Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки
Оценка 4.6

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Оценка 4.6
Семинары
doc
воспитательная работа +2
5 кл—11 кл
26.03.2019
Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки
Данная методическая разработка передает накопленный опыт в работе школьного музея. На конкретных примерах музейных экспонатов, описания мероприятий, различных форм и методов их реализации, показана роль школьного музея и музейной педагогики в образовательном и воспитательном процессе. Особенно актуальна эта тема в классах, где реализуются ФГОС, а именно при проектной и исследовательской деятельности
Музейная педагогика Сай Е. Н..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 16 станицы Балковской муниципального образования Выселковский район «Музейная педагогика ­ интеграция музея, Тема: музееведения и педагогической науки» Автор разработки: Сай Елена Николаевна, учитель истории, обществознания, кубановедения МБОУ СОШ № 16 станицы Балковской муниципального образования  Выселковский район Изменилась социальная среда, информационная среда, изменились   дети и их интересы, отношение к прошлому, истории. А музей остался. Может ли он вписаться в педагогику ХХI века?          Уверена, что ДА.             Роль музеев в сохранении историко­культурного наследия человечества трудно переоценить.   В   их   коллекциях   собраны   бесценные   памятники   истории,   культуры   и искусства.   Музеи   –   это   хранители   социальной   памяти,   они   дают   нам   возможность изучить прошлое, задуматься о настоящем и заглянуть в будущее. Огромный культурный потенциал музейных собраний содержит в себе большие возможности для образования и воспитания.   Музей   сегодня   все   более   становится   не   только   культурным,   но   и образовательным пространством.                  Ещё недавно качество музейных экспозиций определялось их соответствием традиционным   научным   схемам,   сфокусированным   на   музейных   предметах   и коллекциях,   а   теперь   музеи   видят   ценностные   ориентиры   в   оригинальности интерпретации своих собраний и новых формах работы с аудиторией.               Под воздействием современной культурной и межкультурной коммуникации меняется сознание и музейных работников, и посетителей музеев. Сегодня мир требует от   музеев   системного   подхода   к   координации   временных,   информационных   и материальных   ресурсов.   Эта   тенденция   побуждает   музеи   к   поиску   своеобразия, генерации новых знаний, идей и духовных ценностей.        Одним   из   важнейших   направлений   работы   музеев   является   музейная педагогика.          Музейная   педагогика  ­   интеграция   музея   (как   основы,   базы), музееведения и педагогической науки. Ее прерогативой являются изучение истории и особенностей   культурнообразовательной   деятельности,   обобщение   и   реализация методов   воздействия   музеев   на   различные   категории   посетителей,   взаимодействие   с другими  учреждениями.          Статистические данные говорят о росте числа посещений музеев во всём мире,  но гораздо важнее качественные изменения моделей взаимоотношений между музеями и их аудиториями.   Отражением   «вторжения»   музеев   в   социальное   пространство   и расширения   их   образовательных   функций   стало   интенсивное   развитие   музейной педагогики,   уделяющей   особое   внимание   изучению   сотрудничества   и   сотворчества музейных   педагогов   и   посетителей.   Современная   музейная   педагогика   (интеграция музееведения   и   педагогической   науки)   направлена   на   приобщение   к   музеям,   их культуре,   научному   богатству   широких   кругов   населения   (особенно   молодёжи),   на активизацию творческих способностей личностей.                   Ключевыми понятиями музейной педагогики являются: Музейный   предмет  ­   подлинник,   обладающий   большой   научной,   исторической   и художественной значимостью, который можно рассматривать, брать в руки. Музейная   культура дает   ответ   на   вопрос,   почему   тот   или   иной   предмет   культуры становится музейным предметом, как необходимо относиться к нему. Музейная   коммуникация –   это   процесс   общения   с   музейными   экспонатами, представляющими собой реальные вещи.           При организации и проведении мероприятий в пространстве музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы музейной педагогики:      принцип интерактивности: человек воспринимает только то, что делает; принцип комплексности: «включение» всех типов восприятия; принцип   программности:   обеспечение   усвоения   информации   и   приобретения умений   и   навыков   на   основе   специально   разработанных   культурно­ образовательных программ; принцип «музейных диалогов»: создание атмосферы радости общения, которая помогает насладиться произведением искусства для «совершенствования души и тела» (А. Лихтварк); принцип   индивидуализации:   внимательное   отношение   к   интересам   и возможностям каждого человека. Моя методическая  система  реализуется  как   через урочную, так и внеурочную деятельность. Формы и методы работы. Потенциал   школьного   музея   для   воспитания   и   развития   личности   учащихся   просветительскую, через   функции   музея   ­   информативную, реализуется   коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую.  Образовательная   функция   музея   приобретает   особую   значимость   и   ценность, новую   динамику   в   XXI   веке,   подтверждая   высокую   востребованность   обществом ценностного   и   информационного   потенциала.   Сегодня   музей   становится   средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий   и   наступлению   аудиовизуальных   средств   обучения.   В   последнее   время появилась   тенденция   привлекать   посетителей   путём   воссоздания   интерьеров   в экспозиционных   залах,   помещения   в   них   действующих   моделей   и   различных технических средств – звукового сопровождения, киноэкранов, компьютеров, а также использование   театрализованных  форм  работы  с посетителями,  музейных  концертов, праздников, балов.                  В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов,   обогащенных   новыми   подходами,   подсказанными   современностью.   Одно   из таких новшеств ­  деятельностный подход в музейной педагогике. Наиболее специфичной для музея формой научно­просветительской работы является  музейная   экскурсия.  Традиционные   экскурсии   стали   виртуальными. Появилась возможность не ходить с ребятами в музей, а наоборот нести  информацию музея в классы к ученикам.                    В музее уместно организовывать творческие уроки общения с экспонатами, интерактивные викторины, уроки мужества, уроки памяти, с привлечением музейных экспозиций. Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно­логического и эмоционально­образного воздействия   на   разум   и   чувства   посетителей.   В   музее   информация   приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.                    Музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания. Музейный предмет помогает понять жизнь, её смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей.   В   музее   знания   приобретаются   иным   путем,   чем   на   уроках,   благодаря пространственным   перемещениям,   возможности   включения   в   творческое   познание   и деятельность.  Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной,   технической   и   общественной   деятельности.   Это   навыки   поисковой   работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты. В   условиях   внедрения   в   образовательную   среду   новых   средств   обучения: компьютера и Интернета  появилась возможность чаще  использовать информацию музея в   учебной   и   внеклассной   деятельности,   совершенствовать   формы   и   методы   работы, расширять дидактическую базу. Оцифрованы и систематизированы материалы музея. Учителя и ученики школы имеют свободный доступ к этим материалам. Обеспечен широкий доступ к экспонатам (часть фотографий и документов музея размещена на стендах, часть в альбомах или вообще в хранилище), возможность их копирования (и даже улучшения качества) без ущерба для подлинников. Разрабатывается  единая система хранения и каталогизации файлов в электронном архиве. Упрощается составление поясняющих текстов для экспозиций.    Если на уроке заходит речь о каком­либо человеке или предмете, фотография которого   размещена   на   музейном   стенде,   учитель   вряд   ли   потратит   10­15   минут драгоценного   учебного   времени   на   поход   в   музей   во   время   урока,   а   при   наличии электронного варианта легко проиллюстрирует объяснение, рассказ. Активизируется поисково­исследовательская деятельность   обучающихся через внедрение современных информационных технологий в работу музея. Во­первых,   пополнился   фотоархив.   Многие   старожилы   станицы   поделились фотографиями,  которые они не согласны  отдать нам совсем,  а  вот отсканировать  – пожалуйста. Во­вторых, осваиваются специфические приемы музейной деятельности, новые методы   организации   традиционной   поисково­исследовательской   работы.   Иногда   в презентации   необходимо   вставить  иллюстрации,  которых  нет в  наличии   в музее.  Их можно   найти   на   сайтах   в   Интернете.   А   при   составлении   видео   экскурсии   хорошо использовать видеофрагменты документальных фильмов о войне, в которых показаны  исторические события в действии. В­третьих,   формируется   и   совершенствуется   коммуникативная   и информационная   компетентности   посредством   использования   ИКТ   ­   технологий.                    Многие обучающиеся нашей школы прошли через участие в краеведческих конференциях, слетах, олимпиадах. В последние годы эта работа всегда была связана с применением   ИКТ,   что   способствовало   привитию   навыков   обработки   информации, развитию   коммуникативных   способностей   обучающихся;   подготовке   личности «информационного общества». Популяризируется музей. Его посещают не только ученики и учителя школы, но и другие  образовательные   учреждения,   жители   района.  Информация,  представленная   в школьном музее,   полезна и подходит для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей.  В своей работе я использую следующие нетрадиционные виды уроков: ­ урок экскурсия На этапе урока «О чем рассказал экспонат?» передо мной стоит цель:  дать информацию о назначении этого предмета; познакомить с его историей и историей появления в музее; воспроизвести с помощью экспоната возможные события в быту казака В музейной комнате стоит огромный самовар. Ему посвятила свое стихотворение наша ученица   Троян   Анастасия.   Обучаясь   в   6   классе,     Анастасия   стала   победителем муниципального   этапа   и   участником   Краевого   заочного   краеведческого   конкурса учащихся   образовательных   учреждений     края   «История   Кубани»,   посвящённого Международному   дню   музеев   и   95­летию   системы   дополнительного   (внешкольного) образования Детей в Российской Федерации Уникальный дар Школьный музей ­ наша гордость и слава! Здесь много вещей интересных и старых. Сюда мы приходим смотреть на картины, На древние русские вещи старинные, Прекрасные вазы, посуду, одежду, Ценимую предками нашими нежно. Но есть средь вещей уникальный дар: Старинный русский самовар. В нём голос плачущей разлуки, В нём юность прабабушки моей, Воспоминаний светлых дней. Самовар дарил наслаждение, Поднимал всем настроение. Интересна история его появления… Семейной реликвией семьи Затыка был. Участником всех праздников слыл. Самовар сохранял семейный очаг, Был хранителем домашних благ. Но время самоваров постепенно прошло. Был забыт и заброшен самовар в гараже. И прекрасным, блестящим не был уже. Семейную реликвию внук нашёл. Самовар тот отчистил, в порядок привёл. Так был передан музею в дар Этот старый русский самовар. Самовар был свидетелем четырёх поколений. Их него пили чай с большим наслаждением. Сейчас он в музее на столе стоит, Но жаль, что больше не пыхтит. Теперь он интересный музейный экспонат, Которому каждый ребёнок школы рад! Выставлен в экспозиции «Русский быт» И нами, конечно, не будет забыт!               Наиболее   специфичной   для   музея   формой   научно­просветительской   работы является музейная экскурсия               Участница муниципального этапа Краевого заочного краеведческого конкурса учащихся   образовательных   учреждений     края   «История   Кубани»,   посвящённого Международному   дню   музеев   и   95­летию   системы   дополнительного   (внешкольного) образования   Детей   в   Российской   Федерации   Сай   Елизавета   вот   так   описала   свои впечатления от посещения школьного музея: Из глубины веков. Я люблю ходить в музей, Очень много там вещей Говорящих, молчаливых,  Грустных много и игривых. Войду я в зал «Из глубины веков» И вспомню долю стариков, Когда готовили в печи И ложкою хлебали щи. Подойду к печи поближе И на полках я увижу Утюги, макитры, скалки, Ложки, веретена и пакли. Рядом с печью у окна  Амфора стоит одна. Кочерга, ухват и коромысло –  Все нам в жизни пригодится. А  напротив – угол Красный. Нет традиции прекрасней,  Чем встречать с любовью к Богу, Поклонясь Ему с порога. Яркий свет иконы той Говорит тебе «Постой! Помолись ты предкам нашим! Будь достойна дней вчерашних!» На стене висят портреты –  Мне знакомы силуэты. Ведь живу в станице я, Где мы все – одна семья. Рядом стол стоит накрыт. Самовар вот­вот вскипит. Много разных тут продуктов, В расписных тарелках фрукты. Рушники висят повсюду: На помин и на посуду.  Вот подзоры кружевные, В прялке  нити золотые.   А какой костюм казачки! Каждый символ что­то значит! Вмиг представила картину: Как иду я всем на диво… Вдруг я голос чей­то слышу, Оборачиваясь, вижу: Закрывается музей –  Светлый дом мечты моей.             В музее  проводятся творческие уроки общения с экспонатами, интерактивные викторины, уроки мужества, уроки памяти, с привлечением музейных экспозиций. Например, на уроке – встрече музейный предмет, письмо солдата с фронта, позволяет использовать   метод   погружения   в   историческую   обстановку, учащиеся   узнают   о действии   военно­полевой   почты,   учатся   приему   складывания   письма   в   виде треугольника. Но самое главное этот музейный экспонат позволяет почувствовать боль и радость, которыми жили их земляки в годы ВОВ. Наиболее часто используемый мною урок­ путешествие. Мы часто с ребятами совершаем виртуальные экскурсии по краю. Учащиеся приносят в музейную   комнату   много   фотографий   и   вот   одна   из   них,   это   снимок   реки   Белой, позволил нам отправиться в путешествие по родному краю.  С целью активизации познавательной деятельности, развития у школьников творческих способностей,   инициативности,   самостоятельности   в   урочной   и   внеурочной деятельности я использую следующие технологии: Технология   проблемного   обучения позволяет   подвести   учащихся   к   пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность. На уроках кубановедения я использую следующие виды заданий: ­ Ребятам предлагается проблемная ситуация, необходимо используя учебник, опираясь на музейные экспонаты ответить на поставленный вопрос. И в результате ребята готовят сообщения. ­   Игра   «Кот   в   мешке»  позволяет   дать   характеристику   музейным   предметам,   дает возможность ощутить себя соучастниками исторических событий. Также   в   своей   деятельности   я   использую   информационно­коммуникационные технологии,   которые   способны   вовлекать   учащихся   в   процесс   обучения,   делать   из пассивных   слушателей   активных   деятелей,   стимулировать   познавательный   интерес   к предмету,   Так   при   изучении   раздела   «История   Кубани»   в   урочной   и   внеурочной деятельности   мне   очень   помогает  экспонат   музея   ­   газета   «Власть   советов».  Ее материалы используются для оформления съёмных стендов. Проектная деятельность обогащает личностный опыт школьников и позволяет им: ­Совершенствовать умение работать с информацией; ­Актуализировать знания по предмету и конкретной теме; ­Применять их в своей учебной деятельности. Осуществляется проектная деятельность, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.  Гордостью  школы  является  наша  «Маленькая    Атамань»  ­  подворье извозчика.   Этот   проект   по   продолжительности   был   долгосрочным   и   реализовывался поэтапно.  Подготовительный  этап  включал   в  себя:  выбор  темы,   постановку   целей   и определение   задач.   На   организационном   этапе   была   сформирована   команда единомышленников,   которая   составила   плана   реализации   проекта,   провела анкетирование   среди   учащихся   школы   и   их   родителей,   произвела   расчет   сметы.   На основном   этапе   была   проведена   выставка   работ   «Кубанское   подворье»,   изготовлен макет с одноименным названием. И вот результат – кубанское подворье на пришкольном участке.   Теперь   здесь   экскурсоводы   кружка   «Патриот»   проводят   экскурсии   для учащихся   начальной   школы   и   среднего   звена.   Проводятся   встречи,   мероприятия, связанные с традициями кубанского казачества.               Данная деятельность позволяет развивать у учащихся умение ставить перед собой цель, умение работать с информацией, умение организовать рабочее время группы и каждого члена в ней.              Особый вклад в обновление школьного музея внесла этнографическая группа Кубанского казачьего хора под руководством Бондарь Н. И.   Николай Иванович не только поделился своими, а также сотрудников Научно – исследовательского центра традиционной   культуры   ГНТУ   «Кубанский   казачий   хор»     наработками   по   сбору материалов (вопросниками) по свадебным обрядам, жилищу, врачеванию и фольклору, но и сделал подарок школьному Музею – обработанные фотографии некоторых фондов, диски   с   записью   выступления   Кубанского   казачьего   хора,   книга   по   традициям кубанского казачества.             Постоянно ведется поисковая работа: записываем рассказы местных жителей о былых днях, с приложением  множества фотографий, которые пополняют фонд музея, пополняют   фонды   музея   и   ученики   и   учителя   школы.   Услышав   на   уроках кубановедения, истории о жизни прошлых лет, обучающиеся вспоминают, что дома есть интересные предметы, которыми давно никто не пользуется. Вместе выясняем, что это, и, как правило, дети дарят такие старинные вещи музею.             В музее работает Совет музея, состоящий из учителей, учеников, представителей общественных организаций – Совета ветеранов, казачества. Работает лекторская группа из обучающихся 7­11 классов.          С 2005 года при школьном музее работает кружок «Патриот». Одним из разделов кружка является экскурсионная деятельность. Цель   работы: познакомить   учащихся   с   основными   правилами   построения   и проведения музейной экскурсии; обогатить словарный запас учащихся. Учащиеся   готовят   и   проводят   экскурсии   по   залам   «Из   глубины   веков»,   «И   в краткий миг припомним разом» и другие.  Данная работа развивает   умение работать с информацией, умение общаться, умение презентовать результаты своего труда.  В заключении отмечу, что Музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий,   становиться   местом   осуществления   культурно­исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов. Музей — это исторически сложившийся институт, построенный на принципе диалога отрешенных   от   времени   и   пространства.   Транслируя   накопленный   человечеством   за многие   века   своего   существования   духовный   опыт,   музей   исходит   из   признания   за каждой   эпохой   права  на  собственное   видение   мира,   права  на  диалог   с  современной культурой. Культурная   среда   современного   музея —   не   только   созерцательное пространство, где человек выступает в роли наблюдателя раскрывающихся перед ним нравственных   и   иных   коллизий   ушедшего   времени,   но   и   живое,   развивающееся пространство,   обладающее   высокой   силой   информационного   и   эмоционального воздействия.                        Патриотическое воспитание молодежи в современном обществе становится наиболее   актуальным   в   наши   дни.   России   требуются   люди,   готовые   к   выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. На передний план выходит задача  приобщения подрастающего поколения к  деятельности, направленной на формирование активной жизненной  позиции, чувства любви к Родине и уважения к историческому прошлому, к родному краю,   гордости за свое Отечество.  Непосредственное   общение   с   ветеранами,   соприкосновение   поколений   позволит  сохранить духовный потенциал учащихся, а главное, память о людях,  которые отстояли мир на земле. Данный социальный заказ и призваны выполнять Музеи.

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки

Музейная педагогика - интеграция музея, музееведения и педагогической науки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2019