Игры для развития грамматического строя речи у дошкольников
Оценка 5
Игры
doc
воспитательная работа
Детсад
14.08.2018
Ведущим видом деятельности у детей является игра, поэтому ее и используют как основной приём в формировании познавательной деятельности у дошкольников. Благодаря игре предоставляется возможность много раз упражняться в повторении и усвоении нужных знаний и навыков.
Мною представлена подборка игр на развитие грамматического строя речи у дошкольников, которые можно использовать в детском саду.
игры для развития грамматического строя речи.doc
НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно
ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит слово и бросает мяч ребенку. Ребенку
нужно вернуть мяч и изменить слово так, чтобы оно звучало ласково.
Шуба – шубка
Шапка – шапочка
Лиса – лисичка
Заяц – зайчик
Ветка – веточка
Шишка – шишечка
Дом – домик
Стул – стульчик и т.д.
Можно усложнить игру, изменяя не одно слово, а словосочетание:
Шуба теплая – шубка тепленькая и т.д.
ЖАДИНА
Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными
местоимениями и разделять слова по родовым признакам.
Оборудование: мяч
Ход игры: Воспитатель задает ребенку вопросы и кидает ему мяч.
Ребенку нужно вернуть мяч, ответив на вопрос.
Чья группа? (Моя группа)
Чей стол? (Мой стол)
Чей шкаф? (Мой шкаф)
Чье окно? (Мое окно)
Чьи друзья? (Мои друзья)
И т.д.
ХВАСТУНИШКА
Цель: учить образованию сравнительных степеней прилагательных.
Ход игры: Воспитатель начинает, а ребенок заканчивает предложения,
сравнивая предметы.
Апельсин большой, а арбуз еще больше.
Клубника маленькая, а смородина еще меньше.
Дыня сладкая, а арбуз еще …
Дерево высокое, а башня еще …
Куст низкий, а трава еще …
Шар легкий, а пушинка еще … Сумка тяжелая, а чемодан еще …
Весной солнце светит ярко, а летом еще …
Лед прозрачный, а стекло еще …
И т.д.
ЕСТЬ – НЕТ
Цель: закрепить умение детей использовать в речи имена
существительные в родительном падеже.
Ход игры: Воспитатель говорит, что у него есть, и бросает ребенку мяч;
ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч.
У меня есть мяч. А у меня нет мяча.
У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.
У меня есть обруч. А у меня нет обруча.
У меня есть кукла. А у меня нет куклы.
У меня есть кофта. А у меня нет кофты.
У меня есть лента. А у меня нет ленты.
У меня есть ведро. А у меня нет ведра.
У меня есть кольцо. А у меня нет кольца.
У меня есть колесо. А у меня нет колеса.
И т.д.
ОДИН – МНОГО
Цель: закреплять умение образовывать существительные
множественного числа.
Ход игры: Взрослый называет существительное в единственном числе,
ребенок называет существительное во множественном числе.
дождь – дожди
капля капли
лист листья
гриб грибы
зонт зонты
птица – птицы
и т.д.
НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ
Цель: Закрепление форм дательного падежа.
Оборудование: картинки с изображением животных и едой для них или
игрушки. Ход игры: Взрослый приглашает ребят на прогулку в зоопарк. Смотритель
зоопарка разрешил детям покормить животных. Демонстрация двух
видов картинок: первый ряд животные, второй ряд – еда для животных.
Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.
Зебре – траву.
Жирафу – листья.
Слону – фрукты.
Льву – мясо.
И т.д.
КТО СОСЕДИ?
Цель: Закрепление форм творительного падежа.
Ход игры: Детям предлагается назвать своих соседей.
Я сижу рядом с Варей.
Я сижу рядом с Мишей и Колей.
Можно усложнить игру, предлагая назвать соседей ласково:
Я сижу рядом с Витенькой и Женечкой.
И.т.д.
ДВА И ПЯТЬ
Цель: закрепление формы существительного родительного падежа
единственного и множественного числа.
Оборудование: карточки лото с изображением двух и пяти предметов.
Ход игры: Воспитатель называет предмет. Дети находят на карточке
его изображение, определяют количество предметов, называют
словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку
фишкой.
РОДСТВЕННИКИ
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов, образовании
притяжательных прилагательных.
Оборудование: картинки с изображением животных или игрушки.
Ход игры: Детям предлагается назвать детенышей животных, части их
тела и т.д. У медведя – медвежата, медвежий нос, медвежьи лапы, медвежья
берлога.
У волка – волчата, волчий хвост, волчья нора и т.д.
ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?
Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных.
Оборудование: карточки с изображением предметов.
Ход игры: Взрослый называет предмет и материал, из которого сделан
предмет. Дети находят изображение этого предмета на карточках и
называют словосочетание прилагательного и существительного.
Стакан из стекла – стеклянный стакан.
Сковородка из чугуна – чугунная сковородка.
Коробка из картона – картонная коробка.
Шарф из шерсти – шерстяной шарф.
Булка из пшеницы – пшеничная булка.
Игрушка из пластмассы – пластмассовая игрушка.
Кувшин из глины – глиняный кувшин.
Салфетка из бумаги – бумажная салфетка.
Шуба из меха – меховая шуба.
И т.д.
Спасибо за внимание!
Игры для развития грамматического строя речи у дошкольников
Игры для развития грамматического строя речи у дошкольников
Игры для развития грамматического строя речи у дошкольников
Игры для развития грамматического строя речи у дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.