Игры и упражнения для развития
связной речи
М. Н. Наумова
учитель начальных классов
Гимназия г. Лабытнанги, ЯНАО
Для ребенка очень важно овладеть логически связной речью и богатым словарным запасом. Для этого существует множество способов: беседы, составление рассказа по картинкам, восстановление деформированного текста, обучение младших школьников рассуждению и доказательству посредством загадок.
Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания.
Таким образом, загадка — это не просто развлечение и игра, но и упражнение в рассуждении и доказательстве, т. е. важное средство обучения и развития.
Уметь доказывать — это умение правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, своей композиции. Так как смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы (аргументы, подтверждающие тезис), то для речи-доказательства имеется своя структура, определяющая порядок аргументов: во-первых, во- вторых... и тд. В рассуждении часто приходится пользоваться сложными предложениями (в том числе сложноподчиненными), с помощью которых выражаются логические связи загадки: если— то, раз — значит, потому что.., так как.., так что.., поэтому.., значит... Рассуждение заканчивается выводом, который строится с использованием принятых для этого случая лексических средств: следовательно, значит, таким образом, поэтому я др.
Обычно школьники, имеющие нарушения речи, вышеперечисленными конструкциями пользуются редко или не пользуются вообще, по постоянно возникает необходимость объяснять и аргументировать и, следовательно, детям нужно создавать условия для необходимой речевой тренировки.
Поэтому, чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель:
не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов.
Надо учить детей воспринимать предметы и явления во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых говорится в загадках. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Загадывая загадки, необходимо повторять их по нескольку раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и полнее выделяли признаки.
Следует анализировать загадку, помогая вопросами обратить внимание школьников на признаки и связи между ними.
Необходимо давать образец и план доказательства. Это лучше всего делать с помощью последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки.
В случае пропуска какого-либо признака или связи нужно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие ребенку односторонность его отгадки.
Чтобы менялись содержание и способы доказательства, надо предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении, например:
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу...
Стану я учиться в школе
Разобраться в них смогу! (буквы, бумага
Тридцать три сестрички
Ростом невелвчки.
Если знаешь их секрет,
То на все найдешь ответ. (Буквы.)
Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают. подтверждают отгадку.
Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, способствует развитию навыка построения сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.
В зависимости от цели, которая ставится перед ребенком, он пользуется различными речевыми средствами, отбирает нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Следует иметь в виду, что загадки и стихи, предлагаемые в качестве образцов, должны каждый раз не только соответствовать поставленной речевой задаче, но и быть интересными по содержанию, богатыми выразительными средствами языка, простыми по композиции.
При работе логопеду нужно следить за грамматической стороной речи ребенка, чтобы он правильно согласовывал слова в роде, числе и падеже. правильно пользовался лексикой.
Я тебе не верю
Цель: закреплять навыки речи-доказательства, учить детей отгадывать загадки.
Ход игры. Класс делится на 2 — 3 команды, затем логопед поочерёдно загадывает каждой команде загадку. После того, как команда называет отгадку, соперники сообщают, что не верят правильности ответа, поэтому необходимо построить чётко аргументированное доказательство. Побеждает тот, кто наиболее убедительно доказывает отгадку, кто полнее и точнее объяснит.
Лес
Цель: закреплять навыки речи-доказательства, развивать навыки речи- описания, учить детей отгадывать загадки.
Оборудование: объемные и плоскостные игрушки, изображающие растения и животных леса.
Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в игру. Он будет загадывать загадки, а дети — отгадывать. Если точно и правильно отгадают и докажут отгадку, то этот предмет появится на столе. Например, что за дерево и зиму, и лето зелено? (Дети отгадывают и доказывают отгадку. Ставят елку.) Зимой и летом одним цветом. (После объяснения на столе появляются ель, сосна.)
На лесной опушке
Платьица белены.
Стоят подружки
Шапочки зелены.
После отгадывания и объяснения на столе выставляется изображение нескольких березок.
- Что же у нас получилось? — спрашивает логопед. (Лес.)
- Что еще растет в лесу, кроме деревьев? —
Учитель читает загадки:
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый ... (Мухомор.)
***
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай!
Это ... (Сыроежки.)
***
Я в красной шапочке расту
Среди корней осинок.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я ... (Подосиновик.)
После каждой отгадки перед классом появляется изображение то мухомора, то сыроежки, то подосиновика. Таким же образом предлагаются загадки и о ягодах: землянике, чернике, малине.
- В лесу живут разные звери и птицы. Узнайте какие:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Еж.)
***
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее ... (Лиса)
***
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
***
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
Загадки могут быть о других животных и птицах либо несколько загадок об одном животном или об одной птице.
- Получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод,
разных зверей и птиц! — радуются дети.
Теперь сами ребята загадывают загадки про лес и его обитателей — вспоминают известные либо придумывают свои. После этого логопед читает загадки про лес:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малинкой,
Васю — хворостинкой.
Составь рассказ по картинкам.
Цель: формировать правильную связную речь.
Ход игры. Логопед предлагает сочинить рассказ по картинке. Тот, у кого рассказ получится длиннее к интереснее, тот к победил.
Примерный материал
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.