Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития
Оценка 5

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития

Оценка 5
Игры
docx
дефектология
Детсад
24.03.2017
Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития
Игры для детей с ЗПР по развитию мелкой моторики: игры для развития тактильных ощущений,игры на автоматизацию и дифференциацию звуков, игры на развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики, закрепление поставленного звука с движениями рук + зрительная опора, самомассаж и массаж кистей и пальцев рук и другие.
статья.docx

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития

 

Гадяцкая Алёна Викторовна

учитель- дефектолог высшей категории

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35

«Алёнушка-1»г. Ершов Саратовская область

 kisuljama2009@mail.ru

 

Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких  движений пальцев их рук (мелкой моторики). Рекомендуется стимулировать развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей и учёта развития детей. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Я в своей работе использую игры и упражнения, которые представляю вашему вниманию.

Игры для развития тактильных ощущений

Развитие тактильных ощущений напрямую связано  с развитием речи и интеллекта.

1. «Угадай, из чего сделан предмет»

Цель: определение фактуры материала при прикосновении.

Оборудование: набор предметов с различной фактурой материала (мех, вата, ткань, бумага, кожа, дерево)

Содержание: на столе находится набор предметов. Ребенок закрывает глаза, кладет правую ладонь на какой-либо предмет и говорит, из чего сделан (какой на ощупь, на что похоже, в каких целях можно использовать). Затем левую ладонь кладет на второй предмет и сравнивает с предметом в правой руке. (Фото 1,2,3,4)

                             

                  

        Фото 1                                                            Фото 2

               

        Фото 3                                                        Фото 4

 

2. «Домик для фасоленки»

Цель: развитие осязательных ощущений руки.

Оборудование:  коробочка с ячейками, фасоленки.

Содержание: ребенок закрывает глаза и на ощупь раскладывает фасоль по ячейкам, стараясь идти последовательно и не пропускать ни одной ячейки (фото 5).

                           Фото 5

 

 

3. «Золушка»

Цель: различение мелких предметов, сравнение предметов по величине, поверхности.

Оборудование: миска со смесью зерен (горох, гречка, фасоль) и разделенная по секторам коробочка.

Содержание: ребенок закрывает глаза и на ощупь перебирает смесь зерен и раскладывает по секторам (фото 6).

Фото 6

 

Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков

1.» Ручки»

Цель:  автоматизация и дифференциация звуков, развитие мелкой моторики и активизация межполушарного взаимодействия, ориентация в названии рук.

Оборудование: нарисованные ладони с красными кружочками.

Содержание: дефектолог просит ребенка при произнесении звука ставит пальцы на кружки нарисованной ладони соответственно. Сначала отрабатывается правая рука, затем левая рука, а потом обе руки одновременно. Для дифференциации звуков ребенок ставит пальчик вначале на правую руку и произносит звук  «С», а затем ставит пальчик на левую и произносит звук «Ш»   (фото 7,8).

           

Фото 7                                                  Фото 8

Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков

2. «Ножки»

Цель: автоматизация звуков, развитие статических и динамических движений пальцев рук.

Оборудование: «звуковая дорожка»

Содержание: ребенок при выполнении этого задания должен не только удерживать пальцы в позиции «ушки», но и попеременно переставлять пальцы на квадратики. При этом указательный и средний палец выполняют роль «ножек», которые идут по дорожке: указательный палец наступает на синий квадрат (твердый согласный звук) или зеленый (мягкий согласный звук), а средний – на красный квадрат (гласный звук). Когда ребенок переносит палец на синий квадрат, он произносит, например «шипит змея» (звук Ш), палец на красный квадрат – заданный гласный звук.

Ребенок ставит «ножки» на линию старта и по команде педагога начинает «звуковую дорожку». Если ребенок произнес автоматизированный звук неправильно - он возвращается в начало. Аналогично выполняем упражнение и левой рукой (фото 9).

                                 Фото 9

Игры на развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики

 Артикуляционная гимнастика + движения рук.

Например: упражнение «Качели» + взмахи руками: язычок  вверх - руки вверх, язычок вниз - руки вниз (фото10,11,12,13).

 

        

Фото 10                                                      Фото 11

                      

          

     Фото 12                                                      Фото 13

 

Закрепление поставленного звука с движениями рук + зрительная опора

Например: Звук «З» - зрительный образ + схема артикуляции звука + положение пальчиков (большой, указательный и средний вместе - нос комара)+стихотворная фраза.

Вот большой комар летит

И сердито он звенит: З-З-З

Большой комар улетел,

Но кто-то снова зазвенел!

Маленький звенит теплее,

Он, наверное, добрее! З’-З‘- З‘  (фото 14)

Фото 14

 

Закрепление поставленного звука с движениями рук + зрительная опора

Например: Звук «Ж» - зрительный образ + схема артикуляции звука + положение пальчиков (все пальчики раздвинуты в разные стороны - «лапки жука» )+стихотворная фраза.

Целый день жуки жужжат:

 Ж-Ж-Ж

Словно целый их отряд:

Ж-Ж-Ж

От цветка к цветку летят:

Ж-Ж-Ж

И друг с другом говорят (фото 15).

Фото 15

Также с целью развития мелкой моторики пальцев рук, в кружковой работе я использую различные виды пальчиковой гимнастики, конструирования с помощью пальцев разных существ или объектов. Такие игры помогают разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее (фото 16,17).

        

            Фото 16                                                       Фото 17

 

Применяю самомассаж и массаж кистей и пальцев рук.         

Массаж может производиться взрослым или самостоятельно самим ребенком. Упражнения использую как с речевым, так   и без речевого сопровождения (фото 18,19).

    

Фото 18                                                      Фото 19

Также использую массаж с использованием предметов: массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок «Колючий колобок,  мячиками – ежиками, прыгунками, шишками; массаж шестигранными карандашами (грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания,  снимают напряжение); массаж грецкими орехами (каштанами)  (фото 20,21).

 

Фото 20                                                  Фото 21

Шнуровка - идеальная игрушка для формирования устной речи  и подготовки руки к письму. Шнурование - незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимания (фото 22,23).

    

Фото 22                                                      Фото 23

 

Конструирование (фото 24,25)

   

Фото 24                                                    Фото 25

Пуговки и застежки (фото 26) 

                                                       Фото 26

«Чудо - прищепки», которыми можно рисовать картины! (фото 27,28)

    

Фото 27                                                    Фото 28

 

Активно использую в работе рисование по трафарету  различных фигур; штриховку; рисование – соединение фигур по точкам, пунктирным линиям; раскрашивание и штриховка рисунков (фото 29,30).

   

Фото 29                                                       Фото 30

Предметно-развивающая среда  для развития мелкой моторики.

    

Фото 31                                               Фото 32                      

 

 

     

Если смотреть на мир глазами детей, то все вокруг кажется искренним и настоящим!!!

                                             Фото 33


 

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития

Фото 1

Фото 1

Золушка» Цель: различение мелких предметов, сравнение предметов по величине, поверхности

Золушка» Цель: различение мелких предметов, сравнение предметов по величине, поверхности

Фото 7

Фото 7

Фото 9 Игры на развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики

Фото 9 Игры на развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики

Закрепление поставленного звука с движениями рук + зрительная опора

Закрепление поставленного звука с движениями рук + зрительная опора

Ж-Ж-Ж И друг с другом говорят (фото 15)

Ж-Ж-Ж И друг с другом говорят (фото 15)

Фото 18

Фото 18

Конструирование (фото 24,25)

Конструирование (фото 24,25)

Активно использую в работе рисование по трафарету различных фигур; штриховку; рисование – соединение фигур по точкам, пунктирным линиям; раскрашивание и штриховка рисунков (фото 29,30)

Активно использую в работе рисование по трафарету различных фигур; штриховку; рисование – соединение фигур по точкам, пунктирным линиям; раскрашивание и штриховка рисунков (фото 29,30)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017