Игры на экологические темы.

  • Мероприятия
  • docx
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемые методические материалы предназначены для организации и проведения мероприятий в рамках внеурочной деятельности для педагогов дополнительного образования, организаторов внеклассной и внешкольной работы в общеобразовательной организации. Могут быть использования для организации и проведения экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций и других формах работы.
Иконка файла материала Игры на экологические темы.docx
ИГРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ Современные   игровые   технологии   –   необходимое   и   эффективное педагогическое     средство     для     детей     младшего     и     среднего     школьного возраста. Закон   РФ   «Об   образовании»   определил   новую   парадигму   образования   и воспитания:   провозглашается   гуманистический   характер   образования.   Это значительно   повышает   роль   воспитания,   а   воспитание   невозможно   без формирования основ экологической культуры. В   системе   культурных   и   общечеловеческих   ценностей   высокий   уровень здоровья и физической подготовленности во многом обуславливает возможность освоения всех остальных ценностей и, в этом контексте, является основой, без которой сам процесс становления личности мало эффективен. Вместе с тем анализ состояния здоровья российских детей за последние 10 лет не дает основания для оптимизма. Гармоничное   развитие   ребенка   требует   новых   направлений   в   практике физического   воспитания,   основанных   на   ярко   выраженной   интеграции двигательной и познавательной деятельности. Одним   из   инновационных   направлений   в   этой   области   является   система сюжетно­ролевой   ритмической   гимнастики,   которую   можно   эффективно использовать на кружковых занятиях в виде физпауз­минуток. Основными   формами   организации   внеклассных   занятий   с   младшими   и средними   школьниками   могут   быть   интегрированные   занятия,   решающие общеобразовательные задачи с активным применением подвижных игр. ЭКО­БЕЙДЖИКИ Чем   младше   возраст   кружковцев,   тем   занимательнее   должна   быть   форма занятий.   Элемент   веселой   игры   можно   внести   в   занятия   кружков   любого биологического направления, если почаще применять такое удобное и забавное приспособление, как самодельная эмблемка­экобейджик. Их с удовольствием изготовят сами дети из журнальных картинок, старых открыток   или   календариков   с   изображениями   животных   и   растений.   Такие бейджики надо заламинировать с помощью широкого скотча и им же приклеить к картонке, а затем раздать (или разыграть) и прикрепить детям на курточки и платья канцелярскими прищепками (но не булавками!). С о д е р ж а н и е   и г р ы .Принцип   группировки   ребят   –   это   принцип   биоценоза.   Например,   одна группа   –   лесные   животные   или   растения,   другая   –   морские   обитатели.   Или: травоядные животные и хищники. Можно   сыграть   с   помощью   этих   эмблемок­бейджиков   в   самые   разные экологически­биологические игры: «Экоручеек», «Экожмурки», «Эколото» и др. Н е о б х о д и м ы й   р е к в и з и т . 1. Изображения животных и растений на открытках, календариках, стикерах (еще лучше, если применить собственные рисунки детей). 2. Широкий скотч. 3. Картон. 4.   Канцелярские   прищепки   или   узкие   ленточки   для   бейджиков   (самое удобное – вешать бейджики с помощью ленточки на шею, с этим дети лучше справятся). О с о б е н н о с т и     и г р ы : – исключительно проста, не требует специальной подготовки и обучения; – изготовить бейджики с удовольствием возьмутся сами дети; – игра, кроме обучающего, воспитывающего и развивающего, имеет еще и прикладное  значение (при делении группы детей  на  2–3 команды). ЭКОРУЧЕЕК «Ручеек» – это традиционная веселая игра, очень любимая детьми среднего и даже старшего школьного возраста. Ее легко превратить в экологическую игру, если применить эмблемки­экобейджики. С о д е р ж а н и е   и г р ы . 1. Разделяем ребят на две команды. 2. Выстраиваем детей парами в двойную шеренгу. Взявшись попарно за руки, дети образуют живой коридор. 3. Выбранный считалочкой  «начинающий» вбегает в этот живой коридор и выводит за руку того, чей бейджик подходит для животного на его бейджике. Например, если у начинающего на бейджике изображен хищник, то выбрать он должен того, кого этот хищник может съесть. Важно также не ошибиться с континентом места обитания, ведь тигр не сможет поймать кенгуру, потому что тигры не живут в Австралии! 4. Освободившийся из пары играющий ищет в свою очередь нового товарища­ напарника.5.   Образовавшиеся   таким   образом   новые   пары   получают   по   фанту,   если выбор   был   сделан   верно.  Затем   подсчитываем   суммарное   количество   фантов каждой команды и определяем команду­победителя. 6.  Проводим   обсуждение   и  награждение:   вручаем   вкусный   приз   команде­ победителю (например, недорогое лакомство, которое можно будет разделить поровну на всех). П р и м е ч а н и я . 1.   Важно   при   определении   верности   выбора   новой   пары   обязательно советоваться   с   ребятами   или   заранее   выбрать   из   них   жюри   –   самых эрудированных представителей каждой команды. 2. Чтобы условное разделение ребят на команды не забылось во время игры, бейджики нужно пометить цветным фломастером (он потом легко сотрется с поверхности скотча) или самоклеящейся цветной ленточкой.  Например,   у   одной   команды   на   бейджиках   будет   красоваться   малиновая галочка, у другой – зеленая. Н е о б х о д и м ы й   р е к в и з и т . Бейджики, фанты и сладкий приз победителям. О с о б е н н о с т и   и г р ы . Проводить игру можно и в помещении, и на свежем воздухе, что гораздо предпочтительнее для здоровья детей. ВЕРТИСЬ, АНТОШКА, НА ОДНОЙ НОЖКЕ От   традиционной   игры   в   жмурки   эта   игра   отличается   некоторой усложненностью,   а   также   экологической   направленностью,   осуществляемой   с помощью экобейджиков. С о д е р ж а н и е   и г р ы . 1. Дети берутся за руки и выстраиваются в круг. Начинают вести хоровод, приговаривая   хором:   «Вертись,   Антошка,   на   одной   ножке!   Расколдовывай скорей заколдованных зверей!» 2. Ведущего – Антошку – определяют считалочкой. Ему завязывают глаза шарфиком или косынкой и ставят в центре круга. На счет 1, 2, 3 он начинает вертеться, подпрыгивая на одной ноге, при слове «Три!» он замирает и старается дотянуться до ближайшего игрока. Тот должен громко назвать животное своего бейджика или имитировать его звуки.3.   Наш   «Антошка»   должен   сначала   узнать   по   голосу   своего   товарища,   а потом,   если   отгадал,   снять   повязку   с   глаз   и   рассказать   о   животном   на   его бейджике:   вид,   семейство,   место   обитания,   цепи   питания.   Если   ведущий товарища не узнал, то снова вертится на одной ножке. Если правильно рассказал о животном, получает фант и передает свою повязку тому, кого поймал. П р и м е ч а н и я . В   зависимости   от   возраста   детей   и   темы   изученного   раздела   эмблемки­ бейджики можно делать сложнее или проще. Для малышей это обычные звери: лисица, волк, медведь, заяц, лягушка, а для детей постарше – гепард, окапи, тапир, ленивец, капибара, фенек, опоссум, росомаха и т. п. Если  ограничиться  только  озвученными  животными  (то  есть  теми,  голоса которых можно имитировать), то в бейджиках нет необходимости. Н е о б х о д и м ы й   р е к в и з и т . 1. Косынка или шарфик для повязки на глаза. 2. Эмблемки­бейджики с животными (но можно обойтись и без них). О с о б е н н о с т и   и г р ы . Эту игру особенно удобно использовать на свежем воздухе или в просторном помещении. ЦВЕТКИ И МОТЫЛЬКИ Разделите детей на две группы – «цветки» (они стоят на месте) и «мотыльки» (бегают,   размахивая   руками).   Дайте   время   войти   в   роль.   По   вашей   команде «Ночь!» мотылькам надо «сесть» на цветы. Каждый «цветок» имеет две руки и приютит только двух мотыльков. По команде «День!» они «взлетают». А теперь «сорвите» пару «цветков» (уведите в сторонку); кому­то из «мотыльков» теперь не хватит места. И так не­сколько раз. Обсудите это с детьми. Если дети уже изучили тему «Насекомые», дайте им бейджики с конкретными изображениями лопуха и бабочки­репейницы, петуньи и бражника, боярышника и боярышницы, крапивы и крапивницы и т. д. Начинаем игру под стихотворение: «Наши нежные цветки раскрывают лепестки…».