они кладут его между колен и по сигналу учителя прыгают на двух ногах   к   флажку,   находящемуся   на   расстоянии   7—8   м.   Затем   берут   мяч (мешочек) в руку, обегают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та колонна, которая быстрее выполнит задание. Канатоходец. Дети встают в две колонны перед чертой. У направляющих в руке мешочек с   песком.   По   сигналу   учителя   они   быстрым   шагом,   держа   руки   в   стороны, доходят до финишной черты (расстояние 6 м). Перешагнув через нее, они бегут к своей колонне, передают мешочек следующему, сами встают в конец строя. Выигрывает колонна, быстрее выполнившая задание. Замени предмет. Играющие     распределяются   на   2—3   команды.   Перед   каждой   на расстоянии   6—8   м   в   небольшом   круге   лежит   какой­либо   предмет   (кубик, обруч).   У   первых   в   руке   кегля.   По   сигналу   учителя   направляющие   бегут   к кружкам, ставят в него кегли, берут кубик и передают его следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание. Пробеги с мячом. У каждого играющего мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, кладут мяч на землю перед собой. По команде учителя они, подбивая мяч ногами (не слишком сильно), передвигаются на другую сторону площадки. Проведи мяч. Ребята выстраиваются в 2—3 колонны. Перед каждым коридор из веревок (ширина 50 см, длина 3 м). У стоящих в колонне первыми ­ мяч. Надо, ударяя его о пол (землю), провести по коридору, обойти коридор с внешней стороны и передать мячи  следующему игроку. Лягушки в болоте. Вот с насиженной гнилушки                         Ква­ке­ке, ква­ке­ке. В воду шлепнулись лягушки.                        Будет дождик на реке. Стали квакать из воды: С двух сторон очерчивают берега, в середине болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и тe говорят: С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек,   которые   находятся   на   кочке.   Пойманная   лягушка   идет   в   гнездо журавля. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется. Метко в цель.       Посредине   площадки   проводят   черту,   на   которую   ставят   10—12 предметов (кубики, кегли). Играющие распределяются в две равные команды. Первая получает малые мячи, выходят на исходную линию (на расстоянии 5 м от предметов), бросает по мишеням. Затем соревнуется вторая команда. Каждая команда бросает 2—3 раза. Выигрывает команда, метко бросавшая в цель. Быстрые и ловкие. Играющие распределяются на три команды и встают в колонны у линии старта, в руках у каждого мешочек с песком. Первые бегут к линии финиша (расстояние 10 м), бросают мяч в обруч, расположенный от линии финиша в 3 м, и бегом возвращаются в конец колонны. Следующий начинает бег, как только предыдущий   игрок   пересечет   линию   старта.   Побеждает   команда,   которая забросила большее число мячей и быстрее выполнила задание. Бросок. Играющие распределяются на пары и встают на расстоянии 2 м друг от друга. У одного из детей мяч, ударом ноги (правой и левой) он посылает мяч партнеру точно в ноги. Тот уступающим движением ноги останавливает мяч и таким же ударом направляет его обратно. Мяч в кругу. Ребята распределяются на пары и встают на расстоянии 2 м друг от друга по кругу, в середине водящий с мячом. У одного из детей мяч, ударом ноги (правой и левой) он посылает мяч ведущему точно в ноги. Тот уступающим движением ноги останавливает мяч и таким же ударом направляет его обратно. Два и три. Играющие разбегаются по всей площадке. На сигнал учителя “Два!” дети образуют пары с любым рядом стоящим. На “сигнал “Три!” встают тройками. Брось—поймай. Играющие встают перед натянутой веревкой (на высоте поднятой вверх руки ребенка), в руках у каждого мяч (диаметр 20—25 см). Дети перебрасывают мяч через веревку, пробегают под ней и ловят мяч двумя руками после отскока от земли (пола). Стой! Дети встают в шеренгу на одной стороне площадки. На противоположной стороне чертят линию финиша, за ней спиной к играющим стоит водящий, он громко   говорит:   “Быстро   шагай,   смотри   не   зевай!   Стой!”   На   каждое произносимое слово играющие продвигаются шагом вперед. На последнее слово все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Тому, кто не успел во­ время остановиться, водящий предлагает сделать два шага назад. Затем водящий снова   поворачивается   спиной   и   вновь   произносит   текст.   Все   продолжают движение. Тот, кто успеет пересечь линию финиша прежде чем будет сказано слово “Стой!”, становится водящим. Игра повторяется. Через ручеёк. На   площадке   проводят   две   лилии   на   расстоянии   5—7   м   (это   берега). Играющие   выстраиваются   в   4—5   звеньев   перед   первой   чертой,   в   руках   у каждого по две дощечки (из фанеры или картона). Надо перебраться через ручей на другой берег, наступая только на дощечки, перекладывая их перед собой. Выигрывает то звено, которое быстрее перебралось на другой берег, не намочив ног. Лошадки. Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал учителя “Лошадки” бегут, высоко поднимая колени. На сигнал “Кучер” — обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Учитель может повторить один и тот же сигнал подряд Горелки. Играющие  строятся  в  две  колонны  (парами, впереди  — водящий).  Все хором произносят: Гори, гори ясно, Птички летят. Чтобы не погасло. Колокольчики звенят! Глянь на небо — Раз, два, три — беги! С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонн ­ один слева, другой справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удастся это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару. Мороз — Красный нос. На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посредине площадки встает водящий ­ “Мороз ­ Красный нос”. Он говорит: Я  Мороз — Красный нос. Играющие отвечают: Кто из вас решится Не боимся мы угроз, В путь­дороженьку пуститься? И не страшен нам мороз. После   этого   дети   перебегают   через   площадку   в   другой   дом.   Мороз догоняет   их   и   старается   заморозить   (коснуться   рукой).   Замороженные останавливаются   на   том   месте,   где   их   настиг   Мороз,   и   стоят   до   окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. Шире шаг. На   одной   стороне   площадки   (зала)   дети   выстраиваются   в   шеренгу,   по сигналу учителя надо перебежать на другую сторону с меньшим количеством шагов (чем шире шаг, тем быстрее можно преодолеть дистанцию). Лиса и куры. Дети изображают кур. Один из играющих — петух, другой — лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию учителя (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: “Ку­ка­ре­ку!” Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку).   Петух   должен   убежать   последним.   Лиса   ловит   тех   кур,   которые успели быстро подняться на насест и удержаться на нем. После 2—3­кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы. Передай шайбу. Играющие   распределяются   парами   и   встают   на   расстоянии   2—3   м.   У каждого клюшка. Несильным движением они перебрасывают шайбу друг другу так, чтобы она скользила по снегу и попадала точно на клюшку партнера. Кто быстрей? Участвуют  2—3  команды.  Дети   выстраиваются   в  колонны   у   стартовой линии.   Перед   каждой   на   расстоянии   5   м   поставлены   предметы.   По   сигналу “Марш” первые в колонне клюшкой ведут шайбу к предмету, обводят ее вокруг предмета, так же ведя шайбу, возвращаются и передают клюшку следующему в колонне. Побеждает та команда, которая быстро справилась с заданием. Поймай мяч. Дети распределяются по трое. Двое из них встают на расстоянии 3 м и перебрасывают   мяч   друг   другу.  Третий   становится   между   ними   и   старается поймать   мяч   или   коснуться   его   рукой.   Если   это   ему   удается,   он   меняется местами с тем, кто бросал мяч. Займи свободный кружок. Игра проводится с подгруппой 8—10 детей. (Если позволяет площадка, то участвуют   все   дети,   распределяясь   по   командам.)   Каждый   играющий,  кроме водящего, чертит кружок (диаметр 50 см) на расстоянии 1,5 м один от другого. Стоя в кружках, дети перебрасывают мяч друг другу (игрокам своей команды). Водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если это ему удалось, то учитель дает сигнал, все игроки быстро меняются местами (перебегают из кружка в кружок), водящий старается также занять кружок. Кто не успел это сделать, становится водящим. Игра повторяется. Эстафета с обручами. Дети встают в 2—3 колонны. Перед каждой колонной на расстоянии 6 м обруч (диаметр 50 см). По команде “Раз, два, три — беги!” первые бегут к обручу, поднимают его вверх, пролезают в него, кладут на место, бегут к своей колонне, касаются рукой следующего в колонне ребенка, а сами встают в конец строя.   Каждый   последующий   игрок   выполняет   то   же   задание.   Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету. Попади в кольцо. Дети встают за чертой и поочередно забрасывают мяч (диаметр 20—25 см) в   кольцо   (на   высоте   120—130   см).   Выигрывает   тот,   кто   раньше   наберет определенное (условленное) число очков. Заяц без домика. Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные вверху   руки   –   это   “домики”   зайцев.   Выбирается   двое   водящих   –   “заяц”   и “охотник”. Заяц убегает от охотника, при этом он может спрятаться в домик, т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится зайцем и убегает от охотника. Если охотник осалил зайца, то они меняются ролями. Караси и щука. На противоположных сторонах площадки отмечают место “норы”, где от щуки прячутся караси. Щука живёт в камышах. Перед началом игры все караси собираются в одной норе. По сигналу они выплывают из укрытия и стараются перебраться   на   противоположную   сторону   реки.   Щука   выходит   на   охоту. Пойманные караси из игры не выходят, а берут друг друга за руки и встают на середину игровой площадки, образуя сеть. Пойманных становится всё больше, сеть – все длиннее. Тогда из сети делают корзину, играющие встают в круг. Участники   игры   при   перебежке   обязательно   забегают   в   корзину.   Игра заканчивается, когда переловлены все караси. Воробьи и кошка. Чертится большой круг диаметром 3­4 м (или выкладывается шнур). Один из детей – кошка, сидит в середине круга. Все остальные – воробьи, становятся за чертой круга. Воробьи по сигналу учителя прыгают в круг и выпрыгивают из него.   Кошка   неожиданно   вскакивает   и   старается   поймать   не   успевших выпрыгнуть из круга. Пойманный выходит из игры. Когда кошка поймает 2­3 воробьев,   выбирается   новая   кошка   из   числа   не   пойманных,   и   игра возобновляется.   Пойманных   можно   не   исключать   из   числа   играющих,   а запоминать. Кошка ловит воробьев только в кругу, воробьи прыгают на двух ногах. По алфавиту Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру. Ведущий предлагает ребятам за определенное количество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так: — чтобы все имена расположились по алфавиту; — чтобы все встали по цвету волос (слева — брюнеты, справа — блондины); — чтобы все встали по росту (слева — маленькие, справа — большие). Шишки, желуди, орехи Подвижная игра, которая очень сильно нравится детям. Дети   встают   тройками   и,   взявшись   за   руки,   образуют   круг.   Каждый   из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и   все   игроки,   которые   имеют   это   название,   меняются   местами,   а   ведущий старается   занять   чье­то   место.   Если   это   ему   удается,   то   он   стает   орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего. Дай руку Перед   игрой   дети   выбирают   территорию,   за   пределы   которой   нельзя выбегать.   Выбирается   один   ведущий   —   салка,   остальные   игроки   вольно перемещаются по площадке. Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком. Взявшись за руки, они останавливаются друг другу лицом. В этом случае салка не имеет право их осалить. Если салка догнал одиночного игрока, они меняются ролями. ЛИТЕРАТУРА 1. Баршай   В.М.   Физкультура   в   школе   и   дома.   –   Ростов   н/Д:   изд­во «Феникс»,2001 год. 2. Гужаловский А.А. Физическая культура в режиме дня учащихся. – Мн., 1976 год. 3. Ковалько   В.И.   Здоровьесберегающие   технологии.   –   Москва,   изд­во «Вако», 2007 год. 4. Смирнов   Н.К.   Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   и психология здоровья в школе.­  Москва, изд­во «Аркти», 2006 г. 5. Фролов   В.Г.   Физкультурные   занятия,   игры,   упражнения   на   прогулке: Пособие для воспитателя. – Москва, изд­во «Просвещение» 1986 год. 6. Яковлев В.Г. Игры для детей. – 2­е изд., перераб., ­ Москва, изд­во «ФиС», 1975 год.

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе

Игры для проведения динамической паузы в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2018