Игры и упражнения для усвоения понятий «БУКВА» и «ЗВУК»
Оценка 4.8

Игры и упражнения для усвоения понятий «БУКВА» и «ЗВУК»

Оценка 4.8
Игры
docx
русский язык
1 кл—4 кл
24.02.2017
Игры и упражнения для усвоения понятий «БУКВА»  и  «ЗВУК»
Умение дифференцировать звуки речи вырабатывается благодаря множеству упражнений на выделение звуков из слов и на их распознавание. Представленный дидактический материал может использоваться на логопедических занятиях, посвященных обучению школьников звуко-буквенному анализу. Данные игры и упражнения на выделение и распознавание звуков, при их систематическом использовании на занятиях, помогают довести навык дифференциации звуков до автоматизма, а также помогают сделать работу в этом направлении более интересной и разнообразной.
Игры и упражнения для усвоения понятий звук и буква.docx
Игры и упражнения для усвоения понятий «БУКВА»  и  «ЗВУК» М. Н. Наумова учитель начальных классов  Гимназия г. Лабытнанги, ЯНАО  Исходным  моментом в процессе формирования навыка чтения и письма является звуко­ буквенный   анализ   слова   и   осознание   разницы   между   неречевыми   и   речевыми   звуками.   При работе с детьми имеющими нарушения речи, данная проблема стоит особенно остро. Умение дифференцировать звуки речи вырабатывается благодаря множеству упражнений на выделение звуков из слов и на их распознавание. Представленный дидактический материал может использоваться на логопедических занятиях, посвященных обучению школьников звуко­ буквенному анализу. Данные   игры   и   упражнения   на   выделение   и   распознавание   звуков,   при   их систематическом использовании  на занятиях, помогают довести навык дифференциации звуков до   автоматизма,   а   также   помогают   сделать   работу   в   этом   направлении   более   интересной   и разнообразной. Узнай, кто какие звуки издает Цель: развитие слухового восприятия. Оборудование: набор предметных иллюстраций с изображением жука, змеи, пилы, насоса, кота, комара, собаки, электровоза. Ход игры. Логопед показывает картинку и обращается к ученикам: «Сейчас я буду превращать вас в предметы и зверей, изображённые на картинках, а вы должны издавать   нужные   звуки».   Учащиеся   называют   изображенный   на   иллюстрации   предмет   я произносят, как звенит пила, жужжит жук и тд. Сначала отвечает представитель ряда, а затем все   дети   воспроизводят   этот   звук.   Победителем   считается   тот   ученик,   чей   ответ   был правильным. Кто это? Цель: развитие слухового восприятия. Ход игры. Водящий становится к классу спиной, а все учащиеся хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию учителя. Если водящий угадывает его, узнанный ученик становятся водящим. Примерный материал Мы немножко поиграем, Как ты слушаешь, узнаем. Постарайся, отгадай, Кто позвал тебя, узнай! (Имя водящего.) Сел петух на забор, Закричал на весь двор. Слушай, (Коля), не зевай, Кто петух у нас, узнай! «Кукареку!» К нам кукушка в огород Залетела и поет. А ты, (Витя), не зевай, Кто кукует, отгадай! «Ку­ку! Ку­ку!» Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, Закричала: «Ква­ква­ква!» Мы по кругу идем, Мы лисичку зовем. Пусть глаза не открывает, Нас по голосу узнает. Кто позвал тебя, узнай: «Лисичка, кто я?» Угадай звук Цель: отработка четкости артикуляции. Ход игры. Логопед или ведущий ученик произносит звук про себя, четко артикулируя. Учащиеся по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Тот, кто угадал первым, становится ведущим У кого хороший слух? Цель:  развитие  фонематического  слуха,  умение  слышать  звук в  слове.  Оборудование:  набор предметных иллюстраций. Ход игры. Логопед показывает иллюстрацию и называет ее. Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат   в   названии   изучаемый   звук.   На   более   поздних   этапах   логопед   молча   показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Логопед отмечает правильно определивших звук либо тех, кто не смог его найти и не выполнил (или выполнил неверно) соответствующие действия. Какой звук чаще всего слышим? Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове. Оборудование: набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук. Ход игры. Учитель произносит стихотворение, а ученики хором называют звук, который они чаще всего слышали. Примерный материал У Сени и Сани в сетях сом с усами. Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага. Зоиного зайку зовут Зазнайкой. Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки. Кто в домике живет? Цель: развитие умения определять наличие звука в слове. Оборудование: домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных иллюстраций. Ход игры. Учитель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Учащиеся называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная иллюстрация оценивается игровой фишкой. Примерный материал Еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь. Кто больше? Цель: развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой. Оборудование: набор пройденных букв, предметные картинки. Ход игры.  Каждому ученику дается одна из пройденных букв. Учитель показывает картинку, ученики   называют   изображенный   предмет.   Фишку   получает   тот,   кто   услышит   звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек. Где спрятался звук? Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.  Оборудование:  у   учителя   набор   предметных   иллюстраций.   У   каждого   ученика   —   карточка, разделенная па три квадрата, и цветная фишка (красная — если работа идет с гласным звуком, синяя — с согласным). Ход игры. Учитель показывает картинку, называет изображенный за ней предмет. Учащиеся повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук (в начале, в середине или в конце слова). Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке. Шифровщики Цель: развивать умение выделять первый звук в слове, соотносить его с буквой, составлять слово из отдельных букв. Оборудование: карточки с зашифрованными словами. Ход игры.  Ребёнку предлагается вписать в клетку под каждой картинкой букву, па которую начинается название изображённого сверху предмета, прочитать полученное слово. Примерный материал. Ответы: крот, софа, нора. Цепочка Цель: развитие умения выделять первый и последний звуки в слове.  Ход игры.  Один  из  учеников  (или учитель)  называет  слово,  рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик   ряда   и   т.   д.   Задача   ряда   —   не   разорвать   цепочку.   Игра   может   проходить   как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку. Каждому свое место Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове. Оборудование:  у каждого ребенка ­ набор предметных картинок и три карточки, каждая из которых   разделена   на   три   квадрата.   В   одной   карточке   закрашен   первый   квадрат,   в   другой средний, в третьей последний. Цвет закрашенных квадратов (красный или синий) зависит от характеристики изучаемого звука (гласный или согласный). Ход игры. Ученики размещают картинки под той или иной карточкой, з зависимости от места изучаемого   звука   в   слове   (в   начале,   середине   или   конце).   Выигрывает   тот,   кто   правильно расположил все картинки. Где наш дом? Цель: развитие умения дифференцировать частные звуки. Оборудование:  набор   предметных   картинок,   названия   которых   начинаются   с   оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например, [с] или [ш]. Ход игры.  Каждый ученик, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука [с] или [ш], вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки. Примерный материал Шары, сыр, шарф, шкаф, сапоги, сумка, шуба, собака, слон, стол. Превращение слов ­ волшебные цепочки Цель: развитие умения определять звук в составе слова и соотносить его с буквой. Ход игры. Логопед предлагает детям выполнить следующие задания: 1. Первое слово должно начинаться с буквы «А»,  а последнее ею заканчиваться. (Астра ­ амбар ­ рак ­ куст ­ трава.) 2. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего слога предыдущего слова. (Арба ­ барабан ­ банка ­ катер ­ термос ­ мостик ­ тик­так — такса ­ сажа ­ жаба.) Построим пирамиду Цель: развитие умения определять последние звуки в слове. Оборудование: на доске — рисунок пирамиды, основание которой состоит из пяти квадратиков, выше ­ четыре квадратика, затем — три и два. Картинки с изображением различных предметов, в названиях   которых   пять,   четыре,   три   и   два   звука   (соответственно   пять,   четыре,   три   и   две картинки). Ход игры.  Учитель предлагает детям заполнить пирамиду. Среди выставленных на наборное полотно картинок надо найти сначала те, в названиях которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный   ответ   не   засчитывается.   Правильное   выполнение   задания   поощряется   игровой фишкой. Примерный материал Сумка, чашка, туфли, мышка, груша, утка, ваза, елок, волк, мак, осы, кот, нос. Комментарий для учителя. Звуковой и буквенный состав названий иллюстраций должен совпадать. Что изменилось? Цель: развитие умения проводить звуко­буквенвый анализ. Оборудование: буквы из разрезной азбуки. Ход игры. Учитель составляет слово из букв разрезной азбуки. Дети прочитывают его. Затем они закрывают глаза, а учитель меняет, вставляет или убавляет одну—две буквы. Открыв глаза, учащиеся прочитывают слово и определяют, что изменилось. Выигрывает правильно отгадавший. Примерный материал Бочка — ночка — точка; репка — лепка — кепка; шапка — папка — лапка; рука — ручка; пара — парта; мишка — миска; город — горох. Что перепутал художник? Цель: развитие умения проводить сравнительный звуко­буквенный анализ. Оборудование: карточки со словами и предметными иллюстрациями: булка — на картинке белка, далее соответственно кот — кит, горка — норка, мышка — мишка, лужи — лыжи, ворота — ворона. Ход   игры.  Учитель   рассказывает,   что   художнику   дали   карточки   со   словами   и   попросили нарисовать под словами картинки. Художник был маленький мальчик. Рисовал он очень хорошо, а читать правильно не научился. Ребятам предлагается определить, что перепутал маленький художник. Какую букву в каждом слове он прочитал неверно? Ученики называют картинку, читают под ней слово, указывают ошибку, ищут карточку с нужным словом, сравнивают по буквам пару слов. Задание могут выполнять представители каждого ряда. За правильный ответ насчитываются очки.  Комментарий   для   учителя.  Когда   все   картинки   и   слова   будут   расставлены   верно,   можно предложить детям записать одну—две пары слов и подчеркнуть разные буквы. Угадай слово Цель: развитие умения проводить звуко­буквенный анализ, различать и согласные буквы. Оборудование: наборное полотно и карточки с буквами. Ход игры. Учитель ставит на наборное полотно согласные буквы, например: м­л­к (молоко), с­п­ г­ (сапоги) и т. д., а ученики отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по рядам. Комментарий для учителя. Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух—трех прямых   открытых   слогов.   В   конце   игры   учитель   спрашивает,   какие   буквы   (согласные   или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми. Сколько точек — столько букв Цель:  развитие   умения   подбирать   слова   по   заданному   количеству   букв,   проводить   звуко­ буквенный анализ. Оборудование: кубик, на гранях которого различное количество точек (две, три, четыре, пять, шесть). Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают все слова, какие называли,   и   некоторые   записывают   в   тетрадь,   ставя   в   скобках   цифру,   соответствующую количеству букв. Комментарий для учителя. Анализируются по звуковому составу только те слова, где имеется совпадение звука и буквы. Остальные, названные правильно, орфографически проговариваются. Угадай предмет Цель: развитие умения подбирать слова по заданному количеству букв. Оборудование: набор предметных иллюстраций, на тыльной стороне каждой написана первая буква названия предмета. Остальные буквы слова обозначены черточками. Ход игры.  От каждого ряда ученики по одному выходят и вписывают в схему недостающие буквы. Иллюстрацию переворачивают. Если слово соответствует названию картинки, ее забирает ученик. Победителем считается тот ряд, у которого больше иллюстраций. Примерный материал О ­ ­ (осы), с ­ ­ (сом), м ­ ­ ­ (мыло), л ­ ­ ­ (луна), у ­ ­ (усы), н ­ ­ (нос), ш ­ ­ (шар), п ­ ­ ­ (ноги), к ­ ­ (кот), б ­ ­ ­ (бусы), р ­ ­ ­ (рама), у ­ ­ ­ (утка), ж ­ ­ (жук), д ­ ­ (дом). Цепочка слов Цель: развитие умения подбирать похожие по буквенному составу слова; сравнительный анализ слов. Оборудование: записанные на доске первые слова для каждого ряда; расчерченные линейки для записи последующих слов. Ход игры. К доске выходят учащиеся (по одному от каждого ряда) и, заменяя одну букву, пишут новое слово. Выигрывает тот ряд, который напишет большую цепочку слов. Примерный материал Сом, сон, лук, сыр, сын, рак, лак, ком, кот, нога, нора, город, горох и др. Подбери пару Цель: развитие умения подбирать похожие по буквенному составу слова; сравнительный анализ слов. Оборудование: по шесть карточек со словами у каждого ученика. Ход игры.  Учащиеся составляют пары слов, отличающихся одной буквой. Выигрывают первые пять учеников, правильно подобравших пары слов. Каждый ученик должен уметь объяснить, чем отличаются слова в любой паре. Примерный материал Пар — парк, кот крот, роза — гроза, рот крот, сук — стук, ком корм, каска — краска, зал звал, лещii — клещи, бор — борщ, ужи — лужи, ужи — ужин, утка — шутка, кран — экран, лапа — лампа, усы бусы, осы— косы, сорок — сорока, стол — ствол, так — танк, сон — слон, сор спор, дал ­ ждал. Подвижные буквы Цель: развитие умения составлять слова из данных букв, изменяя их порядок. Оборудование: карточки со словами и буквы разрезной азбуки. Ход игры. Ученик получает карточку со словом я буквы, составляющие это слово. Дети должны выложить   сначала   слово,   напечатанное   на   карточке,   а   затем   переставить   буквы   так,   чтобы получилось новое слово. Выигрывают первые пятеро из выполнивших задание учеников. Примерный материал Липа — пила, кот ток, сон — нос, лапка — палка, рано — нора, маяк — ямка, карп — парк, марка — рамка, кулак — кукла, лес — сел, кот — кто. Каждой согласной — свое место Цель: развитие умения узнавать слова по опорным буквам, звуко­буквенный анализ. Оборудование:  два—три   столбика   записанных   на   доске   слов,   в   которых   согласные   буквы обозначены черточками; согласные буквы из разрезной азбуки над каждым столбиком. Ход игры.  Ученики из каждого ряда (звена) по очереди, используя данные согласные буквы, вписывают   их   в   схемы   вместо   пропущенных.   Выигрывает   тот   ряд   (звено),   который   первым закончит работу.

Игры и упражнения для усвоения понятий «БУКВА» и «ЗВУК»

Игры и упражнения для усвоения понятий «БУКВА»  и  «ЗВУК»

Игры и упражнения для усвоения понятий «БУКВА» и «ЗВУК»

Игры и упражнения для усвоения понятий «БУКВА»  и  «ЗВУК»

Игры и упражнения для усвоения понятий «БУКВА» и «ЗВУК»

Игры и упражнения для усвоения понятий «БУКВА»  и  «ЗВУК»

Игры и упражнения для усвоения понятий «БУКВА» и «ЗВУК»

Игры и упражнения для усвоения понятий «БУКВА»  и  «ЗВУК»

Игры и упражнения для усвоения понятий «БУКВА» и «ЗВУК»

Игры и упражнения для усвоения понятий «БУКВА»  и  «ЗВУК»

Игры и упражнения для усвоения понятий «БУКВА» и «ЗВУК»

Игры и упражнения для усвоения понятий «БУКВА»  и  «ЗВУК»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017