Предлагаемые методические материалы предназначены для организации и проведения мероприятий в рамках внеурочной деятельности для педагогов дополнительного образования, организаторов внеклассной и внешкольной работы в общеобразовательной организации. Могут быть использования для организации и проведения экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций и других формах работы.
ИГРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
Современные игровые технологии – необходимое и эффективное
педагогическое средство для детей младшего и среднего школьного
возраста.
Закон РФ «Об образовании» определил новую парадигму образования и
воспитания: провозглашается гуманистический характер образования. Это
значительно повышает роль воспитания, а воспитание невозможно без
формирования основ экологической культуры.
В системе культурных и общечеловеческих ценностей высокий уровень
здоровья и физической подготовленности во многом обуславливает возможность
освоения всех остальных ценностей и, в этом контексте, является основой, без
которой сам процесс становления личности мало эффективен.
Вместе с тем анализ состояния здоровья российских детей за последние 10
лет не дает основания для оптимизма.
Гармоничное развитие ребенка требует новых направлений в практике
физического воспитания, основанных на ярко выраженной интеграции
двигательной и познавательной деятельности.
Одним из инновационных направлений в этой области является система
сюжетноролевой ритмической гимнастики, которую можно эффективно
использовать на кружковых занятиях в виде физпаузминуток.
Основными формами организации внеклассных занятий с младшими и
средними школьниками могут быть интегрированные занятия, решающие
общеобразовательные задачи с активным применением подвижных игр.
ЭКОБЕЙДЖИКИ
Чем младше возраст кружковцев, тем занимательнее должна быть форма
занятий. Элемент веселой игры можно внести в занятия кружков любого
биологического направления, если почаще применять такое удобное и забавное
приспособление, как самодельная эмблемкаэкобейджик.
Их с удовольствием изготовят сами дети из журнальных картинок, старых
открыток или календариков с изображениями животных и растений. Такие
бейджики надо заламинировать с помощью широкого скотча и им же приклеить к
картонке, а затем раздать (или разыграть) и прикрепить детям на курточки и
платья канцелярскими прищепками (но не булавками!).
С о д е р ж а н и е и г р ы .Принцип группировки ребят – это принцип биоценоза. Например, одна
группа – лесные животные или растения, другая – морские обитатели. Или:
травоядные животные и хищники.
Можно сыграть с помощью этих эмблемокбейджиков в самые разные
экологическибиологические игры: «Экоручеек», «Экожмурки», «Эколото» и др.
Н е о б х о д и м ы й р е к в и з и т .
1. Изображения животных и растений на открытках, календариках, стикерах
(еще лучше, если применить собственные рисунки детей).
2. Широкий скотч.
3. Картон.
4. Канцелярские прищепки или узкие ленточки для бейджиков (самое
удобное – вешать бейджики с помощью ленточки на шею, с этим дети лучше
справятся).
О с о б е н н о с т и и г р ы :
– исключительно проста, не требует специальной подготовки и обучения;
– изготовить бейджики с удовольствием возьмутся сами дети;
– игра, кроме обучающего, воспитывающего и развивающего, имеет еще и
прикладное значение (при делении группы детей на 2–3 команды).
ЭКОРУЧЕЕК
«Ручеек» – это традиционная веселая игра, очень любимая детьми среднего и
даже старшего школьного возраста. Ее легко превратить в экологическую игру,
если применить эмблемкиэкобейджики.
С о д е р ж а н и е и г р ы .
1. Разделяем ребят на две команды.
2. Выстраиваем детей парами в двойную шеренгу. Взявшись попарно за руки,
дети образуют живой коридор.
3. Выбранный считалочкой «начинающий» вбегает в этот живой коридор и
выводит за руку того, чей бейджик подходит для животного на его бейджике.
Например, если у начинающего на бейджике изображен хищник, то выбрать
он должен того, кого этот хищник может съесть. Важно также не ошибиться с
континентом места обитания, ведь тигр не сможет поймать кенгуру, потому что
тигры не живут в Австралии!
4. Освободившийся из пары играющий ищет в свою очередь нового товарища
напарника.5. Образовавшиеся таким образом новые пары получают по фанту, если
выбор был сделан верно. Затем подсчитываем суммарное количество фантов
каждой команды и определяем командупобедителя.
6. Проводим обсуждение и награждение: вручаем вкусный приз команде
победителю (например, недорогое лакомство, которое можно будет разделить
поровну на всех).
П р и м е ч а н и я .
1. Важно при определении верности выбора новой пары обязательно
советоваться с ребятами или заранее выбрать из них жюри – самых
эрудированных представителей каждой команды.
2. Чтобы условное разделение ребят на команды не забылось во время игры,
бейджики нужно пометить цветным фломастером (он потом легко сотрется с
поверхности скотча) или самоклеящейся цветной ленточкой.
Например, у одной команды на бейджиках будет красоваться малиновая
галочка, у другой – зеленая.
Н е о б х о д и м ы й р е к в и з и т .
Бейджики, фанты и сладкий приз победителям.
О с о б е н н о с т и и г р ы .
Проводить игру можно и в помещении, и на свежем воздухе, что гораздо
предпочтительнее для здоровья детей.
ВЕРТИСЬ, АНТОШКА, НА ОДНОЙ НОЖКЕ
От традиционной игры в жмурки эта игра отличается некоторой
усложненностью, а также экологической направленностью, осуществляемой с
помощью экобейджиков.
С о д е р ж а н и е и г р ы .
1. Дети берутся за руки и выстраиваются в круг. Начинают вести хоровод,
приговаривая хором: «Вертись, Антошка, на одной ножке! Расколдовывай
скорей заколдованных зверей!»
2. Ведущего – Антошку – определяют считалочкой. Ему завязывают глаза
шарфиком или косынкой и ставят в центре круга. На счет 1, 2, 3 он начинает
вертеться, подпрыгивая на одной ноге, при слове «Три!» он замирает и старается
дотянуться до ближайшего игрока. Тот должен громко назвать животное своего
бейджика или имитировать его звуки.3. Наш «Антошка» должен сначала узнать по голосу своего товарища, а
потом, если отгадал, снять повязку с глаз и рассказать о животном на его
бейджике: вид, семейство, место обитания, цепи питания. Если ведущий
товарища не узнал, то снова вертится на одной ножке. Если правильно рассказал
о животном, получает фант и передает свою повязку тому, кого поймал.
П р и м е ч а н и я .
В зависимости от возраста детей и темы изученного раздела эмблемки
бейджики можно делать сложнее или проще. Для малышей это обычные звери:
лисица, волк, медведь, заяц, лягушка, а для детей постарше – гепард, окапи,
тапир, ленивец, капибара, фенек, опоссум, росомаха и т. п.
Если ограничиться только озвученными животными (то есть теми, голоса
которых можно имитировать), то в бейджиках нет необходимости.
Н е о б х о д и м ы й р е к в и з и т .
1. Косынка или шарфик для повязки на глаза.
2. Эмблемкибейджики с животными (но можно обойтись и без них).
О с о б е н н о с т и и г р ы .
Эту игру особенно удобно использовать на свежем воздухе или в просторном
помещении.
ЦВЕТКИ И МОТЫЛЬКИ
Разделите детей на две группы – «цветки» (они стоят на месте) и «мотыльки»
(бегают, размахивая руками). Дайте время войти в роль. По вашей команде
«Ночь!» мотылькам надо «сесть» на цветы. Каждый «цветок» имеет две руки и
приютит только двух мотыльков. По команде «День!» они «взлетают». А теперь
«сорвите» пару «цветков» (уведите в сторонку); комуто из «мотыльков» теперь
не хватит места. И так несколько раз. Обсудите это с детьми. Если дети уже
изучили тему «Насекомые», дайте им бейджики с конкретными изображениями
лопуха и бабочкирепейницы, петуньи и бражника, боярышника и боярышницы,
крапивы и крапивницы и т. д. Начинаем игру под стихотворение: «Наши нежные
цветки раскрывают лепестки…».